Авторы: Оксана Николаевна Сычева, Мария Викторовна Попова
Должность: учитель-дефектолог, старший вожатый
Учебное заведение: филиал МБОУ г. Мурманска СОШ № 27
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Система комплексного индивидуального сопровождения обучающихся с повышенными потребностями в образовательной организации»
Раздел: среднее образование
Методическая разработка:
«Система комплексного индивидуального сопровождения
обучающихся с повышенными потребностями в
образовательной организации»
Сычева Оксана Николаевна
педагог-психолог, учитель-дефектолог
филиала МБОУ г. Мурманска СОШ № 27
Попова Мария Викторовна
учитель-дефектолог, старший вожатый
филиала МБОУ г. Мурманска СОШ № 27
Введение новых государственных образовательных стандартов для
обучающихся
формируют
запрос
на
организацию
индивидуального
психолого-педагогического, социального и медицинского сопровождения
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
В целом индивидуальное сопровождение представляет собой комплекс
различных
диагностических,
коррекционно-развивающих,
профилактических,
организационных
и
просветительских
технологий,
реализуемых специалистами школы в единой команде с педагогами.
Важнейшими звеньями сопровождения обучающихся на протяжении
всего образовательного процесса является мониторинг создания специальных
условий; оценка эффективности организации сопровождения; корректировка
образовательных целей, задач, методов.
В нашей школе разработана карта индивидуального сопровождения
обучающегося с ОВЗ, где отражен мониторинг учета работы специалистов
на протяжении всего обучения ребенка. Она состоит из нескольких блоков:
1. Сведения о ребенке.
2. Социальная характеристика семьи.
3. Заключения специалистов (выписка и рекомендации ПМПк)
4. Запрос родителей (законных представителей).
Пункты 1-4 – приложение №1.
5. Ксерокопия индивидуальной программы реабилитации или абилитации
ребенка-инвалида, выдаваемой государственными учреждениями медико-
социальной экспертизы (далее ИПРА).
6. Ксерокопия заключения ПМПк.
7. Информация об исполнении перечня мероприятий ИПРА*.
8. Таблица сопровождения специалистов, в которой специалист фиксирует
основное содержание свое работы с ребенкам. (приложение № 2)
* В соответствии со статьей 11 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в РФ, приказом Министерства труда и социальной защиты
РФ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и порядка предоставления
органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления и организациями независимо от их организационно-
правовых форм информации об исполнении возложенных на них
индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида,
индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-
инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-
социальной экспертизы», приказом Министерства образования и науки
Мурманской области от 15.03.2016 № 446 « Об организации работы по
исполнению мероприятий индивидуальной программы по реабилитации или
абилитации инвалида, индивидуальной программой реабилитации или
абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА); на основании приказа
комитета по образованию администрации города Мурманска от 05.04.2016 №
631 « Об организации работы по предоставлению информации об
исполнении мероприятий ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида»:
образовательная организация издает свой приказ, в котором назначается
ответственный за передачу информации о выполнении мероприятий,
предусмотренных ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), в Министерство
образования и науки Мурманской области по утвержденной форме
(приложение № 2 к приказу Министерства образования и науки Мурманской
области от 15.03.2016 № 446)
Таким образом, ведение карт помогает родителям, специалистам,
педагогам и контролирующим органам анализировать и контролировать
выполнение рекомендаций медико-социальной экспертизы, ПМПк
различного уровня. А также при необходимости изменять и дополнять
перечень мероприятий, учитывая возрастные и индивидуальные
образовательные потребности обучающегося с ОВЗ.
Список литературы
1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов в общеобразовательных
организациях: учебно-методическое пособие / Департамент образования
Вологодской области, Вологодский институт развития образования;
[составители: Афанасьева Н.В., Коновалова А.П., Малухина Н.В., Смирнова
Т.Е.; под редакцией Афанасьевой Н.В.]. – Вологда: ВИРО, 2020. – 112 с
Приложение № 1.
Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида
филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения
г. Мурманска
средней общеобразовательной школы № 27
1. Сведения о ребенке:
1.1. ФИО ____________________________________________________________________
1.2. Дата рождения ____________________________________________________________
1.3. Адрес ____________________________________________________________________
1.4. Статус «ребенок-инвалид» от ________________________________________________
(число, месяц, год)
2. Социальная характеристика семьи
2.1. Мать _____________________________________________________________________
2.2. Отец _____________________________________________________________________
2.3. Участие в воспитании и содержании ребенка ___________________________________
_____________________________________________________________________________
2.4. Условия проживания, устройство быта:
квартира:______________
кол-во комнат: _________
санитарное состояние: __________________________________________________________
с кем в комнате проживает ребенок: ______________________________________________
наличие соседей и взаимоотношения с ними _______________________________________
материальное обеспечение семьи _________________________________________________
кто, помимо родителей осуществляет уход и надзор за ребенком ______________________
_____________________________________________________________________________
2.5. Законные представители (для детей-сирот, детей, находящихся под опекой)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Заключения специалистов
Выписка ПМПК от _____________________________________________________________
(число, месяц, год)
Рекомендации ПМПК
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Запрос родителей (законных представителей); рекомендации в соответствии с ИПР
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приложение № 2.
Ф.И.О. ребенка __________________ Дополнительные сведения о ребенке
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Медсестра
Массажист
Инструктор
ЛФК
Социальный
педагог
Педагог-
психолог
Логопед
Дефектолог
Педагог
2022-2023 учебный год
2023-2024 учебный год
2024 -2025 учебный год