Автор: Виталия Александровна Москаленко
Должность: МБОУ "СШ № 34 города Макеевки"
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 34 города Макеевки"
Населённый пункт: город Макеевка ДНР
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческой и языковой компетентности на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Развитие творческой и языковой компетентности на уроках
русского языка и литературы
Русский язык в общеобразовательной подготовке подрастающего поколения
имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в
учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам;
уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо
человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную
активность, стремление к самообразованию своего духовного начала.
Формирование и развитие языковой компетенции, несомненно, прерогатива
предмета «русский язык», однако она может быть признана и надпредметной
компетенцией, которая должна совершенствоваться в процессе изучения всех
учебных предметов в школе, в условиях единого речевого режима.
Современный этап развития методики преподавания русского языка
характеризует новые подходы к определению целей обучения и выбору
конкретных технологий и методик. В качестве специальных целей
преподавания русского языка в школе в Федеральном компоненте
государственного стандарта выделяются языковая, коммуникативная,
лингвистическая и культуроведческая компетенции.
Введение этих понятий в лингводидактику не случайно. Это находится в
русле компетентностного подхода, признанного сегодня одним из оснований
модернизации российского образования.
Понятие «компетенции» в методике преподавания русского языка в школе
связано, в первую очередь, с поисками более точного, строгого определения
целей обучения с выявлением уровней владения языком, иначе говоря, с
ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Компетенция – способность к
выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний,
навыков, умений. Под компетенцией в современной методике
понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые
формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают
овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности
школьника.
В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие
компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная,
культуроведческая.
Кратко охарактеризую содержание компетенции каждого типа.
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их
формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами
литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном
счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой
деятельности.
Лингвистическая компетенция представляет сбой результат осмысления
речевого акта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском
языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий, усвоение
тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, благодаря которым
воспитывается устойчивый и постоянный интерес к предмету, чувство
уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетенция
включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее
выдающихся представителях.
Коммуникативная компетенция – это способность понимания чужих и
порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям,
сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных
речеведческих понятий: стили и типы речи, строение описания,
повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.;
умения и навыки анализа текста. Однако охарактеризованные знания и
умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной
ситуации.
Современный период развития методики преподавания языков характеризует
обостренный интерес к кумулятивной функции языка, к обучению языку как
средству приобщения к мировой и национальной культуре. Изучение языка
должно развивать культуроведческую компетенцию, которая обеспечивает
формирование русской языковой картины мира, постижение национальной
культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из
важнейших ценностных ориентаций – осознание значимости родного языка в
жизни народа, развитие духовно - нравственного мира школьника, его
национального самосознания.
Формирование языковой компетенции – важнейший аспект обучения
русскому языку, поскольку языковая компетенция – это способность
учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в
соответствии с нормами литературного языка, использовать его
синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как
условие успешной речевой деятельности.
Последнее время формированию языковой компетенции придается особое
значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного
формирования социально активной личности.
Языковую компетенцию в отечественной науке раскрывают чаще всего как
совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового
сообщества для речевых контактов с другими и овладения языком как
учебной дисциплиной.
В формировании языковой компетенции особое значение приобретает
организация комплексной работы с текстом.
Цель моей работы предполагает необходимость решения следующих задач:
1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.
2. Внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом,
способствующие формированию языковой компетенции.
3. Разработать способы практической деятельности учащихся, направленной
на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации
языковых и текстовых единиц.
4. Использовать приемы комплексной работы с текстом для занятий с
одарёнными учащимися.
5. Отобрать тематический текстовый материал, направленный на развитие
нравственных качеств школьников.
Комплексная работа с текстом в структуре современного урока становится
необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и
навыков и делает процесс обучения увлекательным.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы
организации работы с текстом:
- комплексный анализ текста;
- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;
- анализ текста при работе над типами речи;
- сопоставительный анализ текстов;
- письмо по памяти;
- лингвистический эксперимент;
- работа с «деформированным» текстом;
- составление текста по опорным словам.
Активизируют творческую активность учащихся и повышают интерес к
предмету нетрадиционные формы проведения уроков: урок-дискуссия; урок-
практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки.
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и
чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный
подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое
чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых
ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие
произведений художественной литературы и формирует нравственные
качества школьников.
Можно выделить основные организационные формы комплексного
анализа текста:
коллективная работа класса (под руководством учителя ученики
прослеживают развитие мысли в тексте);
один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста –
комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;
одна из форм самостоятельной работы учащихся;
одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.
В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по
орфографии и пунктуации. Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь
охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то
с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает
орфографическую зоркость.
Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе
анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста,
объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации
своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических
средств выразительности для создания художественного образа, сочинить
собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе
комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового
разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и
этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.
Приведу пример с урока русского языка в 6 классе по повторению
изученного.
Предлагается фрагмент текста М.Шолохова. Задания носят комплексный
характер.
Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи,
отыграли лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над степью
густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля,
потонули в непроглядной белёсой дымке курганы, буераки, станицы. Стала
над широкой донской степью голубая весна…
Прорабатываю вопросы:
1. Как бы вы назвали текст? Докажите, что в нём говорится о наступлении
весны на Дону. Как вы понимаете значение слова лога, станицы?
2. Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются
сложноподчинённые предложения?
3. На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между
собой?
4. Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле.
5. Найдите эпитеты. Раскройте их значение.
Таким образом, использование комплексной работы с текстами на
уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции
учащихся, помогает в подготовке к ЕГЭ и ГИА, развивает кругозор,
повышает интерес к предмету. В процессе работы с художественным текстом
на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства
языка, приобщение школьников к национальной культуре.