Автор: Ляшова Валентина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Старокриушанская СОШ
Населённый пункт: с. Старая Криуша Петропавловский район Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с текстом: информационная переработка
Раздел: полное образование
Ляшова В.Н.
МКОУ Старокриушанская СОШ
Организация работы с текстом: информационная
переработка.
Федеральный
образовательный
стандарт
нового
поколения
предусматривает
изменения
в
структуре
и
содержании
процесса
образования,
а
также
изменение
требований к подготовке учащихся. Одним из требований
является
владение
всеми
видами
речевой
деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения, владение разными видами чтения, восприятие на
слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать
информацию из различных источников, овладение приемами
отбора и систематизации материала на определенную тему,
самостоятельного
поиска
информации;
способность
к
преобразованию и передаче информации, умение сопоставлять и
сравнивать речевые высказывания, умение создавать устные и
письменные тексты разных типов, стилей речи, способность
свободно,
правильно
излагать
свои
мысли
в
устной
и
письменной форме. Все эти умения формируются и развиваются
на уроке русского языка при выполнении самых разнообразных
заданий к текстам.
Особую
роль
на
уроках
гуманитарного
цикла
приобретает
работа
с
текстом,
его
информационная
переработка.
Учащиеся
должны
овладеть
следующими
умениями:
- поиск информации и понимание прочитанного,
- преобразование и интерпретация информации,
- оценка информации.
Все эти умения формируются и развиваются на уроках
русского
языка
при
выполнении
следующих
заданий:
определить тему текста, основную мысль, назначение текста,
предвосхитить содержание по заголовку, сопоставить разные
точки зрения, выполнить свертывание фрагмента, на основе
текста сформулировать систему аргументов.
Умения
критически
воспринимать
информацию,
анализировать, сопоставлять с ранее изученным необходимы не
только в обучении русскому языку, другим учебным курсам, но
и
в
жизни.
Слушание
представляет
собой
активный
мыслительный процесс, направленный на смысловую обработку
услышанного, создание собственных высказываний. Чтение и
аудирование может сопровождаться письменной фиксацией
информации, необходимой для решения коммуникативной
задачи. Работа по восприятию информации, ее фиксации
опирается на использование умений:
- понимать услышанную или прочитанную информацию,
отличать главное от второстепенного, определять основную
идею, устанавливать причинно-следственные связи;
- вести записи, используя разные приемы свертывания
информации:
выделять
ключевые
слова,
использовать
синонимическую
замену,
обобщающие
слова,
выделять
наиболее важную информацию. Развивать данные умения
позволяют следующие задания:
- определить содержание текста по заголовку, ключевым
словам;
- определить количество микротем в отрывке;
- выписать имена собственные, даты;
- определить, какие утверждения соответствуют (не
соответствуют) содержанию текста, о чем не говорится в тексте;
- дать определения понятиям, которые используются в
тексте;
-
расставить
в
логической
последовательности
предложения, пункты плана, тезисы;
- создать продолжение (завершение) высказывания.
Одним из видов информационной переработки текста
является сжатое изложение, работа над которым требует
мобилизации памяти, умения целостного восприятия текста и
выделения в нем микротем, способности отделять главное от
второстепенного. При этом необходимо отбирать лексические и
грамматические средства, которые помогут кратко и точно
передать
содержание.
Учащиеся
должны
использовать
содержательные
и
языковые
приемы
сжатия
текста.
К
содержательным
относятся
исключение
второстепенной,
несущественной
информации
и
обобщение
информации.
Языковыми приёмами сжатия являются замена (однородных
членов
обобщающим
словом,
фрагмента
высказывания
синонимом,
предложения
или
его
части
местоимения
с
обобщающим
значением),
исключение
(повторов,
синонимичных выражений, фрагментов предложения), слияние
(нескольких предложений в одно). Формирование этих умений
предполагает выполнение конкретных практических заданий.
Можно предложить спрогнозировать содержание по названию
(Текст, который мы будем читать, имеет название …, давайте
попытаемся предположить, о чем пойдет речь). Другой вид
работы – предвосхищение темы по опорным словам
– из
отрывка
выписываем
все
существительные
и
предлагаем
составить
текст,
затем
сравниваем
его
с
авторским.
Развертывание предложения
развивает
умение
осознавать
характер
информации
в
тексте,
трансформировать
её
(Анализируем
предложение
по
содержанию
и
форме
и
предлагаем
дописать
предшествующее
и
последующее
предложение).
Чтение
текста
с
пропуском
слов
без
предварительной подготовки развивает умение выбора слова,
стилистически и лексически соответствующего содержанию.
Задание подобрать окончание предложения, завершить текст,
формируют навык осознавать композиционную форму жанровое
и стилистическое своеобразие предложения, отрывка.