Автор: Красова Татьяна Олеговна
Должность: Педагог дополнительного образования по инструментальному исполнительству (фортепиано)
Учебное заведение: МОУ ДО "Лужский центр эстетического воспитания и образования детей"
Населённый пункт: г. Луга Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: «О работе над произведениями Иоганна Себастьяна Баха с детьми на уроках фортепиано»
Раздел: дополнительное образование
1
«О работе над произведениями Иоганна Себастьяна Баха
с детьми на уроках фортепиано»
Красова Татьяна Олеговна,
педагог дополнительного образования
по классу фортепиано
МОУ ДО «Лужский центр
эстетического воспитания и образования детей»
г. Луга Ленинградская область
В
центре
внимания
данной
статьи
-
И.
С.
Бах,
а
точнее,
те
его
произведения, которые были написаны с педагогической целью и вошли в
репертуар музыкальных школ, школ искусств и других образовательных
учреждений. К этой теме обращались очень многие исследователи, тем не
менее,
вопрос
все-таки
остается
спорным,
так
как
нет
авторского
методического свода. Поэтому нам остается только обратиться к трудам
музыковедов и извлечь наиболее ценное на наш взгляд, то, на основе чего
можно
создать,
выработать
свой,
личный
подход
к
данной
проблеме.
Непременным
условием
гармоничного
развития
музыканта
любой
специальности является приобщение его к миру полифонической музыки,
вершиной которой является творчество И.С. Баха. Уникальность баховских
клавирных
сочинений
определяется
тем,
что,
обладая
непреходящей
художественной
ценностью,
они
в
то
же
время
являются
незаменимым
учебным материалом, обеспечивающим всестороннее развитие пианистов.
«Ключом»
к
исполнительскому
мастерству
пианиста
Г.Г.
Нейгауз считал
полифоническую
технику:
«Ничто
так
не
воспитывает
слуха,
звукового
разнообразия, легато, пластичности, как полифония». И.С. Бах называл
2
свои пьесы «клавирными упражнениями», подчёркивая, что они создавались,
прежде всего, в дидактических целях.
И.С.
Бах называл
свои
пьесы
«клавирными
упражнениями»,
подчёркивая, что они создавались, прежде всего, в дидактических целях.
На
начальном
этапе
обучения
музыкальное
развитие
пианиста
предполагает
воспитание
способности
слышать
и
воспринимать
как
горизонтальные
компоненты
фортепианной
ткани,
так
и
вертикальные
соподчинения
голосов. С
отдельными
элементами
подголосочной,
контрастной и имитационной полифонии ученик знакомится в самом начале
обучения,
начиная
с
первого
класса.
В
школьную
программу
входят
полифонические
обработки
для
фортепиано
народных
лирических
песен,
несложные кантиленные произведения И.С. Баха .
Итак,
Бах
не
оставил
нам
более-менее
подробного
методического
свода,
однако
он
был
величайшим
педагогом
-
практиком.
Об
этом
свидетельствует
то
множество
произведений,
которое
он
создал
с
педагогической целью. Но Бах не был первооткрывателем в этой области.
Баховская
педагогика
была
основана
на
лучших
традициях
его
предшественников, которые ,,великий маэстро,, обогатил своими взглядами
и умозаключениями.
И
вот
именно
поэтому
перед
педагогами
встает
очень
трудная
задача, т.к.:
1)
Баховские произведения - это произведения старинной музыки,
имевшей отличную от нашей систему знаков ( что кстати является одной из
причин
стольких
расхождений
в
трактовке),
которая
давала
большую
свободу исполнителю. Он (исполнитель) должен был расшифровать бас,
записанный
цифровкой,
орнаментировать
adajio,
заполнить
пассажами
гармонический
остов.
Без
этого
произведение
оставалось
неполным.
Композитор считал исполнителя соавтором и полагался на вкус исполнителя.
Это было равносильно английскому: ,,Чувствуйте себя как дома”. Но при
этом хозяин был уверен, что гость не начнет крушить все подряд.
3
2)
Мы
имеем
дело
с
произведениями
полифоническими.
Здесь
хочется привести слова В. Ландовской , очень метко сказавшей о
сути
полифонии:
,,Как
случается,
что
пианист,
с
большим
блеском
и
уверенностью играющий листовскую транскрипцию Баха, покорно пасует,
когда
оказывается
один
на
один
с
оригинальной
версией…того
же
произведения?
Пьеса
упрощается
-
проблема
исполнения
усложняется.
Причина в том, что с уменьшением числа голосов полифоническая сеть
становится
яснее
и
одухотвореннее.
Это
лишает
исполнителя
оружия,
которым он раньше манипулировал с разрушительной силой. Двухголосная
инвенция приведет нас в чистилище и даст представление о сути полифонии
– нота против ноты, рука против руки. Требуется абсолютная ясность и
точность,
логика
и
независимость
голосов.
Шумная
виртуозность,
…замутненная педализацией, преувеличенные темпы, деформация линий -
вся
эта
…невежественность
изгоняется
из
царства
полифонической
музыки…”
3)
Эти произведения сочинены И.С. Бахом, творчество которого
является
высшей
точкой
развития
полифонии,
и
в
музыке
которого
(по
утверждению
музыковеда
Ливановой)
сочетаются
два
противоречивых
начала-сдерживающее и движущее. У какого композитора еще мы найдем
такую глубину образов и такую простоту их выражения, размах чувств и
сдержанность их воплощения?!
Чтобы изучить методику преподавания Баха, нет лучше способа , чем
проанализировать
его
педагогические
сочинения.
Баховский
процесс
педагогики, в той степени, в которой он прослеживается по его сочинениям,
подразумевает
постепенное
нарастание
трудности
и
усложнение
формы,
вплоть до фуги.
Н.
Копчевский,
в
частности,
в
своей
работе,
И.С.
БАХ.
Исторические свидетельства и аналитические данные об исполнительских и
педагогических принципах “ предлагает нам такой порядок:
1)
простейшие пьесы (например, в форме танцев);
4
2)
маленькие прелюдии;
3)
большие прелюдии (вошедшие в ХТК);
4)
2-хголосные инвенции;
5)
cимфонии;
6)
cюиты;
7)
фуги;
8)
ХТК.
Уже с первых простейших пьес мы сталкиваемся с богатейшим миром
чувств
и
полным
,,лексиконом”
тех
средств
,
которые
встретятся
в
дальнейшем. Возьмем, к примеру, пьесы из ,,Нотной тетради А.М. Бах”-
арию d-moll и менуэт d-moll. Здесь сразу мы сталкиваемся с различной
динамической окраской каждого голоса, сочетанием 2-х видов артикуляции
(portamento, legato ), исполнением ямбических и хореических мотивов и т.д.
А так же, я обращаю внимание учеников на следующий момент-кроме начала
(взятие звука) у звука есть и окончание (снятие), и оно не менее важно, чем
начало.
Первый
звук
в
вышеупомянутом
менуэте
мы
должны
точно
и
глубоко
взять
и
не
менее
точным
и
активным
должно
быть
снятие.
Естественно, звук должен быть дослушен. Таким образом, возникает некое
понятие ,,точки” или оформленное окончание звучания. Это понятие -
,,точка” широко используется в вокально-хоровой практике. Я считаю, что в
фортепианном исполнительстве оно (т.е. понятие) не менее важно. Конечно,
оно относится к звукам, исполняющимся non legato и относящимся к каким-
либо
ключевым
моментам,
например:
начало,
кульминация
и
окончание
фразы, предложения и т.д.
В ранних стадиях обучения Бах предпочитал практический показ,
не обременяя умы учеников большим количеством правил. Именно поэтому
своё краткое предисловие к
,,Нотной тетради
А. М. Бах” он заключил
фразой:
,,Остальные
правила
лучше
преподать
устно”.
Обладая
математическим
складом
ума,
Бах
старался
избегать
пустого
теоретизирования, полемики, а предпочитал выражать себя через музыку.
5
Итак,
когда
ученики
осваивали
нотную
грамоту
на
материале
простейших пьес, И.С. Бах переходил к выработке у них своего, особого
туше при помощи сочиненных им
же упражнений.
Эти
упражнения , к
сожалению, почти все утеряны. Когда какому-нибудь ученику надоедало
заниматься упражнением, Бах был ,, был на столько любезен “, что сочинял
небольшую пьесу на данный вид упражнения. Так, в частности , возник цикл
инвенций( в переводе с лат.- изобретение). В предисловии к инвенциям И.С.
Бах писал: главное же - добиться манеры игры cantabile. Что же значит это
cantabile
в
понимании
И.С.
Баха?
Со
слов
В.
Ландовской,
баховское
cantabile очень далеко от итальянского bel canto, где исполнитель упивается
красотой мелодии в ущерб другим голосам, и уж тем более далеко от
сплошного legato. Баховское cantabile – это искусство говорить с помощью
инструмента, выявить красоту, своеобразие и смысл каждого голоса. Как? С
помощью
фразировки,
динамики,
артикуляции,
туше.
Здесь
мне
снова
хочется
привести
слова
В.
Ландовской:
,,Слишком
часто
слово
стиль
означает
суровость
и
сдержанность.
Не
однажды
утверждалось,
что
баховская музыка даже в самой незначительной теме - огромна, мощна и
колоссальна… Лёгонькое и простенькое произведение исполняется так, что
начинает
казаться
монументальным.
Как
могли
его
произведения,
столь
разнообразные по характеру и жанру, ограничиваться одним единственным
стилем. Ведь в его произведениях есть и проникновенная скорбь, и светлая
радость,
величавая
торжественность
и
бурная
страсть,
восторженная
нежность и гневный порыв…”
Приемы звукоизвлечения на старинных клавишных инструментах
очень отличаются от приемов, применяемых при игре на фортепиано. Сила
звука
у
старинных
инструментов
почти
не
зависела
от
мощи
удара.
Основная роль принадлежала пальцевой технике.
Каким
же
образом
исполнять
написанные
для
клавесина
и
клавикорда
произведения
Баха?
Первой
заботой
педагога
является
сформировать
представление
о
необходимой
звучности
ученика,
затем
6
помочь создать ее на фортепиано. И речь идет не о попытке имитировать на
фортепиано
звучность
старинных
инструментов,
а
о
том,
чтобы
найти
приемы для правдивого исполнения клавирных произведений И. С. Баха.
Ещё одна важная деталь - инструменты той эпохи не имели средства,
подобного
правой
педали
фортепиано.
Поэтому
огромную
роль
играла
артикуляция.
Различные
степени
связывания
и
расчленения,
их
живое
чередование одушевляли исполнение.
В
качестве
конкретного
примера
мне
хотелось
бы
обратиться
к
инвенции C-dur. Дело в том, что знакомясь с книгой В. Ландовской
,,О музыке”, я столкнулась с таким высказыванием об этой инвенции: ,, два
голоса, нежно вторящих друг другу, в пасторальном настроении…”
На практике же я слышала прямо противоположные интерпритации –
ярко,
энергично,
очень
подвижно.
Это
заставило
меня
задуматься.
Если
проанализировать данную инвенцию, то :
1)
тональность
C-dur
не
имеет
у
Баха
ярко
выраженного
пасторального
характера,
как
E-dur,
Fis-dur,
F-dur.
C-dur
скорее
имеет
нейтральный, бесстрастно светлый характер.
2)
Сама тема содержит в себе импульс к развитию. Поступенное
движение чередуется с ходами на широкие интервалы, целеустремленные
шестнадцатые и сдерживающие восьмые.(Вот, кстати , пример сочетания
движущего и сдерживающего начал в музыке Баха). Поступенное движение-
сдержанность, достоинство. Скачки -воля, энергия. Чистая кварта обычно
несёт
в
себе
жизнеутверждение,
волю.
Нужно
помнить
так
же
о
религиозности композитора.,, Тема креста” присутствует в очень многих
произведениях И. С. Баха. Не исключение и C-dur-ная инвенция.
Итак, получается этакий небольшой ,, гимн жизни во Христе”.
Характер темы
– сдержанно-волевой,
энергичный, светлый.
И это не та
энергия, которая ,,бьет ключом”, а энергия, полная чувства достоинства и
уверенности, лишенная суеты.
7
Конечно, с позиций своего опыта и таланта В. Ландовская имела
причины
говорить
о
пасторальном
характере
этой
инвенции.
Я
просто
пытаюсь предложить свой вариант и доказать его право на существование.
Если
следовать
предложенной
Я.
Мильштейном
схеме
(чувство-
темп-артикуляция),
то
темп
не
должен
быть
таким
стремительным,
как
скажем
Allegro.,
скорее
более
спокойным,
ближе
к
Moderato.
В
выборе
артикуляции
здесь
очень
удобно
использовать
,,правило
восьмушки”,
предложенное
И.
Браудо.
В
нашей
инвенции
(кроме
последнего
такта)
только два вида длительностей - шестнадцатые и восьмые. Следовательно,
шестнадцатые - legato, восьмые - non legato. Но, исходя из выбранного нами
характера, было бы точнее исполнять meno legato. Как добиться этого от
ученика? Сначала мы проучиваем тему пальцевым стаккато, затем легато с
направляющим
движением
кисти.
Результат
-
легато
с
полной
свободой
каждого
пальца,
кисть
,,помогает”
только
на
заключительных
звуках
каждого мотива. Все, что было сказано ранее, относится к артикуляции
инструментовочной.
Теперь
об
артикуляции
мелодической.
В
теме
две
межмотивных
цезуры:
после
первого
мотива
(вопрос),
после
ответного
мотива.
Цезура
достигается
четким
снятием
точно
дослушанного
звука
перед ней, ,,прямым” пресечением руки и взятием ,,с места“ следующего
звука. В секвенционных построениях на материале темы нецелесообразно
делать межмотивные цезуры, т. к. это разрушило бы общее движение. Но
полезно поиграть секвенцию по мотивам с остановками.
Решив вопрос с артикуляцией, перейдем к динамической стороне
исполнения.
Вот
несколько
правил,
касающихся
инструментовочной
динамики, которые предлагает нам И. Браудо.
1)
Если тема и следующие за ней противосложения состоят из
разных длительностей и исполняются контрастными штрихами-сила звука не
меняется, т.к. стиль Баха не терпит даже намека на динамическую пестроту.
8
2)
Проведение темы квинтой выше исполняется более звучно, с той
же
фразировкой.
Имитация
же
в
левой
руке
не
выделяется,
а
поется
приглушенно и очень ровно.
Динамический контраст между голосами типичен для музыки Баха и
имеет
историческое
обоснование-наличие
у
клавесина
2-х
мануалов.
Каждый голос имеет свою собственную окраску, свой образ. Многоголосие у
Баха
нужно
рассматривать
как
многообразность
и
добиваться
четких
различий
в
звучности
голосов.
Имитации
выделять
не
силой,
а
другой
звучностью. В работе с учениками я использовала сравнение с ,,высокой” и
,,низкой” позицией голоса в хоровом пении. Ученикам эти понятия ясны и
понятны, на практике это сравнение давало хорошие результаты, позволяло
добиваться единства в окраске каждого голоса и различия между красками
двух голосов. Пример сохранения инструментовки – 1 часть инвенции B-dur.
При проведении темы в левой руке (такты 6-9) инструментовка каждого
голоса сохраняется. Маркирование же имитаций приводит к разрушению
единства каждого голоса и двухголосия. Другое дело, когда произведение
построено на постоянной ,,перекличке” тем , как, например, инвенция F-dur,
или
3-4-хголосии,
когда
окраску
каждого
голоса
на
протяжении
всего
произведения сохранить трудно.
Следующий
этап
работы
–
изменение
инструментовки
по
мере
развития. В 1 части инвенции C-dur главенствует верхний голос, нижний
исполняется ровно и приглушенно. Во 2 части ,,лидерство” у второго
голоса, а первый вторит ему. Смена динамики обычно происходит после
каданса.
Мелодическую
динамику
трудно
объяснить
устно,
т.к.
она
более
гибкая и неуловимая. Главное правило – она не должна выходить за
пределы инструментовки. Позволю себе акцентировать внимание лишь на
некоторых моментах. Во-первых, вопросо-ответные соотношения. ,,Вопрос”
обычно исполняется на нарастающей динамике, ,,ответ” - на убывающей.
Во-вторых , нарастания и спады происходят по мотивам, т.е. любую длинную
9
линию
можно
разделить
на
мотивы.
Учить
нужно
интонируя
мотивы
с
остановками, затем единой линией. В-третьих, исполнение ямбических и
хореических мотивов. Ямб исполняется с нарастанием к сильному времени,
артикуляционно не связно. Затакт обычно стаккатируется , сильная доля –
tenuto.
Иногда
бывает
целесообразно
легатное
исполнение.
Хорей
характеризуется спадом звучности и обычно исполняется связно.
Многозначность
в
записи
старинной
музыки
потому
и
была
возможна, что она соответствовала многозначности, заложенной в самом
произведении.
Баховские
темы
содержат
в
себе
возможность
различного
осуществления и тембрового и темпового. Возможность темповых решений
поддерживается педагогическим наклонением баховских сочинений. ( Мы
знаем, что сам И.С.БАХ предназначал легкие клавирные пьесы не для
концертов, а для учения.) Поэтому мы должны считать настоящим темпом
инвенции (или др. пьесы) тот темп, который в данный момент полезнее, в
котором ученик лучше справляется с данным произведением. Главная цель -
качество исполнения, а не быстрый темп. Существует опасность слишком
медленного темпа. Нужно слушать, чтобы произведение не превратилось в
ряд монотонных ,,отрезков”.
Баховские
произведения
требуют
точнейшего
исполнения
ритма.
Например в инвенции B-dur одна из трудностей – сочетание певучести с
движением и безупречным ритмом. Мы долго ,, сидели” с учеником в очень
медленном темпе, слушая и выверяя соединение каждых двух звуков , чтобы
в
подвижном
темпе
это
звучало
действительно
цельно
и
певуче,
а
не
проходило бесцветным шелестом.
Мелодии
Баха
часто
не
подчиняются
метру
и
кульминационные
моменты приходятся на слабое время. У Баха , как у чувствующего человека,
происходит
некоторое
сжатие
метра
на
кульминационных
подъемах
и
обратное
явление
на
спадах.
Про это
явление
очень
хорошо
сказала
В.
Ландовская: ,, Между ударами метронома зияет пустота, между ударами
сердца – целый мир…”
10
Произведения И.С. Баха являлись и будут являться неотъемлемой
частью
школьного
репертуара.
Изучая
их,
школьник
приобретает
незаменимый опыт организации звучности , которая обладает и гибкостью и
чуткостью
,
и
вместе
с
тем
определенностью
и
целостностью
.
Эти
произведения
были
вдохновлены
глубокой
целью
воспитать
в
ученике
музыканта.
Используемая литература:
1.
В. Ландовская ,, О музыке” ( Москва ,, Радуга,, 1991г.)
2.
Я. Мильштейн ,, ХТК и особенности его исполнения,,( Москва
,,Музыка,, 1967г.)
3.
Н. Калинина ,, Клавирная музыка Баха в фортепианном классе,,(
Москва ,,Музыка,, 1974г.)
4.
И.Браудо ,, Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной
школе,, ( Москва ,, Музыка,, 1965 г.)
5.
Н. Копчевский ,, Клавирная музыка. Вопросы исполнения,, ( Москва
,,Музыка,, 1986г.)
6.
Н.Копчевский ,, И.С. Бах. Исторические свидетельства и
аналитические данные об исполнительских и педагогических
принципах,, ( Москва ,,Музыка,, 1979г.)