Автор: Гайнетдинова Ирина Андреевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 имени Ю.А. Розума
Населённый пункт: г. Сатка , Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Веселая карусель.Дымковская игрушка"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 1» имени Ю.А.Розума
Саткинского муниципального района
Открытый урок по предмету – Основы изобразительной грамоты творчества
во 2 классе (ДОПП «Живопись»)
Тема: «Веселая карусель. Дымковская игрушка»
Преподаватель художественных дисциплин
Гайнетдинова И.А.
2022г.
Цель занятия: Познакомить с промыслом «Дымковская игрушка»
Задачи:
- освоить приемы дымковской игрушки;
-формировать умения составлять коллективную композицию объединенную единым
содержанием;
-воспитывать способности к самостоятельному суждению к анализу собственных
впечатлений, ощущений, переживаний.
Оборудование: Гуашь, палитра, кисти, карандаши, стакан с водой, салфетка, глиняная
игрушка заготовка.
Ход урока :
Ребята прежде чем начнется наш урок, давайте прослушаем стихотворение.
Светлана Ледкова
Я смешаю глину
С речным песочком белым.
И дымковскую барыню
Из глины этой сделаю.
Потом ее я высушу
И в печке прокалю.
Раскрашу яркой краскою
И маме подарю!
Ребята, все вы играете в игрушки. Какие они? Из чего они сделаны?. Они сделаны из
современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Это современные игрушки.
Но давайте с вами окунемся в далекие времена, когда игрушки делали самостоятельно.
Как вы думаете , из чего может быть игрушка? Правильно , раньше игрушки делали из
глины или вытачивали из дерева. А так же их еще и расписывали мастера. До сих пор еще
пользуются большой популярностью народные глиняные игрушки. Ведь в руках мастеров
происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения.
Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.
Сегодня мы познакомимся поближе
с одним из них – дымковским промыслом. Это уникальное явление русского народного
искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Народные мастера уже 400 лет сохраняют
его. Но чтобы промысел существовал еще долгие годы, нужно, чтобы люди с детства
были знакомы с такими игрушками, любили их, играли с ними.
Про дымковские игрушки сложили много прибауток, загадок, стихов.
Вот, например:
Почтеннейшие господа,
Посмотрите вы сюда,
Игрушки вятские на все манеры
Вот вам барышни и кавалеры.
Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой –
Красный, белый, золотой.
Кони глиняные мчатся
На подставке, что есть сил
И в санях не удержаться,
Если вожжи отпустил.
По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это
вылепленные из глины полые внутри . Дымковская игрушка лепится и раскрашивается
вручную. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась раньше
разведенным на молоке мелом. По белому фону выполнялась роспись красками.
Ребята, сегодня мы с вами тоже попробуем на уроке побыть немного мастерами, и
распишем глиняную заготовку. Но для начала узнаем какие же использовали цвета и
орнаменты.
Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина,
тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по
частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как
связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной
поверхности.
После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре
700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку
осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки
расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо
кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что
придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи
применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой
гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт
дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго
геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки,
полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение
игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Цвета и орнаменты.
Дымковские фигурки в большинстве очень яркие и пестрые. Только дымковские
мастера белили свои игрушки перед росписью. Для этого молоко смешивали с мелом.
Самые часто встречающиеся цвета:
зеленый (символ природы);
красный (красота и здоровье);
синий (небесные просторы);
белый (чистота, добро, правда);
желтый (солнечный свет).
Роспись представляет собой броский, контрастный орнамент. Несмотря на
кажущуюся сложность, он состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек,
клетки. Изобразительное искусство того времени практически всегда несло
определенный смысл. Каждый символ что-то означал:
перекрещенные полоски – колодец;
волнистая линия – вода;
круг со звездой по центру – солнце.
Итак, ребята, мы многое с вами уже узнали, давайте вместе преступим к росписи
своей игрушки.
Берем нужные нам краски, и тонкие кисти, заготовки наших лошадок. Продумываем
орнамент и приступаем к работе.
При возникновении трудностей , помогаю обучающимся. Подсказываю советом.
Подведения итогов по самостоятельной работе.(Выставка работ).
Как быстро пролетел наш урок, посмотрите какие красивые лошадки у вас всех
получились, вы настоящие мастера. Прошу рассказать детей, что именно они
изобразили в своих орнаментах.
По окончанию урока устраиваем мини выставку, где каждый может полюбоваться
своей работой и работой товарища.