Автор: Хилько Оксана Владимировна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт. Нижний Одес
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: «Методы и пути преодоления сценического волнения юного музыканта»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес
Методическое сообщение
Тема: «Методы и пути преодоления сценического
волнения юного музыканта»
Преподаватель
музыкального отделения
Хилько Оксана Владимировна
02.2022 г.
1
Сценическое волнение – это одна из наиболее актуальных проблем для
начинающих музыкантов-исполнителей. На начальном этапе обучения,
выступление на сцене в форме концерта, экзамена, конкурса или фестиваля,
маленький музыкант воспринимает, как новый вид деятельности, с которым
он ещё не знаком, для него это – новая игра. Но, по мере взросления,
учащийся начинает объективно оценивать своё выступление и вместе с
оценкой исполнения растёт и его волнение, которое остаётся вплоть до
завершения процесса учебы.
Сама по себе проблема сценического волнения рассматривалась ещё в конце
XVII века, многие выдающиеся педагоги-музыканты XIX-XX века так же,
уделяли ей большое внимание, среди них: А.Д. Алексеев, Л.Л. Бочкарев,
Г.М. Коган, А.П. Щапова А.Л. Готсдинер, В.Ю. Григорьева, Г.Г Нейгауз, В.И
Петрушин, К.С. Станиславский, И. Гофман и другие, актуальна эта
проблема, к сожалению и сегодня.
По мнению учёных, сценическое волнение, это реакция организма на
стрессовую ситуацию. А вот степень волнения или стресса, зависят уже от
индивидуальных особенностей человека.
Признаками сценического волнения принято считать - тряску рук, губ,
дрожь в коленях, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на
исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену.
Существует пять основных типов реакции учащихся на стрессовую
ситуацию.
1.
Напряжённый тип. Одной из самых распространенных причин
является мысль о том, что может постигнуть неудача на сцене.
Главной
боязнью среди неопытных музыкантов является - боязнь «забыть текст»,
так называемый «отказ» памяти, в результате ребёнок сковывается,
кусает губы, сжимает пальцы, проявляется напряжённость и
импульсивность его действий. Поэтому в процессе работы с такими
учениками необходимо совершенствовать их исполнительские навыки,
добиваясь автоматизма в исполнении программы.
Причина страха может так же крыться и в неправильно подобранной
программе, когда она «завышена» и представляет особую трудность в
техническом плане, сложна для образного осмысления и восприятия.
В итоге исполнение становится дерганное, ломаное, тяжёлое, не
выразительное.
В процессе работы с этим типом учеников важна психологическая
работа. Учащийся никому не должен признаваться, что боится
2
выступления, даже самому себе. Лучше изо дня в день повторять: «Я с
нетерпением жду концерта». Если повторять это достаточно часто вслух
или про себя, страх перед выступлением постепенно шаг за шагом будет
уступать место чувству уверенности. Самовнушение полезно связывать и
с картиной предстоящего успеха, считая ее заслуженной и справедливой
наградой за хорошо сделанную работу.
Непосредственно перед выходом на сцену помогает и дыхательная
гимнастика, дыхание ровное, стабильное, сердцебиение успокаивается,
кровь приливает к мозгу, мыслительные процессы начинают работать в
обычном режиме, волнение постепенно ослабевает.
2.
Трусливый тип. В стрессовой ситуации учащийся впадает в панику, это
говорит о
слабой нервной системе. (Юля)
Ребёнок испытывает сильное чувство страха. Проявляется комплекс
реакций по принципу "убежать - замереть - спрятаться", при исполнении
произведения – в глазах появляется некоторая пелена, ребёнок перестаёт
дышать, начинает суетиться, ошибаться, механически повторять одно и
то же место, или же напротив выбрасывать целые предложения. Иногда
даже прекращает играть, покидая сцену со слезами.
При работе с таким типом учащегося главная задача преподавателя -
поддержать ученика, вселить юному музыканту веру в себя, но иногда
эта задача бывает невыполнима.
3.
Заторможенный тип. Движения замедляются, реакции притупляются,
учащийся как бы находится в ситуации стопора или "замедленной
съёмки". (Аня)
Данный тип обязательно требует определённой встряски для
пробуждения, это может быть или громкий призывающий к действию
голос преподавателя, или ряд физических упражнений.
Для хорошего исполнения такому учащемуся необходим не просто
хороший, а отличный "запас прочности" знаний и навыков доведённый
до автоматизма. В этом случае исполнитель становится более уверенным
на сцене.
4.
Агрессивный тип. В стрессовой ситуации учащийся теряет контроль
над собой и проявляет агрессию, "нападая" на всех и всё. (Соня)
Так, например, некоторые учащиеся начинают "наказывать"
непослушный инструмент, шлёпая его по клавишам, или наказывают
свои пальцы, так же они могут обрушить весь свой гнев на других
участников концерта, которые пытаются его поддержать в случае
неудачного исполнения.
В работе с таким типом учеников преподавателю необходимо, прежде
3
всего, уметь успокоить ребенка - для этого следует применять только
плавные интонации речи, мелодичность фраз, доброжелательную
мимику, тихую и спокойную динамику речи.
5.
Прогрессивный тип. Представителей этого типа принято называть
"экстрималами", к сожалению их очень мало.
В стрессовой ситуации у них улучшаются показатели деятельности,
появляется "боевой задор". Стресс становится толчком для мобилизации
эмоциональной силы и творческого подъёма. Как правило,
прогрессивный тип является идеальным для сценической деятельности.
Исполнитель - экстримал не особо любит "выкладываться" на уроках или
репетициях, но всегда превосходно чувствует себя на сцене. Но таких
учащихся единицы.
Основные методы работы по снижению сценического волнения:
Работа по снижению сценического волнения должна вестись преподавателем
с учётом индивидуальных особенностей учащегося и его темперамента. Но
есть и общие рекомендации, которые актуальны для каждого музыканта.
1. Рациональный подбор репертуара.
Большую роль в стабильности и эмоциональной устойчивости во время
выступления играет репертуар. При выборе произведений важно учитывать
возможности учащегося. Оптимальный уровень исполнительской сложности
- одно из условий успешности выступления. Произведение должно нравиться
и доставлять удовольствие юному исполнителю.
2. Формирование стабильности в концертном выступлении за счет
добросовестной предварительной подготовки.
Одна из причин сценического волнения - боязнь музыканта забыть текст.
Чтобы избежать этого, рекомендуется использовать следующие приёмы
заучивания наизусть.
Первый из них - методика создания «опорных точек». Следует работать над
разбором и запоминанием материала по фразам, предложениям и периодам.
Анализировать форму произведения даже с самыми маленькими учениками.
Границы разделов должны стать опорными точками. Данная методика даёт
ученику навык исполнения произведения, начиная, практически с любого
места.
Следующий приём, помогающий исполнителю свободно ориентироваться в
тексте - подробная проработка всех элементов музыкальной ткани, с какого
звука начинается произведение, как идет движение мелодии, где
кульминация.
4
Очень важно выучить программу не позднее, чем за две недели до
назначенной даты концерта. Музыкальный материал должен "устояться,
прижиться, быть взятым в руки и отдохнуть".
3. Организация домашней работы учащегося.
Большую роль в успешности обучения играет сотрудничество педагога с
родителями. Важны подробные объяснения, как надо работать дома и
контроль со стороны родителей.
4. Отработка комплекса сценических ритуалов.
В период подготовки к концерту, необходимо репетировать выход, поклон,
начало и завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся
чувствовать себя более комфортно и значительно повышает их артистизм.
Полезно приучить ученика использовать те несколько секунд, которые
проходят между выходом на сцену и началом игры, на проверку состояния
исполнительского аппарата, создать необходимую эмоциональную и
мышечную настройку, мысленно представить темп, динамику и характер
произведения, чтобы сразу войти в образ.
5. Предварительное многократное обыгрывание подготовленного
материала в различной обстановке.
Когда концертная программа достаточно выучена, нужно обязательно
обыграть её на публике. Сначала создаём ситуацию, вызывающую
незначительное волнение - выступаем перед одноклассниками. Затем задачу
усложняем - играем перед педагогами. Обыгрывание программы надо делать
как можно более часто, чтобы трудное стало привычным, привычное -
лёгким, а лёгкое - приятным. На мой взгляд, любой промах на сцене надо
учиться игнорировать, а не заниматься самоедством. Выдающийся скрипач
Абрам Штерн говорил: «Если ты хочешь чему-то научиться, не бойся
ошибаться. На ошибках учатся».
6. Предварительное изучение акустических возможностей сцены.
При подготовке к концерту обязательным условием является
предварительное изучение акустических возможностей сцены. На
репетициях исполнителю важно адаптироваться к новым слуховым и
двигательным ощущениям. Меняется музыкальное пространство,
инструмент, акустика, звук, свет.
5
7. Удобная комфортная одежда на сцене.
Каждый исполнитель знает, как важна на сцене удобная комфортная одежда.
Например, высокие каблуки, острый или «обрубленный» носок обуви
негативно сказываются на технике владения педалью. Необходимо удобство
в одежде, желательно носить просторную, неяркую классическую одежду,
не стесняющую движения, не отвлекающую внимание.
Выходя на сцену, следить за своими манерами, не торопясь, без суеты.
Хорошая осанка, глубокое дыхание, улучшает самочувствие и уверенность в
себе. После окончания программы не нужно срываться с места. Необходимо
выдержать паузу, дать возможность музыке "прекратиться", после чего с
достоинство встать, поклониться слушателям и в спокойном темпе покинуть
сцену.
Дополнительные меры для учащихся с завышенным уровнем
сценического волнения
Для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения рекомендуется
использовать следующие дополнительные меры.
Когда программа достаточно выучена, надо застраховаться от случайных
ошибок. Этому помогает игра с помехами. В домашних занятиях, например,
можно предложить ученику исполнить программу при включенном на
среднюю громкость телевизоре или музыке. Это потребует от юного
музыканта большой сосредоточенности и концентрации внимания.
Проигрывать произведение в медленном темпе с полузакрытыми глазами.
При этом педагог должен следить за ровностью дыхания и мышечной
свободой ученика.
На уроке помехой может послужить психотравмирующее слово-восклицание
педагога («ошибка», «кошмар») во время исполнения программы. Ученик
при этом не должен ошибиться. Кроме того, в качестве помехи можно
использовать неожидаемые исполнителем звуковые шумы: шуршание
бумагой, скрип стула, звонок мобильного телефона и др.
Для тренировки навыков комфортного пребывания на сцене предложить
ученику походить по ней или попрыгать. И сразу же начинать исполнять
программу. Похожее состояние возбуждения бывает перед выходом на
сцену.
6
С целью повышения самооценки учащегося рекомендуется эпизодическое
включение учащегося в концертную программу с произведениями
заниженного уровня сложности.
Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с
участием в роли ансамблистов или концертмейстеров. Играя в коллективе
или имея перед глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее.
Детям с повышенным уровнем тревожности важно сократить время
пребывания в стрессовой ситуации. Этому помогает участие в общей
программе в самых первых номерах концерта.
Перед выходом на сцену для снятия стресса можно предложить ученику
съесть 2-3 кусочка сахара или небольшую плитку шоколада, запив тёплым
слабым чаем или водой. Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который
испытывает при стрессе спазмы. Это ведет к восстановлению
кровообращения и к нормальному питанию мозга. Употребление сахара
уменьшает ощущение «ватности» ног и дрожание рук.
Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию
положительного отношения учащихся к музыкально-сценической
деятельности, что уже само по себе является барьером для стрессовых
ситуаций.
7