Автор: Казмирчук Олег Евгеньевич
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ Колледжа связи № 54 им. П.М. Вострухина
Населённый пункт: города Москвы
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Тема: "Строки, рождённые в боях. Посвящение поэтам-фронтовикам"
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка по литературе,
посвящённая 70-летию победы в
Великой Отечественной войне
1941-1945 годов.
Тема: Строки, рождённые в боях.
Посвящение поэтам-фронтовикам
Преподаватель: Казмирчук Олег Евгеньевич
Москва, 2015
Строки, рождённые в боях.
Посвящение поэтам-фронтовикам.
Цель занятия: познакомить учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков, дать знания о
литературном наследии в годы Великой Отечественной войны, воспитывать
чувство патриотизма и любви к русской литературе.
Оборудование:
слайдовая презентация, видеопроектор, компьютер, подборка песен о
войне.
Действующие лица: 3-е ведущих, 2-е чтецов.
Ход занятия
1-й ведущий: Дорогие друзья. Сегодня вы услышите стихи поэтов, которые были в годы
войны вашими сверстниками или были старше вас всего лишь на несколько
лет (слайд 1).
2-й ведущий: Это стихи особые. Они написаны юношами и девушками 1941 года.
3-й ведущий: Они написаны в дни войны, но рассказывают об одном – о высокой судьбе
поколения, юность которого прошла в огне сражений. Война для этих ребят
была самым трудным испытанием, которые они, юноши и девушки 41-го
года, с честью выдержали.
1-й ведущий: На войну поэты уходили со школьной скамьи, из студенческих общежитий,
сразу после выпускного бала. И было: кому – 18, кому – 20, самым старшим
– 25.
1-й чтец: И кружит лист последний
У детства на краю,
И я, двадцатилетний,
Под пулями стою.
В. Межиров. «Мне цвет защитный дорог».
Использование песни «Давным-давно была война», сл. А. Зацепина, муз. Л. Дербенёва.
2-й ведущий: Разведчик Павел Коган (слайды 11,12), миномётчик Михаил Кульчицкий
(слайды
17,18),
пулемётчик
Николай
Майоров
(слайды
8,9)
погибли
в
первые годы войны.
3-й ведущий: Они не успели стать большими поэтами, они стали солдатами. Так же, как
стали солдатами их товарищи по перу и судьбе Георгий Суворов (слайды
26,27) и Борис Смоленский, Всеволод Лобода (слайды 20,21) и Леонид
Шершер (слайды 29,30). Их могилы разбросаны по всем дорогам войны – от
Мурманска до Новороссийска.
1-й
ведущий:
Иные
из
них
время
стёрло
с
лица
земли.
Но
рассказывают,
что
в
новгородских лесах путевой обходчик до сих пор ищет старую ель, под
которой похоронен поэт и сын поэта Всеволод Багрицкий (слайды 5,6). На
срубе этой ели в 1942 году скульптор Вучетич вырезал строки Марины
Цветаевой.
2-й чтец:
Я вечность не приемлю,
Зачем меня погребли?
Мне так не хотелось в землю
С любимой моей земли…
2-й ведущий: Когда-то в древности поэтов считали прорицателями и верили, что они
могут предсказать будущее. Многие стихи молодых поэтов кажутся теперь
пророческими: они угадали высокую судьбу своего поколения.
1-й чтец:
Есть в голосе моём звучание металла,
Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым.
Не всё умрёт. Не всё войдёт в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
2-й чтец:
Мы жгли костры и вспять пускали реки,
Нам не хватало неба и воды.
Упрямой жизни в каждом человеке
Железом обозначены следы-
Так в нас запали прошлого приметы.
А как любили мы – спросите жён!
Пройдут века, и вам солгут портреты,
Где нашей жизни ход изображён.
М. Коган. «Мы».
Использование песни «Поклонимся великим тем годам», сл. М. Львова, муз. А. Пахмутовой.
1-й
ведущий:
Высокие
слова
в
стихах
поэтов
военного
поколения
оплачены
самой
высокой ценой – кровью и жизнью.
2-й ведущий: Мы хотим, чтобы сегодня прозвучали не только их стихи, но и письма,
воспоминания, отрывки из их дневников – словом, всё то, что стало основой
их поэзии.
3-й ведущий: Они писали о том, как ходили в атаку, о том, как рядом погиб товарищ…
1-й ведущий: …о том, как отдыхают после боя…
2-й ведущий: …о том, как уезжают и возвращаются на фронт.
3-й
ведущий:
Стихи
молодых
расскажут
вам
о
правде
и
красоте,
о
долге
и
справедливости, о Родине и любви, о юности, возмужавшей в огне войны.
1-й ведущий: Константин Ваншенкин (слайды 2,3). Родился в 1925 году в Москве. На
фронт
ушёл
из
10-го
класса.
Служил
в
воздушно-десантных
войсках,
участвовал в боях на 2-м и 3-м Украинском фронтах.
1-й чтец:
Нас в армию девчата провожали,
С которыми до памятной зимы
Делили мы радость, и печали,
С которыми учились вместе мы.
Я вижу их в шубейке и в гребёнке,
И странную растерянность их глаз,
Они стояли – всё ещё девчонки,
Но было им по-бабьи жалко нас.
2-й чтец:
В какой-то миг особым женским вздором
Они сквозь дым увидели поля,
По длинным госпитальным коридорам
Унылое мельканье костыля.
Им виделись шершавые шинели,
Костры, потери нашего полка.
И может быть, себя они жалели,
Не осознавая этого пока.
К. Ваншенкин. «Проводы».
2-й ведущий: Всеволод Багрицкий (слайды 5,6). Письмо с фронта. 16 февраля 1941 года.
«Не знаю, получила ли ты мои предыдущие письма и открытки, и поэтому
решил писать тебе в любое свободное время, не дожидаясь ответа.
По длинным лесистым дорогам хожу я со своей полевой сумкой и собираю
материалы для газеты. Очень трудна и опасна моя работа, но и очень
интересна. Я пошёл работать в армейскую печать добровольно и не жалею.
Я вижу и увидел уже то, что никогда больше не придётся пережить. Наша
победа надолго освободит мир от самого страшного злодеяния – войны…
Пишу
стихи
и
очерки,
сплю
в
землянках,
закаляюсь!
Будь
тверда
и
непоколебима! Как бы тебе ни было трудно, знай, что мы встретимся!
Целую тебя крепко. Сева».
1-й чтец:
Нам не жить как рабам,
Мы родились в России,
В этом наша судьба,
Непокорность и сила.
Использование песни «Нам нужна одна победа», муз. и сл. Б. Окуджавы.
3-й ведущий: Николай Майоров (слайды 8,9). Родился в 1919 году в городе Иваново.
Ушёл на фронт со студенческой скамьи в 1941 году. Убит 8 февраля 1942
года на Смоленщине.
2-й чтец:
Тогда была весна. И рядом
С помойной ямой во дворе,
В простом строю, равняясь на дом,
Мальчишки строились в каре.
И бились честно. Полагаясь
Бить в спину, в грудь, ещё – в бока.
Но на лицо не подымалась
Сухая детская рука.
А за рекою было поле,
Там, сбившись в кучу у траншей,
Солдаты били и кололи
Таких же, как они людей.
1-й чтец:
И мы росли, не понимая,
Зачем туда сошлись полки:
Неужли взрослые играют,
Как мы, сходясь на кулаки?
Война прошла. Но нам осталась
Простая истина в удел,
Что у детей имелась жалость,
Которой взрослый не имел.
А ныне вновь война и порох
Вошли в большие города,
И стала нужной кровь, которой
Мы так боялись в те года.
Николай Майоров
1-й ведущий: Из писем Павла Когана родным и друзьям. Фронт. 30 марта 1942 года.
« В госпитале один раненый (он никогда, наверно, не читал Гёте) кричал,
как Гёте перед смертью: «Света! Света!» И прав – в мире должно быть
светло. И будет! Я никогда не знал, что так люблю жизнь».
2-й ведущий: Павел Коган (слайды 11,12) родился в 1918 году в Киеве. Учился в
Литературном
институте
им.
М.
Горького.
В
1941
году
отправился
с
геологической экспедицией в Армению, там и застала его война. После
долгих хлопот попадает в действующую армию переводчиком. Погиб 23
сентября 1942года под Новороссийском.
3-й
ведущий:
Павел
Коган
писал
своему
другу:
«Я
знаю,
что
мир
–
это
много:
левитановская
осень,
тучи,
томик
Блока,
ты,
стихи…»
Он
мало
успел
написать
и
не
так,
как
ему
хотелось…
Он
не
напечатал
ни
одного
стихотворения,
не
успел.
Его
сокурсники
по
Литературному
институту
собрали книжки по тем бумагам, которые хранил отец Павла.
2-й чтец:
…Мы были всякими. Любыми.
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя, мучась, горячась,
Мы были всякими. Но мучась,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь.
Что пусть завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И всё-таки пробьёмся мы!
1-й чтец:
И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю,
Я - патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках…
И где ещё найдёшь такие
Берёзы, как в моём краю!
Я б сдох, как пёс, от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Павел Коган
Использование песни «Журавли», сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля.
1-й ведущий: Юлия Друнина (слайды 14,15). Родилась в Москве в 1924 году. Ушла
добровольцем на фронт сразу со школьной скамьи и до конца 1944 года
служила
медсестрой
в
стрелковом,
а
потом
в
артиллерийском
полку.
Награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
2-й чтец:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
1-й чтец:
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не смогла сыскать.
Юлия Друнина.
2-й ведущий: Михаил Кульчицкий (слайды 17,18). Родился в 1919 году в Харькове.
Учительствовал в школе, работал в издательстве. В армии был с первых
дней войны. Погиб 19 января 1943 года под Сталинградом.
Из дневника Михаила Кульчицкого: «Егорова, соседа по парте, не приняли в
военную школу. Он близорук. Врача не было минут двадцать, и он выучил
наизусть, третий, мелкий ряд таблицы. И правым глазом всё ответил, а
левым – забыл. Врач кричал…»
Использование песни «Последний бой», сл. и муз. М. Ножкина.
3-й ведущий: Это список имён можно продолжать до бесконечности.
1-й ведущий: Всеволод Лобода (слайды 20,21) – погиб в 1944 году.
2-й ведущий: Евгений Винокуров (слайды 23,24) – на фронт ушёл в 1943 году, в 18 лет
стал командиром взвода.
3-й ведущий: Георгий Суворов (слайды 26,27) – погиб в 1944 году.
1-й ведущий: Леонид Шершер (слайды 29,30) – погиб в 1942 году во время боевого
вылета.
2-й ведущий: Николай Отрада (слайды 32,33) – погиб в 1940 году на Петрозаводском
направлении,
возглавив
прорыв
из
окружения
одного
из
взводов
12-го
лыжного направления.
3-й ведущий: Именно о таких героях, о таких ребятах, чьи имена мы вспомнили сегодня,
писал молодой поэт Николай Старшинов (слайды 35,36):
2-й чтец:
Пронеслась она просто мгновенно,
Не воротишь, не крикнешь: «Постой!»
А была моя юность военной,
Беспокойной была и крутой.
Не сошлась она с комнатным бытом
И, оставив родительский кров,
Поселилась под небом открытым,
Ночевала в снегу, у костров.
По лесам, по горам, по болотам
Пронесла в беспокойных ночах
1-й чтец:
Двухпудовый станок пулемёта
На своих неокрепших плечах.
Поднималась она под обстрелом
И, поля разминируя, шла.
И, случалось, под пулями пела,
А иначе она не могла.
Ничего её нету дороже,
И когда бы вернулась она,
Я бы вновь её так же и прожил –
Мне другая судьба не нужна.
1-й ведущий: Поколение 40-х годов писала свою биографию в походах, и биография этого
поколения стала биографией страны.
2-й ведущий: Они отдали жизни, чтобы каждую весну в небо взлетал праздничный
фейерверк салюта Победы, чтобы зарождалась любовь и цвели цветы.
Использование песни «День Побед», сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова.