Напоминание

"Дифференцированное обучение. Разработка индивидуального образовательного маршрута."


Автор: Четверикова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Татищевский лицей"
Населённый пункт: р.п.Татищево, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дифференцированное обучение. Разработка индивидуального образовательного маршрута."
Раздел: начальное образование





Назад




Дифференцированное обучение.

Разработка индивидуального

образовательного маршрута.

Учитель начальных классов

Четверикова Елена

Владимировна

МОУ «Татищевский лицей»

Саратовской области

2023

Главная цель современной школы – способствовать умственному, нравственному,

эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её

творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета

индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей. Принцип

дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует

осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели

общего среднего образования.

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных

форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов

психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей,

способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых

является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях

обучаемых. Отсюда следует:

построение дифференцированного процесса обучения невозможно без

индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему

личностным особенностям;

обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью,

это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;

только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в

развитии, т.е.

в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить

осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности-

раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести

избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное

обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и

способностей каждого учащегося.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — способ реализации

задачи индивидуализации образовательного процесса и его дифференциации

Цель ИОМ:

Индивидуум может получить среднее образование на

выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям

деятельности

в

рамках

образовательного

маршрута,

которые

реализуются

одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога -

предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор

того

или

иного

индивидуального

образовательного

маршрута

определяется

комплексом факторов:

-

особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в

достижении необходимого образовательного результата;

-

профессионализмом педагогического коллектива;

-

возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

-

возможностями материально-технической базы школы.

Логическая

структура

проектирования

индивидуального

образовательного

маршрута включает в себя следующие этапы:

1. Постановка образовательной цели

2. Самоанализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с

внешними требованиями

3. Конкретизация цели (выбор направлений индивидуальных занятий).

4. Оформление маршрутного листа.

Условия

необходимые

для

эффективной

разработки

индивидуального

образовательного маршрута:

-

осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и

значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов

самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора дальнейшего

обучения;

-

осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки

процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

-

активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального

образовательного маршрута;

-

организация

рефлексии

как

основы

коррекции

индивидуального

образовательного маршрута.

Средствами

реализации

названных

условий

могут

быть

специально

организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора

маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую

информацию:

-

предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

-

учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную

часть, предметы регионального и школьного компонента;

-

особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения

баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;

-

возможности

и

правила

внесения

изменений

в

индивидуальный

образовательный маршрут.

Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках

индивидуальной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде

Листа

индивидуального маршрута обучения

и в зависимости от цели и

индивидуального развития учащихся. Приложение 1

В данный лист заносится информация о выбранных направлениях занятий.

Последние графы «Результаты» и «Подпись преподавателя» оформляются учителем

и позволяют проконтролировать факт посещения занятий учащимся его родителями.

Для избежания перегрузки рекомендуется учащемуся выбирать два — три курса

занятий.

На основе выбранных курсов составляется индивидуальная образовательная

программа учащегося, которая является технологическим средством реализации

ИОМ.

Индивидуальный образовательный маршрут в работе со слабоуспевающими

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

- создать благоприятную атмосферу на уроке;

- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать

работу консультантов;

- изменить формы и методы учебной работы на уроках , чтобы преодолеть

пассивность

обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.

Использовать для этого обучающие игры;

- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию

свободного выбора и успеха;

- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания,

культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах

учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися

определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей

личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к

образованию.

Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе

обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей

активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса

«единства требований» ко всем учащимся без учёта особенностей их индивидуально-

психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной

отсутствия учебных интересов.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны

учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся,

абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны, во внимание принимается

индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной

образовательной области. При дифференцированной организации учебной

деятельности эти две стороны пересекаются.

Её осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:

-

изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;

-

определение критериев деления учащихся на группы;

-

умение совершенствовать способности и навыки учащихся при

индивидуальном руководстве;

-

умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;

-

перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и

групповое) направленное на руководство учебным процессом;

-

умение заменить малоэффективные приёмы дифференциации руководства

учением более рациональным.

Каждый учащийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален.

Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не

изолированную. А более разностороннюю школьную среду, дающую

возможность проявить себя. И только тогда когда эта возможность будет

профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее

благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения,

участие в конкурсах.

Индивидуальный образовательный маршрут составляю и для одарённых

учащихся. Приложение 2

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как

организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При

выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности:

учебной, художественной, физической и др.

Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают

навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На

этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как

единый

процесс,

направленный

на

развитие

творческих,

познавательных

способностей

учащихся,

предложить

такое

количество

дополнительных

образовательных

услуг,

где

бы

каждый

ученик

мог

реализовать

свои

эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы

учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.

Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно

служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в

классах.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление

скрытой

одаренности

и

способностей,

является

система

внеклассной

воспитательной работы в школе.

Работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учёте включает в себя

не только обучение, но в большей части воспитание. Дифференциация обучения

является одним из средств реализации индивидуального подхода к детям.

Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для

которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся. Многие

дети в современном мире остаются брошенными, беспризорными из-за занятости

родителей, поэтому цель составления индивидуального образовательного

маршрута: максимально занять учебными, общешкольными, дистанционными

мероприятиями. Приложение 3

Дифференцированное обучение по своей структуре понятие многогранное,

поэтому в своей деятельности, я придерживаюсь в основном одной цели –

обеспечить продвижение каждого ученика, чтобы каждый ученик работал в

полную меру своих творческих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал

радость труда, прочно и более сознательно усваивал программный материал.

Приложение 1

Лист

индивидуального маршрута обучения

для слабоуспевающих учащихся.

ФИО

____________________________________________________________________

_______

Ученика (цы) 1 класса на 20 -20 учебный год

Математика

Тема направления занятий

Количе

ство

часов

Дата

Проверочных

работ

Результат

1. Первоначальные

представления о множествах

предметов.

2. Отношения между

предметами и между

множествами предметов.

3.Число и счёт.

4.Арифметические действия.

Свойства сложения и

вычитания.

5. Таблица сложения в

пределах 10.

6. Таблица сложения

однозначных чисел в

пределах 20.

7.Осевая симметрия.

Русский язык, чтение

Тема направления занятий

Количе

ство

часов

Дата

Проверочных

работ

Результат

Звуки: гласные и согласные,

их характеристику. Понятия:

слово, предложение, текст.

Русский алфавит.

Слово и предложение

Выделение предложений из

речевого потока.

Фонетика

Интонационное

выделение

звуков

в

слове.

Звуковой

анализ. Последовательность

звуков в слове.

Графика

Различение звука и буквы:

буква как знак звука.

Позиционный способ

обозначения звуков буквами.

Чтение

Соотношение между

звуковой и буквенной

формой слова.

Письмо

Поэлементный анализ букв.

Овладение начертанием

письменных прописных

(заглавных) и строчных букв.

Чтение

Тема, литературный герой,

фамилия

автора,

заглавие,

абзац.

Произведение, фольклор,

чтение, сказка, загадка …

Кл. руководитель

______________/___________ /

Родитель

_________________/___________

Приложение 2 Индивидуальный образовательный маршрут для одарённых

учащихся

.

Лист

индивидуального маршрута обучения для одарённых учащихся.

ФИО

____________________________________________________________________

_______

Ученика (цы) 2 класса на 20 -20 год

Тема направления занятий

Участие в конкурсе

Дата

подготовки к

работе

Результат

«Я-лингвист»

«Лисёнок»

«Кириллица»

«Эму- эрудит»

«Эму- специалист»

Законы математики

Арт-Талант

«Здравствуй, Масленица!»

ОПК

Русский медвежонок

Международная олимпиада « В

мире слов и букв»

Кл. руководитель

______________/___________ /

Родитель

_________________/___________

Приложение 3

Лист индивидуального маршрута обучения

учащегося, состоящего на внутришкольном учёте

ФИО_____________________________________________________________

Ученика (цы) класса

Направления занятий

Тема занятий

Дата

1.Создание ситуации

успеха на уроке

Подсчёт положительных оценок и составление

рейтинговой таблицы класса.

Еженедель-но

2. Воспитательные

мероприятия

«День Знаний»

Классный час «Сила России в единстве народов»

сентябрь

«Твори добро»

Акция «От сердца к сердцу»

«Этика и этикет» по теме «Дорогою добра и

милосердия».

«Школа – наш дом, будь хозяином в нем»

Неделя правовых знаний Права и обязанности детей

«Поможем памятникам и обелискам»

«Режим дня» Тренинг по формированию ЗОЖ

Физкультминутки, подвижные игры, утренняя зарядка

«День здоровья»

Профессиональный компас»- неделя профориентации

«Чей труд помогает нам учиться и жить? Профессии»

Октябрь

ПДД Занятие №1 Мы идем в школу. Мы переходим

дорогу. Наиболее безопасный путь – самый лучший.

Где и как надо переходить дорогу?

«Твори добро»

Акция «От сердца к сердцу»

Акция ко Дню пожилого человека

Неделя правовых знаний Россия- Родина моя

«Поможем памятникам и обелискам»

Правила личной гигиены

Физкультминутки, подвижные игры, утренняя зарядка

«День здоровья»

Неделя физической культуры и ОБЖ

Портфолио личностных достижений обучающихся

День самоуправления

Неделя октябрят

Осенний бал «Осень золотая»

Выставка-конкурс «Природа и фантазия»

День пожилых людей

День Бабушек и Дедушек

День здоровья: «Спортивно-подвижные игры»

Ноябрь

Неделя математики и информатики

«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя –

Мать».

Тепло родного очага. Права в семье. Обязанности в

семье

Декабрь

«Городские профессии»

Акция по украшению школы «Наша новогодняя школа»

Новогоднее праздничное представление

Рождество Христово. Святки

Январь

Неделя предметно духовно- нравственного цикла

«Кто работает, когда мы отдыхаем»

Беседа о доброжелательности и равнодушии

«Символика нашего государства»

Февраль

День защитника Отечества . Акция «Ты помнишь,

мама…»

Масленичная неделя

День здоровья. «Правильное питание»

Профессии села

«Школьный Арбат»

Чтение рассказов о Родине

Март

«Дарите женщинам цветы»

Семь наших «Я». Научись смотреть на себя «со

стороны».

Всемирный День авиации и космонавтики

Апрель

«Пасхальный Благовест»

День памяти погибших в радиационных авариях и

катастрофах

Акция «Здорово быть здоровым» Спортивный праздник

Кто хлеб растит?

Международный день детской книги

Беседа о дружбе и товариществе

Май

«Поможем памятникам и обелискам» Акция

«Мы за чистый район» Акция

«А память бессмертна» Урок мужества

Праздник последнего звонка «Прощание с любимой

школой»

Кл. руководитель

______________/___________ /

Родитель

_________________/___________



В раздел образования