Напоминание

" Роль учителя в обучении и воспитании"


Автор: Светлана Олеговна Барахоева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Шимбиликская СОШ
Населённый пункт: село Шимбилик, Красночикойский район, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: " Роль учителя в обучении и воспитании"
Раздел: начальное образование





Назад




РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

Барахоева С.О.

Учитель начальных классов

МОУ Шимбиликская СОШ

Аннотация

Современный учитель - это учитель новой формации - духовно развитая,

социально

зрелая,

творческая

личность,

компетентный

специалист,

профессионально

владеющий

всем

арсеналом

педагогических

средств,

стремящийся к постоянному самосовершенствованию, владеющий новыми

технологиями.

Несет

ответственность

в

формировании

и

развитии

высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации.

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его

усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный

педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени

занимается воспитанием и обучением детей.

Дословный перевод слова «педагог» с греческого - «детоводитель», в

смысле искусства «вести ребёнка по жизни», то есть обучать, воспитывать его,

направлять духовное и телесное развитие.

Современный учитель. Учитель будущего... На мой взгляд, перед ним

стоит великая задача, совместить то, что требует будущее, и то, что

складывалось испокон веков.

Ключевые

слова:

педагог,

педагогическая

деятельность,

учить,

воспитывать

Успехи в обучении и воспитании детей обуславливаются множеством

факторов, каждый из которых является довольно весомым, и пренебрежение

данными факторами обязательно ведет к неудаче. Ряд таких условий как:

методика преподавания и воспитания, возрастные особенности детей, реальный

уровень их развития и другие. Помимо перечисленных, необходимым условием

детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и

воспитателя.

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как

наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции -

руководство приобретением и реализацией социального навыка ученикам и

передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для педагога

ключевыми на всем протяжении истории человечества.

Учитель в современной школе осуществляет ряд функций:

1. Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник познаний

для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций,

так и вне рамок учебного процесса.

2. Большинство учителей осуществляют функцию классных руководителей

(т.е. являются организаторами воспитательного процесса).

3. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему

необходимо

уметь

координировать

межличностные

взаимоотношения

учащихся,

использовать

социально-психологические

механизмы

детского

коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в

организации

жизнедеятельности

школьного

коллектива,

работает

в

методических

объединениях

учителей-предметников

и

классных

руководителей, выполняет общественные поручения.

4. Любой учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся

и общественностью, прибывает пропагандистом педагогических знаний.

Престиж роли педагога в прогрессивном развитии общества установил

русский педагог К.Д.Ушинский (1823-1956): «Воспитатель, стоящий в уровень

с современным ходом воспитания ,чувствует себя живым, деятельным членом

великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества,

посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей

истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей,

боровшихся за истину и за благо

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в

виду, что преподаватель

учитывает свои индивидуальные склонности,

особенности,

свою

индивидуальность.

Педагоги,

обладающие

разной

индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут

выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

Поэтому любой преподавательский опыт буквально копировать не стоит;

воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы

оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит

эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования

передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового

педагогического опыта одних преподавателей бесперспективны, т.к. такой

опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую

особенность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты обязательно

оказываются другими.

Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс

в школе, это учитель. Можно сказать и так: учитель (педагог, преподаватель,

наставник, мастер) человек, имеющий особую подготовку и профессионально

занимающийся педагогической деятельностью. Тут следует обратить внимание

на слово «профессионально.

Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти

все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, могут

действовать

в

соответствии

с

педагогическими

законами,

несут

в

установленном порядке ответственность за высококачественное исполнение

своего профессионального долга. При этом не принимается во внимание ни

вероятностный характер результатов педагогического труда, ни параллельное

влияние значительного количества педагогических факторов на эффективность

обучения и воспитания, ни отдаленность проявления формируемых качеств

личности .

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной

деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим

накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их

личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных

ролей в обществе. Применительно к педагогической деятельности преобладает

подход

выделения

ее

компонентов

как

относительно

самостоятельных

функциональных видов деятельности педагога. В структуре педагогической

деятельностивыделяют

три взаимосвязанных компонента: конструктивный,

организаторский и коммуникативный.

Конструктивная

деятельность

распадается

на

конструктивно-

содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и

построение

педагогического

процесса),

конструктивно-оперативную

(планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-

материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического

процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы

действий,

направленных

на

включение

учащихся

в

различные

виды

деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически

целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами

школы, представителями общественности, родителями.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая

профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее

представителей. Позиция педагога -- это система тех интеллектуальных,

волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической

действительности и педагогической деятельности в частности, которая является

источником его активности. Совокупность профессионально обусловленных

требований к учителю определяется как профессиональная готовность к

педагогической деятельности.

«Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестаёт

учиться, в нём умирает учитель» - высказывался выдающийся педагог К. Д.

Ушинский.

Мастерство

учителя

-

это

творчество,

постоянный

поиск

нестандартных путей решения поставленных задач, нахождение нового,

неуспокоенность.

Мир, в котором мы живем, час от часу становится меньше, уже, теснее.

Дороги, опоясывающие Землю, делаются всё короче. Время быстрее несется к

далеким мирам. Чем больше открытий, тем больше загадок. Люди приходят к

выводу, что все не уместится в формулы и цифры, в чертежи и схемы, что есть

вещи, не поддающиеся предвидению. Таким непредсказуемым, уникальным

существом является человек.

Научно-техническая революция давно перестала быть революцией. Мы

привычно, одним взмахом руки вызываем электрическую и атомную энергию,

микроволновые

и

ультразвуковые

излучения.

Но

невозможно

компьютеризировать процесс создания человеческой души и разума. Только

человек может наполнить жизнью душу другого человека.

Компьютер

поможет

добыть

информацию,

книга

дает

пищу

к

размышлению, а что сегодня дает учитель? Учебники, образовательные

программы и пособия - все они даже называются по-особому - самоучитель. Но

может ли такой самоучитель любить, хвалить и поддерживать, оберегать и

останавливать? Что даст ребенку "чистое знание" без примеси нравственного

чувства? Что станет с цивилизованными людьми, забывшими свои культурные

истоки?

Сегодня люди уже не могут управлять теми изменениями, которые сами

внесли в этот мир. Все, в итоге, сводится к человеческим качествам, к

преобразованию мышления, к той самой тайне создания человека человеком - к

воспитанию и учению. Учит и воспитывает учитель.

Учитель по большому счету, в ответе за жизнь на Земле. Учитель создает

завтрашний образ, завтрашний лик нашей Планеты. И, может быть, земля

станет безликой и серой, безобразной и безжизненной, а может быть, - зеленой,

живой, сияющей. Значит, труд учителя в сегодняшней жизни должен

восприниматься и оцениваться как миссия. Миссия - великий труд на благо

человечества. С космических высот фраза эта не звучит банально: земля такая

маленькая!

Человек, скорее всего, единственное разумное существо во вселенной,

сам, не зная того, занесен в красную книгу жизни. А учитель - такова его сила -

может либо навсегда вычеркнуть маленького человека с её страниц, либо

наделить начертанное имя сиянием. Поэтому и говорят в народе, что учитель

отвечает перед Богом

за свой труд. Не сломать душу, не доломать уже

треснувший мир ребенка, а дать возможность подняться, поверить в свои силы

- задача учителя. Стать для слабой тростиночки на ветру сильной опорой,

крепкой оградой - это миссия учителя. Любовь и терпение творят чудеса. Чудо

из чудес - ребенок. Творить его мир, наполнять этот мир красками природы,

верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет в новом благородном

человеке - вот работа учителя.

И это значит, что учитель есть первый ученик, сам находящийся в

непрестанном

учении,

бодрствующий,

кропотливый,

чуткий.

Что

увековечивают учителя в своих учениках?

Чему и кому будут служить мысли и образы, созданные учителем?

"Учитель прикасается к вечности", - эти слова Генри Адамса должны гореть в

нас, учителях. Гореть, обжигать, потому что ученики врастают в учителя, как в

почву, они становятся единым целым. Я хочу, чтобы наши дети наполнялись от

источника жизни - любви. Любовь даст учителю потрясающую возможность,

которой нет у людей другой профессии, нет даже у родителей, идти рядом со

своим учеником по дороге жизни и знаний. Когда твои друзья-дети, ты

получаешь право забывать свой возраст, хохотать от чистого сердца.

Учитель - это состояние души. Это образ жизни. Это философия и

мировоззрение. Не должно существовать такого словосочетания - плохой

учитель.

Мобильность, динамичность, энергичность, современность - эти качества

плюс высокая работоспособность характеризует учителя нового времени.

Учитель находится постоянно в творческом поиске.

На мой взгляд, учитель должен быть непременно творческой личностью,

обладающей потребностью, способностью и умениями к поиску, исследованию,

творчеству. Учитель формирует фундамент знаний и умений учеников, основы

их мировоззрения и характера. По-моему мнению, учитель работает на

завтрашний день, воспитывая человека своей страны. Тем самым учитель из

зерен добра и справедливости выращивает душу учеников, из кирпичиков

знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни. А главное –

своим словом преподает самую трудную на свете науку – быть людьми.

Список литературы :

Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И.

Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В.

Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

Жернакова М.В. Роль и миссия учителя в современном образовательном

процессе // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. с. 8-10.

Сухомлинский

В. А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое.

Издательство

«Радянська школа» Киев 1973

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 10 т. Том 3 —

М. - Л.: 1950. – с. 239

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». О-13. Москва:

Проспект, 2015.



В раздел образования