Напоминание

Создание на уроке благоприятной психолого-педагогической атмосферы.


Автор: Габидуллина Фаниля Хурматовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Верхнеманчарово
Населённый пункт: Илишевский район
Наименование материала: Статья
Тема: Создание на уроке благоприятной психолого-педагогической атмосферы.
Раздел: полное образование





Назад




Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах,

среди которых особое место занимает урок. Урок, как основная форма организации

обучения

школьников,

прошел

длительный

путь

своего

становления

и

совершенствования.

В настоящее время совершенствование урока обуславливается современными

целями обучения, воспитание и развитие творческой, высоко нравственной личности,

особенностями

совместной

деятельности

учителя

и

учиться

по

достижению

запланированной цели.

Гуманное проявление современного урока можно наблюдать в самом его начале:

учитель обращается с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что

сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого

пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель с первых минут

стремиться обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на

уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное

учение.

Анализ методической литературы, показывает, что особенностью современного

урока является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, совместного

решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение. Т.С. Щуркова подчеркивает,

что современный урок-это поиск, открытие и осмысление истины современной

деятельности учителя и учащихся. Гуманизм современного урока состоит в стремлении

учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к

успеху.

В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность,

происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия для развития интересов

и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов,

вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от

осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.

Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-

психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном

уровне

отражаются

личные

и

деловые

взаимоотношения

учителя

и

учащихся,

моральными нормами и интересами.

В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического

климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон»,

подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного

коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

·Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно

критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия

необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять

ему никаких огорчений, не позорить его;

·Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность

к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;

·Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен

чувствовать своей обособленности и беззащитности;

·Разумная и полезная деятельность всех на уроке;

· Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и

общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое

значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к

учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове

почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что

этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый

компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект

обучения самый сложный и требует от учителя трезвой самооценки. «Когда постоянно

находишься в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего,

когда сама позиция учителя,- пишет А.В. Мудрик,- предопределяет возможность

постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать

самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».

Большой воспитательный потенциал содержит в себе творческие задания, которые

обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, неподходящую для

развития личности.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться

вне

урока.

Отношение

учащихся

к

учителю

это

важнейшее

детерминанта

психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с

детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он

радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и

многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

· Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить

себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще

желание

и

стремление

общаться

с

детьми,

общаться

в

доброжелательной

форме.

·

Любое

эмоциональное

состояние,

включая

эмоциональное

отрицательной

модальности, можно выразить в деликатной форме.

· Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся,

а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно

реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекции

поведение учащихся, оценка их знаний.

· Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут

по-разному восприняты разными учащихся. Психологически важно не захватить хорошо

успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для

учащихся класса (А.В.Макаренко)

·

Обучение

и

воспитание

должно

строиться

без

наказания

и

окриков

(В.С.Сухолинский.)

· Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет

от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю

важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

· Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку.

Стремиться к организованному началу урока.

· Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует

отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с

фамилиями отсутствующих учащихся.

· Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего

задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

· Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте

«слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за

теми, у

кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить

рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

· Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует поработать

еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому,

что указания учителя надо выполнять обязательно.

· Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все

испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь

заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не

слишком часто.

· Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживать

от излишних замечаний.

· Помнить, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической

практики, где помощь не идет на пользу.

· Обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не

поддерживает легче справиться.

· Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите

разумные пути его разрешения.

Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель,

поступки которого оправданы в глазах учеников.

Таким

образом, благоприятный

психологический

климат

создается

гуманным

отношением учителя к ученику.



В раздел образования