Автор: Худайназарова Людмила Семеновна
Должность: педагог - библиотекарь
Учебное заведение: МОУ Школа с. Белоярск
Населённый пункт: с.Белоярск Приуральский район ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательная работа в школьной библиотеке
Раздел: среднее образование
Воспитательная работа в школьной библиотеке
Школьная библиотека предоставляет
информацию и идеи, без которых
нельзя успешно функционировать
в современном обществе, ориентированном
на информацию знаний"
Манифест школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО
Школьная библиотека поддерживает внеклассную и внешкольную работу.
В этой связи нельзя не вспомнить слова В.А.Сухомлинского о том, что школьная
библиотека должна быть «кабинетом №1», надпредметным кабинетом, где школьники
получают
целостную
карту
мира,
используя
имеющиеся
носители
информации.
Сегодня
для
нас
очевиден
факт,
что
деятельность
библиотеки
направлена
на
гармоническое развитие личности читателя, и содействует накоплению и преумножению
им человеческого капитала.
Школа ставит задачу - создать условия для раскрытия творческого потенциала
ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать
творческий, интеллектуальный потенциал ребенка.
Наверное, нет человека, который бы не переступил порогу школьной библиотеки.
Миссия школьной библиотеки – привлечение учащихся в библиотеку, пробуждение и
развитие интереса к книге и чтению – это одна из главных задач школьного библиотекаря.
при этом не изменилась, она лишь обрела новую глубину и содержание, получила новый
потенциал. Современные технологии, если правильно ими воспользоваться, отнюдь не
сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь детей к чтению. Это
замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию
к чтению. Надо только с его помощью суметь организовать увлекательную современную
читательскую деятельность на базе школьной библиотеки.
Посредничество в учебно-воспитательном процессе
Неизменным направлением деятельности библиотек остается предоставление
ученикам всесторонней помощи в овладении школьной программой. Школьная
библиотека ведет индивидуальную работу с читателями (к написанию докладов,
рефератов, произведений и так далее). Библиотекарь значительное внимание уделяет
развитию творческих способностей одаренных детей, их всестороннему культурно-
образовательному, духовному росту.
Мы подчеркиваем, что нет неинтересных дел, просто необходимо каждому
развивать свои способности, таланты, реализовывать свои возможности для
самовыражения. А библиотека, в свою очередь, должна предложить детям целый ряд
литературы, согласно ним интересов, увлечений.
Одним из главных задач современной школьной библиотеки есть предоставление
услуг с использованием аудиовизуальной техники, внедрение новых информационных
технологий и компьютеризации библиотечно–информационных процессов.
Для того, чтобы школьная библиотека успешно работала в этом направлении, она
должна быть обеспечена необходимым современным оборудованием, компьютерной
техникой и программными продуктами. В нашей библиотеке созданы условия, которая
включает как традиционные, так и мультимедийные технологии.
Факторы, способствующие формированию активной читательской деятельности
Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах
«педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование
устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого
мышления осуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных
методов личностного и читательского развития. Это прежде всего индивидуальная работа,
построенная в форме диалога. Второе - внеурочная жизнь школьника. Именно в ней
проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Психологи говорят о том,
что развитие личности происходит лишь в процессе деятельности самого человека.
В работе школьной библиотеки можно выделить ряд факторов, способствующих
формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить,
реализовать свой творческий потенциал.
1)Временной фактор или фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом в
течение десяти лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.
2)Личностный фактор - фактор сопричастности, сопереживания. Библиотекарь и ребенок.
Их отношения складываются на личностном уровне (решение проблем общения,
одиночества и др.)
3)Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает вместе с другими учителями. Это
позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.
4)Фактор - читательский опыт библиотекаря и его влияние на читателя - ребенка.
Заключение
Библиотека в школе служит местом встречи, коммуникации представителей
различных групп. Через библиотеку появляется возможность формирования разнородных,
разновозрастных групп, в которых принимают участие совместно педагоги школы,
родители и учащиеся.
Читатель сегодня объективно заинтересован в расширении ассортимента
предоставляемых библиотекой информационных продуктов и услуг. Читателей сегодня
привлекает не только книговыдача, возможность поработать с литературой в читальном
зале, выставки, беседы, справки и обзоры и т.д., но и получение аннотированных списков
литературы, копии статей, фрагментов книг, информирование о публикациях в
периодической печати, возможность работы с электронным учебником.
Формирование информационной среды библиотеки - это основной процесс в
построении единого информационного пространства школы. Главный критерий оценки
качества обучения не количество и разнообразие приобретенных знаний, а умение
учащихся не только добывать знания, но и самим принимать участие в создании
информационных ресурсов. Лишь объединяя усилия общеобразовательного учреждения и
школьной библиотеки, всех учителей и школьного библиотекаря, можно решить столь
актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования
высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.
В 21 веке очень трудно отвлечь детей от всепоглощающих инновационных
технологий и привлечь в хранилище книг. Библиотекари, учителя понимают трудность
привлечения современных детей к чтению и бьют тревогу. Поэтому в нашей работе очень
важно связать библиотечную деятельность с педагогической, проявить мастерство
педагога, чтобы открыть ребёнку прекрасный мир книги, постараться быть не просто
человеком, выдающим книги, а советником и наставником. Ведь лишь от нас зависит,
каким будет наше будущее поколение.