Напоминание

Рабочая программа по биологии


Автор: Гареева Розалия Фаиловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 24"
Населённый пункт: г.Удачный
Наименование материала: рабочая программа по биологии для работы с детьми ОВЗ
Тема: Рабочая программа по биологии
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Муниципального образования «Мирнинский район»

Республики Саха (Якутия) г.Удачный

Рассмотрено

на заседании

МО ЕСТ МАОУ «СОШ №24»

Протокол № 1 от «___» ________2020 г

Руководитель

___________/

«Согласовано»

Зам.директора

МАОУ «СОШ № 24»

____________/

«____» _____________202_ г.

«Утверждаю»

Директор

МАОУ «СОШ № 24»

____________

«____» _____________202_г.

Рабочая адаптированная программа

курс «Биология»

для учащегося _ класса

на 202_ - 202_учебный год

35 часов

1 час в неделю

Учитель высшей квалификационной категории

Гареева Розалия Фаиловна

202_-202_

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Биология» _ класс составлена и адаптирована для детей с ограниченными

возможностями здоровья и составлена на основе

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации";

2.

Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)

3.

Учебный план МБОУ "Средняя общеобразовательная школа№24" на 2020-2021 учебный год;

4.

Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб.пособие для общеобразоват.

организаций / [В. В. Пасечник и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2020.

5.

Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях

распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 30.06.2020 №16».

Нормативно-правовую базу разработки АРОП обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (ТНР):

СанПиН,2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

(Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010);

Основания для разработки адаптированной программы.

Программа составлена на основе заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ФИО учащегося) (категория), который

нуждается в создании специальных образовательных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Образовательная программа.

Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования, разработанной с ориентировкой на

содержание варианта 7.1., с учетом специальных условий получения образования в 2020-2021уч.году в 7 классе. (пр. №_ от 00.00.20__).

Соблюдение общих и специфических особых образовательных потребностей детей с ЗПР; организация учебного процесса с учетом

психофизиологических особенностей обучающегося с ЗПР; учет речевых нарушений; разработка и применение индивидуально ориентированной

системы оценивания ребенка, адекватной его возможностям; соблюдение охранительного педагогического режима; посещение занятий в кружках и

секциях; привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающем процессе; организация непрерывного сопровождения консилиумом ОО.

Цели обучения биологии в седьмом классе:

1)

формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов биологии;

2)

формирование у воспитанников готовности к использованию знании биологии в информационно-учебной деятельности для решения

учебных задач и саморазвития;

3)

усиление культурологической составляющей школьного образования;

5)

развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи: В седьмом классе решаются следующие задачи обучения биологии: развитие коммуникативных умений и элементов информационной

культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией;

формирование основополагающих понятий по биологии, таких как: «клетка», «система», «организм и их многообразие »,

«классификация», др.;

формирование навыков использования компьютерных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и

практических задач.

Все это необходимо обучающимся не только для освоения базового курса биологии на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения

учебного материала по всем предметам в средней школе.

Программа по биологии для 7 класса рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: – контрольных работ

–3;

– лабораторных (10-15 мин) – 11.

Общая характеристика курса

Курс биологии для 7 класса логично продолжает изучение биологии, начатое в 5—6 классах. Согласно авторской программе, в 7 классе учащиеся:

• расширяют знания о разнообразии живых организмов;

• осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека;

• знакомятся с эволюцией растений и животных;

• изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

-cоциализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

-приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки; ориентацию в системе

моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках;

-выделение-существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);

соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;

классификация определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека

Учебник и другие элементы УМК реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение

практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий биологии на доступном уровне. Практическая задача является

ведущей в данном курсе.

О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обосновании

К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов, в том числе и по биологии, не

издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений,

составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать

содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития воспитанников классов коррекции.

Характеристика учеников.

Несмотря на отличия детей классов с ОВЗ по возрасту, физическому развитию, по характеру и уровню интеллектуальной деятельности, по

личностным проявлениям, привычкам и склонностям, у них можно выделить некоторые типичные особенности.

Речь детей, хотя и удовлетворяет потребностям повседневного общения, не имеет грубых нарушений произношения, отличается бедностью словаря и

синтаксических конструкций. Дети плохо читают, как правило, не владеют навыками смыслового чтения.

Знания учеников класса характеризуются недостаточным запасом сведений и представлений об окружающем мире. Общий кругозор у них

ограничен, невелики знания по основным предметам. Особенно беден запас обобщающих знаний, отражающих связи и зависимости между

отдельными предметами и явлениями, что приводит к низкому уровню словесно-логического мышления. Уровень усвоения знаний также снижен:

наблюдается затруднение понимания (дети не могут пересказывать прочитанное своими словами, выделить главное, резюмировать прочитанное), и

затруднения в области применения знаний (использование известного способа решения в новых условиях, выбора нужного способа действия или

использование одновременно двух и более простых алгоритмов).

Представления о предметно-количественных отношениях, практические измерительные навыки также слабы.

Учебная деятельность учеников коррекционных классов имеет также ряд отличительных признаков: это неумение организовать самостоятельно

свою деятельность при выполнении заданий, включающих несколько операций и контролировать свои действия; затруднения при самостоятельном

выполнении отдельных операций: анализа и анализирующего наблюдения, классификации. Ученики испытывают трудности при применении

рациональных способов запоминания.

При работе с текстом не могут самостоятельно отличить материал, подлежащий запоминанию, и те наглядные средства, дополнительные опоры,

которые при этом использовались; затрудняются при использовании справочных таблиц.

В связи с ранним изложенным считаю необходимым на каждом уроке проводить кратковременные работы по карточкам ( задания на узнавания

объектов, задания на соотнесение и др. -10-15 минут, чаще проводить физкультурные паузы, по сложным темам устный опрос вести только

сильных учеников.

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках

которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий в

процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-

воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной

культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов,

прямо связанных с необходимостью использования

информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и

развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают

условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования

школьного курса биологии преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: в рамках курса школьники

знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые

потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам

образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными

личностными результатами, формируемыми при изучении биологии в основной школе, являются:

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области биологии и

экологии в условиях развития информационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов биологии;

способность

и

готовность

к

общению

и

сотрудничеству

со

сверстниками

и

взрослыми

в

процессе

образовательной,

общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических

и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,

применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,

формируемыми при изучении биологии в основной школе, являются:

владение общепредметными понятиями «клетка», «систем организма», «многообразие организмов», «признаки живого», др.;

владение

информационно-логическими

умениями:

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия

в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и

выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из

чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные

структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать

информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации;

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной

предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,

учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и

видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным

образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения биологии в основной школе отражают:

формирование биологической культуры;

развитие биологического мышления мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об

основных биологических теориях, об эко- системной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и

изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

Планируемые результаты изучения биологии в 7 классе

Выпускник получит возможность научиться:

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и

окружающих;

ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной

литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и

данные об источнике информации;

создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников

информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов,

характерных для живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их

принадлежности к определенной систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления

биологических объектов;

выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные

признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и

умозаключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические

эксперименты и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях,

справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения

формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы

с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности

жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и

поступках по отношению к живой природе;

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников

информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности

растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный

вклад в деятельность группы.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности,

литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности,

при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные

ошибки, которые обучающийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерий оценки практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники

безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающийся не может исправить даже по требованию

учителя.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Введение. Многообразие организмов, их классификация (1 ч)

Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых

организмов.

Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.

Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (3 ч)

Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в

природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных,

человека. Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации:

натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.

Лабораторная работа №1: • Изучение строения плесневых грибов.

Практическая работа: • Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Глава 2. Многообразие растительного мира (12 ч)

Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность,

размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.

Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.

Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.

Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение

папоротников. Использование и охрана папоротников.

Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как

природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.

Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их

классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие

семейства класса. Многообразие растений, выращиваемых человеком.

Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты

тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.

Лабораторные работы:

№2 Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).

№3 Изучение органов цветкового растения.

№4Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

№5 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Практические работы:

• Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.

• Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.

• Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.

Глава 3. Многообразие животного мира (14 ч)

Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана

животного мира.

Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические

одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.

Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов

организма животного, их взаимосвязь.

Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их

роль в природе и жизни человека.

Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения

заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.

Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков.

Роль моллюсков в природе и жизни человека.

Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты.

Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений.

Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и

охрана.

Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и

рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.

Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся.

Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и

пресмыкающихся.

Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы

птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.

Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве.

Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.

Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных,

гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски;

коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.

Лабораторные работы:

•№6.Изучение многообразия одноклеточных животных.

№7. Изучение внешнего строения дождевого червя. наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

№8. Изучение внешнего строения моллюсков.

№9.Изучение коллекций насекомых — вредителей сада и огорода.

№10. Описание видового состава рыб местных водоемов.

№11. Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.

Экскурсии:

• Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.

• Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).

Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.

Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (1 ч) Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных

водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.

Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.

Глава 5. Экосистемы (2 ч). Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на

экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана

экосистем.

Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме

(симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.

Резерв 1 час.

Учебно-тематическое планирование

Разделы программы

Количество часов

Количество

контрольных работ

Количество практических и

лабораторных работ

Авторская

программа

Рабочая

программа

1

Введение.

Многообразие

организмов,

их классификация

Глава 1. Бактерии.

Грибы. Лишайники

3

3

1

2

Глава 2. Многообразие

растительного мира

12 ч

13ч

1

4

Глава 3. Многообразие

животного мира

14

14

1

6

Глава 4. Эволюция

растений и животных,

их охрана

1

1

Глава 5. Экосистемы

2

3

итого

35

35

2

11

Календарно-тематическое планирование 7класс

урока

Содержание (общая тема, тема урока)

Кол-во

часов

Даты

планирование

уроков

Виды деятельности учащихся

Примечание

По

плану

Факт

1

Вводный инструктаж по технике

безопасности. Многообразие

организмов, их классификация. Вид-

основная единица систематики.

1

Получит общие представления о

многообразии видов, о целях изучения

курса биологии.

Знакомиться с техникой безопасности и

правильной организации рабочего места.

2

Бактерии. Строение и роль в природе.

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

3

Грибы. Лабораторная работа

№1:Изучение строения плесневых

грибов. Роль в природе.

1

Работает с микроскопом,

устанавливают микропрепарат

4

Лишайники.

1

Работа с гербарием и с рисунками

учебника

5

Общая характеристика водорослей.

Многообразие водорослей

1

Работа с гербарием и с рисунками

учебника, ответы на небольшие

вопросы

6

Высшие споровые растения.

1

Получение общей информации

7

Голосеменные растения

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

8

Покрытосеменные, или Цветковые.

Строение семян

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

9

Виды корней. Видоизменения корней.

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника, работа с

гербарием

10

Побег и почки. Строение стебля.

Видоизменения побегов. Лабораторная

работа № №2 Изучение

видоизмененных побегов (луковица,

корневище, клубень).

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

11

Внешнее и клеточное строение листа.

1

Работа с гербарием листьев, с

использованием учебника

12

Цветок,соцветия, плоды. Лабораторная

работа №3 «Изучение органов

цветкового растения».

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

13

Размножение покрытосеменных

растений.

1

Карточки со схемами, задание

заполнить пропуски

14

Классификация покрытосеменных.

Лабораторная работа №4 «Изучение

строения семян однодольных и

двудольных растений».

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

15

Класс Двудольные. Лабораторная

работа №5 «Выявление признаков

семейства по внешнему строению

растений».

1

Работа с гербарными образцами

16

Класс Однодольные.

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

17

Контрольная работа по теме:

Многообразие растительного мира

1

Индивидуальные задания по

карточкам

18

Общие сведения о животном мире.

Простейшие. Изучение многообразия

одноклеточных животных.

1

Выполнение модели одноклеточных

19

Тип Кишечнополостные.

1

Работа с рисунками и таблицей

20

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви,

тип Кольчатые черви. Лабораторная

работа№6 « Изучение внешнего

строения дождевого червя».

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

21

Тип Моллюски. Лабораторная

работа№7 «Изучение внешнего строения

моллюсков».

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

22

Тип Членистоногие. Классы:

Ракообразные, Паукообразные

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника, работа с

экспонатом

23

Тип Членистоногие. Класс

Насекомые Лабораторная работа №8.

Изучение коллекций насекомых —

вредителей сада и огорода.

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

24

Тип Хордовые животные.

1

Работа с немыми рисунками

25

Класс Рыбы. Лабораторная работа №9

«Описание видового состава рыб

местных водоемов».

1

Работа с муляжами, рисунком.

26

Класс Земноводные.

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

27

Класс Пресмыкающиеся

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

28

Класс Птицы. Лабораторная

работа №10 «Изучение внешнего

строения птиц, особенностей перьевого

покрова».

1

Выполнение описания с

применением информации учебника

29

Класс Млекопитающие животные

1

Заполнение информационной

таблицы с приложением

30

Обобщение по теме: Многообразие

животного мира.

1

Работа с таблицей(продолжение)

31

Контрольная работа по теме:

Многообразие животного мира.

1

Индивидуальные задания по

карточкам

32

Этапы эволюции органического мира.

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

33

Экосистема. Экологические факторы.

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

34

Искусственные экосистемы.

1

Работа с информационной

карточкой, подписывает рисунки с

использованием учебника

35

Обобщение пройденного за год. Летние

задания



В раздел образования