Автор: Габидуллина Фаниля Хурматовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Верхнеманчарово
Населённый пункт: Илишевский район
Наименование материала: Статья
Тема: Создание на уроке благоприятной психолого-педагогической атмосферы.
Раздел: полное образование
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах,
среди которых особое место занимает урок. Урок, как основная форма организации
обучения
школьников,
прошел
длительный
путь
своего
становления
и
совершенствования.
В настоящее время совершенствование урока обуславливается современными
целями обучения, воспитание и развитие творческой, высоко нравственной личности,
особенностями
совместной
деятельности
учителя
и
учиться
по
достижению
запланированной цели.
Гуманное проявление современного урока можно наблюдать в самом его начале:
учитель обращается с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что
сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого
пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель с первых минут
стремиться обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на
уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное
учение.
Анализ методической литературы, показывает, что особенностью современного
урока является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, совместного
решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение. Т.С. Щуркова подчеркивает,
что современный урок-это поиск, открытие и осмысление истины современной
деятельности учителя и учащихся. Гуманизм современного урока состоит в стремлении
учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к
успеху.
В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность,
происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия для развития интересов
и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов,
вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от
осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.
Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-
психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном
уровне
отражаются
личные
и
деловые
взаимоотношения
учителя
и
учащихся,
моральными нормами и интересами.
В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического
климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон»,
подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного
коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
·Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно
критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия
необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять
ему никаких огорчений, не позорить его;
·Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность
к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
·Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен
чувствовать своей обособленности и беззащитности;
·Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
· Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и
общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое
значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к
учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове
почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что
этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый
компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект
обучения самый сложный и требует от учителя трезвой самооценки. «Когда постоянно
находишься в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего,
когда сама позиция учителя,- пишет А.В. Мудрик,- предопределяет возможность
постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать
самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».
Большой воспитательный потенциал содержит в себе творческие задания, которые
обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, неподходящую для
развития личности.
Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться
вне
урока.
Отношение
учащихся
к
учителю
–
это
важнейшее
детерминанта
психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с
детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он
радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и
многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
· Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить
себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще
желание
и
стремление
общаться
с
детьми,
общаться
в
доброжелательной
форме.
·
Любое
эмоциональное
состояние,
включая
эмоциональное
отрицательной
модальности, можно выразить в деликатной форме.
· Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся,
а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно
реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.
Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекции
поведение учащихся, оценка их знаний.
· Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут
по-разному восприняты разными учащихся. Психологически важно не захватить хорошо
успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для
учащихся класса (А.В.Макаренко)
·
Обучение
и
воспитание
должно
строиться
без
наказания
и
окриков
(В.С.Сухолинский.)
· Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет
от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю
важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
· Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку.
Стремиться к организованному началу урока.
· Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует
отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с
фамилиями отсутствующих учащихся.
· Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего
задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
· Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте
«слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за
теми, у
кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить
рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
· Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует поработать
еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому,
что указания учителя надо выполнять обязательно.
· Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все
испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь
заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не
слишком часто.
· Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживать
от излишних замечаний.
· Помнить, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической
практики, где помощь не идет на пользу.
· Обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не
поддерживает легче справиться.
· Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите
разумные пути его разрешения.
Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель,
поступки которого оправданы в глазах учеников.
Таким
образом, благоприятный
психологический
климат
создается
гуманным
отношением учителя к ученику.