Напоминание

"Воспитание как составная часть педагогического процесса в среднем специальном учебном заведении."


Автор: Брындина Ирина Степановна
Должность: преподаватель математики высшей категории
Учебное заведение: ОГАПОУ Ульяновский авиационный колледж -МЦК
Населённый пункт: г. .Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание как составная часть педагогического процесса в среднем специальном учебном заведении."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Воспитание

как

составная

часть

педагогического

процесса в среднем специальном учебном заведении.

Вопрос о воспитании это вопрос не только о средствах

и методах

воспитания, но и вопрос о ценностях, нормах и правилах, которые человек

воспринял и которыми руководствуется в жизни. Это в значительной мере

вопрос о том, что человек понимает под словом «хорошо» и «плохо», вопрос

о добре и зле.

Образовательный процесс, который усилиями сотен и тысяч педагогов

строится

в

учебных

заведениях,

как

и

жизнедеятельность

в

целом,

реализуется в сложной и во многом противоречивой ситуации. Изменение

общественного

строя

в

стране

привело

к

обострению

социально-

экономических проблем, нарастают тенденции социальной, региональной,

этнической интеграции общества. Возрастает степень его криминализации.

Значительная часть молодежи подвергается опасности стать наркоманами,

снижается

уровень

психического

и

физического

здоровья

молодого

поколения, все чаще и чаще мы говорим о бездуховности молодежи.

В сложившийся ситуации практически каждый человек, а тем более

педагог вынужден сам нарабатывать и постигать нормы и правила поведения

в социуме и своих воспитанников. Корни и фундамент,

к счастью, у нас

сохранены

благодаря

многовековой

российской

культуре.

Лосев

и

Достоевский, Бердяев и Гумилев, Пушкин и Толстой – далеко не полный

перечень тех, кто оставил нам бесценное наследие, прибегнуть к которому

самое время.

Главная

цель

воспитания

формирование

Гражданина,

Личности,

способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть

полезным

этому

обществу.

И

поэтому

персональный

выбор

человека,

решившегося

профессионально

заниматься

воспитанием

подрастающего

поколения является ответственным и благородным поступком.

Ни один сотрудник учебного заведения, у уж тем более руководство не

вправе забывать, что оно существует только благодаря студентам. Поэтому

любое

направление

деятельности

должно

быть

организовано

так,

чтобы

учебное заведение стало для студентов теплым домом, где он находит защиту

и опору. Ведь с обретением нового статуса – студента – бывший школьник

приобретает и новое мироощущение, основанное на том, что в его жизни

происходят значительные события влияющие на его судьбу.

При организации образовательного процесса чаще всего на первый

план

выдвигается

человеческое

взаимодействие,

а

предметно-

пространственная

среда,

где

студенты,

сотрудники

учебного

заведения

находятся ежедневно, рассматривается как фоновый элемент. Тем не менее в

педагогике нет мелочей: воспитывает все: и внешний вид учебного заведения,

и одежда преподавателей, и оформление кабинетов - словом все.

Создание благоприятной воспитанию среды, культурного пространства

– одна из важнейших задач, стоявших перед любым учебным заведением,

Ибо только в атмосфере добра можно воспитать человека, духовно богатого,

обладающего чувством социальной ответственности, специалиста, умеющего

не только усваивать , но и создавать духовные и материальные ценности.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов

– обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и

поэтому пересекаясь друг с другом, а иногда даже совпадая во времени,

принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации.

Бытует мнение, что в современной образовательной системе воспитание

как отдельный элемент педагогической работы уже не нужен. Ссылаются на

то,

что

государство

перестало

проводить

ярко

выраженную

политику

в

области

воспитания

молодого

поколения.

Следовательно,

и

в

учебных

заведениях

воспитание

ненужная

работа,

которая

не

дает

развиваться

индивидуальности ребенка. С другой стороны воспитание необходимо, но

оно как бы уже заложено в обучении, поскольку обучение само по себе носит

воспитательный характер и, следовательно, организовывать его специально

нет никакой необходимости. Но методика преподавания, методика подачи

учебного предмета не всегда может заключать в себе воспитательные задачи.

Обучение строится, ориентируясь в основном на освоении

студентами

основ

различных

наук.

Воспитание

же

связано

с

освоением

тех

норм

поведения,

которые

сложились

в

обществе,

а

также

с

формированием

личностных черт и качеств человека.

Говоря

о

воспитательной

системе,

закладывая

в

нее

разнообразие

элементов и их связь, важно выработать главное, что будет определять лицо

системы. Важная особенность целеполагания – цель для субъекта (студента)

и

профессионально-педагогического

работника

(педагога).

Система

выступает

педагогическим

фактором,

когда

наполняется

педагогом

и

студентом. Именно реальное взаимодействие педагогов и воспитанников во

всем многообразии их характеров и темпераментов, потребностей и мотивов,

притязаний и стилей реализации воспитания дает положительный результат.

Воспитание студентов - деятельность значительно более сложная, чем их

обучение,

так

как

она

направлена

на

преодоление

примитивных,

антигуманных,

антисоциальных

качеств

и

даже

проявление

инстинктов

(страх, зависть, злость, стремление к власти, господству, неограниченному

потреблению и т. д.) ради сохранения человеческого общества. В то же время

обучение, получение профессии, оторванные от воспитания, обеспечивают

удовлетворение

значительной

части

этих

инстинктов

и

потребностей.

В

современном обществе чем выше вероятность высокого социального статуса

выпускников учебных заведений, тем выше их компетентность. Высокая

духовность личности часто заставляет человека ради сохранения природы,

здоровья,

безопасности

или

просто

ради

других

людей

поступаться

собственным благом.

Можно часто наблюдать, когда у иного человека есть определенные знания

и умения, но не хватает воспитанности (страдает культура отношения к

людям, не выработаны общественные мотивы поведения и т. д.) Студент

может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материалом

по

физике

и

другим

предметам,

но

проявлять

постоянно

эгоистические

наклонности. Следовательно, обученность и воспитанность – далеко не одно

и то же.

В любом учебном заведении одно из ведущих мест в процессе воспитания

занимает

классный

руководитель.

Именно

от

его

личностных

качеств,

эффективности

его

деятельности

зависит

результативность

учебно-

воспитательного процесса, комфортность студентов в группе.

К сожалению, методическое обеспечение воспитательного процесса и не

всегда

отвечает

реалиям

времени.

Семья

тоже

не

готова,

за

редким

исключением,

заниматься

воспитанием

в

силу

многих

объективных

и

субъективных причин.

Деятельность

педагогов

всех

уровней,

а

классных

руководителей

в

особенности

осложняется

в

силу

необходимости

соответствовать

тем

требованиям, которые предъявляет к ним действующая в учебном заведении

воспитательная

система.

А

это

значит,

что

нужно

обладать

системным

видением

процесса,

надо

уметь

анализировать

свою

деятельность

и

координировать ее с деятельностью коллег, видеть логику решения проблем,

иметь мужество отказаться

от привычных стереотипов, уже исчерпавших

силу воспитательного процесса.

Совершенно

очевидно,

что

повышение

общей

и

профессиональной

культуры

педагога,

постоянное

совершенствование

своей

деятельности

является необходимым.

Систематическое

посещение

уроков

и

воспитательных

мероприятий

формирует

такое

важное

профессиональное

качество,

как

педагогическая

наблюдательность. Важно уметь выделить ценное в опыте каждого члена

коллектива,

что

будет

способствовать

повышению

продуктивного

сотрудничества, которое возможно лишь при доверии друг к другу, Но надо

всегда помнить, что педагогический труд очень своеобразен и нередко одни и

те же методы и приемы у одного преподавателя приводят к успеху у другого к

неудаче.

Поэтому

в

работе

классного

руководителя

очень

важен

эмоциональный контакт со всеми преподавателями, работающими в группе и

постоянное деловое сотрудничество.

Классный

руководитель,

отвечая

за

успешность

образовательного

процесса, является самым заинтересованным лицом в построении и развитии

воспитательной системы в группе. Его педагогическая позиция, ценностные

ориентации,

интересы

являются

одним

из

наиболее

существенных

системообразующих факторов.

Безусловно

в

создании

воспитательной

системы

принимают

большое

участие все преподаватели-предметники. Необходимо, чтобы действия всех

педагогов-предметников гармонировали с работой всех педагогов коллег и

усилия всего коллектива в целом были устремлены к единой цели, а очень

часто

инициатировать

и

организовывать

все

эти

процессы

приходится

классному руководителю.

Продуктивное сотрудничество в коллективе обеспечивает успех в любой

деятельности.

В

педагогической

работе

правильно

по строенное

взаимодействие

важно

вдвойне,

потому

что

от

него

в

немалой

степени

зависит эффективность учебно-воспитательного процесса.

«…Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на

свою собственную ответственность. Там, где воспитатели не соединены в

коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы единого точного

подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса…»

А. С. Макаренко.

Одной

из

приоритетных

задач

деятельности

классного

руководителя

является

забота

о

качестве

педагогических

условий.

У

классных

руководителей

нет

никаких

административных

прав

по

отношению

к

преподавателям, работающим в его группе, поэтому очень важно, чтобы все

преподаватели усвоили: пример этической культуры, укрепление авторитета

друг

друга

важнейшее

условие

продуктивного

сотрудничества,

основа

успешного обучения и воспитания студентов.

Возвращаясь

к

вопросу

о

важности

формирования

у

студентов

ответственного

отношения

к

своей

основной

обязанности

получению

специальности, нужно отметить, что истинные причины и неуспеваемости, и

слабой посещаемости занятий нередко остаются за кадром. Решить этот

вопрос в одиночку классный руководитель не может и не должен. Только

совместно

с

преподавателями,

заведующими

отделениями,

психологом

можно

выявить

причины

неуспеваемости

и

недисциплинированности,

а

также совместно определить способы коррекции и помощи тому или иному

студенту.

И

здесь

очень

важно

совместное

обсуждение

с

педагогами,

работающими в группе

путей и способов формирования познавательных

интересов,

мотивации

учения

и

своевременное

выявление

причин

трудно стей,

возникающих

иногда

у

отдельных

педагогов

в о

взаимоотношениях

со

студентами,

определение

путей

выхода

из

конфликтных ситуаций.

Если

определенные

требования,

целесообразность

и

необходимость

которых

признана

единогласно,

начинают

предъявлять

все

педагоги,

работающие в группе, то у студента очень быстро вырабатываются прочные

привычки правильного поведения.

И

в заключении я еще раз хочу подчеркнуть решающую

роль

здоровой моральной атмосферы в педколлективе. Если коллектив объединен

заботой об общем успехе, если существует взаимопонимание и поддержка,

то, безусловно будут достигнуты успехи в обучении, воспитании и развитии

личности студента и коллектива в целом.



В раздел образования