Напоминание

"Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках математики"


Автор: Гермогенова Виктория Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №35
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках математики"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках математики.

Гермогенова Виктория Васильевна

учитель начальных классов

«Чтение – это сновидение наяву. Это прекрасный опыт проживания чужих

жизней, очень интенсивного проживания, безопасного, но качественного. Я

читать умею с трех лет, вернее, мне было три года, когда взрослые заметили,

что я умею читать. То немногое, что я помню из того раннего детства, — это

сны, в которых прекрасный дедушка на каком-то острове учил меня читать, и

я, видимо, научилась – других вариантов не было.»

М. Фрай

Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально

грамотных людей. Функциональная грамотность – способность человека вступать в

отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Функциональная грамотность

- вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать

только сообща. А в процессе можно получить удовольствие - ведь учиться для жизни

всегда приятно. И неважно, какой вы предмет преподаете - встроить в задачи по развитию

функциональной грамотности можно практически в любой урок! Ведь, читательская

грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты,

размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,

расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Особое место

среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с

информацией. Работа с информацией является составной частью практически всех

учебных предметов в условиях в реализации ФГОС. На начальном этапе обучения -

главное развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью логических приемов

(такие, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение,

систематизация).

Понятие «функциональная математическая грамотность» предполагает владение

умениями:

- выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством

математических знаний,

- решать их, используя математические знания и методы,

- обосновывать принятые решения путем математических суждений,

- анализировать использованные методы решения,

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.

Т.е. современный школьник должен уметь свободно ориентироваться в потоках

информации, конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и

познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. И это станет возможным при

условии овладения всеми школьниками читательской грамотностью. Под читательской

грамотностью мы понимаем не орфографию и не пунктуацию, не технику чтения, а

способность понимать и интерпретировать текст, искать в нём информацию, мыслить с

помощью логических приемов (такие, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,

классификация, умозаключение, систематизация).

Многие считают, что читательская грамотность должна формироваться на уроках

литературы, русского языка и др. гуманитарных предметах, а мы математики будем лишь

потреблять эти умения учащихся в своих интересах. Но за формирование читательской

грамотности мы также несем ответственность.

Трудности и возникают у детей, не владеющих читательской компетенцией. Их

пугает большой объем текста практико-ориентированной задачи, они не умеют

анализировать условие, выделять главное, неверно определяют вопрос, на который нужно

ответить в задачи, ну а некоторые действительно просто очень плохо читают и вообще с

трудом

воспринимают

текстовую

информацию.

Ведь

при

решении

практико-

ориентированной учащийся должен прочитать задачу, осмыслить ее и перевести на

математический язык.

Очевидно, что ученики при работе с такими задачами считывают информацию не

в явном виде, испытывают трудности при работе с текстом, не умеют применять

полученную информацию для решения практических задач. Довольно большая часть

учащихся

невнимательно

читают

условие,

затрудняются

критически

оценивать

полученный результат. Для того, чтобы избежать подобных ситуаций и минимизировать

количество ошибок, необходимо учить ребят при чтении выделять и подчеркивать

ключевые данные для фиксации в сознании нужной информации, а так же при проверке

решения подставить полученный результат в тест самой задачи. Здесь отчетливо

прослеживается связь между развитием математической грамотности с развитием умения

смыслового чтения.

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы

читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

нахождение информации;

интерпретация текста;

рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Тексты могут быть сплошные – это чаще всего художественные тексты; не сплошные,

т.е. содержащие таблицы, графики, диаграммы; смешанные тексты содержат как

вербальные, так и не вербальные элементы; составные тексты – это несколько текстов,

различных не только по содержанию, но и по форме.

Пересмотрев методы и приёмы обучения, изучая литературу, работая по темам,

пришла к выводу, что самостоятельный поиск необходимой информации, преобразование

текста учеником, представление своего результата более ценно для формирования

предметных и метопредметных умений нежели "вкладывание" готовой информации.

Какие методы и приёмы использую для формирования читательской грамотности на

уроках математики? В основу закладываю развитие умения работать с текстом (печатным,

графическим) Остановлюсь на некоторых приёмах и методах, которые использую на

своих уроках.

Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики.

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» во-

просы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.

«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы

Объясните почему….? Кто..? Что…? Когда…?

Почему вы думаете….? Может…? Мог ли…?

Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…?

В чём различие…? Согласны ли вы…?

Почему вы считаете….? Верно ли…?

«Верные или неверные утверждения»

Этот прием использую после ознакомления с основной информацией по данной теме.

Далее учитель просит детей оценить достоверность утверждений, используя полученную

информацию на уроке.

Например:

тупой угол- это угол, который нарисован тупым карандашом;

угол - это геометрическая фигура;

углы бывают остроумные и тупые;

бывает угол прямой;

угол может быть тощим;

острый угол - это угол, который меньше прямого.

«Составление краткой записи задачи»

Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные

вопросы, и вести обсуждение в группах.

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов»

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать величины, вспомнить и воспроизвести

информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачётах (по теме); при

использовании терминологических диктантов

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?»,

«Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».

Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно

того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные

(объясняющие)

вопросы. Обычно

начинаются

со

слова

«Почему?». Если ученик знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного

«превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда,

когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Таким образом, не только учитель - источник информации, но и ученик. Давая

возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать

выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи,

тем самым формируем читательскую грамотность на уроках математики.



В раздел образования