Напоминание

"Строки, рождённые в боях. Посвящение поэтам-фронтовикам"


Автор: Казмирчук Олег Евгеньевич
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ Колледжа связи № 54 им. П.М. Вострухина
Населённый пункт: города Москвы
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Тема: "Строки, рождённые в боях. Посвящение поэтам-фронтовикам"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка по литературе,

посвящённая 70-летию победы в

Великой Отечественной войне

1941-1945 годов.

Тема: Строки, рождённые в боях.

Посвящение поэтам-фронтовикам

Преподаватель: Казмирчук Олег Евгеньевич

Москва, 2015

Строки, рождённые в боях.

Посвящение поэтам-фронтовикам.

Цель занятия: познакомить учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков, дать знания о

литературном наследии в годы Великой Отечественной войны, воспитывать

чувство патриотизма и любви к русской литературе.

Оборудование:

слайдовая презентация, видеопроектор, компьютер, подборка песен о

войне.

Действующие лица: 3-е ведущих, 2-е чтецов.

Ход занятия

1-й ведущий: Дорогие друзья. Сегодня вы услышите стихи поэтов, которые были в годы

войны вашими сверстниками или были старше вас всего лишь на несколько

лет (слайд 1).

2-й ведущий: Это стихи особые. Они написаны юношами и девушками 1941 года.

3-й ведущий: Они написаны в дни войны, но рассказывают об одном – о высокой судьбе

поколения, юность которого прошла в огне сражений. Война для этих ребят

была самым трудным испытанием, которые они, юноши и девушки 41-го

года, с честью выдержали.

1-й ведущий: На войну поэты уходили со школьной скамьи, из студенческих общежитий,

сразу после выпускного бала. И было: кому – 18, кому – 20, самым старшим

– 25.

1-й чтец: И кружит лист последний

У детства на краю,

И я, двадцатилетний,

Под пулями стою.

В. Межиров. «Мне цвет защитный дорог».

Использование песни «Давным-давно была война», сл. А. Зацепина, муз. Л. Дербенёва.

2-й ведущий: Разведчик Павел Коган (слайды 11,12), миномётчик Михаил Кульчицкий

(слайды

17,18),

пулемётчик

Николай

Майоров

(слайды

8,9)

погибли

в

первые годы войны.

3-й ведущий: Они не успели стать большими поэтами, они стали солдатами. Так же, как

стали солдатами их товарищи по перу и судьбе Георгий Суворов (слайды

26,27) и Борис Смоленский, Всеволод Лобода (слайды 20,21) и Леонид

Шершер (слайды 29,30). Их могилы разбросаны по всем дорогам войны – от

Мурманска до Новороссийска.

1-й

ведущий:

Иные

из

них

время

стёрло

с

лица

земли.

Но

рассказывают,

что

в

новгородских лесах путевой обходчик до сих пор ищет старую ель, под

которой похоронен поэт и сын поэта Всеволод Багрицкий (слайды 5,6). На

срубе этой ели в 1942 году скульптор Вучетич вырезал строки Марины

Цветаевой.

2-й чтец:

Я вечность не приемлю,

Зачем меня погребли?

Мне так не хотелось в землю

С любимой моей земли…

2-й ведущий: Когда-то в древности поэтов считали прорицателями и верили, что они

могут предсказать будущее. Многие стихи молодых поэтов кажутся теперь

пророческими: они угадали высокую судьбу своего поколения.

1-й чтец:

Есть в голосе моём звучание металла,

Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым.

Не всё умрёт. Не всё войдёт в каталог.

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

2-й чтец:

Мы жгли костры и вспять пускали реки,

Нам не хватало неба и воды.

Упрямой жизни в каждом человеке

Железом обозначены следы-

Так в нас запали прошлого приметы.

А как любили мы – спросите жён!

Пройдут века, и вам солгут портреты,

Где нашей жизни ход изображён.

М. Коган. «Мы».

Использование песни «Поклонимся великим тем годам», сл. М. Львова, муз. А. Пахмутовой.

1-й

ведущий:

Высокие

слова

в

стихах

поэтов

военного

поколения

оплачены

самой

высокой ценой – кровью и жизнью.

2-й ведущий: Мы хотим, чтобы сегодня прозвучали не только их стихи, но и письма,

воспоминания, отрывки из их дневников – словом, всё то, что стало основой

их поэзии.

3-й ведущий: Они писали о том, как ходили в атаку, о том, как рядом погиб товарищ…

1-й ведущий: …о том, как отдыхают после боя…

2-й ведущий: …о том, как уезжают и возвращаются на фронт.

3-й

ведущий:

Стихи

молодых

расскажут

вам

о

правде

и

красоте,

о

долге

и

справедливости, о Родине и любви, о юности, возмужавшей в огне войны.

1-й ведущий: Константин Ваншенкин (слайды 2,3). Родился в 1925 году в Москве. На

фронт

ушёл

из

10-го

класса.

Служил

в

воздушно-десантных

войсках,

участвовал в боях на 2-м и 3-м Украинском фронтах.

1-й чтец:

Нас в армию девчата провожали,

С которыми до памятной зимы

Делили мы радость, и печали,

С которыми учились вместе мы.

Я вижу их в шубейке и в гребёнке,

И странную растерянность их глаз,

Они стояли – всё ещё девчонки,

Но было им по-бабьи жалко нас.

2-й чтец:

В какой-то миг особым женским вздором

Они сквозь дым увидели поля,

По длинным госпитальным коридорам

Унылое мельканье костыля.

Им виделись шершавые шинели,

Костры, потери нашего полка.

И может быть, себя они жалели,

Не осознавая этого пока.

К. Ваншенкин. «Проводы».

2-й ведущий: Всеволод Багрицкий (слайды 5,6). Письмо с фронта. 16 февраля 1941 года.

«Не знаю, получила ли ты мои предыдущие письма и открытки, и поэтому

решил писать тебе в любое свободное время, не дожидаясь ответа.

По длинным лесистым дорогам хожу я со своей полевой сумкой и собираю

материалы для газеты. Очень трудна и опасна моя работа, но и очень

интересна. Я пошёл работать в армейскую печать добровольно и не жалею.

Я вижу и увидел уже то, что никогда больше не придётся пережить. Наша

победа надолго освободит мир от самого страшного злодеяния – войны…

Пишу

стихи

и

очерки,

сплю

в

землянках,

закаляюсь!

Будь

тверда

и

непоколебима! Как бы тебе ни было трудно, знай, что мы встретимся!

Целую тебя крепко. Сева».

1-й чтец:

Нам не жить как рабам,

Мы родились в России,

В этом наша судьба,

Непокорность и сила.

Использование песни «Нам нужна одна победа», муз. и сл. Б. Окуджавы.

3-й ведущий: Николай Майоров (слайды 8,9). Родился в 1919 году в городе Иваново.

Ушёл на фронт со студенческой скамьи в 1941 году. Убит 8 февраля 1942

года на Смоленщине.

2-й чтец:

Тогда была весна. И рядом

С помойной ямой во дворе,

В простом строю, равняясь на дом,

Мальчишки строились в каре.

И бились честно. Полагаясь

Бить в спину, в грудь, ещё – в бока.

Но на лицо не подымалась

Сухая детская рука.

А за рекою было поле,

Там, сбившись в кучу у траншей,

Солдаты били и кололи

Таких же, как они людей.

1-й чтец:

И мы росли, не понимая,

Зачем туда сошлись полки:

Неужли взрослые играют,

Как мы, сходясь на кулаки?

Война прошла. Но нам осталась

Простая истина в удел,

Что у детей имелась жалость,

Которой взрослый не имел.

А ныне вновь война и порох

Вошли в большие города,

И стала нужной кровь, которой

Мы так боялись в те года.

Николай Майоров

1-й ведущий: Из писем Павла Когана родным и друзьям. Фронт. 30 марта 1942 года.

« В госпитале один раненый (он никогда, наверно, не читал Гёте) кричал,

как Гёте перед смертью: «Света! Света!» И прав – в мире должно быть

светло. И будет! Я никогда не знал, что так люблю жизнь».

2-й ведущий: Павел Коган (слайды 11,12) родился в 1918 году в Киеве. Учился в

Литературном

институте

им.

М.

Горького.

В

1941

году

отправился

с

геологической экспедицией в Армению, там и застала его война. После

долгих хлопот попадает в действующую армию переводчиком. Погиб 23

сентября 1942года под Новороссийском.

3-й

ведущий:

Павел

Коган

писал

своему

другу:

«Я

знаю,

что

мир

это

много:

левитановская

осень,

тучи,

томик

Блока,

ты,

стихи…»

Он

мало

успел

написать

и

не

так,

как

ему

хотелось…

Он

не

напечатал

ни

одного

стихотворения,

не

успел.

Его

сокурсники

по

Литературному

институту

собрали книжки по тем бумагам, которые хранил отец Павла.

2-й чтец:

…Мы были всякими. Любыми.

Не очень умными подчас.

Мы наших девушек любили,

Ревнуя, мучась, горячась,

Мы были всякими. Но мучась,

Мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь.

Что пусть завидуют они.

Они нас выдумают мудрых,

Мы будем строги и прямы,

Они прикрасят и припудрят,

И всё-таки пробьёмся мы!

1-й чтец:

И пусть я покажусь им узким

И их всесветность оскорблю,

Я - патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Чтоб дымный ветер на песках…

И где ещё найдёшь такие

Берёзы, как в моём краю!

Я б сдох, как пёс, от ностальгии

В любом кокосовом раю.

Павел Коган

Использование песни «Журавли», сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля.

1-й ведущий: Юлия Друнина (слайды 14,15). Родилась в Москве в 1924 году. Ушла

добровольцем на фронт сразу со школьной скамьи и до конца 1944 года

служила

медсестрой

в

стрелковом,

а

потом

в

артиллерийском

полку.

Награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

2-й чтец:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

1-й чтец:

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не смогла сыскать.

Юлия Друнина.

2-й ведущий: Михаил Кульчицкий (слайды 17,18). Родился в 1919 году в Харькове.

Учительствовал в школе, работал в издательстве. В армии был с первых

дней войны. Погиб 19 января 1943 года под Сталинградом.

Из дневника Михаила Кульчицкого: «Егорова, соседа по парте, не приняли в

военную школу. Он близорук. Врача не было минут двадцать, и он выучил

наизусть, третий, мелкий ряд таблицы. И правым глазом всё ответил, а

левым – забыл. Врач кричал…»

Использование песни «Последний бой», сл. и муз. М. Ножкина.

3-й ведущий: Это список имён можно продолжать до бесконечности.

1-й ведущий: Всеволод Лобода (слайды 20,21) – погиб в 1944 году.

2-й ведущий: Евгений Винокуров (слайды 23,24) – на фронт ушёл в 1943 году, в 18 лет

стал командиром взвода.

3-й ведущий: Георгий Суворов (слайды 26,27) – погиб в 1944 году.

1-й ведущий: Леонид Шершер (слайды 29,30) – погиб в 1942 году во время боевого

вылета.

2-й ведущий: Николай Отрада (слайды 32,33) – погиб в 1940 году на Петрозаводском

направлении,

возглавив

прорыв

из

окружения

одного

из

взводов

12-го

лыжного направления.

3-й ведущий: Именно о таких героях, о таких ребятах, чьи имена мы вспомнили сегодня,

писал молодой поэт Николай Старшинов (слайды 35,36):

2-й чтец:

Пронеслась она просто мгновенно,

Не воротишь, не крикнешь: «Постой!»

А была моя юность военной,

Беспокойной была и крутой.

Не сошлась она с комнатным бытом

И, оставив родительский кров,

Поселилась под небом открытым,

Ночевала в снегу, у костров.

По лесам, по горам, по болотам

Пронесла в беспокойных ночах

1-й чтец:

Двухпудовый станок пулемёта

На своих неокрепших плечах.

Поднималась она под обстрелом

И, поля разминируя, шла.

И, случалось, под пулями пела,

А иначе она не могла.

Ничего её нету дороже,

И когда бы вернулась она,

Я бы вновь её так же и прожил –

Мне другая судьба не нужна.

1-й ведущий: Поколение 40-х годов писала свою биографию в походах, и биография этого

поколения стала биографией страны.

2-й ведущий: Они отдали жизни, чтобы каждую весну в небо взлетал праздничный

фейерверк салюта Победы, чтобы зарождалась любовь и цвели цветы.

Использование песни «День Побед», сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова.



В раздел образования