Автор: Кирков Валерий Иванович
Должность: Преподаватель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 им. А.В. Баландина"
Населённый пункт: Г.о. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность преподавания НВП в школе.
Раздел: среднее образование
Актуальность преподавания НВП в школе.
Нужны ли уроки НВП в школе?
22 апреля 1918 года в РСФСР был принят декрет «Об обязательном обучении военному
искусству» — документ предполагал, что для подростков 15–17 лет будут открыты специальные
учебные пункты. А граждане 18–20 лет будут обязаны осваивать 96-часовую учебную
программу и потом зачисляться в списки резервных частей. В таком виде НВП
просуществовала до 1947 года, а затем была отменена.
В школах НВП появилась в 1967 году с принятием новой редакции «Закона СССР о всеобщей
воинской обязанности», согласно которому допризывная подготовка стала отдельным
предметом для учащихся старших классов средних школ и учреждений среднего специального
образования. Начальная военная подготовка была обязательным предметом, стояла в
расписании, за эту дисциплину ставили оценки. На уроки ходили и мальчики, и девочки:
гендерного деления, как на уроках труда, в этом случае не было.
НВП включала в себя несколько практических и теоретических разделов. Ученики проходили
строевую и огневую подготовку — учились маршировать, собирать и разбирать автомат
Калашникова (эта практика еще долго применялась в ряде школ России уже на уроках ОБЖ),
изучали модели ручных гранат. А еще учились оказывать первую медицинскую помощь
раненым, ориентироваться на местности, оборудовать окопы и траншеи. Урок по начальной
военной подготовке в СССР. 1973 год.
Также в НВП входили теоретические разделы: тактическая подготовка и изучение теории
ведения боя, ознакомление с индивидуальными средствами защиты от оружия массового
поражения и обучение уставу. Школьники должны были знать воинские звания и уставные
порядки, состав, структуру и рода войск, порядок прохождения воинской службы.
В конце курса десятиклассников могли вывозить на учебные военные сборы в воинские части,
где они на практике отрабатывали полученные знания.
Вышеописанная система допризывной подготовки просуществовала чуть более двух
десятилетий и в октябре 1990-го была фактически отменена. Материал, который преподавали
на НВП, частично распределился между ОБЖ, который заменил начальную военную подготовку
в расписании, и физкультурой — на этих уроках ученики сдают нормы ГТО («Готов к труду и
обороне»).
В действующем ФГОС помимо прочего прописано, что результатом уроков ОБЖ должны стать:
знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил
поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; знание основных видов военно-
профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и
контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; основы медицинских знаний,
умение оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,
наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах
различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; чувство гордости за свою
Родину, ответственное отношение к выполнению конституционного долга — защите Отечества.
По сути, эти пункты перекочевали из советских учебников по НВП в российские по ОБЖ.
НВП сегодня существует в нескольких странах бывшего СССР (в Азербайджане, Армении,
Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане и на Украине) и, как правило, проводится по
старым советским стандартам. Также школьники проходят военную подготовку, например, в
Англии и Израиле. В Израиле НВП начинается с 13 лет и проводится специальной юношеской
военизированной организацией.
Возвращение предмета НВП в школы позволит повысить готовность населения к армейской
службе, а также получить и закрепить нужные навыки до призыва на военную службу.