Напоминание

"Инновационные образовательные технологии у учащихся начальной школы"


Автор: Пейтер Светлана Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ- Нижнекаменская СОШ
Населённый пункт: НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОРДЫНСКИЙ РАЙОН, НИЖНЕКАМЕНКА
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные образовательные технологии у учащихся начальной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




Инновационные образовательные технологии

у учащихся начальной школы

Аннотация.В современном обществе умение работать с информацией

ценится гораздо выше, чем простое владение большим объемом знаний без

умения применять их для решения конкретных учебных, практических и

жизненных задач.Статья посвящена актуальной проблеме формирования

информационной компетентности у учащихся начальной школы на уроках

математики.

Ключевые

слова:

инновационные

технологии,информационная

компетентность,

компетенция,

учащихся

начальной

школы,

уроки

математики, младшие школьники.

В настоящее время к начальному математическому образованию

предъявляются несколько иные требования, чем прежде. В соответствии с

ФГОС

младшие

школьники

по

итогам

обучения

должны

обладать

различными компетенциями.

В современном обществе умение работать с информацией ценится

гораздо выше, чем простое владение большим объемом знаний без умения

применять их для решения конкретных учебных, практических и жизненных

задач. Поэтому качество образования сейчас все чаще связывают с умениями

самостоятельного поиска и получения информации из разных источников,

преобразования и оценки полученных сведений, формированием ключевых

компетенций,

владением

различными

способами

информационной

деятельности в реальной жизни, что указывает на необходимость применения

компетентностного подхода в образовании.

Нововведения,

или

инновации,

характерны

для

любой

профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся

предметом изучения, анализа и внедрения.

Педагогика всегда стремилась ответить на вопрос: «Как воспитывать и

учить детей?» Для этого разрабатывались разнообразные методы воспитания

и обучения.

В свое время вопросом новых форм организации учебно-

воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система

Вальдорфской педагогики), огромный вклад в педагогику сделал Л.С.

Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и

психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях как теория

поэтапного

формирования

умственных

действий

Пётра

Яковлевича

Гальперина и теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева. Все эти

люди с мировым именем были первыми, кто начал преобразовывать систему

развития знаний, умений и навыков.

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом

научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и

целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в

управлении.

Словарь

Сергея

Ивановича

Ожегова

даёт

следующее

определение

нового:

новый

впервые

созданный

или

сделанный,

появившийся или возникший недавно; взамен прежнего, вновь открытый;

относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени;

недостаточно знакомый, малоизвестный.

Повышение эффективности образовательного процесса за счет

использования инновационных технологий.

Задачи:

классифицироватьсовременные образовательные технологии;

проанализировать образовательные технологиииспользуемые в моей

деятельности;

определить

наиболее

эффективные инновационные технологии

используемые в рамках малокомплектной начальной школы.

Исследуя материал по заявленной теме, я пришла к выводу, что в

настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные

педагогические инновации. Тем не менее, можно выделить следующие

наиболее характерные технологии.

№ Технология

Сущность технологии

1

Развивающее

обучение

Акцент

переносится

с

изучения

учебного

материала на учебную деятельность ученика по

развитию

теоретического

мышления

и

на

всестороннее развитие личности учащегося. При

этом знания все равно передаются ученикам, но с

применением дедуктивного подхода.

Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в

процессе

специально

организованной

разносторонней деятельности. В учебный процесс

вносится личностный и деятельностный акценты,

которые очень важны для работы с детьми.

2

Проблемное

обучение

Центральное

звено

проблемного

обучения-

проблемная

ситуация,

с

помощью

которой

пробуждается мысль, познавательная потребность,

активизируется мышление, создаются условия для

формирования правильных обобщений.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное

затруднение человека, возникающее в случае, когда

он не знает, как объяснить возникшее явление, факт,

процесс действительности, не может достичь цели

известным ему способом действия. Это побуждает

человека искать новый способ объяснения или

способ

действия.

Проблемная

ситуация

есть

закономерность

продуктивной,

познавательной

творческой деятельности. Она побуждает начало

мышления, активную, мыслительную деятельность,

которая протекает в процессе постановки и решения

проблемы.

3

Проектная

В

основу

метода

проектов

положена

идея

о

технология

направленности

учебно-познавательной

деятельности школьников на результат, который

получается при решении той или иной практически

или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить,

применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности –

становится

бесценным

достоянием

учащегося,

соединяя в себе знания и умения, компетенции и

ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора

проблем для проектов, а проблемы эти можно брать

только из окружающей действительности, из жизни.

4

Информационно-

коммуникативные

технологии

Данной технологии отводится большое значение,

т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею

пользоваться, выбирать из нее необходимое для

принятия

решения,

работать

со

всеми

видами

информации и т.д. И сегодня учитель должен

понимать, что в информационном обществе он

перестает быть единственным носителем знания, как

это было раньше. В некоторых ситуациях ученик

знает больше, чем он, и роль современного учителя –

это в большей степени роль проводника в мире

информации.

5

Личностно-

ориентированные

технологии

Личностно-ориентированные

технологии ставят

в

центр

всей

школьной

образовательной

системы

личность

ребенка,

обеспечение

комфортных,

бесконфликтных и безопасных условий ее развития,

реализации ее природных потенциалов. Личность

ребенка в этой технологии не только субъект, но и

субъект приоритетный; она

является целью обра-

зовательной системы, а не средством достижения

какой-либо

отвлеченной

цели.

Проявляется

в

освоении

учащимися

индивидуальных

образовательных программ в соответствии с их

возможностями и потребностями.

6

Технология

развития

критического

мышления

Критическое

мышление –

тот

тип

мышления,

который помогает критически относится к любым

утверждениям, не принимать ничего на веру без

доказательств, но быть при этом открытым новым

идеям,

методам.

Критическое

мышление

необходимое условие свободы выбора, качества

прогноза, ответственности за собственные решения.

Цель

технологии:

научить

ученика

самостоятельно мыслить, осмысливать, определять

главное, структурировать и передавать информацию,

чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для

себя.

7

Технология

исследовательской

деятельности

Цель – стимулировать развитие интеллектуально-

творческого потенциала младшего школьника через

развитие и совершенствование исследовательских

способностей

и

навыков

исследовательского

поведения.

Задачи:

-

обучение

проведению

учебных

исследований

младших школьников

-

развитие

творческой

исследовательской

активности детей

-стимулирование

у

детей

интереса

к

фундаментальным

и

прикладным

наукам

-

ознакомление с научной картиной мира

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный

процесс

8

Технология

дифференцированн

ого обучения

Это

технология,

учитывающая

индивидуальные

особенности, возможности и способности детей. В

условиях

ФГОС

это

наиболее

востребованная

технология, потому что ориентирована на личность

ученика.

Дифференцированное обучение предполагает

разделение обучающихся на группы по одному из

критериев:

• по уровню интеллектуального развития;

• по типу мышления;

• по темпераменту;

• по интересам и склонностям.

9

Здоровьесберегаю-

щие технологии

это система мер, включающая взаимосвязь и

взаимодействие

всех

факторов

образовательной

среды,

направленных

на

сохранение

здоровья

ребенка

на

всех

этапах

его

обучения

и

развития. Целью здоровьесберегающих технологий

является

обеспечение

ребенку

возможности

сохранения

здоровья,

формирование

у

него

необходимых

знаний,

умений,

навыков

по

здоровому образу жизни.

10

Игровые

технологии

Игра - одно из замечательных явлений жизни,

деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем

необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и

трудной проблемой. В современной педагогике игра,

дидактическая

играиспользуется

в

качестве

самостоятельной технологии для освоения понятия

темы и даже раздела учебного предмета, а также как

элемент более общей технологии.

Игра - сильнейшее средство социализации

ребенка, она дает возможность моделировать разные

ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера

реализации себя как личности, это деятельность

коммуникативная.

Для примера покажем общий план подготовки к урокам, на которых

есть возможность использовать исторический материал для активации

познавательной деятельности школьников:

- определить место исторического материала при изучении темы;

- установить, с какими элементами данной темы или группы тем

допустимо связать использование исторического материала;

- определить место исторического материала в уроке, возможность

использования его на протяжении всего урока или фрагментарно;

- отобрать из известных средств реализации те, которые могут быть

использованы наиболее результативно на данном уроке;

- наметить внеклассные занятия, на которых могут быть более полно

обсуждены данные вопросы.

Представим

также

формы

включения

историко-математического

материала. К ним относятся:

На уроках:

- исторические отступления на уроке (беседа 2-10 минут);

-

сообщение

исторических

сведений,

органически

связанных

с

программным материалом;

- специальные уроки по истории математике.

На внеурочных занятиях:

- математические кружки;

- историко-математические вечера;

- стенная газета;

- внеклассное чтение;

- домашнее сочинение;

- составление альбомов и альманахов;

- работа по сбору «народной математике»;

- сообщение учителя или учащихся на классном собрании;

- беседы, лекции, доклады учителя или приглашенных научных

работников;

-

просмотр

специальных

научно-исторических

кинофильмов

и

диапозитивов.

Выделим основные принципы, на которых строятся познавательные

задания историко-математического характера. Ими являются:

- охват основных тем школьного курса математики;

- актуальность темы для истории края страны;

- раскрытие общих закономерностей в историческом развитии науки,

особенностей в развитии отечественной математики;

- разнообразие познавательных заданий по форме и содержанию, по

степени трудности их выполнения;

- учет интересов учащихся.

Использование познавательных заданий приводит к положительным

результатам тогда, когда имеет место:

- систематическая постановка заданий;

- постепенное и последовательное их положение;

- осознание учащимися роли и значения заданий для развития их

познавательных способностей;

- максимальное приближение заданий к потребностям и основным

тенденциям интеллектуального развития учащихся.

Большую помощь окажет учителю книга Б. В. Болгарского «Очерки по

истории математики», в которой представлены рассказы о развитии

математики с древнейших времен до наших дней [13, с.5].

Исторический материал может быть представлен в следующих видах

заданий:

- подготовке сообщений о происхождении современных цифр, знаков и

названий арифметических действий (сложение и вычитание);

- изучение счетных приборов;

- изучение старинных таблиц сложения и вычитания;

-

овладение

учащимися

старинными

алгоритмами

и

способами

вычислений;

- сравнения современных и старинных способов вычисления;

- составление исторического словарика по математике;

- знакомство с отечественными и зарубежными математиками;

- решение старинных задач.

Исторические сведения на уроках математики, решение задач с

историческим содержанием являются эффективным средством развития

познавательных

интересов

школьников.

Их

использование

позволяет

активизировать познавательную деятельность учащихся, формирует их

мыслительные процессы, позволяет добиваться хороших показателей в

знаниях. Обращение к историческим задачам не только вызовет у учащихся

желание

глубоко

изучить

математику,

но

и

заставит

внимательнее

относиться к тому, что они изучают, увидеть связь математики с жизнью.

Исходя

из

полученных

результатов,

был

сделан

вывод,

о

необходимости

включения

задач

исторического

содержания

с

целью

формирования информационной компетенции.

Список литературы

1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных

классах. Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. – М.: Просвещение, 2009. – 175

с.

2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в

основной школе от действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение,

2012. – 210 с.

3. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной

программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10 – C. 8 –

14.



В раздел образования