Автор: Гареева Розалия Фаиловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 24"
Населённый пункт: г.Удачный
Наименование материала: рабочая программа по биологии для работы с детьми ОВЗ
Тема: Рабочая программа по биологии
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Муниципального образования «Мирнинский район»
Республики Саха (Якутия) г.Удачный
Рассмотрено
на заседании
МО ЕСТ МАОУ «СОШ №24»
Протокол № 1 от «___» ________2020 г
Руководитель
___________/
«Согласовано»
Зам.директора
МАОУ «СОШ № 24»
____________/
«____» _____________202_ г.
«Утверждаю»
Директор
МАОУ «СОШ № 24»
____________
«____» _____________202_г.
Рабочая адаптированная программа
курс «Биология»
для учащегося _ класса
на 202_ - 202_учебный год
35 часов
1 час в неделю
Учитель высшей квалификационной категории
Гареева Розалия Фаиловна
202_-202_
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Биология» _ класс составлена и адаптирована для детей с ограниченными
возможностями здоровья и составлена на основе
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации";
2.
Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
3.
Учебный план МБОУ "Средняя общеобразовательная школа№24" на 2020-2021 учебный год;
4.
Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб.пособие для общеобразоват.
организаций / [В. В. Пасечник и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2020.
5.
Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30.06.2020 №16».
Нормативно-правовую базу разработки АРОП обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (ТНР):
СанПиН,2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010);
Основания для разработки адаптированной программы.
Программа составлена на основе заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ФИО учащегося) (категория), который
нуждается в создании специальных образовательных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Образовательная программа.
Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования, разработанной с ориентировкой на
содержание варианта 7.1., с учетом специальных условий получения образования в 2020-2021уч.году в 7 классе. (пр. №_ от 00.00.20__).
Соблюдение общих и специфических особых образовательных потребностей детей с ЗПР; организация учебного процесса с учетом
психофизиологических особенностей обучающегося с ЗПР; учет речевых нарушений; разработка и применение индивидуально ориентированной
системы оценивания ребенка, адекватной его возможностям; соблюдение охранительного педагогического режима; посещение занятий в кружках и
секциях; привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающем процессе; организация непрерывного сопровождения консилиумом ОО.
Цели обучения биологии в седьмом классе:
1)
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов биологии;
2)
формирование у воспитанников готовности к использованию знании биологии в информационно-учебной деятельности для решения
учебных задач и саморазвития;
3)
усиление культурологической составляющей школьного образования;
5)
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи: В седьмом классе решаются следующие задачи обучения биологии: развитие коммуникативных умений и элементов информационной
культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией;
•
формирование основополагающих понятий по биологии, таких как: «клетка», «система», «организм и их многообразие »,
«классификация», др.;
•
формирование навыков использования компьютерных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и
практических задач.
Все это необходимо обучающимся не только для освоения базового курса биологии на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения
учебного материала по всем предметам в средней школе.
Программа по биологии для 7 класса рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: – контрольных работ
–3;
– лабораторных (10-15 мин) – 11.
Общая характеристика курса
Курс биологии для 7 класса логично продолжает изучение биологии, начатое в 5—6 классах. Согласно авторской программе, в 7 классе учащиеся:
• расширяют знания о разнообразии живых организмов;
• осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека;
• знакомятся с эволюцией растений и животных;
• изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
-cоциализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
-приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки; ориентацию в системе
моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках;
-выделение-существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
классификация определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека
Учебник и другие элементы УМК реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение
практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий биологии на доступном уровне. Практическая задача является
ведущей в данном курсе.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обосновании
К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов, в том числе и по биологии, не
издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений,
составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать
содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития воспитанников классов коррекции.
Характеристика учеников.
Несмотря на отличия детей классов с ОВЗ по возрасту, физическому развитию, по характеру и уровню интеллектуальной деятельности, по
личностным проявлениям, привычкам и склонностям, у них можно выделить некоторые типичные особенности.
Речь детей, хотя и удовлетворяет потребностям повседневного общения, не имеет грубых нарушений произношения, отличается бедностью словаря и
синтаксических конструкций. Дети плохо читают, как правило, не владеют навыками смыслового чтения.
Знания учеников класса характеризуются недостаточным запасом сведений и представлений об окружающем мире. Общий кругозор у них
ограничен, невелики знания по основным предметам. Особенно беден запас обобщающих знаний, отражающих связи и зависимости между
отдельными предметами и явлениями, что приводит к низкому уровню словесно-логического мышления. Уровень усвоения знаний также снижен:
наблюдается затруднение понимания (дети не могут пересказывать прочитанное своими словами, выделить главное, резюмировать прочитанное), и
затруднения в области применения знаний (использование известного способа решения в новых условиях, выбора нужного способа действия или
использование одновременно двух и более простых алгоритмов).
Представления о предметно-количественных отношениях, практические измерительные навыки также слабы.
Учебная деятельность учеников коррекционных классов имеет также ряд отличительных признаков: это неумение организовать самостоятельно
свою деятельность при выполнении заданий, включающих несколько операций и контролировать свои действия; затруднения при самостоятельном
выполнении отдельных операций: анализа и анализирующего наблюдения, классификации. Ученики испытывают трудности при применении
рациональных способов запоминания.
При работе с текстом не могут самостоятельно отличить материал, подлежащий запоминанию, и те наглядные средства, дополнительные опоры,
которые при этом использовались; затрудняются при использовании справочных таблиц.
В связи с ранним изложенным считаю необходимым на каждом уроке проводить кратковременные работы по карточкам ( задания на узнавания
объектов, задания на соотнесение и др. -10-15 минут, чаще проводить физкультурные паузы, по сложным темам устный опрос вести только
сильных учеников.
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках
которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий в
процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-
воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной
культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов,
прямо связанных с необходимостью использования
информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и
развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают
условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования
школьного курса биологии преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: в рамках курса школьники
знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые
потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам
образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными
личностными результатами, формируемыми при изучении биологии в основной школе, являются:
•
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
•
понимание роли информационных процессов в современном мире;
•
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
•
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
•
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
•
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области биологии и
экологии в условиях развития информационного общества;
•
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов биологии;
•
способность
и
готовность
к
общению
и
сотрудничеству
со
сверстниками
и
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
•
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических
и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении биологии в основной школе, являются:
•
владение общепредметными понятиями «клетка», «систем организма», «многообразие организмов», «признаки живого», др.;
•
владение
информационно-логическими
умениями:
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
•
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
•
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации;
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной
предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и
видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения биологии в основной школе отражают:
формирование биологической культуры;
развитие биологического мышления мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
основных биологических теориях, об эко- системной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
Планируемые результаты изучения биологии в 7 классе
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной
литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и
данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов,
характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления
биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные
признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические
эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях,
справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения
формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы
с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности
жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности
растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный
вклад в деятельность группы.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности,
литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности,
при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные
ошибки, которые обучающийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники
безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающийся не может исправить даже по требованию
учителя.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Введение. Многообразие организмов, их классификация (1 ч)
Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых
организмов.
Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.
Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (3 ч)
Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в
природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных,
человека. Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации:
натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Лабораторная работа №1: • Изучение строения плесневых грибов.
Практическая работа: • Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Глава 2. Многообразие растительного мира (12 ч)
Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность,
размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение
папоротников. Использование и охрана папоротников.
Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как
природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их
классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие
семейства класса. Многообразие растений, выращиваемых человеком.
Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты
тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
Лабораторные работы:
№2 Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).
№3 Изучение органов цветкового растения.
№4Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
№5 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Практические работы:
• Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.
• Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.
• Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.
Глава 3. Многообразие животного мира (14 ч)
Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана
животного мира.
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические
одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов
организма животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их
роль в природе и жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения
заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков.
Роль моллюсков в природе и жизни человека.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты.
Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений.
Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и
охрана.
Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и
рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся.
Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и
пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы
птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве.
Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных,
гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски;
коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
Лабораторные работы:
•№6.Изучение многообразия одноклеточных животных.
№7. Изучение внешнего строения дождевого червя. наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.
№8. Изучение внешнего строения моллюсков.
№9.Изучение коллекций насекомых — вредителей сада и огорода.
№10. Описание видового состава рыб местных водоемов.
№11. Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.
Экскурсии:
• Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.
• Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).
Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (1 ч) Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных
водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.
Глава 5. Экосистемы (2 ч). Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на
экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана
экосистем.
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме
(симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.
Резерв 1 час.
Учебно-тематическое планирование
№
Разделы программы
Количество часов
Количество
контрольных работ
Количество практических и
лабораторных работ
Авторская
программа
Рабочая
программа
1
Введение.
Многообразие
организмов,
их классификация
1ч
1ч
Глава 1. Бактерии.
Грибы. Лишайники
3
3
1
2
Глава 2. Многообразие
растительного мира
12 ч
13ч
1
4
Глава 3. Многообразие
животного мира
14
14
1
6
Глава 4. Эволюция
растений и животных,
их охрана
1
1
Глава 5. Экосистемы
2
3
итого
35
35
2
11
Календарно-тематическое планирование 7класс
№
урока
Содержание (общая тема, тема урока)
Кол-во
часов
Даты
планирование
уроков
Виды деятельности учащихся
Примечание
По
плану
Факт
1
Вводный инструктаж по технике
безопасности. Многообразие
организмов, их классификация. Вид-
основная единица систематики.
1
Получит общие представления о
многообразии видов, о целях изучения
курса биологии.
Знакомиться с техникой безопасности и
правильной организации рабочего места.
2
Бактерии. Строение и роль в природе.
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
3
Грибы. Лабораторная работа
№1:Изучение строения плесневых
грибов. Роль в природе.
1
Работает с микроскопом,
устанавливают микропрепарат
4
Лишайники.
1
Работа с гербарием и с рисунками
учебника
5
Общая характеристика водорослей.
Многообразие водорослей
1
Работа с гербарием и с рисунками
учебника, ответы на небольшие
вопросы
6
Высшие споровые растения.
1
Получение общей информации
7
Голосеменные растения
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
8
Покрытосеменные, или Цветковые.
Строение семян
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
9
Виды корней. Видоизменения корней.
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника, работа с
гербарием
10
Побег и почки. Строение стебля.
Видоизменения побегов. Лабораторная
работа № №2 Изучение
видоизмененных побегов (луковица,
корневище, клубень).
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
11
Внешнее и клеточное строение листа.
1
Работа с гербарием листьев, с
использованием учебника
12
Цветок,соцветия, плоды. Лабораторная
работа №3 «Изучение органов
цветкового растения».
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
13
Размножение покрытосеменных
растений.
1
Карточки со схемами, задание
заполнить пропуски
14
Классификация покрытосеменных.
Лабораторная работа №4 «Изучение
строения семян однодольных и
двудольных растений».
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
15
Класс Двудольные. Лабораторная
работа №5 «Выявление признаков
семейства по внешнему строению
растений».
1
Работа с гербарными образцами
16
Класс Однодольные.
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
17
Контрольная работа по теме:
Многообразие растительного мира
1
Индивидуальные задания по
карточкам
18
Общие сведения о животном мире.
Простейшие. Изучение многообразия
одноклеточных животных.
1
Выполнение модели одноклеточных
19
Тип Кишечнополостные.
1
Работа с рисунками и таблицей
20
Тип Плоские черви. Тип Круглые черви,
тип Кольчатые черви. Лабораторная
работа№6 « Изучение внешнего
строения дождевого червя».
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
21
Тип Моллюски. Лабораторная
работа№7 «Изучение внешнего строения
моллюсков».
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
22
Тип Членистоногие. Классы:
Ракообразные, Паукообразные
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника, работа с
экспонатом
23
Тип Членистоногие. Класс
Насекомые Лабораторная работа №8.
Изучение коллекций насекомых —
вредителей сада и огорода.
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
24
Тип Хордовые животные.
1
Работа с немыми рисунками
25
Класс Рыбы. Лабораторная работа №9
«Описание видового состава рыб
местных водоемов».
1
Работа с муляжами, рисунком.
26
Класс Земноводные.
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
27
Класс Пресмыкающиеся
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
28
Класс Птицы. Лабораторная
работа №10 «Изучение внешнего
строения птиц, особенностей перьевого
покрова».
1
Выполнение описания с
применением информации учебника
29
Класс Млекопитающие животные
1
Заполнение информационной
таблицы с приложением
30
Обобщение по теме: Многообразие
животного мира.
1
Работа с таблицей(продолжение)
31
Контрольная работа по теме:
Многообразие животного мира.
1
Индивидуальные задания по
карточкам
32
Этапы эволюции органического мира.
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
33
Экосистема. Экологические факторы.
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
34
Искусственные экосистемы.
1
Работа с информационной
карточкой, подписывает рисунки с
использованием учебника
35
Обобщение пройденного за год. Летние
задания