Напоминание

Развитие исполнительского темперамента в младших классах


Автор: Бояркина Елена Леонидовна
Должность: учитель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ№1 им.Л.Л.Линховоина
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: методческое сообщение
Тема: Развитие исполнительского темперамента в младших классах
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 1 им.Л.Л. Линховоина» г. Улан-Удэ.

Методическое сообщение

Тема:

Развитие исполнительского темперамента в

младших классах.

Выполнила: преподаватель Бояркина Елена Леонидовна

г. Улан-Удэ

2023г

Развитие исполнительского темперамента в младших классах.

Занимаясь с детьми, мы понимаем, что без эмоций нельзя. Но мы все люди

и нет смысла надеяться на то, что на каждом уроке нас будет охватывать

божественное вдохновение. Бывают энергичные дни, а бывают- вялые.

Порой наша энергия струится с такой мощью, что ученик зажигается от нее

помимо своей воли. А бывают дни обычные, рядовые и случаются времена

слабости или недомогания. Недомогание – слово то какое! Если у меня

недомогание, значит я недо – могу…Но очевидно, что в любой такой день, я

смогу сварить себе что-нибудь поесть, потому что у меня есть плита она

греется не за счет моей энергии, а за счет электричества, т.е. за счет огня вне

меня. Получается, что и на уроках я должна иметь такую «плиту», которая

будет «зажигать» учебный процесс и доводить его до температуры кипения,

важного условия развития исполнительского темперамента.

Что такое плита? Техническое средство. Это техника. Применимо к нашей

теме – это техническое средство педагога. О педагогической технике мало

говорится. О технологии –да. Здесь накоплено много сокровищ, а о технике

– нет. Что такое техника педагога? Она включает в себя многое. Одним из

важных моментов техники педагога является наличие в его практике таких

инструментов, влияние которых включается нажатием «кнопки», то есть без

особого труда, независимо от того, в силе педагог сегодня или в слабости.

Тот инструмент, о котором мы сегодня говорим – это «печка», доводящая

учебный процесс до температуры кипения. Обращаю особое внимание на

то, что это всего лишь один из множества инструментов. Он не включает в

себя другие серьёзные аспекты нашей работы, подобно тому, как стиральная

машина стирает, но не готовит еду, автомобиль ездит, но мы не требуем от

него, чтобы он распечатывал ноты. Так же и с нашей «печкой» - она

разогревает учебный процесс, зажигает его, детальной проработкой и много

еще чем, занимаются другие процессы, не менее важные, глубокие и

объёмные. «Печке» же о которой я здесь говорю, уделяется слишком мало

внимания, так как часто до кипения, до выпекания дело не доходит, времени

не хватает. Что дает работе эту высокую температуру? Прежде всего- это

темп, быстрый темп. Второе- это игра с динамическими оттенками. Если не

получается с оттенками, тогда игра на форте, на хорошем форте. Да, это

кажется настолько простым, что рискует быть обвиненным в примитивизме.

Поэтому многие педагоги сознательно игнорируют и даже избегают этот

приём А зря! Конечно, нельзя им злоупотреблять. Если блюдо долго держать

на огне, то оно пригорит или превратится в бесформенную кашу, в которой

все неряшливо перемешается. Блюдо будет испорчено если изначально

рецепт был идеален. Так же будет испорчено и произведение, которое

постоянно играется быстро, громко и целиком. Но даже самое совершенное

тесто никогда не превратится в пирог без обработки высокой температурой.

И вот это самое сырое «тесто» мы часто слышим на академических

концертах. Но что делать, если ребенок не успевает дойти до той стадии в

исполнении, когда заготовку можно поставить в печь? Что делать, если он

так медленно разбирает, что только- только успеет слепить текст, как уже

надо играть на сцене? И вот тут мы подходим к очень важному моменту.

Если хотя бы некоторые произведения репертуара пройдут обработку

«огнем», то часть этого огня останется в ученике, и он впоследствии сможет

переносить его в другие пьесы. Нужно уделять этому огромное внимание. В

дни, когда я сама богата энергией, я разжигаю этот огонь в ученике. Я

заставляю его буквально входить в состояние творческой температуры,

требуя большой скорости и мощного звука, «раскручиваю» его

эмоционально. Это затратный процесс. Когда мое собственное

«электричество» вливается в ребенка, он поддается, он начинает делать то,

что никогда не делал, как никогда не играл. Он сам себя не узнает. В нем

раскрывается такой потенциал, о котором он и не знал, и я не знала. Это

рождает в нем творческую страсть. И пусть даже в этот момент он

допускает в своей игре множество несовершенств, это поправим потом. Ведь

страсть бесценна - это двигатель, божественная искра. Над

несовершенствами мы работаем, и до этого работаем и после. Но когда мы

разжигаем огонь, на этом этапе нам нужно забыть о качестве. Потому что,

если в такие моменты ученик будет много думать о деталях, то он будет

бояться ошибок, и не сможет раскрыться. Любое понижение температуры

может стать критичным, и химия процесса не запустится. А теперь давайте

посмотрим, как объединяется это все потом. Когда ученик понял, что такое

играть с огнем и полной самоотдачей физической и эмоциональной, идем к

детальной проработке в маленьких эпизодах, исполняемых в темпе и в

динамике с сильным эмоциональным посылом. Тренируемся, как

одержимые. Следующим этапом идем с другой стороны. Убираем огонь и

спокойно прорабатываем все тонкости тоже в отдельном эпизоде.

Эмоционально отдыхаем, и интеллектуально концентрируемся. Проработали,

начинаем в этом эпизоде добавлять температуру. Доводим до максимума. И

вот так раскачиваем наши качели от скрупулёзной спокойной кропотливой

проработки до огненной страсти, мощной динамики и быстрого темпа. В

какой-то момент начнет все гармонично соединяться. Делаем это до тех пор,

пока спирали не начинают включаться сами, но и тогда продолжаю

контролировать их мощь. В таком случае рост ребенка будет выразительнее,

от него будет отдача. Это касается не только звездочек. Это касается каждого

ученика. Исключение могут составить лишь ребятишки, имеющие

определенные неврологические проблемы, либо дети очень крепко закрытые,

для которых такая серьезная эмоциональная задача может стать

травмирующей. Ведь это действительно не просто. Вы будете встречать

сопротивление. Действуя аккуратно внимательно, но решительно, вы

поймете с какой интенсивностью нужно вести эту работу с разными

учениками. Трудно будет большинству. Единицы справятся без явных

усилий. Но если в прочих музыкальных задачах основным двигательным

успехом ученика является интеллект, то в этой работе больше задействуется

эмоциональная сфера. Некоторые ребятишки, имеющие не слишком

хорошую память и затрудняющиеся в изучении нот, тем не менее, имеют

прекрасную эмоциональную основу музыкальной профессии. К сожалению,

существующая система музыкального образования не направлена на

раскрытие таланта этого типа способностей.

Однако, как выше было сказано, бывают дни, когда мы сами «не в ударе». И

здесь нужно помнить - температура должна быть высокой, нужно

«выжимать» максимум. Не нужно бояться неряшества в тот момент, когда

ученик выполняет эти огненные упражнения. Оно здесь естественно. Если

мы не будем целенаправленно прививать темпераментность, яркую

эмоциональную открытость, то дети еще долго будут играть сухо и вяло. И

полумерами здесь не обойтись. Не нужно бояться ошибок, опасаться казаться

смешными или непрофессиональными. Тонкости исполнения лишает

отсутствие работы над тонкостью, техники лишает отсутствие работы над

техникой, темперамента – отсутствие работы над темпераментом и этот

список можно продолжать бесконечно. А вот разумное использование

различных приемов, в том числе и того, о котором рассказала в этой работе

не может быть вредным ни для тонкости игры, ни для выразительности, ни

для вдумчивой музыкальной игры.



В раздел образования