Автор: Меликова Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: КГБПОУ "Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса"
Населённый пункт: город Ачинск
Наименование материала: статья
Тема: Основные подходы к обучению иностранному языку при подготовке по специальностям TOP- 50 в среднем профессиональном образовании
Раздел: среднее профессиональное
Меликова Татьяна Анатольевна
преподаватель высшей квалификационной категории,
КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»
Основные подходы к обучению иностранному языку при подготовке по
специальностям TOP- 50 в среднем профессиональном образовании
Аннотация. Статья об актуальности и сложностях обучения на современном этапе
профессионально-ориентированному иностранному языку.
Ключевые слова: профессионально-ориентированный иностранный язык ,World
Skills International, компетенция, средство общения, проблемы, подкасты.
В соответствии с
реализацией
Комплекса мер по совершенствованию системы
среднего
профессионального
образования,
утверждённого
Правительством
Российской
Федерации, сегодня большое
внимание уделяется развитию и повышению эффективности
системы
подготовки
рабочих
кадров,
особенно
для
приоритетных
от р а с л е й
экономики,профессионально-ориентированному
обучению
молодых
специалистов.Что
особенно важно, определена взаимосвязь профессий ТОП-50 и компетенций WSR.
Под профессионально-ориентированным обучением в области
иностранного языка
понимается такое обучение, которое основано на учёте потребностей будущих выпускников,
диктуемых будущей профессией или специальностью.
Если
раньше
язык
рассматривался
студентами
как
нечто
необязательное,
как
возможность
сказать
несколько
фраз
при
общении,
то
на
современном
этапе
ситуация
с
изучением языка меняется. Для студентов знание иностранного языка сегодня - возможность
изучения профессиональной терминологии по компетенциям в оригинальной
литературе,
возможность карьерного роста в профессии и средство общения. Кроме того, наша страна
присоединилась
к международному
движению
WorldSkills,
что,
в
свою
очередь,
дало
российской
молодежи
еще
одну
возможность-
участие
в международных
чемпионатах
профессионального мастерства
В связи с этим, изучение профессионально-ориентированного иностранного языка (Skills
Oriented
English)
особенно
в
формате
требований
WorldSkills
International
-
становится
актуальной задачей. СтудентамСПО(в нашем колледже,обучаемые мной студенты, проходят
подготовку
по
компетенциям
Веб-дизайн
и
Системное
администрирование)
при
обучении
поTOP-50 необходимы
навыки
чтения технической документации, регламентирующих
и
нормативных
документов,
конкурсных
заданий,
аудирования
и
устных
профессиональных
коммуникаций
на
иностранном
языке. Это
главные
требования
современного
общества
к
молодым
специалистам
и
обязательные
компоненты
их
профессиональной
подготовки.
Поэтому на уроках
иностранного языка мои
студенты занимаются не только чтением и
переводом специальных текстов,извлечением необходимой информации,но также стараются
воспроизводить прочитанное
в разных речевых формах.Профессионально-ориентированное
обучение невозможно без обучения специальной лексике. В профессионально-ориентированном
обучении лексике, основной единицей обучения, как правило, является аудио, видео и печатный
текст. В связи с этим тщательно отбираю оригинальные материалы по специальности из разных
источников-
книг,
журналов,
подкастов.
При
обучении
профессиональной
терминологии
использую принцип взаимообучаемости, поскольку в некоторых ситуациях студенты лучше
владеют предметом своей специальности и могут корректировать преподавателя. Навыки и
умения
устной
коммуникациитренируем
на
интересных,
актуальных
для
студентов
-потенциальных участников WorldSkills International темах: "В аэропорту","Как договориться о
встрече", "На таможне"," В гостинице","Деловая переписка" и др. Студенты, ориентированные
на
знание
профессиональной
терминологии
на
иностранном
языке
в
каждой
изучаемой
компетенции,
стараются
отвечать
на
вопросы,
выполнять
коммуникативные
упражнения,
создавать
учебно-речевые
ситуации,использовать
навык
иноязычного
общения
в
реальной
жизни.
Студент
гр.403
пи(специальность
09.02.05."Прикладная
информатика
(по
отраслям))Каратаев Н., являясь участником проекта«Молодые металлурги», был участником
молодёжного форума ТИМ "Бирюса 2017"и приобрёл успешный опыт общения на английском
с иностранцами, в том числе, и на профессиональные темы.
При обучении
профессиональному иностранному языку большое внимание уделяется
самостоятельной работе
студентов. Самостоятельные поиски источников информации при
подготовке
к
докладу
или
реферату
развивают
у
студентов
творчество
и
активную
мыслительную деятельность.
Вместе
с
тем
существует
ряд
проблем,
связанных
с
обучением
профессионально-
ориентированному иностранному языку студентов СПО:
-недостаточное количество учебных часов, отводимых на изучение иностранного языка;
-недостаточная инновационная составляющая;
-отсутствие специальных учебников и учебных пособий;
-отсутствие переподготовки преподавателей иностранного языка по курсу Skills Oriented
English в формате требований WorldSkillsInternational.
Эти проблемы необходимо решать до конца 2020 г. к завершению перехода к профессиям
по
TOP-50.Только
при
этом
условии
учебные
заведении
смогут
осуществлять
подготовку
высококвалифицированных,
профессионально-ориентированных
специалистов,со
знанием
иностранного языка,способнымитакже быть конкурентоспособными участниками масштабных
международных проектов.
Список используемых источников и литературы:
1.
«Test Project. Introduction» Written by Worldskills International External Writer;
2.
Вебинар 22.05.17"Национальная система квалификаций и профессии TOP-50"