Напоминание

Виды диагностики уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников


Автор: Шангареева Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Чишма
Населённый пункт: село Чишма Бирского района Республики Башкортостан
Наименование материала: выступление на ШМО
Тема: Виды диагностики уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя

общеобразовательная школа села Чишма

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Виды диагностики уровня

сформированности функциональной

грамотности младших школьников

(выступление на МО учителей начальных классов)

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Чишма

Шангареева И. А.

2021-2022 учебный год

1

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания,

потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования,

традиционных

методов

преподавания,

систем

оценки

достигнутых

результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и

навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в

системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении

образовательной деятельности к жизни.

Функциональная грамотность

-

сюда входят способности свободно

использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из

текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении

при помощи текстов и других сообщений.

ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.

Для диагностики сформированности функциональной грамотности по

русскому языку можно использовать

тестовые материалы, содержание

которых включает основные разделы по русскому языку: фонетика, состав

слова, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация;

- Тестовые материалы разделены на три уровня:

· Репродуктивный уровень

– действие по образцу, ориентация на

внешние характеристики.

· Рефлексивный уровень

– действие с пониманием, ориентация на

существенные отношения как основу способа действия

· Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на

поле и границы возможностей способа действия

Первый уровень – репродуктивный

1) Отметь слова, которые нужно написать с большой буквы, даже если они

находятся в середине предложения.

1. Казáнь (название города)

2. Казáн (котел для приготовления пищи)

3. Казáхи (название народа)

4. Казбéк (название горы)

5. Казуáр (название птицы)

Ответ: 1, 4

Комментарий:

Прямое

применение

правила

о

правописании

имен

собственных.

Второй уровень – рефлексивный

1) Отметь слово (или слова) с суффиксом –ик.

1. барабанчик

2. перчик

3. лётчик

4. стульчик

Ответ: 2

Комментарий: В этом варианте задачи требуется морфемный анализ:

необходимо различить суффиксы -чик- и -ик-, для чего нужно понять, от

2

какого слова образовано данное (барабанчик = барабан + -чик; летчик

= летать + -чик; стульчик = стул + -чик; а перчик = перец+ - ик

(чередование ц/ч + беглая гласная)).

Третий уровень – функциональный

1) К каким словам нужно добавить приставку за-, чтобы текст передавал

смысл последнего предложения? Подчеркни эти слова.

Я старался не спугнуть морских котиков. Но вот встревожилась ближайшая

ко мне самочка.

Она привстала и подняла острую рыжую мордочку, зашевелив усами.

Оторвали от песка головы и её соседки. Возился огромный самец. И вдруг

всё семейство, как по команде, двинулось к воде. Шевелились и другие

звери. Качались, ныряли усатые чёрные головы. Пляж начал приходить в

движение.

Ответ: завозился, зашевелились, закачались, заныряли

Комментарий: Применение способа в рамках действия более высокого

порядка. Приставка выступает средством связи в тексте, выражая

значение начала действия, которое прямо сформулировано в последнем

предложении. Задача: «примерить» приставку к словам текста, найти

глаголы, которые должны конкретизировать значение «начало движения».

Процесс формирования и развития функциональной грамотности

средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных

знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков

мышления. На начальном этапе обучения главное – развивать умение

каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение,

классификация

умозаключение,

систематизация, отрицание, ограничение.

Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их

деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Диагностическая проверочная работа для диагностики читательской

грамотности проводится с целью определения уровня сформированности у

обучающихся познавательных универсальных учебных действий по работе с

информацией и чтению.

Для проведения диагностики предлагаются две технологии

компьютерное или бланковое тестирование (по выбору школы).

При

проведении бланкового тестирования каждый обучающийся получает бланк

с художественным и информационным текстами и заданиями к ним.

Обучающиеся выполняют работу на данном бланке. При выполнении

заданий с выбором ответа обучающиеся указывают правильный ответ,

обведя его номер. При выполнении заданий с кратким и развёрнутым

ответами обучающиеся записывают свои ответы на специально отведённых

для этого строчках, расположенных после формулировки задания. При

проведении компьютерного тестирования каждый обучающийся работает с

текстами на экране компьютера и выполняет задания к ним в режиме

реального времени на платформе тестирования. 4. Время выполнения

проверочной работы На выполнение всей работы отводится 60 минут: 30 + 30

с перерывом 5 минут (для бланкового тестирования) и 15 + 15 + 15 + 15 с

3

перерывами

длительностью

5

минут

каждый

(для

компьютерного

тестирования).

При проведении компьютерного тестирования используются стационарные

или переносные компьютеры (за отдельным компьютером работает только

один учащийся). При выполнении проверочной работы в классе должен

присутствовать

технический

специалист

(или

учитель

информатики),

способный

оказать

обучающимся

помощь

в

запуске

необходимого

программного обеспечения и устранении неполадок,

Для проведения диагностики будут использованы четыре варианта,

одинаковых по структуре и сложности. Каждый вариант состоит из двух

блоков (блок – это текст и задания к нему). Один из блоков включает

художественный текст и 10 заданий к нему, другой – информационный текст

и 9 заданий к нему. Содержание работы соответствует возрастным

особенностям обучающихся 3-го класса. В каждом варианте используются

задания различного типа:

6 заданий с выбором единственного верного

ответа из четырёх предложенных;

5 заданий с кратким ответом (задания с

выбором нескольких верных утверждений и задания, ответом на которые

является слово (сочетание слов) или число);

8 заданий с развёрнутым

ответом, в которых требуется самостоятельно написать ответ. 7. Система

оценивания отдельных заданий и проверочной работы в целом Задания с

выбором ответа оцениваются в 1 балл. Задания с кратким ответом

оцениваются в 1 или 2 балла. Задания с развёрнутым ответом оцениваются от

1 до 3 баллов в соответствии с критериями оценивания. Максимальный

первичный балл составляет 30 баллов. Если обучающийся получает за

выполнение всей работы 12 баллов, то он достиг базового уровня овладения

универсальными учебными действиями по работе с информацией и чтению.

ВПР

по всем предметам включает задания , выявляющие

функциональную

грамотность.

ВПР

как

средство

диагностики

функциональной грамотности младших школьников.

Основная цель ВПР – своевременная диагностика уровня достижения

обучающимися образовательных результатов; информирование участников

образовательных отношений о состоянии освоения ООП и готовности

школьников к продолжению образования.

ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Скорее, их

можно сравнить с годовыми контрольными работами, которые ранее

традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах. Вместе с

тем, такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе,

что позволяет диагностировать уровень подготовки младших школьников не

только в разрезе ОУ, но и региона в целом.

Введение нового образовательного стандарта гарантирует достижение

обучающимися планируемых результатов освоения основной

образовательной программы , что составляет основу успешности

дальнейшего обучения.

Важно не просто натренировать, а помочь детям понять, насколько

хорошо они усвоили материал, как у них получается выполнять разные по

4

типу задания, переключать своё внимание и выбирать наилучший путь для

выполнения работы.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

5



В раздел образования