Напоминание

«Школьные трудности гиперактивных детей»


Автор: Вирабян Гаянэ Оганесовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 4
Населённый пункт: город Белореченск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: «Школьные трудности гиперактивных детей»
Раздел: начальное образование





Назад




Школьные трудности гиперактивных детей.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными

трудностями обучения в начальной школе.

Эти трудности обучения наиболее часто отмечаются у детей, которые имеют те или

иные виды нарушений в поведении. Среди них значительную группу представляют так

называемые гиперактивные дети.

Гиперакти

́

вность - состояние, при котором активность и возбудимость человека

превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других,

гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство. Относится к легко

протекающим синдромам, не требующих какого-либо медицинского вмешательства

(Википедия).

)Проблема гиперактивности детей интересует исследователей уже давно, но она

не потеряла своей актуальности и в настоящее время, т.к. по данным исследования

количество гиперактивных детей с каждым годом растет. Ещё несколько лет назад

детей с повышенной активностью было по одному-два в классе, а сейчас уже около 20-

30% учащихся. При исследовании причин гиперактивности называются различные

версии, но все исследователи сходятся во мнении, что у каждого ребенка свои причины

гиперактивности, поэтому прежде чем вести коррекционную работу, необходима

диагностика проявлений и причин гиперактивного поведения.

Психологи выделяют следующие диагностические симптомы гиперактивных

детей.

* Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

* Легко отвлекается на посторонние стимулы.

* С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

* Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

* Не может играть тихо, спокойно.

* Болтливый.

* Часто мешает другим, пристает к окружающим.

* Часто теряет вещи.

* Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например,

выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Появление гиперактивного ребенка в классе с первых же минут осложняет жизнь

всего коллектива. Совсем не просто подобрать «ключик» к таким детям, сделать

обучение для них приятным и увлекательным. Но практика показывает, что помощь

гаперактивным детям может оказаться эффективной и некоторые из них могут даже

прославить школу. Такие ученики есть в каждой школе, в частности и в нашей

Признаки гиперактивности особенно выражены у первоклассников.

В прошлом году я начала работать в первом классе. С первых же дней работы я стала

замечать, что в классе есть дети, которые чрезвычайно подвижны, все время бегают,

крутятся, не могут усидеть на месте, на уроках отвечают, не дожидаясь своей очереди,

перебивают других. На вопрос отвечают, не выслушав его до конца, несобранны,

постоянно забывают свои вещи. На призыв открыть рабочие тетради, ребята лишь

спустя несколько минут начинают искать нужное. Они не умеют играть с одно-

классниками - всё сводится к дракам, накопившаяся негативная энергия выплёски-

вается в классе.

Как же работать с такими детьми? С чего начать?

Первый шаг в решении проблемы- выявление гиперактивного ребенка.

На родительском собрании я провела анкетирование родителей по выявлению

признаков гиперактивности у учащихся.

Наблюдения показали:

Низкий уровень готовности к школе

Неусидчивость

Неумение общаться и работать в коллективе

Недостаточное развитие непроизвольного внимания

Слабый словарный запас

Недостаточное развитие связной речи

В результате наблюдений определила, какие сильные стороны присущи таким

ученикам, в каких областях знаний они лучше всего разбираются, с тем, чтобы

правильно организовать работу.

Так, выяснила, что Александр А. увлекается игрой в шахматы и шашки и играет

довольно неплохо. Он был назначен главным «гроссмейстером» класса и на

переменках «обучал» одноклассников. Саша стал большим авторитетом в классе, а

главное, его беспорядочная беготня на переменках прекратилась.

Выяснилось, что Степа К. очень любит изготавливать поделки из различных

материалов (мама и бабушка тоже увлекаются).Степа был назначен «консультантом»

на уроках технологии. На каждый урок он с мамой придумывал поделку, а потом

демонстрировал классу последовательность выполнения работы, что делал с большим

удовольствием. Он так увлек детей, что даже во внеурочное время дети с

удовольствием занимались изготовлением поделок под руководством Степы.

Степа был вовлечен в участие в конкурсах и соревнованиях. Его работа заняла

призовое место в конкурсе «Золотая осень».

Он участвовал в составе команды в Спартакиаде школьников, где команда заняла 1

место.

Его работа «Дружат дети всей Земли» заняла призовое место в Фестивале Дружбы,

проводимой в рамках Недели начальной школы. Степа обрел свое «я», смог реализовать

себя.

Младшие школьники испытывают повышенную потребность в движении, что

противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют

им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. Им необходимы

двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться.

Физическую активность на уроке восполняю физкультминутками. За урок их делаем

не один раз, а 2 - 3 раза.

Физкультминутки разнообразны, включают не только привычные

общеразвивающие упражнения по тексту стихотворния, но и упражнения для

укрепления зрения; релаксационные упражнения для мимики лица; для формирования

правильной осанки; упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Часто предлагаю провести физкультминутку кому- нибудь из «трудных» детей.

На переменах постоянно организовываю подвижные игры, во время которых дети

могут попрыгать, побегать. Активную перемену поручаю провести самому неугомон-

ному. Возможность для таких детей провести активную перемену, показать свои уме-

ния способствуют формированию иного мнения об их возможностях, меняют статус

ребенка в коллективе.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слу-шать

учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Если у ребенка высока

потребность в двигательной активности, то нет смысла подавлять её, поэтому, когда

Степа К. по истечении 10 минут урока мог встать и, опираясь на свою парту,

подпрыгивал, я старалась не делать замечаний. Сделав 2-3 прыжка на месте, Степа

садился и продолжал работать. Постепенно дети привыкли не реагировать на поведение

Степы.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей способствуют возникновению

трудностей в освоении чтения, письма, счета. Письменные работы выполняются

неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. Трудности формирования навыков

письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации

движений, зрительного восприятия, речевого развития .

Так, для Юрия Ч. самой большой проблемой было письмо. Оказалось, что Юра не

любит рисовать, неправильно держит ручку и карандаш. Движения скованы, рука очень

напряжена, а линии неровные. Юра писал, старательно выводя каждую линию, красиво

не получалось, и он мог все перечеркнуть, просто отказаться от работы («не хочу

писать») или искать какой-то предлог заняться чем-то другим.

Уроки стала строить по системе проблемного обучения, где требовались индивидуаль-

ные данные каждого ребенка. Юра был назначен «консультантом по письму»,

озвучивал правило выполнения заданий.

Для того, чтобы развитие внимания шло

быстро, на уроках русского языка и математики использовала специальные упражнения

вида «Перенеси каждую букву в квадрат при помощи дорожек и прочитай слова»,

«Найди отличия», «Найди в квадрате слова». Полезным оказались и использование

методи-ческих приемов обучения письму В.А.Илюхиной, математические раскраски по

точкам.

В процессе обучения Юре очень трудно было одновременно выполнять задания и сле-

дить за аккуратностью, поэтому вначале я снизила требовательность к аккуратности.

Развитию мелкой моторики помогла лепка пластилином

,

использование пальчиковой

гимнастики, различных игр (рисование разнообразных линий; различные виды

штриховки; лабиринты; пальцевая живопись)

Чтобы сформировать у детей чувство успеха и повысить учебную мотивацию я ввела

систему оценивания -фишки разных цветов (за хорошую успеваемость- красного цвета,

за хорошее поведение- зеленого).Теперь каждый стремился получить за день как можно

больше фишек, с тем, чтоб обменять на наклейку в блокнот.

Нарушения поведения гиперактивных детей не только влияют на школьную

успеваемость, но и во многом определяют характер взаимоотношений с окружающими.

Такие дети не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать

дружеские отношения, являются источником постоянных конфликтов. Что же можно

сделать, чтобы снизить агрессию? Существует много различных способов, и одним из

них является игра. В начале игры нужно создать положительное эмоциональное

настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком.

Приведу в качестве примера два упражнения на развитие умения понимать друг друга

без слов , умение общаться, сопереживать и помогать друг другу.

Игра «Близнецы». Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и

закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды: присесть;

встать; встать на пальчики; наклониться вперед; постоять на левой ноге, согнув правую

в колене; ; постоять на правой ноге, согнув левую в колене;

Игра «Клоуны».Дети стоят свободно между партами по сигналу учителя они

выполняют следующие команды: брови свести и развести; глаза прищурить, затем

широко открыть; губы растянуть в улыбке, а потом поджать; шею максимально

вытянуть, затем опустить; плечи максимально свести и развести; руками обнять себя

погладить и пожелать себе успехов в учебе.

Чтобы научить ребенка контролировать свои действия можно провести игру

«Разговор с руками».

Если ребенок подрался, причинил кому-то боль, можно предложить ему такую игру:

обвести на листе бумаги силуэт ладони. Затем предложить ему «оживить» ладошки –

нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого

можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут? », «Чего не любите?

», «Какие вы? ». Если ребенок не подключается к разговору, проговорить диалог самим.

При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда

не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть

руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела –

мастерить, здороваться, играть – и не будут никого обижать. Если ребенок согласит-ся

на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова

поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив

послушные руки и их хозяина.

Также можно предложить детям нарисовать свою злость на бумаге, порвать её на

мелкие кусочки и выбросить.

Классные часы на тему дружбы («Учимся жить дружно», «В дружбе сила», «Учимся

общаться»), добра («Твори добро», «Добрые поступки»), помогли детям понять

значение дружбы в жизни человека, содействовали формированию добрых отношений

между детьми в классе, развили стремление быть терпимым в обществе людей,

воспитывать уважение к одноклассникам.

Чтобы способствовать сплочению ученического коллектива была выполнена

коллективная творческая работа «Дерево дружбы» ( дети вырезали из цветной бумаги

свои ладошки и приклеили в виде дерева на ватман) и придумали девиз «Один за всех и

все- за одного»

В оказании помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их

родителями. Необходимо разъяснять взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его

поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки взрослых

такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

С этой целью были проведены родительские собрания ( «Гиперактивный ребенок в

школе»

,

«Выполняем домашнее задание»

,

«Как помочь ребенку стать внимательным»

,

«Режим дня»

,

«Поймем друг друга»)

,

индивидуальные беседы, консультации и даны

соответствующие рекомендации. Разговор с родителями обязательно нужно начинать,

рассказав что-нибудь позитивное о ребенке, и только потом переходить к обсужде-

нию возникших проблем.

Вследствие проведенной работы были достигнуты следующие результаты:

спокойная обстановка в классе;

повышение работоспособности учащихся;

дружелюбное отношение к друг другу;

активность в делах класса;

чувства коллективизма, сострадания;

самостоятельность;

100% успеваемость;

Все дети группы риска посещают кружки по интересам. В классе есть и художники, и

музыканты, и спортсмены.

В заключении хочу предложить «шпаргалку» для учителя.

Посадить ученика на первые парты или в середине класса.

На уроках необходимо включать данного ребёнка в групповую деятельность

(работа в парах, в четвёрках).

Делить работу на более короткие и более частые периоды.

Использовать физкультминутки.

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.

Использовать гибкую систему поощрения и наказания.

Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.

Вовлекать в активную жизнь класса.

Во внеурочной деятельности вовлекать его в коллективные творческие дела

Строить отношения на доверии, а не на страхе.

.

Но лишь совместная работа учитель-родитель, правильная тактика общения поможет

гиперактивному ребенку справиться со школьными проблемами.



В раздел образования