Автор: Контанистова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Дубенская СОШ"
Населённый пункт: Дубенского района Республики Мордовия
Наименование материала: конспект урока литературного чтения 2 класс
Тема: К.Чуковский "Путаница"
Раздел: начальное образование
Конспект урока литературного чтения 2 класс
Школа России
Тема урока: «К. Чуковский «Путаница»
Контанистова Татьяна Алексеевна
Учитель начальных классов МБОУ «ДубенскаяСОШ»
Тема урока: К. Чуковский «Путаница»
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомить учащихся с небылицей К.И. Чуковского «Путаница»
повторить литературоведческую терминологию (рифма)
повторить сведения о малых жанрах устного народного творчества
Знать произведения для детей К.Чуковского
Метапредметные:
регулятивные УУД: уметь понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать
предложения и оценку товарищей;
познавательные УУД: уметь ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию
учителя, строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных
признаков, умения проводить сравнение, использовать знания в измененных условиях;
коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать
разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Личностные:
проявлять интерес к чтению детской литературы
формированию мотивационной основы учебной деятельности,
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Технологическая карта урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Самоопределение к
деятельности.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на меня все посмотрели.
- Повернитесь друг к дружке,
улыбнитесь, откройте свои ладошки,
прикоснитесь друг к другу и
скажите: «У нас всё получится!»
Сегодня у вас необычный урок
чтения. Урок у нас волшебный.
Ведь волшебники встречаются не
только в сказках и на рисунках. Они
рядом с нами, только их нелегко
узнать. Но с одним волшебником мы
сегодня на уроке встретимся, только
чуть позже.
- Ребята, перед тем как мы начнем
наш урок, покажите, пожалуйста,
свой индикатор настроения.
Организовывают
рабочее место
Личностные:
самоопределение;
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
II. Актуализация
знаний и мотивация.
1.
Речевая разминка.
- Ребята, вы любите играть? Я
предлагаю вам поиграть в
литературную игру. Задание:
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
дополните каждую строчку
стихотворения (подберите рифму) и
прочитайте с заданной интонацией:
- радость;
- удивление;
- безразличие;
- злость;
- страх.
Ва-ва-ва – вот высокая трава.
Вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву – васильков букет нарву.
Ви-ви-ви – только много их не рви.
- Как вы думаете пригодится нам на
уроке умение читать с разной
интонацией?
2.
Воспроизведение опорных
ЗУН.
- С каким новым разделом вы
познакомились на прошлом уроке?
- С произведениями каких поэтов и
писателей вы познакомитесь, работая
по этому разделу?
- Чему вы научитесь?
- Чему будете учиться?
Подбирают рифму в каждой
строчке.
Отрабатывают умение читать
с разной интонацией.
Отвечают на вопросы.
Регулятивные:
контроль,
коррекция, оценка;
Познавательные:
общеучебные - умение
структурировать знания,
рефлексия способов и условий
действия.
Регулятивные:
контроль,
коррекция, оценка;
Познавательные: обще
учебные- умение
структурировать знания,
рефлексия способов и условий
действия.
III.Постановка учебной
задачи.
-
Давайте
попробуем
вместе
сформулировать тему нашего урока.
Сначала определим жанр
произведения. Посмотрите на строчки
этого произведения и попробуйте
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже
освоено, и что ещё подлежит
усвоению;
определить его жанр:
«По поднебесью, братцы, медведь
летит,
Медведь летит, хвостом вертит»
-Перед нами быль или небылица?
Небылица - это особый вид
шутливых произведений устной
словесности; сказка, выдумка.
Значит жанр нашего произведения –
небылица, точнее сказать авторская
небылица.
-Как вы думаете, что будет отличать
её от народной небылицы?
- Раз это авторская небылица, значит
есть автор. Угадайте автора по
произведениям, отрывки из которых я
подобрала.
Пришла Муха на базар
И купила самовар
Ехали медведи
на велосипеде
А за ними кот
Задом наперёд
Ох, нелёгкая эта работа
Из болота тащить бегемота
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
-Узнали, кто автор этих строк.
- Конечно, это К.И. Чуковский..
1)То, чего не бывает в
действительности; вымысел.
2)Вранье, сплетня.
Её придумал один человек
(автор)
Ответы учащихся
Личностные:
самоопределение.
- Помните, в начале урока, я вам
говорила о добром волшебнике - он
перед вами. Это замечательный
детский писатель К.И.Чуковский.
- Хотите ещё поиграть? Перед вами
таблица, в первой колонке написано
высказывание, отметьте «да» или
«нет» напротив каждого
высказывания во второй колонке.
Поможет вам ответить иллюстрация
на слайде.
-Назовите тему урока.
-Какие задачи мы перед собой
поставим?
К.И.Чуковский: «Небылица»
-Познакомиться с авторской
небылицей.
IV. «Открытие» детьми
нового знания.
- Прежде чем познакомиться с
небылицей Чуковского, давайте
познакомимся с его биографией.
(работа в парах)
Отметьте, что для вас в биографии К.
И. Чуковского стало новым (работа
по карточкам).
- Соверши виртуальную экскурсию
по произведениям К. И. Чуковского.
-
Перед
прослушивание
произведения, я предлагаю обратить
внимание вот на эти слова, т.к. они
редко употребляются в нашей речи.
Ковш - округлый сосуд для
зачерпывания жидкости, сыпучего.
Кадка - бочка с прямыми боками и
Работают по карточкам
Выполняют движения.
Знакомятся с понятиями новых
слов
одним дном.
Ушат - небольшая деревянная кадка
с ушами (ручками).
- Вы будете слушать текст и
внимательно следите, и подчеркнёте
слова, которые покажутся вам
непонятными.
-Понравилось произведение?
-Докажите, что это небылица
- Что необычного?
-Конечно, это произведение мы
слышали ещё в раннем детстве, оно
нам знакомо.
- Возьмите таблицы, отметьте теперь
ответы в 3 колонке.
Учащиеся работают с
таблицами-карточками
V. Физкультминутка
Раз
—
подняться,
подтянуться,
Встать,
подняться
на носки, руки вверх.
Два
—
согнуться,
разогнуться,
Наклоны
вперед,
руками достать пол.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Наклон — кивок головой.
На четыре — руки шире,
Руки развести в стороны, ладони
вверх.
Пять — руками помахать.
Учащиеся выполняют движения
А на шесть — тихонько сесть.
VI.Первичное
закрепление.
- Сейчас мы будем читать по ролям.
Вы все роли. Перечитайте еще раз
небылицу, найдите свои слова в
тексте
Прочитайте выразительно, стараясь
передать настроение каждого героя.
Затем чтение по ролям.
Работа по учебнику с.6-10
Называют героев.
Самостоятельное чтение
произведения.
Чтение вслух по ролям.
Коммуникативные:
-продуктивное сотрудничество
и взаимодействие со
сверстниками
Регулятивные:
-оценка
Познавательные:
- осознанное построение
речевого высказывания в устной
форме
VII.Диагностика
достижения
планируемых
результатов
Ребята, а теперь выполните задания:
1.
Назовите произведения , которые
написал К.И.Чуковский.
2.
Объясните, почему стихи
К.Чуковского иногда называют
небылицами.
3.
Объясните, почему произведения
К.Чуковского часто называют
сказками.
Ответы учащихся.
VIII.Рефлексия
деятельности.
-Какую цель поставили? Смогли ли
достичь поставленную цель?
-Закончить урок хочу строчками из
сказки К.Чуковского, которую автор
написал для своей больной дочери
Муры «Чудо - дерево»
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Познавательные:
-рефлексия способов и условий
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!
А теперь ребята перед вами наши
помощники смайлики.
- Урок прошёл плодотворно, всё
понятно поднимите желтый смайлик
Есть небольшие проблемы поднимите
зеленый смайлик
Скучно, неинтересно поднимите
красный смайлик.
Поднимают смайлики
действия
Личностные:
-самооценка на основе критерия
успешности
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;