Автор: Филиппенко Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Белоярская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт Белый Яр, Сургутский район, Тюменская область, ХМАО- Югра
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Правила, основные требования и рекомендации по ведению живописных работ для обучающихся 4-8-х классов
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Белоярская детская школа искусств» (МБОУ ДО «Белоярская ДШИ)
Методические рекомендации
Правила, основные требования и рекомендации по ведению живописных работ
для обучающихся 4-8-х классов
( дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
изобразительного искусства «Живопись»)
Разработчик: Филиппенко Т. Н.
преподаватель
2022
В
методических
рекомендациях
отражены
правила
и
основные
требования
по
ведению живописных работ различными материалами: акварель, гуашь, масло. Подобран
материал по приемам работы с живописными материалами, и использование научно-
теоретических основ цветоведения в организации живописного произведения.
Содержание методических рекомендаций направлено на углубленное осмысление
обучающимися теории и практики обучения живописи.
Содержание
Правдиво
отразить колорит реального мира помогает живопись
– один из видов
изобразительного искусства. Цвет – главное изобразительное и выразительное средство в
живописи – обладает цветовым тоном, насыщенностью и светлотой; он как бы сплавляет в
целое все характерное в предмете: и то, что можно изобразить линией, и то, что ей
недоступно. Живопись, как и графика, пользуется светлыми и темными линиями, мазками
и пятнами, но в отличие от нее эти линии, мазки и пятна цветные. Они передают цвет
источника света через блики и ярко освещенные поверхности, лепят объемную форму
предметным
(локальным)
цветом
и
цветом,
отраженным
средой,
устанавливают
пространственные
отношения
и
глубину,
изображают
фактуру
и
материальность
предметов.
О предметном (локальном) цвете:
Каждый предмет обладает своим предметным цветом, предметный цвет может
изменяться под воздействием источника света и цветовой среды.
Освещенная часть предмета приобретает оттенки источника света.
Предметный
цвет
поверхностей
приобретает
цветовые
оттенки
рядом
расположенных предметов, фона и предметной плоскости.
Все цвета натуры взаимообусловлены и находятся в определенной зависимости
друг от друга, в определенных цветовых отношениях.
Реалистически правдиво изобразить натуру - значит передать пропорциональные
натуре
отношения
между
предметами
по
цветовому
тону,
насыщенности
и
светлоте, передать их цветовые различия.
Акварель (живопись водяными красками) очень полезна для начинающего художника в
его первых занятиях. Здесь существенно то, что рисунок долго сохраняется видимым под
накладываемым красочным слоем. Это помогает не терять из виду форму предмета, а
возможность
долго
искать
красочные
сочетания
позволяет
увереннее
работать.
Но
положительные
качества
акварели
значительно
усложняются
ее
технологической
стороной: акварелью пользуются без белил, которые заменяет белизна бумаги.
Акварелью работают на хорошей плотной бумаге (чертежная, ватман или полуватман),
причем бумага должна быть натянута на планшет.
Гуашь представляет собой такие же водные краски, как и акварель, но отличается от
последней тем, что краски ее лишены прозрачности и являются, как принято говорить,
кроющими. Практически это означает, что они позволяют заново перекрывать те части
работы, которые так или иначе получились хуже, в то время как в акварели эти части
необходимо обязательно смывать. Поскольку в красках гуаши присутствует большое
количество
белил,
они
значительно
светлеют
после
высыхания,
изменяя
свой
тон.
Работать гуашью можно на плотной бумаге и на картоне. Так как краски все равно
закроют рисунок,
можно
рисовать
общо, без мелких
подробностей,
предпочтительно
карандашом.
Живопись маслом – самая совершенная техника, позволяющая с наибольшей полнотой
передавать окружающий художника мир. Масляные краски - неизменяющиеся краски,
обладающие большой кроющей силой и лессировочными возможностями акварели.
Пользуясь масляными красками
следует изучить их технологию, знать, какие краски
можно смешивать, так как несоблюдение этого правила приводит к резкому почернению
этюда.
Правила, основные требования и рекомендации по ведению живописных работ.
При работе с натуры необходимо руководствоваться следующими правилами:
лист
бумаги
должен
располагаться
перпендикулярно
лучу
зрения
(нельзя
в
процессе работы поворачивать бумагу!);
начинать рисовать следует легкими, едва заметными линиями;
в процессе работы надо идти от общего к частному, от большей формы к деталям, а
в конце работы возвращаться опять к общему, подчиняя частное целому;
все время необходимо проверять и уточнять пропорции предметов во всех их
частях и на всех этапах работы, а замеченные ошибки поправлять в процессе
изображения;
весь рисунок необходимо видеть одновременно (нельзя заканчивать его по частям);
во время работы надо все время сравнивать предметы между собой по величине
силе света и цвета, находить и строить пропорциональные отношения на рисунке
(нельзя сравнивать отдельно какую-либо деталь рисунка с той же деталью в натуре,
сравнивать
между
собой
надо
несколько
соотношений
в
натуре
с
пропорциональными отношениями на рисунке);
избегать
манерности,
поверхностности
мнимой
широты,
ради
изображения
эффективности,
изображая
натуру
надо
меньше
всего
заниматься
внешней
отделкой, а больше думать о сущности рисунка, точности пропорций конструкции,
о перспективном построении, выявлении главного и характерного;
цельность
тональных
отношений
в
работе
завершается
в
последней
стадии
изображения обобщении.
Методические
рекомендации
к
ведению
живописного
натюрморта
в
технике
акварели.
Живопись, так же как и рисунок, базируется на строго определенных закономерностях
построения
реалистической
формы.
Прежде
чем
приступить
к
выполнению
задания
проводится своего рода подготовительная работа:
выбор формата (вертикального или горизонтального),
поисковые карандашные наброски (эскизы), где определяете общее отношение
изображений к формату.
Надо
помнить,
что
слишком
крупное
изображение
будет
перегружать
картинную
плоскость, слишком мелкое «потеряется» на листе. Должна быть найдена мера, как в
общем размере рисунка, так и в его
расположении на плоскости. Хорошо найденная
композиция делает изображение легко воспринимаемым.
Зарисовки
делаются
в
обобщенной
форме,
без
подробной
проработки
деталей.
Подготовительный рисунок составляет основу живописного изображения. Нанесенный на
поверхность
бумаги
легкими,
без
нажима,
линиями,
он
устанавливает
размеры
натюрморта, характер и форму отдельных предметов, их пространственное расположение.
Определяются границы светотени, рисунок падающих теней, блики. Тоновая проработка
не допускается, так как необходимо сохранить поверхность бумаги чистой.
Рисунок
выполняется
карандашами
средней
мягкости
без
большого
нажима
на
бумагу. Следует стараться не прибегать к резинке. Линии должны быть как можно более
точными. Чем вернее и подробнее выполнен подготовительный рисунок, тем увереннее
будет идти работа в цвете.
Перед
работой
красками,
лицевую
сторону
бумаги
смачивают
водой,
так
как
оставшиеся жирные следы от прикосновения рук или резинки мешают ровному покрытию
листа
краской.
Если
их
не
удалить,
краска
будет
сползать,
Уже
в
первоначальной
прокладке красок надо придерживаться пропорциональных отношений тонов.
Вначале
прописывают
теневые
и
плотные
цветовые
поверхности
предметов.
В
первую очередь лучше покрывать предметы, имеющие наиболее сильную окраску.
Если начать работу с менее насыщенных объектов, то в последствии может оказаться
невозможным подобрать насыщенные цвета других предметов, передавать правильные
отношения. Проработка формы ведется в направлении определения цветовых отношений
между
освещенными и теневыми
частями.
При
прописке
формы предметов не надо
забывать основного правила: каждый полутон, свет или тень важны не сами по себе, а
только
в
связи
с
другими.
Каждый
мазок
должен
быть
результатом
осмысленного
отношения к работе. Поэтому надо все время осуществлять сравнительный анализ натуры,
то есть работать отношениями.
Работая над какой-либо частью натюрморта, надо смотреть не только на эту часть, а
на всю постановку в целом и определять долю участия этой части в общем цветовом
строе. Особенно важно помнить об этом в момент проработки рефлекса. Часто рефлекс
проявляет себя в виде отражения соседнего предмета. В этом случае следует осторожно
вписать это отражение в теневую часть, не нарушая общей тональности тени.
Прописку
теневой
части
следует
вести
прозрачными
красками,
учитывая
цвета
окружающих
предметов.
Заметное
влияние
на
цвет
тени
оказывает
окрашенность
поверхности, на которой стоят предметы. Все нижние части предметов окрашиваются
этим отраженным цветом. Приходится учитывать также падающие тени, которые вносят
свои
исправления
в
рефлексную
часть
теневых
частей.
Цветовые
тональности
их
значительно сближены, благодаря чему контуры оснований предметов мягко списываются
с горизонтальной плоскостью. Кроме того, падающая тень неоднородна по цветовой
окраске
и
своему
напряжению
—
чем
ближе
к
предмету,
тем
она
резче;
резкость
сохраняется
и
на
переднем
плане,
внутри
же
она
прозрачна,
то
есть,
наполнена
рефлектирующими оттенками цветов окружения.
Прописка фона — окружения должна осуществляться одновременно и равномерно в
связи с проработкой части натюрморта. При изображении бликов на предметах нельзя
ограничиваться передачей только их светлоты, забывая об их цветовых оттенках.
Цвет блика зависит от цвета, падающего на предмет света и цвета самого предмета;
его оттенок будет противоположным цвету поверхности, на которой лежит блик.
Внимание
должно
быть
обращено
также
на
явление
воздушной
перспективы,
в
натюрморте предметы расположены на различных расстояниях друг от друга. Между
предметами переднего и заднего планов имеется слой воздуха, который смягчает яркость
окраски дальних предметов. Ближайшие предметы поэтому кажутся ярче по сравнению с
дальними. Контуры дальних предметов как бы
сливаются
с
фоном, благодаря
чему
достигается впечатление пространства: одни предметы лежат ближе к нам, другие дальше.
Если не смягчить краски задних предметов, то последние будут «выступать» на передний
план. Ослабление и усиление цвета предметов делается следующим образом; совершенно
чистой кистью с водой смягчаются краски и контур того предмета, который должен,
отойти
вглубь.
Если
же
задние
предметы
написаны
в
слабых
тонах
и
дальнейшее
ослабление их красок нежелательно, то можно «приблизить» предметы переднего плана,
усилить их яркость и подчеркнуть их контуры.
Каждое
пятно
краски,
каждый
мазок
необходимо
класть
по
рисунку,
согласно
поверхностям, которые ограничивают предмет. Цвет в изображении может иметь смысл
только
в
том
случае,
если
он
не
воспринимается
как
краска,
а
перевоплощается
в
материал, который лепит объем и создает иллюзию пространства.
Методические рекомендации к ведению живописного натюрморта в технике гуаши.
Процесс живописи гуашью похож на процесс работы акварелью, но вместо белого
цвета
бумаги
и
прозрачности
акварели
в
гуаши
используют
ее
плотный
цвет,
ее
способность
давать
множество
оттенков
в
смеси
с
белилами,
более
темные
тона
перекрывать светлыми. Несмотря на свою пастозность, гуашь легко ложится на бумагу,
очень податлива, а с белилами дает мягкие оттенки самых нежных и изысканных тонов.
Обращение
с
такой
краской
требует
знания
определенных
приемов
и
тонкостей.
Начинать работу гуашью удобнее всего с нанесения эскиза. При этом важно сильно не
давить на карандаш, иначе он оставит на бумаге бороздки, в которые будет впоследствии
затекать краска. Кроме того, хоть гуашь и обладает хорошими кроющими способностями
и можно наносить один непрозрачный слой поверх другого, эскизные линии не должны
быть слишком толстыми и темными – слои светлых тонов не смогут их полностью
закрасить.
Начинают писать работу с темных тонов, чтобы полутона заканчивать уже белилами.
Так
же
как
и
в
любой
живописной
работе,
начинают
писать
с
больших
цветовых
отношений.
Пишут
гуашью
быстро,
пока
краска
не
высохла,
пока
она
подвижна,
используя при этом различные приемы. Так, по–разному кладя краску, то густым, то
размытым слоем, добиваются разнообразной фактуры поверхности работы, а вместе с тем
и особой выразительности. Все поправки и самые светлые места в работе делают после
того, как гуашь уже подсохла. Часто применяется способ, когда гуашь наносят на сухую
бумагу, втирая ее щетинной кистью. Можно изобрести и другие приемы, в гуаши их
может быть множество. Сама работа, сам мотив подсказывают тот или иной способ
решения работы.
Основная изобразительная задача в живописи гуашевыми красками та же, что и в
акварели, масле: работа отношениями. Работая с натуры, живописец должен не только
строить общие цветовые отношения в определенном тоновом и цветовом масштабе, но и
следить за колористической соподчиненностью: нельзя наносить цвета на бумагу или
холст произвольно, брать «знаемые» предметные цвета, не поняв то общее между ними,
что
делает
их
единым,
родственным.
Такое
соподчинение
является
основой
колористической
гармонии
и
согласованности
цветового
строя
натюрморта.
Знаменательно, что колорит в реалистической живописи – это взаимосвязь всех цветовых
элементов изображения,
его цветовой строй. Главная его
особенность
– богатство и
согласованность цветов,
соответствующих
самой натуре, передающих в
единстве,
со
светотенью
предметные
и
пространственные
качества
и
состояние
освещенности
изображаемого момента.
Колорит этюда или картины определяется:
1) богатством и разнообразием цветных рефлексов при лепке объемной формы и передаче
пространства;
2) выдержанностью пропорциональных натуре основных цветовых отношений с учетом
общего тонового и цветового состояния освещенности;
3) передачей влияния цвета освещения, который объединяет цвета натуры, делает их
соподчиненными и родственными.
Таким образом, освещение в композиции натюрморта очень важно для раскрытия не
только его содержания, но и облика каждого предмета, всего произведения в целом.
Изобразив карандашом, натюрморт в общих очертаниях,переходим к его красочному
исполнению
и
создаем
верную
цветовую
настроенность.
Гуашью
можно
писать
и
плотными мазками, только необходимо избегать толстых наслоений красок. Вначале в
работе прокладываются небольшие красочные пятна, передающие основной цвет и тон
каждого из предметов, учитывая тени собственные и падающие, полутени, свет и рефлекс
предмета в соотношении с фоном. Цвет вообще — это свойство предметов вызывать
определенное
зрительное
ощущение
в
соответствии
со
спектральным
составом
отраженных лучей. В обыденной жизни за каждым предметом или объектом закрепляется
какой-то один определенный цвет. Такой цвет называют предметным или локальным
(трава
— зеленая, небо — голубое, морская вода — синяя и т.
д.). В живописном
отношении правильно изобразить предмет можно только в том случае, если передавать не
предметный цвет, а цвет, измененный освещением и окружающей средой. Предметный
цвет
изменяется
при
усилении
и
ослаблении
силы
света.
Он
изменяется
также
от
спектрального состава освещения. Среда, в которой находится предмет, тоже отражает
цветовые
лучи,
которые,
попав
на поверхность других предметов,
образуют
на них
цветные рефлексы. Цвет меняется и от контрастного взаимодействия.
Таким образом, цвет предмета всегда представляет собой мозаику, составленную из
цветных и светотеневых пятен (рефлексов и бликов), и называется он в этом случае не
предметным,
а
обусловленным.
Именно
такой
цвет
является
одним
из
основных
изобразительных средств реалистической живописи.
Методические
рекомендации
к
ведению
живописного
натюрморта
в
технике
масляной живописи.
Обучение учащихся работе над натюрмортом масляными красками — определённый этап
обучения
живописной
грамоте,
который
предполагает
необходимый
уровень
раннее
приобретённых учащимися знаний по рисунку и живописи.
В художественно-педагогической практике существует метод последовательной работы
над постановками, основанный на принципе: от общего к частному и от частного вновь к
обогащенному деталями общему.
Работа
над
натюрмортом
масляными
красками
требует
строгой
методической
последовательности. Принцип работы един для всех натюрмортных постановок:
Расстояние, на каком должна располагаться натура — до 1,5 метра. Максимальное
расстояние: 2 метра. Как правило, рекомендуется смотреть на натуру под углом 45
градусов.
Выбор точки зрения на натуру и её композиция на изобразительной плоскости.
Сначала следует внимательно понаблюдать натурную постановку, посмотреть на
неё «вооруженным» глазом художника. Как говорил Э.Делакруа: «Живопись – это
умение «брать от вещей ровно столько, сколько нужно показать зрителю».
Возникает вопрос, наметить ли рисунок карандашом или
сразу начать писать.
Этюд
на
тональные
и
цветовые
отношения
нужно
писать
сразу
кистью,
а
в
длительной постановке структурную основу составляет рисунок. Но, не следует
торопиться браться за краски.
I
этап.
Предполагает
композиционное
размещение
изображения
в
формате.
Вопросы
композиции
решаются
в
процессе
выполнения
эскизов-вариантов.
Композиционный
поиск
в
карандаше
и
работа
над
форэскизом.
Найденную
композицию необходимо сохранить и перенести ее в формат холста.
После
нахождения
композиционного
решения
группы
предметов
в
предварительных эскизах и исполнения этюда с натуры, с целью нахождения
основных светотеневых отношений и общего цветового строя натюрморта, следует
сделать грамотный рисунок на холсте, либо сделать рисунок на отдельном листе
бумаги, а потом его перевести на холст.
Рисунок под живопись маслом может быть выполнен разными материалами: углем,
мягким
графитом,
кистью
и
разбавленной
масляной
краской.
Окончательный
рисунок можно обвести тушью. При достаточно уверенном владении рисунком
можно рекомендовать делать его кистью, выбрав для этого прозрачную краску
(например,
умбру
натуральную).
Ей
могут
быть
прописаны
теневые
части
натюрморта, падающие тени, а также намеченные основные отношения между
предметами.
II этап. Подмалёвок
следует начинать
с теневых
и
тёмных мест
натюрморта
прозрачным красочным слоем без применения белил. Если в натюрморте имеется
какой-либо тёмный предмет, служащий камертоном ( например, тёмный глиняный
кувшин), то лучше с него и начать. Затем нужно определить отношение этого
предмета с соседними, более светлыми предметами и фоном.
На стадии подмалевка следует раскрыть основные цветовые отношения. Письмо
должно
быть
свободным,
энергичным
с
использованием
широких
кистей.
На
стадии подмалёвка надо стремиться к точности лёгких прокладок, не вдаваясь в
детали, искать большие цветовые отношения, соблюдая рисунок крупной формы
предметов.
В процессе
работы нужно всё время мыслить отношениями. Метод сравнения
является основой для поиска цветовых отношений.
III этап. По прозрачному подмалёвку прописывают освещённые и полутеневые
места.
Освещённые поверхности пишутся корпусно, плотными пастозными мазками с
применением белил, тени пишутся более прозрачно, без белил.
Что касается, направление мазков, необходимо запомнить два правила:
1. Направление мазков должно отвечать «форме» изображаемого объекта.
2. В неясных случаях лучше писать диагональными мазками.
Если работа ведётся методом многослойной живописи, то прописки по просохшим
краскам
ведут
способом
лессировок.
Такой
метод
даёт
возможность
тонкой
нюансировки цвета.
Работа должна вестись во всех частях работы равномерно, прокладывая свет в одном
месте надо сразу же проложить свет в другом участке, сравнить их между собой. Как
отмечал П.П.Чистяков, надо один мазок положить на кувшин, а другой в отношениях
сразу же рядом положить на фон, плоскость стола и т.д. Рекомендуется чаще отходить от
мольберта: это даст возможность взглянуть на работу более обобщённо и предупредить
возможные ошибки.
После
нахождения
светотеневых
и
цветовых
отношений
крупных
планов
переходим
к
моделировке
светотенью
(выраженной
цветом)
объёмной
формы
каждого
предмета.
Найденные
отношения
уточняются,
активно
моделируется
форма предметов.
Нельзя
изображать
поверхность
кувшина
и
ткань,
используя
один
и
тот
же
технический прием. В первом случае мазок должен быть более фактурным, четким
и
сплавленным,
во
втором
—
более
мягким,
свободным.
От
правильного
использования технических приемов зависит точность передачи материальности
изображаемых предметов.
Передний план желательно прописывать более подробно, чем второй и третий,
намечать
конкретные
складки,
очень
внимательно
и
детально
лепить
форму.
Дальний план более мягок, обобщен, нет конкретных четких переходов.
Освещённые места предметов лучше передавать с помощью корпусного письма, а
затемненные прописывать тонкими слоями, по возможности избегая применения
белил.
Работая над формой, деталями, не следует упускать из виду общий тон натуры.
Надо всё время согласовывать с ним живопись отдельных предметов и деталей.
Иначе возможны ошибки в колористическом решении, ведущие к потере цельности
изображения.
При
работе
над
натюрмортом
необходимо
также
подмечать,
где
по
контуру
предметы выглядят контрастно, где сливаются с фоном, где мягко переходят в
тень.
Надо
помнить
и
о
явлении
воздушной
перспективы.
Основной
принцип
живописного изображения – это умение передать предмет в среде.
К лепке формы складок цветом подходят так, как это делают при передаче форм
других
предметов,
находя
движение
света
и
цвета
по
рельефу
складок,
их
светотеневую градацию: свет, блик, полутень, тень, рефлекс, падающая тень.
На
заключительной
стадии
работы
необходимо
вновь
вернуться
к
уточнению
общего тонально-цветового и пластического решения натюрморта и подчинить ему
частности.
Необходимо
добиться,
чтобы
работа
смотрелась
цельно.
Здесь
уместны
и
лессировки, и пастозный мазок.
В начале обучения не следует увлекаться виртуозностью кисти, мастеровитостью мазка. В
начале работы естественно мазки будут неточные и робкие, но главное, следить за тем,
чтобы
они
ложились
по
форме.
В
результате
практики
появится
уверенность
и
выработается свой «почерк».
Список литературы
1. Алексеев С.С. О колорите / С.С. Алексеев. - М.: Просвещение. – 1974. – 99 с.
2. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства / Г.В. Беда. - М.: Просвещение. –
1977. – 170 с.
3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок Живопись. Композиция. /
Г.В.Беда. – М.: Просвещение. 1981. – 239 с., ил.
4. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. / Г.В. Беда. – М.: Советский
художник. – 1964. – 76 с.
5. Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи / Э.М. Белютин. – М.: Искусство, 1955
6. Бесчастнов С.Н. Живопись: учебное пособие / С.Н. Бесчастнов. – М.: ВЛАДОС. – 2004
.– 270 с. ил.
7. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта / Б.Р. Виппер. - СПб.: Азбука- класскика.
- 2005. – 384с.
8. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. / Б.В. Иогансон. –М.: Изд-во Акд.
Худож. СССР, 1959
9. Трибс Е.Е. Живопись. Что о ней должен знать современный человек / Е.Е. Трибс. – М.:
Ритол классик, 2003. – 384 с.