Напоминание

Организация работы с текстом: информационная переработка


Автор: Ляшова Валентина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Старокриушанская СОШ
Населённый пункт: с. Старая Криуша Петропавловский район Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с текстом: информационная переработка
Раздел: полное образование





Назад




Ляшова В.Н.

МКОУ Старокриушанская СОШ

Организация работы с текстом: информационная

переработка.

Федеральный

образовательный

стандарт

нового

поколения

предусматривает

изменения

в

структуре

и

содержании

процесса

образования,

а

также

изменение

требований к подготовке учащихся. Одним из требований

является

владение

всеми

видами

речевой

деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного

сообщения, владение разными видами чтения, восприятие на

слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать

информацию из различных источников, овладение приемами

отбора и систематизации материала на определенную тему,

самостоятельного

поиска

информации;

способность

к

преобразованию и передаче информации, умение сопоставлять и

сравнивать речевые высказывания, умение создавать устные и

письменные тексты разных типов, стилей речи, способность

свободно,

правильно

излагать

свои

мысли

в

устной

и

письменной форме. Все эти умения формируются и развиваются

на уроке русского языка при выполнении самых разнообразных

заданий к текстам.

Особую

роль

на

уроках

гуманитарного

цикла

приобретает

работа

с

текстом,

его

информационная

переработка.

Учащиеся

должны

овладеть

следующими

умениями:

- поиск информации и понимание прочитанного,

- преобразование и интерпретация информации,

- оценка информации.

Все эти умения формируются и развиваются на уроках

русского

языка

при

выполнении

следующих

заданий:

определить тему текста, основную мысль, назначение текста,

предвосхитить содержание по заголовку, сопоставить разные

точки зрения, выполнить свертывание фрагмента, на основе

текста сформулировать систему аргументов.

Умения

критически

воспринимать

информацию,

анализировать, сопоставлять с ранее изученным необходимы не

только в обучении русскому языку, другим учебным курсам, но

и

в

жизни.

Слушание

представляет

собой

активный

мыслительный процесс, направленный на смысловую обработку

услышанного, создание собственных высказываний. Чтение и

аудирование может сопровождаться письменной фиксацией

информации, необходимой для решения коммуникативной

задачи. Работа по восприятию информации, ее фиксации

опирается на использование умений:

- понимать услышанную или прочитанную информацию,

отличать главное от второстепенного, определять основную

идею, устанавливать причинно-следственные связи;

- вести записи, используя разные приемы свертывания

информации:

выделять

ключевые

слова,

использовать

синонимическую

замену,

обобщающие

слова,

выделять

наиболее важную информацию. Развивать данные умения

позволяют следующие задания:

- определить содержание текста по заголовку, ключевым

словам;

- определить количество микротем в отрывке;

- выписать имена собственные, даты;

- определить, какие утверждения соответствуют (не

соответствуют) содержанию текста, о чем не говорится в тексте;

- дать определения понятиям, которые используются в

тексте;

-

расставить

в

логической

последовательности

предложения, пункты плана, тезисы;

- создать продолжение (завершение) высказывания.

Одним из видов информационной переработки текста

является сжатое изложение, работа над которым требует

мобилизации памяти, умения целостного восприятия текста и

выделения в нем микротем, способности отделять главное от

второстепенного. При этом необходимо отбирать лексические и

грамматические средства, которые помогут кратко и точно

передать

содержание.

Учащиеся

должны

использовать

содержательные

и

языковые

приемы

сжатия

текста.

К

содержательным

относятся

исключение

второстепенной,

несущественной

информации

и

обобщение

информации.

Языковыми приёмами сжатия являются замена (однородных

членов

обобщающим

словом,

фрагмента

высказывания

синонимом,

предложения

или

его

части

местоимения

с

обобщающим

значением),

исключение

(повторов,

синонимичных выражений, фрагментов предложения), слияние

(нескольких предложений в одно). Формирование этих умений

предполагает выполнение конкретных практических заданий.

Можно предложить спрогнозировать содержание по названию

(Текст, который мы будем читать, имеет название …, давайте

попытаемся предположить, о чем пойдет речь). Другой вид

работы – предвосхищение темы по опорным словам

– из

отрывка

выписываем

все

существительные

и

предлагаем

составить

текст,

затем

сравниваем

его

с

авторским.

Развертывание предложения

развивает

умение

осознавать

характер

информации

в

тексте,

трансформировать

её

(Анализируем

предложение

по

содержанию

и

форме

и

предлагаем

дописать

предшествующее

и

последующее

предложение).

Чтение

текста

с

пропуском

слов

без

предварительной подготовки развивает умение выбора слова,

стилистически и лексически соответствующего содержанию.

Задание подобрать окончание предложения, завершить текст,

формируют навык осознавать композиционную форму жанровое

и стилистическое своеобразие предложения, отрывка.



В раздел образования