Автор: Четверикова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Татищевский лицей"
Населённый пункт: р.п.Татищево, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дифференцированное обучение. Разработка индивидуального образовательного маршрута."
Раздел: начальное образование
Дифференцированное обучение.
Разработка индивидуального
образовательного маршрута.
Учитель начальных классов
Четверикова Елена
Владимировна
МОУ «Татищевский лицей»
Саратовской области
2023
Главная цель современной школы – способствовать умственному, нравственному,
эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её
творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета
индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей. Принцип
дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует
осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели
общего среднего образования.
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных
форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов
психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей,
способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых
является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях
обучаемых. Отсюда следует:
построение дифференцированного процесса обучения невозможно без
индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему
личностным особенностям;
обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью,
это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в
развитии, т.е.
в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить
осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности-
раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести
избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное
обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и
способностей каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — способ реализации
задачи индивидуализации образовательного процесса и его дифференциации
Цель ИОМ:
Индивидуум может получить среднее образование на
выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям
деятельности
в
рамках
образовательного
маршрута,
которые
реализуются
одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога -
предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор
того
или
иного
индивидуального
образовательного
маршрута
определяется
комплексом факторов:
-
особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в
достижении необходимого образовательного результата;
-
профессионализмом педагогического коллектива;
-
возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
-
возможностями материально-технической базы школы.
Логическая
структура
проектирования
индивидуального
образовательного
маршрута включает в себя следующие этапы:
1. Постановка образовательной цели
2. Самоанализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с
внешними требованиями
3. Конкретизация цели (выбор направлений индивидуальных занятий).
4. Оформление маршрутного листа.
Условия
необходимые
для
эффективной
разработки
индивидуального
образовательного маршрута:
-
осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и
значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов
самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора дальнейшего
обучения;
-
осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки
процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
-
активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального
образовательного маршрута;
-
организация
рефлексии
как
основы
коррекции
индивидуального
образовательного маршрута.
Средствами
реализации
названных
условий
могут
быть
специально
организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора
маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую
информацию:
-
предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
-
учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную
часть, предметы регионального и школьного компонента;
-
особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения
баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;
-
возможности
и
правила
внесения
изменений
в
индивидуальный
образовательный маршрут.
Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках
индивидуальной работы.
Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде
Листа
индивидуального маршрута обучения
и в зависимости от цели и
индивидуального развития учащихся. Приложение 1
В данный лист заносится информация о выбранных направлениях занятий.
Последние графы «Результаты» и «Подпись преподавателя» оформляются учителем
и позволяют проконтролировать факт посещения занятий учащимся его родителями.
Для избежания перегрузки рекомендуется учащемуся выбирать два — три курса
занятий.
На основе выбранных курсов составляется индивидуальная образовательная
программа учащегося, которая является технологическим средством реализации
ИОМ.
Индивидуальный образовательный маршрут в работе со слабоуспевающими
Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать
работу консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках , чтобы преодолеть
пассивность
обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.
Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию
свободного выбора и успеха;
- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания,
культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах
учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися
определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.
Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей
личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к
образованию.
Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе
обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей
активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса
«единства требований» ко всем учащимся без учёта особенностей их индивидуально-
психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной
отсутствия учебных интересов.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны
учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся,
абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны, во внимание принимается
индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной
образовательной области. При дифференцированной организации учебной
деятельности эти две стороны пересекаются.
Её осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:
-
изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
-
определение критериев деления учащихся на группы;
-
умение совершенствовать способности и навыки учащихся при
индивидуальном руководстве;
-
умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
-
перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и
групповое) направленное на руководство учебным процессом;
-
умение заменить малоэффективные приёмы дифференциации руководства
учением более рациональным.
Каждый учащийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален.
Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не
изолированную. А более разностороннюю школьную среду, дающую
возможность проявить себя. И только тогда когда эта возможность будет
профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее
благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения,
участие в конкурсах.
Индивидуальный образовательный маршрут составляю и для одарённых
учащихся. Приложение 2
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как
организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При
выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности:
учебной, художественной, физической и др.
Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают
навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На
этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как
единый
процесс,
направленный
на
развитие
творческих,
познавательных
способностей
учащихся,
предложить
такое
количество
дополнительных
образовательных
услуг,
где
бы
каждый
ученик
мог
реализовать
свои
эмоциональные, физические потребности.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы
учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.
Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно
служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в
классах.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление
скрытой
одаренности
и
способностей,
является
система
внеклассной
воспитательной работы в школе.
Работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учёте включает в себя
не только обучение, но в большей части воспитание. Дифференциация обучения
является одним из средств реализации индивидуального подхода к детям.
Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для
которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся. Многие
дети в современном мире остаются брошенными, беспризорными из-за занятости
родителей, поэтому цель составления индивидуального образовательного
маршрута: максимально занять учебными, общешкольными, дистанционными
мероприятиями. Приложение 3
Дифференцированное обучение по своей структуре понятие многогранное,
поэтому в своей деятельности, я придерживаюсь в основном одной цели –
обеспечить продвижение каждого ученика, чтобы каждый ученик работал в
полную меру своих творческих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал
радость труда, прочно и более сознательно усваивал программный материал.
Приложение 1
Лист
индивидуального маршрута обучения
для слабоуспевающих учащихся.
ФИО
____________________________________________________________________
_______
Ученика (цы) 1 класса на 20 -20 учебный год
Математика
Тема направления занятий
Количе
ство
часов
Дата
Проверочных
работ
Результат
1. Первоначальные
представления о множествах
предметов.
2. Отношения между
предметами и между
множествами предметов.
3.Число и счёт.
4.Арифметические действия.
Свойства сложения и
вычитания.
5. Таблица сложения в
пределах 10.
6. Таблица сложения
однозначных чисел в
пределах 20.
7.Осевая симметрия.
Русский язык, чтение
Тема направления занятий
Количе
ство
часов
Дата
Проверочных
работ
Результат
Звуки: гласные и согласные,
их характеристику. Понятия:
слово, предложение, текст.
Русский алфавит.
Слово и предложение
Выделение предложений из
речевого потока.
Фонетика
Интонационное
выделение
звуков
в
слове.
Звуковой
анализ. Последовательность
звуков в слове.
Графика
Различение звука и буквы:
буква как знак звука.
Позиционный способ
обозначения звуков буквами.
Чтение
Соотношение между
звуковой и буквенной
формой слова.
Письмо
Поэлементный анализ букв.
Овладение начертанием
письменных прописных
(заглавных) и строчных букв.
Чтение
Тема, литературный герой,
фамилия
автора,
заглавие,
абзац.
Произведение, фольклор,
чтение, сказка, загадка …
Кл. руководитель
______________/___________ /
Родитель
_________________/___________
Приложение 2 Индивидуальный образовательный маршрут для одарённых
учащихся
.
Лист
индивидуального маршрута обучения для одарённых учащихся.
ФИО
____________________________________________________________________
_______
Ученика (цы) 2 класса на 20 -20 год
Тема направления занятий
Участие в конкурсе
Дата
подготовки к
работе
Результат
«Я-лингвист»
«Лисёнок»
«Кириллица»
«Эму- эрудит»
«Эму- специалист»
Законы математики
Арт-Талант
«Здравствуй, Масленица!»
ОПК
Русский медвежонок
Международная олимпиада « В
мире слов и букв»
Кл. руководитель
______________/___________ /
Родитель
_________________/___________
Приложение 3
Лист индивидуального маршрута обучения
учащегося, состоящего на внутришкольном учёте
ФИО_____________________________________________________________
Ученика (цы) класса
Направления занятий
Тема занятий
Дата
1.Создание ситуации
успеха на уроке
Подсчёт положительных оценок и составление
рейтинговой таблицы класса.
Еженедель-но
2. Воспитательные
мероприятия
«День Знаний»
Классный час «Сила России в единстве народов»
сентябрь
«Твори добро»
Акция «От сердца к сердцу»
«Этика и этикет» по теме «Дорогою добра и
милосердия».
«Школа – наш дом, будь хозяином в нем»
Неделя правовых знаний Права и обязанности детей
«Поможем памятникам и обелискам»
«Режим дня» Тренинг по формированию ЗОЖ
Физкультминутки, подвижные игры, утренняя зарядка
«День здоровья»
Профессиональный компас»- неделя профориентации
«Чей труд помогает нам учиться и жить? Профессии»
Октябрь
ПДД Занятие №1 Мы идем в школу. Мы переходим
дорогу. Наиболее безопасный путь – самый лучший.
Где и как надо переходить дорогу?
«Твори добро»
Акция «От сердца к сердцу»
Акция ко Дню пожилого человека
Неделя правовых знаний Россия- Родина моя
«Поможем памятникам и обелискам»
Правила личной гигиены
Физкультминутки, подвижные игры, утренняя зарядка
«День здоровья»
Неделя физической культуры и ОБЖ
Портфолио личностных достижений обучающихся
День самоуправления
Неделя октябрят
Осенний бал «Осень золотая»
Выставка-конкурс «Природа и фантазия»
День пожилых людей
День Бабушек и Дедушек
День здоровья: «Спортивно-подвижные игры»
Ноябрь
Неделя математики и информатики
«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя –
Мать».
Тепло родного очага. Права в семье. Обязанности в
семье
Декабрь
«Городские профессии»
Акция по украшению школы «Наша новогодняя школа»
Новогоднее праздничное представление
Рождество Христово. Святки
Январь
Неделя предметно духовно- нравственного цикла
«Кто работает, когда мы отдыхаем»
Беседа о доброжелательности и равнодушии
«Символика нашего государства»
Февраль
День защитника Отечества . Акция «Ты помнишь,
мама…»
Масленичная неделя
День здоровья. «Правильное питание»
Профессии села
«Школьный Арбат»
Чтение рассказов о Родине
Март
«Дарите женщинам цветы»
Семь наших «Я». Научись смотреть на себя «со
стороны».
Всемирный День авиации и космонавтики
Апрель
«Пасхальный Благовест»
День памяти погибших в радиационных авариях и
катастрофах
Акция «Здорово быть здоровым» Спортивный праздник
Кто хлеб растит?
Международный день детской книги
Беседа о дружбе и товариществе
Май
«Поможем памятникам и обелискам» Акция
«Мы за чистый район» Акция
«А память бессмертна» Урок мужества
Праздник последнего звонка «Прощание с любимой
школой»
Кл. руководитель
______________/___________ /
Родитель
_________________/___________