Напоминание

Развитие творческой и языковой компетентности на уроках русского языка и литературы


Автор: Виталия Александровна Москаленко
Должность: МБОУ "СШ № 34 города Макеевки"
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 34 города Макеевки"
Населённый пункт: город Макеевка ДНР
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческой и языковой компетентности на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие творческой и языковой компетентности на уроках

русского языка и литературы

Русский язык в общеобразовательной подготовке подрастающего поколения

имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в

учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам;

уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо

человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную

активность, стремление к самообразованию своего духовного начала.

Формирование и развитие языковой компетенции, несомненно, прерогатива

предмета «русский язык», однако она может быть признана и надпредметной

компетенцией, которая должна совершенствоваться в процессе изучения всех

учебных предметов в школе, в условиях единого речевого режима.

Современный этап развития методики преподавания русского языка

характеризует новые подходы к определению целей обучения и выбору

конкретных технологий и методик. В качестве специальных целей

преподавания русского языка в школе в Федеральном компоненте

государственного стандарта выделяются языковая, коммуникативная,

лингвистическая и культуроведческая компетенции.

Введение этих понятий в лингводидактику не случайно. Это находится в

русле компетентностного подхода, признанного сегодня одним из оснований

модернизации российского образования.

Понятие «компетенции» в методике преподавания русского языка в школе

связано, в первую очередь, с поисками более точного, строгого определения

целей обучения с выявлением уровней владения языком, иначе говоря, с

ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Компетенция – способность к

выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний,

навыков, умений. Под компетенцией в современной методике

понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые

формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают

овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности

школьника.

В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие

компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная,

культуроведческая.

Кратко охарактеризую содержание компетенции каждого типа.

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их

формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами

литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном

счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой

деятельности.

Лингвистическая компетенция представляет сбой результат осмысления

речевого акта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском

языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий, усвоение

тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, благодаря которым

воспитывается устойчивый и постоянный интерес к предмету, чувство

уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетенция

включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее

выдающихся представителях.

Коммуникативная компетенция – это способность понимания чужих и

порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям,

сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных

речеведческих понятий: стили и типы речи, строение описания,

повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.;

умения и навыки анализа текста. Однако охарактеризованные знания и

умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной

ситуации.

Современный период развития методики преподавания языков характеризует

обостренный интерес к кумулятивной функции языка, к обучению языку как

средству приобщения к мировой и национальной культуре. Изучение языка

должно развивать культуроведческую компетенцию, которая обеспечивает

формирование русской языковой картины мира, постижение национальной

культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из

важнейших ценностных ориентаций – осознание значимости родного языка в

жизни народа, развитие духовно - нравственного мира школьника, его

национального самосознания.

Формирование языковой компетенции – важнейший аспект обучения

русскому языку, поскольку языковая компетенция – это способность

учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в

соответствии с нормами литературного языка, использовать его

синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как

условие успешной речевой деятельности.

Последнее время формированию языковой компетенции придается особое

значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного

формирования социально активной личности.

Языковую компетенцию в отечественной науке раскрывают чаще всего как

совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового

сообщества для речевых контактов с другими и овладения языком как

учебной дисциплиной.

В формировании языковой компетенции особое значение приобретает

организация комплексной работы с текстом.

Цель моей работы предполагает необходимость решения следующих задач:

1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.

2. Внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом,

способствующие формированию языковой компетенции.

3. Разработать способы практической деятельности учащихся, направленной

на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации

языковых и текстовых единиц.

4. Использовать приемы комплексной работы с текстом для занятий с

одарёнными учащимися.

5. Отобрать тематический текстовый материал, направленный на развитие

нравственных качеств школьников.

Комплексная работа с текстом в структуре современного урока становится

необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и

навыков и делает процесс обучения увлекательным.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы

организации работы с текстом:

- комплексный анализ текста;

- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

- анализ текста при работе над типами речи;

- сопоставительный анализ текстов;

- письмо по памяти;

- лингвистический эксперимент;

- работа с «деформированным» текстом;

- составление текста по опорным словам.

Активизируют творческую активность учащихся и повышают интерес к

предмету нетрадиционные формы проведения уроков: урок-дискуссия; урок-

практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки.

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и

чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный

подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое

чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых

ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие

произведений художественной литературы и формирует нравственные

качества школьников.

Можно выделить основные организационные формы комплексного

анализа текста:

коллективная работа класса (под руководством учителя ученики

прослеживают развитие мысли в тексте);

один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста –

комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;

одна из форм самостоятельной работы учащихся;

одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.

В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по

орфографии и пунктуации. Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь

охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то

с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает

орфографическую зоркость.

Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе

анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста,

объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации

своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических

средств выразительности для создания художественного образа, сочинить

собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе

комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового

разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и

этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.

Приведу пример с урока русского языка в 6 классе по повторению

изученного.

Предлагается фрагмент текста М.Шолохова. Задания носят комплексный

характер.

Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи,

отыграли лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над степью

густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля,

потонули в непроглядной белёсой дымке курганы, буераки, станицы. Стала

над широкой донской степью голубая весна…

Прорабатываю вопросы:

1. Как бы вы назвали текст? Докажите, что в нём говорится о наступлении

весны на Дону. Как вы понимаете значение слова лога, станицы?

2. Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются

сложноподчинённые предложения?

3. На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между

собой?

4. Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле.

5. Найдите эпитеты. Раскройте их значение.

Таким образом, использование комплексной работы с текстами на

уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции

учащихся, помогает в подготовке к ЕГЭ и ГИА, развивает кругозор,

повышает интерес к предмету. В процессе работы с художественным текстом

на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства

языка, приобщение школьников к национальной культуре.



В раздел образования