Напоминание

"Преподавание общего фортепиано в ДШИ"


Автор: Ишутина Оксана Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им.Е.М.Беляева"
Населённый пункт: г.Клинцы ,Брянской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Преподавание общего фортепиано в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Е.М.Беляева»

Г.Клинцы Брянской области

Методический доклад на тему :

«Преподавание общего фортепиано в ДШИ»

Преподаватель по классу

фортепиано

Ишутина О.Н.

2023г.

Без изучения курса общего фортепиано - "обязательного", немыслимо

воспитание профессионального музыканта любой специальности.

А.Г. Рубинштейн

Введение.

Предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном

плане школ искусств. Прохождение общего курса фортепианной игры («курс

фортепиано для не пианистов» - данный термин впервые обнаруживается в

методической записке, датированной 1918 годом, разработанной специальной

комиссией Московской консерватории под руководством А.Гольденвейзера.

Фортепиано, как ни один из существующих инструментов, обладает

богатейшими воспроизводящими возможностями: «…Рояль способен на свой

лад интерпретировать любое музыкальное явление»; «…это инструмент эстрады

и быта, солист и аккомпаниатор, обладающий многими возможностями

оркестра, красотой человеческого голоса».

Ещё в 1897 году В.Гутор, в частности, писал: «…фортепиано самый удобный и

полный инструмент для изучения музыки…». Не случайно, курс фортепиано стал

общим, объединив проблемы музыкального становления и формирования

музыкантов всех специальностей.

В отличие от многих учебных предметов в музыкальных учебных заведениях

предмет «общее фортепиано» не оснащен в достаточной степени научно-

методической литературой.

В

20-е годы ХХ века одним из первых исследователей в области теории и

методики общего фортепиано стал преподаватель Ленинградской

консерватории ЗАГОРНЫЙ Нестор Николаевич (1887–1969) – пианист,

композитор, педагог.

Окончил СПб консерваторию по классу теории композиции и в 1915 году по

классу фортепиано Л.Николаева. Профессор Ленинградской консерватории.)

Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет

(Опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано) – первая

попытка выявить особенности курса как учебного предмета, подчеркнуть его

отличие от специального фортепиано

.

Развитие теории общего фортепиано в последующее десятилетие связано с

именем Б.Яворского, в частности с его Методической хрестоматией по курсу

общего фортепиано. Занимаясь с учащимися в классе общего фортепиано, он

справедливо полагал, что от уровня владения инструментом зависит уровень

музыкального образования в целом, т.к. фортепианная подготовка музыканта в

значительной степени определяется возможностью широкого охвата и глубокого

усвоения дисциплин музыкально-теоретического цикла. Наряду с теоретическим

материалом по вопросам курса хрестоматия содержит учебно-педагогический

репертуар, отбор которого воплотил идею автора о главной цели предмета –

«познания музыки во всём её разнообразии через фортепиано». «Цель

составления и выпуска настоящей хрестоматии, – писал Б.Яворский, –

восполнить огромный пробел, существующий до сих пор в области музыкальной

литературы для курса, так называемого общего или дополнительного

фортепиано в музыкальных учреждениях».

Прошло более полувека, прежде чем проблемы общего фортепиано вновь

привлекли к себе внимание исследователей. Лишь «с возвращением идеи

музыканта широкого профиля» исследователи вновь обратились к проблемам

общего фортепиано. В 1981-м году вышел проект Программы по фортепиано для

студентов разных специальностей, до сих пор являющейся «руководством к

действию» кафедр общего фортепиано музыкальных вузов

.

Учебная деятельность в классе общего фортепиано складывается из различных

видов исполнительской работы. Работа над фортепианным репертуаром у не

пианистов осложнена именно недостатком времени для занятий дома; это

сильно затрудняет его освоение материала.

Об универсальности, об огромных воспроизводящих возможностях фортепиано

писали многие композиторы и педагоги. «Пианист едва ли нуждается в обучении

на другом инструменте, чтобы стать вполне законченным музыкантом, но…

исполнители на всех остальных инструментах, а также вокалисты встретятся с

большими трудностями в своём общем музыкальном развитии, если не

приобретут…ориентировочного знакомства с фортепиано. Таким образом,

очевидно, что фортепианное исполнительство, универсальное по характеру

самого инструмента, становится основательной школой воспитания подлинного

музыканта.

Курс общего фортепиано имеет профилирующее значение и, таким образом,

«может рассматриваться как составная часть любой музыкальной

специальности». Одновременно с накоплением пианистического мастерства на

уроках фортепиано для не пианистов происходит целенаправленное

формирование разностороннего музыканта. Курс позволяет «интегрировать в

рамках урока большое число различных произведений и одновременно ввести

немало обобщающих понятий, рассматриваемых в культурно-историческом

плане». Здесь же необходимо отметить огромную связь общего фортепиано с

системой музыкально-теоретических дисциплин.

Особенности преподавания предмета « общего фортепиано».

В своё время педагог Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный впервые

в музыкально - педагогической литературе сформулировал принципиальные

основы специфики методики общего фортепиано. Вот некоторые тезисы его

доклада "Программа и методы работы по общему курсу фортепиано".

1.

Жизненность методов работы в общих классах фортепианной игры

обусловливается приспособление их к требованиям специальности

учащихся.

2.

Все недостатки прежней постановки дела в, так называемых ,обязательных

классах фортепиано, сводится к ложному построению работы по образцу

спец. классов фортепиано.

3.

Прохождение общего курса фортепианной игры должны содействовать

поднятию общей культуры учащихся, и, с другой стороны, своей

специальной профессиональной работе.

4.

Выработка основных приёмов игры является необходимым условием

курса, объём, содержание и качественные требования определяются её

конечными прикладными целями.

5.

По мере хода занятий по техническому овладению инструментом,

специальность учащегося находит, чем дальше, тем больше, отражение в

материалах и форме заданий.

6.

Отказ от ориентировки на спец. классы и выработка особых методов в

общих классах игры на фортепиано, поставит этот предмет на равную со

всеми высоту.

Н.Н. Загорный называет круг задач, которые призваны решить курс общего

фортепиано:

развитие фортепианной техники;

разучивание пьес разных стилей и фактур;

игра в ансамбле, аккомпанементе;

чтение нот с листа.

Развитие методики общего фортепиано связано с именем Б.Л. Яворского

"Методическая хрестоматия по курсу общего фортепиано", изданная в

1935г.- его труд. Эта хрестоматия, уникальное явление не только в

отечественной методической литературе, но и мировой педагогике. Уже

известный тезис-ориентация общего фортепиано на специальность в учебном

процессе у Яворского получает более глубокое развитие: "Курс фортепиано

для исполнителей должен непрерывно поднимать их исполнительскую

культуру". Красной нитью через весь труд проходит мысль о развивающей,

воспитательной функции общего фортепиано, творческом подходе к

решению этой задачи. Принципиально новой была установка на создание

специального учебного материала в виде переложений ансамблевой, сольной

литературы. Поставлен вопрос о воспитании на уроках навыка

схематического, "конспективного" прочтения нотного текста. Убедительно

доказана необходимость в различии методов технического развития

учащихся разных специальностей. "Недалеко то время, когда программа

курса общего фортепиано будет строго обособленна для каждой

специальности"- вот наказ Н. Загорного и Б. Яворского. К сожалению

дальнейшие события в нашей стране (война, разруха, просто инертность)

стали помехой для внедрения в жизнь этих методик.

В наше время предмету общее фортепиано отводится не столь значимая роль,

как хотелось бы. Вышеуказанные задачи Н. Загорного остаются актуальными

и в настоящее время, правда, условия для их решения не простые:

отсутствие инструмента у учащихся, иногда классов для занятий;

чаще урок по 20 минут или по 40 минут раз в неделю, а в течение года

ученику нужно освоить минимум 5 разнохарактерных пьес и в конце

полугодия и года ученик должен сыграть 2 пьесы на различные штрихи и

часто двумя руками;

не на всех отделениях общее фортепиано начинается с первого класса

обучения.

Например по нашей программе с первого класса предмет общее фортепиано

вводится по специальности "Хоровое пение" ПП/8,по общеразвивающей

программе, 5 летнего обучения "Академический вокал". На отделениях же

"Народные инструменты", "Духовые и ударные инструменты" ПП/8

начинают изучать общее фортепиано лишь с 4 класса и по 20минут. Эти же

отделения по ПП\5, изучают фортепиано со 2 класса, и то же по 20 минут. И

лишь в выпускном классе на освоение итоговой аттестационной программы

учащимся этих отделений отводится 40 минут. На этом фоне в более

выгодном положении "Струнные инструменты" ПП/8. У них предмет общее

фортепиано начинается с 3 класса и сразу по 40 минут.

Когда предмет общее фортепиано начинается с 1-го класса, то в силу того,

что принимают детей с 6-7 лет включительно, возникает проблема

возрастной психологии. Интересно ученику тогда, когда урок проходит в

хорошем темпе, речь преподавателя яркая, образная, эмоциональная (у

ребёнка этого возраста преобладает образное мышление). Ученик 1-го класса

ещё не имеет навыка самостоятельной работы, всю работу преподаватель с

учеником выполняет на уроке. Но, надо с первых же шагов приучать его к

обязательному выполнению домашнего задания, говоря ему: "А дома

вспомни, что мы делали на уроке и сделай точно также, но только

упражняйся больше. Добейся, чтобы играть тебе было свободно, легко и

удобно. " Тем самым мы постепенно приучаем его к систематической

домашней работе и главное - к достижению результата работы, а это, в свою

очередь, подогревает интерес к занятиям - ведь ребёнку интересно только то,

что получается и тогда ему хочется сделать ещё больше. А это решает

главную задачу - развить у ученика музыкальные способности и

пианистические навыки.

Надо сказать, что самое трудное и самое важное, чему преподаватель с

первых же шагов должен учить ребёнка, любого отделения - это слушать

свою игру, не допускать резкой, грубой игры, прививать культуру

исполнения. Преподаватель должен сразу учить ребёнка исполнять

маленькие пьесы цельно, музыкально. Ученик должен понимать строение

песенки, иметь понятие о фразе, предложении и цезуре.

Занимаясь фортепиано целесообразно разделять учащихся на две группы:

инструменталистов и не инструменталистов - дирижеров - хоровиков и

вокалистов. У первой группы развитие фортепианной техники происходит

параллельно техническому развитию на спец. инструменте, превращается в

процесс, зависимый от специальности. С одной стороны - корректируемый

ею, с другой - учитывающий, использующий опыт работы над техникой в

специальном классе. У второй группы процесс развития навыков ф-ной игры

не зависит от спец. инструмента, но в то же время и лишен опыта работы над

инструментальной техникой. Возникает вопрос, какая из названных групп

потенциально перспективнее в работе над техникой? Если рассматривать эту

работу как тренировку аппарата, то покажется, что инструменталисты

находятся в менее выгодном положении, нежели вокалисты или дирижеры,

поскольку спец. инструмент ограничивает время и силы для занятий ф-но.

Однако практика отрицает такое предположение. При других равных

условиях (муз. способностях, воле, наличии ф-но для домашней работы)

преодоление тех. Трудностей и развитие ф-ной техники идут более успешно

у инструменталистов, чем у вокалистов. Причина такого явления – в природе

техники инструментального исполнителя. Работа по усвоению техники игры

на инструменте начинается с формирования с звукотворческой воли и ее

реализации посредством игрового аппарата. Успех развития техники

немыслим без понимания учащимся закона волевой самоорганизации для

успешного овладения специального инструмента. У не инструменталистов

такое понимание нужно еще сформировать, равно как и сознание

неизбежности трудоемкого процесса, каким является обучение игре на

инструменте. Я на своем опыте работы с вокалистами вижу, как им трудно

преодолевать себя и, оказывается, что уже доказано практикой, что

вокалисты более трудны в обучении ф-но. Это объясняется особенностями

«инструмента» специальности вокалиста. Воспроизведение музыки

начинающим вокалистом на «инструменте» своей специальности не требует

столь огромной работы, в то числе и домашней как у инструменталиста.

Поэтому отношение к задачам и заданиям технического развития у них

разное. Естественный для инструменталиста начальный период кропотливой

малоинтересной работы воспринимается вокалистом как насилие, создает

внутренний дискомфорт, вызывает сопротивление. Особенно это проявляется

у более одаренных детей в вокальном отношении. Поэтому так важен

индивидуальный подход к каждому уч-ся.

Специфика занятий с учащимися вокально-хорового отделения.

Для хоровика - дирижера ф-но является моделью его специального

инструмента- хора. Главное научить уч-ся следующим навыкам: - видеть,

слышать и воспроизводить нотный текст;

_ разбираться в стиле разных эпох и композиторов.

- чтение с листа, транспонирование

-развивать музыкальную память, закреплять теоретические знания,

полученные на сольфеджио

Научиться аккомпанировать, играть в ансамбле

-воспитать исполнительскую волю, эстрадную выдержку, артистизм.

В таких условиях виртуозность как цель обучения отметается. Главное

расширять музыкальное мышление, научить видеть нотный текст, слышать

его и воспроизводить. В работе за ф-но представляется идеальная

возможность научить вокалиста или дирижера пониманию смысла каждого

обозначения в нотах и разумной целесообразности следования им, научить

распознавать черты стиля, его тончайшие детали, нюансы, расшифровать

замысел композитора, найти путь к образному содержанию и путям решения.

Фортепиано является связующим звеном во всей цепи музыкально-

теоретических дисциплин. Урок по ф-но позволяет закреплять знания,

которые нужны в вокально-хоровом исполнительстве: чтение хоровых

партитур, игра вокальных мелодий, подбор баса, игра мелодий с буквенным

обозначением баса, чтение с листа, аккомпанементов, ансамблей. Конечно,

для хоровика-вокалиста важно владеть инструментом в достаточной степени

т.к. это помогает основной специальности. Одной из важных форм работы на

уроке - работа над аккомпанементом. Сближение интересов основной

специальности учащегося с изучением навыков игры на фортепиано

неизменно оказывает положительное влияние на его развитие. Исполнению с

солистом должно предшествовать детальное изучение партии

аккомпанемента, однако смысл и содержание эта работа получает только при

игре с партнером, так как, работая вместе, они получают возможность

приобрести необходимое умение слушать одновременно музыкальную фразу

и словесный текст.

В идеале - желательно проводить вечера вокальных аккомпанементов,

фортепианных ансамблей, можно подготовить тематический концерт, где

будут принимать участие все обучающиеся. Все эти выступления будут

помогать вокалистам-дирижерам чувствовать себя на сцене более уверенно,

что очень важно для их специализации.

Начиная обучение в классе общего фортепиано многие учащиеся, например

скрипачи, гитаристы, домристы, сталкиваются с трудностями при чтении

нот, так как на уроках по специальности они знакомятся с записью нот

только в скрипичном ключе. Практика чтения нот в одном ключе приводит к

тому, что первые опыты одновременной игры в скрипичном и басовом

ключах, зачастую вызывают у детей своеобразный процесс «торможения», в

результате которого они временно теряют способность гладкого чтения

нотного текста даже в хорошо знакомом им скрипичном ключе.

Для преодоления этой трудности при чтении нотного текста можно

порекомендовать, временно ограничиться чтением нот только в басовом

ключе, что позволит ускорить его освоение и, в дальнейшем, чтение нот в

обоих ключах будет происходить без особых осложнений.

Говоря о специфике работы над техникой в классе общего фортепиано

необходимо отчетливо представлять себе, какие технические навыки

фортепианной игры наиболее резко отличаются от приемов игры на

народных и струнных инструментах: непривычная объемность фортепианной

клавиатуры, которая требует скачков и переносов руки, активность первого

пальца, применение педали, легатный штрих и т.д.

Ощутить фортепианную клавиатуру во всей ее объемности, непривычной для

народников и скрипачей, помогает работа над гаммовым комплексом. Твердо

освоив гаммы и арпеджио в едином комплексе (в противоположность

прочтению текста по отдельным нотам), учащийся лучше проникнет в логику

читаемого им с листа музыкального произведения и, как следствие, исполнит

его более осознанно и технически уверенно.

Особенности работы с учащимися народных инструментов.

Наиболее перспективными в овладении курсом ф-но являются баянисты:

баян близок по фактуре к ф-но, воспроизведение нотного текста

одновременно двумя руками в разных ключах- не новость, мышление

подготовлено к исполнению музыки полифонического склада. Уч-ся по

классу домры тоже имеют опыт инструментального исполнительства в

ансамбле с ф-но, звучание которого--- непременный компонент активного

восприятия и воспроизведения ими музыки. В практике исполнителя на

народных инструментах широко используются переложения произведений

других жанров и более всего - фортепианные. Например, пед. репертуар для

баяна из классической и романтической музыки представлен

преимущественно фортепианными произведениями, переложения оных

используют в своей практике домры, балалайки, а также эти инструменты

используют скрипичный репертуар т.е. фортепиано представляет учащемуся

народного отделения возможность исполнять произведения всех

музыкальных направлений на инструменте, для которого они написаны. При

этом только урок ф-но расширяет возможности познания тех произведений,

которые не поддаются транскрипции для народных инструментов. Как же в

условиях классов общего фортепиано реализовать возможность « объять

необъятное». Есть только один ответ: на уроке. Исполнение музыки великих

композиторов возможны и на простых образцах их муз. наследия.

Возбудить живой интерес учащегося к освоению необходимых

пианистических навыков можно только на высокохудожественном

музыкальном материале. Однако следует заметить, что на первых порах

глубина художественных образов должна сочетаться с несложностью

пианистических приемов, так как неоправданное усложнение учебного

репертуара зачастую приводит к неполноценному его исполнению и

тормозит общий темп музыкально-пианистического развития ребенка. Одним

из наиболее важных условий расширения музыкального и общекультурного

кругозора учащихся является разнообразие учебного материала и постоянная

смена художественных впечатлений.

Этим требованиям, как нельзя лучше, отвечает включение в учебный

репертуар ученика лучших образцов народного песенного творчества, тем

более что песня всегда пользовалась особой любовью в нашей стране.

Примечательно то, что исполнением народных песен на фортепиано

особенно наслаждаются учащиеся, играющие на щипковых народных

инструментах – балалаечники домристы, гитаристы. Как отмечает Ныркова

В.В., они впервые, именно на фортепиано получают возможность по-

настоящему напевной связной игры. В практике преподавания курса общего

фортепиано нередки случаи, когда возможность легатного, певучего

исполнения на фортепиано музыкальной фразы становилось для учащихся,

играющих на струнных щипковых инструментах, стимулом к работе над

овладением фортепианными навыками.

Именно поэтому значительное место в репертуаре учащихся должны

занимать песни разных народов мира, в обработке русских и зарубежных

композиторов, а также фортепианные обработки народных танцев и песни

современных композиторов.

Самым быстрым способом вовлечения ученика в процесс активного

музицирования, приносящего ему не только эстетическое, но и моральное

удовлетворение, является игра в ансамбле. Читая более легкую партию,

учащийся, тем не менее, получает полное представление от музыки в целом,

так как его партнер (обычно педагог) принимает на себя исполнение всех

остальных, более трудных, элементов фортепианного текста. Игра в ансамбле

мобилизует творческую волю учащегося, побуждает его играть ритмично и в

определенном, обусловленном содержанием музыки, темпе.

При выборе учебного материала для учащихся крайне важно развивать

полифоническое мышление. Изучение полифонических произведений

оказывает также большое влияние на развитие гармонического слуха и

общей и музыкальной культуры учащихся. Работе над произведениями

полифонического склада придаётся особое значение еще и потому, что

музыкальная литература, написанная для ряда инструментов (например,

народных), вследствие специфики своего репертуара недостаточно

воспитывает навыки исполнения полифонии.В произведениях крупной

формы, конечно, желательным является изучение сонатного аллегро с

выраженной контрастностью тем, их разработкой и классической репризой.

Однако на практике, к сожалению, в классе общего фортепиано зачастую

приходится ограничиться прохождением любой другой части сонатины.

Бесспорно, музыкально обогащает учащихся и представляет собой

педагогически ценную задачу изучение различных вариаций, которые

являются подлинным синтезом крупной и малой форм. Зачастую вариации

пишутся на темы народных песен и танцев, которые усваиваются учащимися

лучше. Они обычно различны по своим техническим приемам, контрастны

по содержанию и разнообразны по форме.

Успешному овладению ф-но способствует доверие к преподавателю, его

авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к малейшим жалобам уч-ся

на трудности, искренняя готовность ему помочь, заинтересованность в его

успехах. В создании такой атмосферы большую роль играет реакция

преподавателя на малейшие удачи в работе ученика - поощрение, похвала.

Необходимо также своевременно реагировать на проявление лени,

неорганизованности. Нужно дать ему понять, что ответственность за свою

успеваемость несет, прежде всего он сам. И последний совет- если ученик

пришел в класс не закрепив то, что было объяснено и требовало лишь

домашней работы, посвятить предстоящий урок чтению с листа, не повторяя

предыдущий урок. Такой подход повышает эффективность каждого урока,

воспитывает самостоятельность и ответственность учащегося.



В раздел образования