Напоминание

Актуальность преподавания НВП в школе.


Автор: Кирков Валерий Иванович
Должность: Преподаватель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 им. А.В. Баландина"
Населённый пункт: Г.о. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность преподавания НВП в школе.
Раздел: среднее образование





Назад




Актуальность преподавания НВП в школе.

Нужны ли уроки НВП в школе?

22 апреля 1918 года в РСФСР был принят декрет «Об обязательном обучении военному

искусству» — документ предполагал, что для подростков 15–17 лет будут открыты специальные

учебные пункты. А граждане 18–20 лет будут обязаны осваивать 96-часовую учебную

программу и потом зачисляться в списки резервных частей. В таком виде НВП

просуществовала до 1947 года, а затем была отменена.

В школах НВП появилась в 1967 году с принятием новой редакции «Закона СССР о всеобщей

воинской обязанности», согласно которому допризывная подготовка стала отдельным

предметом для учащихся старших классов средних школ и учреждений среднего специального

образования. Начальная военная подготовка была обязательным предметом, стояла в

расписании, за эту дисциплину ставили оценки. На уроки ходили и мальчики, и девочки:

гендерного деления, как на уроках труда, в этом случае не было.

НВП включала в себя несколько практических и теоретических разделов. Ученики проходили

строевую и огневую подготовку — учились маршировать, собирать и разбирать автомат

Калашникова (эта практика еще долго применялась в ряде школ России уже на уроках ОБЖ),

изучали модели ручных гранат. А еще учились оказывать первую медицинскую помощь

раненым, ориентироваться на местности, оборудовать окопы и траншеи. Урок по начальной

военной подготовке в СССР. 1973 год.

Также в НВП входили теоретические разделы: тактическая подготовка и изучение теории

ведения боя, ознакомление с индивидуальными средствами защиты от оружия массового

поражения и обучение уставу. Школьники должны были знать воинские звания и уставные

порядки, состав, структуру и рода войск, порядок прохождения воинской службы.

В конце курса десятиклассников могли вывозить на учебные военные сборы в воинские части,

где они на практике отрабатывали полученные знания.

Вышеописанная система допризывной подготовки просуществовала чуть более двух

десятилетий и в октябре 1990-го была фактически отменена. Материал, который преподавали

на НВП, частично распределился между ОБЖ, который заменил начальную военную подготовку

в расписании, и физкультурой — на этих уроках ученики сдают нормы ГТО («Готов к труду и

обороне»).

В действующем ФГОС помимо прочего прописано, что результатом уроков ОБЖ должны стать:

знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил

поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; знание основных видов военно-

профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и

контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; основы медицинских знаний,

умение оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,

наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах

различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; чувство гордости за свою

Родину, ответственное отношение к выполнению конституционного долга — защите Отечества.

По сути, эти пункты перекочевали из советских учебников по НВП в российские по ОБЖ.

НВП сегодня существует в нескольких странах бывшего СССР (в Азербайджане, Армении,

Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане и на Украине) и, как правило, проводится по

старым советским стандартам. Также школьники проходят военную подготовку, например, в

Англии и Израиле. В Израиле НВП начинается с 13 лет и проводится специальной юношеской

военизированной организацией.

Возвращение предмета НВП в школы позволит повысить готовность населения к армейской

службе, а также получить и закрепить нужные навыки до призыва на военную службу.



В раздел образования