Авторы: Минакова Ирина Дмитриевна, Ирины Дмитриевны Минаковой
Должность: учитель физики и химии
Учебное заведение: МБОУ ВСОШ № 14
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта изучения трудных тем по химии
Раздел: среднее образование
Из опыта изучения трудных тем по химии
Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в
условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её
содержания, снижается интерес учащихся к предмету. Считаю необходимым создавать
условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через
накопление собственного опыта.
Исходя из этой проблемы, я поставила перед собой цель: привить интерес учащихся к
своему предмету, чтобы каждый ученик стал не просто слушателем, а активным
соучастником образовательного процесса.
Исходя из цели, мною решаются следующие задачи:
повысить интерес к предмету и уровень усвоения знаний обучающихся;
повысить активность каждого ребенка на уроке;
ориентировать на самостоятельный поиск знаний;
развить творческое мышление обучающихся;
повысить качество знаний обучающихся посредством применения электронных
образовательных ресурсов нового поколения.
Химия – достаточно трудный предмет, который вводится для изучения в школе только в 8
классе. Пробелы в изучении математики, физики сказываются на усвоении материала по
химии. На учителя химии ложится ответственность и за ликвидацию данных недостатков.
Именно поэтому в своей работе я стараюсь использовать различные формы и методы
обучения для активизации деятельности учеников. Например, при изучении программного
материала в 8-9-х классах предлагаю ученикам подготовить сведения из истории химии или
химических элементов («Жизнь и деятельность Менделеева», «Сера», «Химия и медицина»),
а затем выступить с сообщениями или презентациями на уроке. Большинство учеников с
удовольствием выполняют такие задания. В результате они получают новую интересную
информацию, учатся работать с дополнительной литературой, интересно излагать материал
перед маленькой публикой (классом), развивают свою речь, а в награду, как правило,
получают хорошую оценку.
Трудностью преподавания в нашей школе является то, что ученики имеют большие пробелы
в знаниях, часто пропускают занятия, зачастую некоторые задания выполняют
недобросовестно. Чувствуют себя эти ученики на уроках неуютно. Поэтому я стараюсь
организовать работу так, чтобы большую часть материала ученики изучали на уроке. Для
этого часто применяю работу в парах. Ребята заинтересованы выучить материал, пересказать
его друг другу, получить оценку, выставленную одноклассником, почувствовать себя в роли
объясняющего, а не слушателя. В результате часть материала выучивается в классе, остаётся
меньше невыясненных вопросов, появляется интерес к уроку, к предмету. Ученик становится
активным участником процесса, а не пассивным слушателем.
Главная ценность – человек и его здоровье. На уроках использую индивидуальное
дозирование и распределение учебной нагрузки. Создаю на уроках благоприятный
психологический климат. Большое внимание уделяю применению здоровьесберегающих
технологий.
В 2018 - 2019 учебном году я начала использовать метод учебного проекта, в ходе которого
реализуются мыслительная и коммуникативная деятельность, а также практическая работа и
презентация. Презентация проекта проходит на зачетах. Можно отметить положительные
стороны проектного метода:
повышение мотивации учащихся;
развитие навыков работы с источниками информаций;
развитие творческих способностей;
развитие коммуникативных навыков;
интеграция между предметами различных образовательных областей.
Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный
спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие
качества личности, как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным
решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и
коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из
тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя. Они позволяют
развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать,
рассуждать и делать выводы. При решении задач формируются и оцениваются ключевые и
предметные компетентности.
Уроки выстраиваю на принципах доступности, научности, индивидуальности,
преемственности; развиваю коммуникативные умения и навыки, логику мышления,
использую воспитательный потенциал каждого урока, направленный на формирование
всесторонне развитой личности.
Трудности возникают при работе со слабыми детьми, которые часто не могут воспроизвести
правила, теоретический материал, с трудом пишут формулы веществ. Для них составляю
дифференцированные задания. Например: запомнить формулы основных веществ (особенно
тех, с которыми столкнутся в жизни); уметь объяснять закон или формулировать его своими
словами (главное понять смысл); знать формулы, по которым решаются задачи, названия
величин и единицы измерения. Я стараюсь излагать материал кратко и чётко, записывая
ключевые определения, свойства. Иногда даю задание: самостоятельно составить конспект.
Предлагаю план, часто указываю страницу учебника и даже абзац, где можно найти ответ. В
результате ребята учатся самостоятельно работать с текстом, выбирать главное, делать
выводы, отвечать по составленному конспекту, таким образом, усваивают минимум
материала, но достаточно хорошо. Научившись выполнять эти задания, ученики уже не
чувствуют себя отстающими, а я, как учитель, могу поставить оценку «3», будучи уверена,
что ученик знает элементарные вещи, а главное, сможет правильно пользоваться
химическими знаниями в жизни, не навредить себе и окружающей природе.