Напоминание

Иллюстративное рисование:упражнения и задания для развития изобразительных и творческих способностей обучающихся


Автор: Филиппенко Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Белоярская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт Белый Яр, Сургутский район, Тюменская область, ХМАО- Югра
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Иллюстративное рисование:упражнения и задания для развития изобразительных и творческих способностей обучающихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Иллюстративное рисование: упражнения и задания для развития

изобразительных и творческих способностей обучающихся

Методические рекомендации

Разработчик: Филиппенко Т.Н.

Преподаватель МБОУ ДО

«Белоярская ДШИ»

2022

Методические

рекомендации

предназначены

для

педагогов

дополнительного

образования,

учителей

изобразительного

искусства.

Предлагаемые

упражнения

и

задания

направлены

на

развитие

изобразительных и творческих способностей в иллюстративном рисовании, в

частности – практических навыков, творческого восприятия, воображения,

цветового мышления, творческой готовности к решению проблемной задачи.

Цель:

повышения

уровня

владения

средствами

художественной

выразительности в иллюстративном рисовании.

Задачи:

1.

Создание

педагогических

условий,

способствующих

формированию

знаний

в

области

графической

иллюстрации,

активизации

развития

изобразительных и творческих способностей.

2. Включение в работу новых эффективных методов и приемов, технологий;

Содержание

Для

решения

данных

задач

в

процессе

работы

целесообразно

использовать

следующие

методы:

анализ

психолого-педагогической

литературы с целью создания методологической основы, наблюдение, анализ

продуктов

детского

творчества,

диагностирование

уровня

развития

творческих способностей с помощью специально подобранных тестов.

По

мнению

Л.Б.

Ермолаевой-Томиной,

при

иллюстрировании

литературных

произведений

необходимо

развивать

творческое

начало

в

следующих направлениях: формировать чувство слова и образа, тренировать

взаимодействие правого и левого полушария как перевода абстрактных

словесных понятий в конкретную форму, а также развивать способность в

лаконичной

форме,

доступной

ИЗО,

передавать

смысл

литературного

произведения. Сам процесс иллюстрирования благоприятен для развития

исследовательского и образного мышления.

Е.В. Шорохов отводит ключевое значение в иллюстративном рисовании

роли композиции.

Предлагаются

развивающие

упражнения

на

примере

литературного

произведения «Алиса в стране чудес».

Упражнения на создание зрительного образа с опорой на словесный образ:

Упражнение 1. Поиск зрительного образа через словесные их выражения. В

словах «кот, котик, котище», содержится не только разная оценка субъекта,

но и зрительное представление о нем. Классу дается задание нарисовать

«кота», «котика» и «котищу».

Упражнение

2.

Посредством

цвето–ассоциативного

решения

изобразить

обобщенное, смысловое содержание произведения через словесный образ -

название «Алиса в стране чудес». Задание заключается в изображении своего

видения, восприятия названия сказки, произведения в целом, сочетанием

различных цветов. Учащимся предлагается сосредоточить внимание на

абстрактных

цветовых

образах

персонажей

книги,

без

излишней

детализации. Данное задание является полезным, как подготовительный этап

к

выполнению

классической

книжной

иллюстрации.

Также

данное

упражнение развивает умение владеть цветом, развивает эмоционально

образное восприятие.

Упражнение

3.

Поиск

зрительного

образа

через

словесные

выражения.

Нужно выполнить зарисовки к отрывку из сказки:

«Это было низкое, длинное подземелье; своды его слабо освещались рядами

висячих

ламп.

Правда,

по

всей

длине

стен

шли

двери,

но,

к

большому

сожалению,

все

они

оказались

заперты.

Алиса

довольно

скоро

удостоверилась в этом, дважды обойдя все подземелье и по нескольку раз

подергав каждую дверь. Она уныло расхаживала взад и вперед, пытаясь

придумать, как ей отсюда выбраться, как вдруг наткнулась на маленький

стеклянный столик, на котором лежал крохотный золотой ключик».

Упражнение 4. Направлено на формирование зрительного представления:

По краткому словесному описанию сказочного персонажа, представить и

изобразить

его.

Изобразить

сказочных

персонажей

-

королевских

садовников (карты - двойка, шестерка, семерка, «…плоские, прямоугольные,

руки - ноги растут по углам»). Данное описание, являясь кратким, ставит

перед

учениками

проблему,

давая

возможность

самим

найти

образное

и

изобразительное решение.

Для

успешного

овладения

языком

изобразительного

искусства

линией,

формой,

цветом,

компоновкой

деталей

и

композицией

предлагается выполнить следующие упражнения:

Упражнение 1. Язык линий – упражнение направлено на передачу фактуры

разных материалов через линии. Нужно нарисовать сказочное дерево, но

перед

этим

необходимо

провести

деревянную,

стеклянную,

чугунную,

шелковую, пуховую линии. Если же дать установку на усиление внимания на

специфическую

особенность

линии

каждого

материального

объекта,

то

сформируется автоматически способность к точности и тонкости восприятия

фактуры

линии

в

каждом

предмете

и

успешное

абстрагированное

изображение их. Именно эта триада — попытка самостоятельно передать

фактуру линий, наблюдение и работа с конкретными объектами (желательно

контрастными), а затем снова абстракция специфики линий — дает наиболее

полное чувство фактуры линий.

После

этого

тренировочного

упражнения

ребята

должны

изобразить

сказочное дерево с передачей фактуры коры. Работа строится с опорой на

фотографии различных деревьев. Именно попытка самостоятельно передать

фактуру линий, наблюдение, дает наиболее полное чувство фактуры линий.

Упражнение

2.

Предание

эмоциональных

характеристик

самой

линии.

Предварительно необходимо, чтобы сами учащиеся продумали, чем могут

определяться характеристики линий — размером, толщиной, штриховкой,

изгибом, положением — вертикальным, горизонтальным, наклоном в разные

стороны — и какие эмоциональные ассоциации они вызывают. После этого

дается

задание

на

изображение

«радостной»,

«доброй»,

«нежной»,

«неуверенной», «твердой», «наглой», «кокетливой», «равнодушной» линий.

Умение

видеть

образность

самих

линий,

тренирует

эмпатическое

художественно-творческое восприятие.

Упражнение 3. Создание цветовых образов сочетанием цветов. При помощи

цветовых

пятен

и

их

сочетаний

изобразить

«эмоциональный

портрет»

любого персонажа сказки. Предлагается по своему выбору изобразить героев

литературного произведения.

Упражнение 4. Цветовое решение в композиционном построении. Цветовое

решение в композиции играет роль при выделении смыслового центра и

подчеркивании контрастов, при построении ближних и дальних планов, при

объединении всех составляющих композиции единым колоритом. Выделение

композиционного центра должно сочетаться со смысловым его содержанием.

Предлагается изобразить червяка – гусеницу сидящего на грибе, как центр

композиции выделить его цветом.

Упражнение

5.

Использование

геометрических

фигур

для

составления

композиций. Выбор смыслового центра для показа структуры социальных

отношений на примере составления композиции «свита короля и королевы».

Для этого необходимо выбрать главные фигуры и показать подчиненность

им со стороны других фигур.

Применение метода художественного анализа способствует возникновению

целостного

облика

произведения,

у

учащихся

складывается

итоговое

суждение

о

художественной

концепции,

конкретно-всеобщее

суждение,

которое дает целостную характеристику смысла произведения.

В итоге заданий и упражнений нужно обязательно проводить анализ работ

по следующим критериям:

выявление богатства и оригинальности работы (выявление

тех качеств, которые придают определенный ценностный статус);

выделение средств изобразительного языка;

анализ композиционных и колористических особенностей;

сравнение между собой работ, как имеющих сходство друг с

другом, так и кардинально отличающихся друг от друга; выбор наиболее

удачных работ;

дополнения,

изменения,

вариации,

преобразование

уже

знакомого

материала,

применение

известного

в

новом,

создание

новой

комбинации из усвоенных, старых элементов;

индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие

манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

соответствие конечного результата поставленной творческой

задаче.

Список литературы

1. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию

художественно-творческих способностей средствами изобразительного

искусствана разных возрастных этапах - Санкт–Петербург: Союз, 1992. - 96 с.

2.Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С.

Выгодский. - Санкт – Петербург: Союз, 1997. - 96 с.

3.Ермолаева – Томина, Л.Б. Психология художественного творчества:

учебное пособие для вузов/Л.Б. Ермолаева–Томина. - Москва: Академия,

2003.– 304 с.

4. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках

изобразительного искусства в школе: пособие для учителей/ Е.В. Шорохов. –

Москва: Просвещение, 1977. – 112 с.



В раздел образования