Автор: Потапова Ольга Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изученем отдельных предметов №38"
Населённый пункт: городского округа Саранск Республики Мордовия
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка»
Раздел: начальное образование
Тема
выступления:
«Взаимодействие
игровой
и
учебно-
познавательной
деятельности
с
целью
формирования
функциональной грамотности младших школьников на уроках
русского языка»
Цель: познакомить слушателей с игровыми приёмами и методами
формирования функциональной грамотности на уроках русского языка у
младших школьников.
1.
Вступление.
(Слайд №1)
Добрый
день,
уважаемые
коллеги!
Тема
моего
выступления:
«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью
формирования функциональной грамотности младших школьников на
уроках русского языка».
Начальная школа – это первые шаги ребенка к самостоятельной
жизни.
Современное
общество
обладает
важной
отличительной
особенностью: оно постоянно и стремительно меняется. Нельзя жить в
таком обществе, заранее не подготовившись.
В связи с этим современный образовательный процесс направлен на
развитие функциональной грамотности обучающихся, что является
сегодня необходимым условием становления творческой, деятельной,
конкурентоспособной личности. (Слайд №2)
Под
функциональной
грамотностью
понимается
уровень
образованности,
который
характеризуется
способностью
решать
стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности
на основе преимущественно прикладных знаний.
Если попросить наших учеников расположить уроки по степени их
привлекательности, то русский язык займет у большинства из них, скорее
всего, нижнюю строчку рейтинга. А ведь русский язык как учебная
дисциплина играет важную роль в подготовке ребенка к жизни в
1
современном информационном пространстве. А хочется и нужно ли
заниматься тем, что неинтересно? (Слайд №3)
И возникает в связи с этим вопрос: Как же включить в
осмысленную,
продуктивную,
мотивированную
деятельность
всех
учащихся
класса?
Как
сформировать
«функционально
грамотную
личность», учитывая эту незаинтересованность?
2.
Основной этап.
Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к уроку
и развить функциональную грамотность, является игра. (Слайд №4) Как
сказал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Игра
– это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем
мире.
Игра
–
это
искра,
зажигающая
огонек
пытливости
и
любознательности».
Действительно, игра раскрывает ребёнку новые, неизвестные
грани изучаемого предмета, всегда вызывает повышенный интерес,
активизирует, побуждает к действию.
При включении детей в
ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко
возрастает, изучаемый материал становится для детей более доступным,
работоспособность увеличивается.
Целью обращения к игре на уроках русского языка является
приобретение конкретных практических умений, перевод имеющихся
знаний
в
полезный
для
жизни
опыт.
Формирование
навыков
функциональной грамотности с учетом требований ФГОС начинается с
самостоятельного целеполагания обучающимися. Ход познания – от
детей.
(Слайд №5) Учителю лишь необходимо побудить ученика к
действию, создать условия для этого:
2
1.
Комфортный психологический настрой
2.
Создание проблемной ситуации
3.
Задания игрового характера.
Основополагающим, первостепенным этапом развития функциональной
грамотности
я
считаю
создание
комфортного
психологического
настроя
на уроке, направленный на
мотивацию, то есть желание
учиться, познавать новое. И с самого начала на своих уроках создаю
ситуацию успеха, чаще всего использую стихи-мотиваторы, которые уже
заучены детьми наизусть. Например:
В класс пришли мы все учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Пишем все старательно.
Быстро думаем, решаем,
На уроках не зеваем.
Мы – веселый дружный класс,
Все получится у нас!
Считаю, что с положительным настроем ребенку легче включиться в
учебную деятельность и работать в течение всего урока. Также важно
поощрять учащихся за правильно обоснованный ответ, нахождение
новых нестандартных решений поставленных на уроке задач, умение
самостоятельно выполнить то или иное задание, желание помочь
однокласснику справиться с трудными для него моментами. Если
ученик на каком-то этапе урока отличился особым упорством, умело
выстроенным устным высказыванием, новым подходом к решению
проблемы, то на уроке дружно, всем классом говорим ему: «Молодец!
3
Так держать!». В такие моменты у ребенка «вырастают
крылья»,
желание стать еще лучше.
Более подробно остановлюсь на технологии использования в
обучении игровых методов или игровых технологиях
с целью
формирования функциональной грамотности обучающихся младших
школьников.
1.
Одним из часто используемых мной приемов на этапе
«включение в урок» применяю прием «проблемной ситуации» (Слайд
№6) Данный прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из
затруднения.
Применяю на уроках следующие проблемные ситуации: например,
2 класс, тема: «Парные по глухости-звонкости согласные буквы». На
уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине
слова (о чем дети не знают). Ребята получают такое задание:
Учитель: Ребята, вставьте пропущенные буквы в слова, подобрав
проверочные слова:
Пирог, город, клюв, пруд, сказка.
Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не
работает, как же проверить парную согласную в середине слова?
Данный прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из
сложившегося затруднения.
Или урок в 3 классе по теме: «Правописание мягкого знака в именах
существительных на конце после шипящих». Я предлагаю записать детям
следующие имена существительные: борщ, луч, мышь, ночь, тишь.
Проверяем, как написаны слова. Конечно же, в них допущены ошибки.
Слова написаны по-разному. С мягким знаком и без него. Проблемная
ситуация для ребят. Задание было одно? Да, отвечают дети. А выполнили
4
вы его по – разному. Побуждение к осознанию противоречия. И проблема
выступает как тема урока, которую дети самостоятельно формулируют.
Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже в
домашней работе.
Кроме приема «проблемная ситуация» использую еще несколько
игр «вхождения в урок».
Например, игра «Удивляй!» или «Яркое пятно». (Слайд №7)
Удивление
активизирует
мыслительную
деятельность
ребенка.
Уникальность данного приема в том, что его можно также использовать
на любом этапе урока. Ярким пятном на уроке могут служить притчи,
отрывки из
сказок, фрагменты мультфильмов, звуки и песни, в
качестве «яркого пятна» могут выступать на уроке и необычные герои.
Так, например, при изучении темы: «Гласные и согласные буквы» я
использую такую сказку…
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были брат
и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные
платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а
иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра
всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые
песни.
Еще одним
приемом «вхождения в урок», которым я часто
пользуюсь является прием «Отсроченная отгадка». До объявления
темы я предлагаю детям необычный факт, иллюстрацию, пословицу,
которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе
обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет
изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
5
А
теперь
хочу
поделиться
различными
игровыми
технологиями, которые можно использовать на различных этапах
урока русского языка в начальной школе.
(Слайд №8)
1. Самая открытая, естественная форма погружения человека в
реальность или воображаемую действительность с целью её изучения,
проявления
собственного
«Я»,
творчества,
самостоятельности,
самореализации – это игра. Действительно, игра раскрывает ребёнку
новые,
неизвестные
грани
изучаемого
предмета,
всегда вызывает
повышенный
интерес,
активизирует,
побуждает
к
действию.
Разгадывание
кроссворда,
чайнворда,
игра
«Третий
лишний»,
«Мозговой штурм», игра «Найди пару», «Кто больше» в начале урока
направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся,
помогают ускорить процесс целеполагания, позволяют им быстро
включиться в работу. Деятельность обучающихся носит преобразующий
характер:
наблюдают,
сравнивают,
группируют,
выясняют
закономерности, делают выводы. Приведу пример игры «Третий
лишний». Задача игры: необходимо найти слово, не соответствующее
определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Ситцевый, горошек, замочек (лишнее – ситцевый, так как имя
прилагательное). Петушок, камышовый, гребешок (лишнее – камышовый,
так как это имя прилагательное). Обучающиеся находят лишнее слово по
принадлежности к части речи (имени прилагательному, акцентировав
своё внимание на изучаемой части речи), затем предлагаю сопоставить,
проанализировать
правописание
всех
предложенных
слов.
Ребята
вспоминают изученную орфограмму «Правописание гласных о, е после
шипящих в суффиксах имен существительных», при этом делают вывод о
сходстве
правописания
имен
существительных
с
именами
6
прилагательными. Цель сформулирована – научиться определять условия
выбора гласной о или е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
2.
Следующая игра, которая
поможет научить детей правильно
задавать вопросы - «Ромашка Блума». (Слайд № 9) Дети очень любят
эту игру. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых
содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков –
шесть вопросов:
1-ый лепесток «Простые вопросы» - вопросы, отвечая на которые,
нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную
информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2-ой лепесток «Уточняющие вопросы»
- Целью этих вопросов
является предоставление ученику возможностей для обратной связи
относительно того, что он только что сказал.
3-ий лепесток «Интерпретационные вопросы» обычно начинаются
со
слова
"Почему?"
и
направлены
на
установление
причинно-
следственных связей.
4-ый лепесток «Творческие вопросы» Данный тип вопроса чаще
всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения,
прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?"
5-ый лепесток «Оценочные вопросы» - Эти вопросы направлены на
выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
"Почему что-то хорошо, а что-то плохо?"
6-ой лепесток «Практические вопросы» Данный тип вопроса
направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой:
"Как можно применить ...?", "Как бы вы поступили на месте героя
рассказа?".
7
Опыт
использования
этой
игры
показывает,
что
учащиеся всех возрастов
младшего
школьного
возраста
(начиная
с
первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут
привести свои примеры).
Если ввести «Ромашку вопросов» в свою практику, можно оставить
визуальное
оформление
на
магнитной
доске.
Детям
нравится
формулировать
вопросы
по
какой-либо
теме,
записывая
их
на
соответствующие «лепестки».
(Слайд №10)
3.
Одной из любимых игр у моих учеников является
игра «Я
учитель», в которую дети с удовольствием включаются, ведь каждый
ребенок хочет попробовать себя в роли Учителя.
В
зависимости
от
сложности
темы
данный
прием
может
использоваться как для объяснения нового материала, но в своей
практике я его использую больше на этапе закрепления изученного.
Сущность данной игры заключается в том, что на уроке предлагаю
ученикам перевоплотиться в учителя и объяснить (или повторить) тот или
иной раздел темы, или всю тему, или определенный вопрос, или
проблему. Важно, чтобы ученики объясняли материал на таком уровне,
насколько сами его усвоили. Желательно, чтобы ученики отвечали его
своими словами, а не книжными формулировками. На вхождение в роль и
на обдумывание учащимся дается не более 5 минут. Примечателен тот
факт, что обдумывают задание и перевоплощаются в учителя все
учащие класса, а отвечать пойдет только один (при выборе отвечающего
можно использовать жребий). Конечно, при использовании данного
приема целесообразно опираться на сильных и артистичных учеников.
При работе ученика в роли учителя педагог всегда готов прийти на
помощь при возникновении трудностей.
8
4.
Очень часто в своей педагогической деятельности на уроках
использую игру, которая называется «Мне это пригодится».
На любом этапе урока детям можно задать вопрос: «Где вам может
пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики
самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на
поставленный
вопрос,
а
потом
поочередно
перед
всем
классом
доказывают, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную
или теоретическую ценность. Ценность данного методического приема в
том, что ученики действительно начинают осознавать значимость
изучаемого материала, относящихся к различным жизненным ситуациям.
Например, предлагаю детям: молодая девушка устроилась на работу
в редакцию газеты. Ей поручили отвечать за выпуск очередного номера.
А в тексте имеются ошибки, – найдите и исправьте их. Ведь, как вы
понимаете, обязательным условием для хорошего редактора является
знание русского языка.
5.
Функциональную
грамотность
обучающихся
младшего
школьника можно развивать на всех
уроках русского языка. Так,
например, изучая тему: «Диалог», можно предложить ребятам составить
и разыграть мини-диалоги в разных речевых ситуация: «В автобусе», «В
магазине», «В библиотеке»… А затем получившиеся диалоги нужно
правильно
оформить
на
письме,
соблюдая
знаки
препинания
в
предложениях, вежливые обращения, приветствия. Но главным фактором
здесь будет включение каждого ученика в те роли, с которыми им
предстоит столкнуться в различных жизненных ситуациях.
6.
В своей работе практикую разнообразные
мини-сочинения,
репортажи,
интервью,
юмористические
рассказы,
словесные
зарисовки, лингвистические сказки, которые помогают обучающимся
точно, правильно отбирать материал, развивают их устную и письменную
9
речь, обогащают их словарный запас, активно развивают творческие
способности.
7.
Обучение русскому языку предполагает не только освоение
грамотной письменной речи, но и правильной устной речи. В качестве
примера
приведу
игровые
задания,
направленные
на
отработку
орфоэпических норм. Например,
игра «Пригласи на обед».
Задача:
огласить меню обеда, на который вы хотите пригласить родственников и
друзей. В меню даны такие слова: тефтЕли, кАмбала (камбалА), тОрты,
щавЕль, грЕнки, пирожки с твОрогом (с творогОм), слИвовый или
грУшевый компот и другие. По тому же принципу можно провести игры:
«Пригласи в гости», «Пригласи в кафе» и другие. Подводя итоги, к
ребятам можно обратиться с вопросом: «В какой жизненной ситуации, в
каких новых условиях вам может пригодиться изучаемый сегодня на
уроке материал?» После чего происходит самоанализ своих действий, при
котором дети (персонально или в парах) стараются найти ответ на
предложенный вопрос, а потом поочередно объясняют, что изучаемая
тема имеет для них конкретную практическую значимость.
8.
Ну и, конечно же, на уроке применяю игровые технологии,
направленные на формирование грамотного письма. (Слайд№10)
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач.
Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при
формировании
функционально
грамотной
личности.
Развитие
орфографической зоркости происходит при применении следующих
приемов.
1.
Проговаривание.
Большую
роль
в
формировании
орфографического навыка играет орфографическое проговаривание. Это
своего рода предупреждение ошибок. Дети проговаривают слово так, как
10
его нужно написать. И если ученик его вдруг проговорил с ошибкой, то
класс и учитель не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
2.
Хорошо
развивает
орфографическую
грамотность игра
«Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю
«зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки
зажигаем» на доске, (прикрепляем красный кружочек) затем учащиеся
записывают предложения или слова. Написание каждой орфограммы
объясняется при работе на доске.
3. Игра «Лови ошибку».
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте
ошибки.
На уроках русского языка в первом и втором классах использую
персонажей различных сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С
огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на
себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными
чернилами. Можно дать подсказку, назвав количество ошибок.
Ну и, конечно, важным элементом в формировании грамотного письма
является словарная работа и работа над ошибками. Словарная работа
ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают
по ходу работы над словарными словами.
Формированию функциональной грамотности младших школьников
способствует работа с цифровыми образовательными ресурсами.
(Слайд №11)
Так, мой класс является активным пользователем образовательной
платформы Учи ру. В качестве домашнего задания или закрепления
изученного предлагаю ребятам выполнить различные интерактивные
11
карточки. Задания красочные, интересные, в игровом
формате. На
данном сайте участвуем в олимпиадах по русскому языку и не только,
различных марафонах, тестированиях. И вот уже несколько лет подряд
занимаем первые места в марафонах среди учащихся своей школы.
3.
Заключение.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что очень важно
организовать работу на уроке русского языка так, чтобы каждый ученик
ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Однако знание
приемов педагогической техники учителем не будет иметь должного
эффекта, если приемы не будут использоваться в системе.
Когда обучающийся на уроке чувствует себя естественно, свободно,
всегда находится в действии, в сотрудничестве, неотъемлемой его частью
становится практический языковой опыт общения, приобретенный им во
время игровых форм работы. Нужно лишь помочь ребенку сделать
правильный шаг. (Слайд № 13) Как гласит древняя мудрость: «Скажи
мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это
сделать самому, и это станет моим навсегда». Игровые технологии – путь
на самоутверждение, самопознание, самореализацию.
Дети приходят в школу самые разные: собранные, рассеянные,
упрямые, медлительные, аккуратные….И педагогам, надо поддержать,
развить человека в человеке, помочь ему жить в мире и согласии
с людьми,
природой,
культурой,
цивилизацией,
так
как
школа,
в современном государстве является, пожалуй, единственным и очень
важным
серьёзным
источником
формирования
функциональной
грамотности. Желаю успехов в работе и грамотных учеников!
12