Напоминание

Мир детства в творчестве С.С.Прокофьева


Автор: Лебедева Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель специального фортепиано
Учебное заведение: ДМШ №9
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Мир детства в творчестве С.С.Прокофьева
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мир детства в творчестве С.С.Прокофьева

С.С.Прокофьева можно смело назвать солнцем русской музыки ХХ века.

«Прокофьев — светлый гений, веселый гений русской музыки», писал Б.Асафьев. Любой

жанр, за который брался Прокофьев, являлся в его руках необычным. Этот композитор

обладал зорким взглядом наблюдателя, зарисовщика, мыслящего образно, картинно. Сама

природа с ее запахами, звуками, ритмами, которой он поклонялся, поделилась с ним этими

свойствами.

Прекрасной страницей творчества Сергея Сергеевича стала музыка для детей и юношества.

Для маленьких любителей музыки сочиняли многие, почти все композиторы, но мало кто

уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и

сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев. Его детская музыка — не просто дар большого

художника детям. Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах – это одна

из важнейших граней всего творческого облика Прокофьева, окрасившая своим светлым

колоритом далеко не только те сочинения, которые были написаны им специально для детей

или о детях.

Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе.

Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий

утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов

«Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений композитора мы

встретим и поэтичные фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет

«Сказ про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом

стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло

Гоцци «Любовь к трем апельсинам».

Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк»,

слушая которую дети не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с

основными инструментами и тембрами симфонического оркестра.

«Петя и волк» - совершенно особенное сочинение, своеобразный мост, перекинутый

Прокофьевым из мира сказок в действительную жизнь современных детей. Ведь Петя – уже

совсем не сказочный герой, а обыкновенный пионер, и дедушка его — тоже обыкновенный,

строгий и добрый старичок, какой есть у каждого мальчика или девочки, да и охотники —

самые обыкновенные охотники. А вот звери, умеющие «по-человечьи» думать, разговаривать

и поступать — это представители мира сказочного, но великолепно сочетающиеся с миром

обыкновенных людей. И поэтому, если к «Пете и волку», с одной стороны, примыкают все

сказочные произведения композитора для детей и о детях, то, с другой стороны, эта

симфоническая сказка ведет к другим произведениям мира детства Прокофьева, основанным

на реальных сюжетах, почерпнутых из жизни детей и столь созвучных им.

Или вот, к примеру, цикл фортепианных пьес с таким знакомым и понятным каждому

ребенку названием - «Сказки старой бабушки», соч. 31, состоящий из четырех пьес,

предваряемых авторским эпиграфом: «Иные воспоминания наполовину стерлись в ее памяти,

другие не сотрутся никогда». Между тем, «Сказки старой бабушки» можно считать самыми

распространенными пьесами Прокофьева, почти наравне с «Маршем» из оперы « Любовь к

трем апельсинам» или Гавотом из «Классической симфонии».

Цикл этих вдохновенных простых миниатюр, не требующих виртуозного пианизма, вошел

не только в репертуар взрослых, концертирующих артистов, но и совсем юных пианистов.

Слушая музыку, в самом названии которой содержится слово «детская», невольно

задумываешься, какой смысл вкладывал в него композитор.

«Детская» - то есть предназначенная для исполнения детьми, для слушания детьми, или в

этой музыке отражены воспоминания автора о его детстве? А, может, тут проявляется тот

самый мотив детства, который никогда не прекращает звучать в душе взрослого человека и

позволяет художнику с обостренностью, характерной для восприятия ребенка, почувствовать

многоцветие мира.

«Детство- это чудное, дрожащее счастье тысячи мелочей, запахов, оттенков, которые вместе

составляют что-то упоительное и раздирающее, ничем не заменимое» (В.Набоков).

Каждый композитор, создающий произведения для детей, погружает по-своему в этот

особенный мир, где так тонки перегородки между слухом, зрением, обонянием, осязанием.

Следуя традициям «Детского альбома» П.И.Чайковского и «Альбома для юношества»

Роберта Шумана, композитору удалось передать мироощущение самого ребенка, а не создать

музыку о нем или для него. Это был взгляд на мир изумленными, широко открытыми

глазами, словно в первый раз.

12 легких пьес для фортепиано, составляющих альбом «Детская музыка», - очень

разнообразны по сюжетам, по характеру музыки, увлекательны по своим образам,

занимательны своей необычной, по-прокофьевски свежей мелодикой, гармонией и ритмом.

Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки: это акварельные пейзажные

зарисовки «Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»; живые сцены детских игр: «Марш»,

«Пятнашки»; танцевальные пьесы: «Вальс», «Тарантелла»; тонкие психологические

миниатюры, передающие детские переживания : «Сказочка», «Раскаяние». Этот альбом

«Детская музыка» - прочувствованная, светлая, наполненная кристальной чистотой и

нежностью, необычностью и сказочностью стал подарком Прокофьева начинающим

пианистам и их преподавателям.

Сам Сергей Сергеевич — гениальный пианист, он сделал «Детскую музыку» полностью

отвечающей не только возможностям, но и потребностям юного пианиста и сумел создать

нечто, доступное в полной мере только детям, предназначенное для детей, которые хотят

услышать и собственноручно исполнить музыку на этом инструменте.

О том, какой живой и искренний отклик нашли эти пьесы в сердцах юных музыкантов весьма

красноречиво свидетельствуют стихи, которые посвятили Сергею Сергеевичу ученики одной

из музыкальных школ накануне концерта, в программе которого должны были исполняться

пьесы из альбома «Детская музыка»:

Сергею Сергеевичу Прокофьеву

Сергей Сергеевич, мы в заботе,

Мы так стараемся сейчас:

Весь детский сборник Ваш в работе,

Все наши помыслы о Вас!

У нас тут все: и месяц ходит,

И «Утро» с «Вечером» порой

Без дня частенько переходят,

Как бы шутя, один в другой.

Вот дождик летний с пузырями

Для «Сказочки» фон создает,

Своими радуги краями

Светя, кузнечиков ведет.

А с окончанием «Прогулки»

Захочется на полпути

В любом тенистом закоулке

Нам вдруг в «Пятнашки» перейти.

Звучит и «Вальс» изящно так,

(Он в конкурсе, конечно),

Не удается лишь никак

Сыграть его беспечно...

Мы все волнуемся еще,

Удастся ли на деле

В жужащем темпе горячо

Промчаться в «Тарантелле».

Преступник юный пережил

«Раскаянья» мученья,

Но вот момент — рояль ожил

И с новым увлеченьем

Уж он играет «Марш». Блестит

Ваш острый марш прекрасный,

И мальчик Вас благодарит

За опус первоклассный.

Ученики ДМШ Фрунзенского района г. Москвы , 15 декабря 1946 года.

Автор статьи – ЛЕБЕДЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, преподаватель специального

фортепиано ДМШ №9

г. Санкт-Петербург.



В раздел образования