Автор: Лебедева Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель специального фортепиано
Учебное заведение: ДМШ №9
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Мир детства в творчестве С.С.Прокофьева
Раздел: дополнительное образование
Мир детства в творчестве С.С.Прокофьева
С.С.Прокофьева можно смело назвать солнцем русской музыки ХХ века.
«Прокофьев — светлый гений, веселый гений русской музыки», писал Б.Асафьев. Любой
жанр, за который брался Прокофьев, являлся в его руках необычным. Этот композитор
обладал зорким взглядом наблюдателя, зарисовщика, мыслящего образно, картинно. Сама
природа с ее запахами, звуками, ритмами, которой он поклонялся, поделилась с ним этими
свойствами.
Прекрасной страницей творчества Сергея Сергеевича стала музыка для детей и юношества.
Для маленьких любителей музыки сочиняли многие, почти все композиторы, но мало кто
уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и
сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев. Его детская музыка — не просто дар большого
художника детям. Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах – это одна
из важнейших граней всего творческого облика Прокофьева, окрасившая своим светлым
колоритом далеко не только те сочинения, которые были написаны им специально для детей
или о детях.
Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе.
Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий
утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов
«Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений композитора мы
встретим и поэтичные фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет
«Сказ про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом
стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло
Гоцци «Любовь к трем апельсинам».
Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк»,
слушая которую дети не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с
основными инструментами и тембрами симфонического оркестра.
«Петя и волк» - совершенно особенное сочинение, своеобразный мост, перекинутый
Прокофьевым из мира сказок в действительную жизнь современных детей. Ведь Петя – уже
совсем не сказочный герой, а обыкновенный пионер, и дедушка его — тоже обыкновенный,
строгий и добрый старичок, какой есть у каждого мальчика или девочки, да и охотники —
самые обыкновенные охотники. А вот звери, умеющие «по-человечьи» думать, разговаривать
и поступать — это представители мира сказочного, но великолепно сочетающиеся с миром
обыкновенных людей. И поэтому, если к «Пете и волку», с одной стороны, примыкают все
сказочные произведения композитора для детей и о детях, то, с другой стороны, эта
симфоническая сказка ведет к другим произведениям мира детства Прокофьева, основанным
на реальных сюжетах, почерпнутых из жизни детей и столь созвучных им.
Или вот, к примеру, цикл фортепианных пьес с таким знакомым и понятным каждому
ребенку названием - «Сказки старой бабушки», соч. 31, состоящий из четырех пьес,
предваряемых авторским эпиграфом: «Иные воспоминания наполовину стерлись в ее памяти,
другие не сотрутся никогда». Между тем, «Сказки старой бабушки» можно считать самыми
распространенными пьесами Прокофьева, почти наравне с «Маршем» из оперы « Любовь к
трем апельсинам» или Гавотом из «Классической симфонии».
Цикл этих вдохновенных простых миниатюр, не требующих виртуозного пианизма, вошел
не только в репертуар взрослых, концертирующих артистов, но и совсем юных пианистов.
Слушая музыку, в самом названии которой содержится слово «детская», невольно
задумываешься, какой смысл вкладывал в него композитор.
«Детская» - то есть предназначенная для исполнения детьми, для слушания детьми, или в
этой музыке отражены воспоминания автора о его детстве? А, может, тут проявляется тот
самый мотив детства, который никогда не прекращает звучать в душе взрослого человека и
позволяет художнику с обостренностью, характерной для восприятия ребенка, почувствовать
многоцветие мира.
«Детство- это чудное, дрожащее счастье тысячи мелочей, запахов, оттенков, которые вместе
составляют что-то упоительное и раздирающее, ничем не заменимое» (В.Набоков).
Каждый композитор, создающий произведения для детей, погружает по-своему в этот
особенный мир, где так тонки перегородки между слухом, зрением, обонянием, осязанием.
Следуя традициям «Детского альбома» П.И.Чайковского и «Альбома для юношества»
Роберта Шумана, композитору удалось передать мироощущение самого ребенка, а не создать
музыку о нем или для него. Это был взгляд на мир изумленными, широко открытыми
глазами, словно в первый раз.
12 легких пьес для фортепиано, составляющих альбом «Детская музыка», - очень
разнообразны по сюжетам, по характеру музыки, увлекательны по своим образам,
занимательны своей необычной, по-прокофьевски свежей мелодикой, гармонией и ритмом.
Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки: это акварельные пейзажные
зарисовки «Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»; живые сцены детских игр: «Марш»,
«Пятнашки»; танцевальные пьесы: «Вальс», «Тарантелла»; тонкие психологические
миниатюры, передающие детские переживания : «Сказочка», «Раскаяние». Этот альбом
«Детская музыка» - прочувствованная, светлая, наполненная кристальной чистотой и
нежностью, необычностью и сказочностью стал подарком Прокофьева начинающим
пианистам и их преподавателям.
Сам Сергей Сергеевич — гениальный пианист, он сделал «Детскую музыку» полностью
отвечающей не только возможностям, но и потребностям юного пианиста и сумел создать
нечто, доступное в полной мере только детям, предназначенное для детей, которые хотят
услышать и собственноручно исполнить музыку на этом инструменте.
О том, какой живой и искренний отклик нашли эти пьесы в сердцах юных музыкантов весьма
красноречиво свидетельствуют стихи, которые посвятили Сергею Сергеевичу ученики одной
из музыкальных школ накануне концерта, в программе которого должны были исполняться
пьесы из альбома «Детская музыка»:
Сергею Сергеевичу Прокофьеву
Сергей Сергеевич, мы в заботе,
Мы так стараемся сейчас:
Весь детский сборник Ваш в работе,
Все наши помыслы о Вас!
У нас тут все: и месяц ходит,
И «Утро» с «Вечером» порой
Без дня частенько переходят,
Как бы шутя, один в другой.
Вот дождик летний с пузырями
Для «Сказочки» фон создает,
Своими радуги краями
Светя, кузнечиков ведет.
А с окончанием «Прогулки»
Захочется на полпути
В любом тенистом закоулке
Нам вдруг в «Пятнашки» перейти.
Звучит и «Вальс» изящно так,
(Он в конкурсе, конечно),
Не удается лишь никак
Сыграть его беспечно...
Мы все волнуемся еще,
Удастся ли на деле
В жужащем темпе горячо
Промчаться в «Тарантелле».
Преступник юный пережил
«Раскаянья» мученья,
Но вот момент — рояль ожил
И с новым увлеченьем
Уж он играет «Марш». Блестит
Ваш острый марш прекрасный,
И мальчик Вас благодарит
За опус первоклассный.
Ученики ДМШ Фрунзенского района г. Москвы , 15 декабря 1946 года.
Автор статьи – ЛЕБЕДЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, преподаватель специального
фортепиано ДМШ №9
г. Санкт-Петербург.