Напоминание

Из опыта изучения трудных тем по химии


Авторы: Минакова Ирина Дмитриевна, Ирины Дмитриевны Минаковой
Должность: учитель физики и химии
Учебное заведение: МБОУ ВСОШ № 14
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта изучения трудных тем по химии
Раздел: среднее образование





Назад




Из опыта изучения трудных тем по химии

Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в

условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её

содержания, снижается интерес учащихся к предмету. Считаю необходимым создавать

условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через

накопление собственного опыта.

Исходя из этой проблемы, я поставила перед собой цель: привить интерес учащихся к

своему предмету, чтобы каждый ученик стал не просто слушателем, а активным

соучастником образовательного процесса.

Исходя из цели, мною решаются следующие задачи:

повысить интерес к предмету и уровень усвоения знаний обучающихся;

повысить активность каждого ребенка на уроке;

ориентировать на самостоятельный поиск знаний;

развить творческое мышление обучающихся;

повысить качество знаний обучающихся посредством применения электронных

образовательных ресурсов нового поколения.

Химия – достаточно трудный предмет, который вводится для изучения в школе только в 8

классе. Пробелы в изучении математики, физики сказываются на усвоении материала по

химии. На учителя химии ложится ответственность и за ликвидацию данных недостатков.

Именно поэтому в своей работе я стараюсь использовать различные формы и методы

обучения для активизации деятельности учеников. Например, при изучении программного

материала в 8-9-х классах предлагаю ученикам подготовить сведения из истории химии или

химических элементов («Жизнь и деятельность Менделеева», «Сера», «Химия и медицина»),

а затем выступить с сообщениями или презентациями на уроке. Большинство учеников с

удовольствием выполняют такие задания. В результате они получают новую интересную

информацию, учатся работать с дополнительной литературой, интересно излагать материал

перед маленькой публикой (классом), развивают свою речь, а в награду, как правило,

получают хорошую оценку.

Трудностью преподавания в нашей школе является то, что ученики имеют большие пробелы

в знаниях, часто пропускают занятия, зачастую некоторые задания выполняют

недобросовестно. Чувствуют себя эти ученики на уроках неуютно. Поэтому я стараюсь

организовать работу так, чтобы большую часть материала ученики изучали на уроке. Для

этого часто применяю работу в парах. Ребята заинтересованы выучить материал, пересказать

его друг другу, получить оценку, выставленную одноклассником, почувствовать себя в роли

объясняющего, а не слушателя. В результате часть материала выучивается в классе, остаётся

меньше невыясненных вопросов, появляется интерес к уроку, к предмету. Ученик становится

активным участником процесса, а не пассивным слушателем.

Главная ценность – человек и его здоровье. На уроках использую индивидуальное

дозирование и распределение учебной нагрузки. Создаю на уроках благоприятный

психологический климат. Большое внимание уделяю применению здоровьесберегающих

технологий.

В 2018 - 2019 учебном году я начала использовать метод учебного проекта, в ходе которого

реализуются мыслительная и коммуникативная деятельность, а также практическая работа и

презентация. Презентация проекта проходит на зачетах. Можно отметить положительные

стороны проектного метода:

повышение мотивации учащихся;

развитие навыков работы с источниками информаций;

развитие творческих способностей;

развитие коммуникативных навыков;

интеграция между предметами различных образовательных областей.

Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный

спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие

качества личности, как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным

решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и

коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из

тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя. Они позволяют

развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать,

рассуждать и делать выводы. При решении задач формируются и оцениваются ключевые и

предметные компетентности.

Уроки выстраиваю на принципах доступности, научности, индивидуальности,

преемственности; развиваю коммуникативные умения и навыки, логику мышления,

использую воспитательный потенциал каждого урока, направленный на формирование

всесторонне развитой личности.

Трудности возникают при работе со слабыми детьми, которые часто не могут воспроизвести

правила, теоретический материал, с трудом пишут формулы веществ. Для них составляю

дифференцированные задания. Например: запомнить формулы основных веществ (особенно

тех, с которыми столкнутся в жизни); уметь объяснять закон или формулировать его своими

словами (главное понять смысл); знать формулы, по которым решаются задачи, названия

величин и единицы измерения. Я стараюсь излагать материал кратко и чётко, записывая

ключевые определения, свойства. Иногда даю задание: самостоятельно составить конспект.

Предлагаю план, часто указываю страницу учебника и даже абзац, где можно найти ответ. В

результате ребята учатся самостоятельно работать с текстом, выбирать главное, делать

выводы, отвечать по составленному конспекту, таким образом, усваивают минимум

материала, но достаточно хорошо. Научившись выполнять эти задания, ученики уже не

чувствуют себя отстающими, а я, как учитель, могу поставить оценку «3», будучи уверена,

что ученик знает элементарные вещи, а главное, сможет правильно пользоваться

химическими знаниями в жизни, не навредить себе и окружающей природе.



В раздел образования