Автор: Давыдова Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Александров, Владимирская область
Наименование материала: Викторина по сказкам К. Паустовского
Тема: "Сказка - ложь, да в ней намёк..."
Раздел: среднее образование
Урок-викторина по сказкам К.Г. Паустовского
«Сказка – ложь, да в ней намёк…»
Цели:
•
совершенствование
духовно-нравственных
качеств
личности,
уважительного отношения к русской литературе;
• выявление заложенных в сказках вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение характеризовать героев сказки, сопоставлять их;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы
и культуры;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных
литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
• умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному
тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести
диалог.
Оборудование: презентация с заданиями к викторине, с иллюстрациями к
произведениям, индивидуальные карточки.
Ход урока-викторины.
1. Вступительное слово ведущего (учителя литературы)
Слайд 1
31 мая 1892 года исполнилось 130 лет со дня рождения замечательного
писателя,
автора
известных
всем
рассказов
и
сказок
Константина
Георгиевича Паустовского. Не найдется, пожалуй, ни одного человека,
который не слышал хоть раз его имя и не читал бы ни одного его
произведения. Но мало кто знает, что Паустовский написал немало сказок, и
нам сегодня с вами предстоит эти сказки узнать получше. Сегодня у каждого
из вас есть возможность пролистать в памяти страницы прочитанных сказок
Константина Георгиевича и показать свои знания по некоторым изученным
произведениям.
Слайд 2
Наша викторина состоит из трёх туров, в ходе которых вам будут
предложены задания. За каждое верно выполненное задание команда,
которая первая оповестит ведущего о готовности ответить, получает 1 балл.
Выкрики с места не засчитываются за ответ.
Показывать знание программных произведений сегодня будут две команды.
Оценивать работу команд будут наши учащиеся:
1) Ф.И. ___________________________
2) Ф.И ____________________________
Итак, мы начинаем викторину!
Слайд 3
2. Проведение викторины.
1 ТУР
В первом туре вам предстоит ответить на вопросы. За каждый правильный
ответ команда получает 1 балл.
Прослушайте фрагмент и ответьте на вопрос (зачитывает ведущий):
Слайд 4
1. "Есть такое растение – высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в
большие стоячие кисти".
Вопрос: О каком цветке идет речь?
Слайд 5
Ответ: Называется оно кипрей, "Заботливый цветок", сказка.
Слайд 6
2. "– Ну ладно, рассказывай, – ответила ласточка и зевнула. – Что у тебя
стряслось?
Тогда лягушка рассказала ласточке, что девочка Таня спасла ее, лягушку, от
смерти и она, лягушка, все думала, что бы такое хорошее сделать для Тани. И
вот наконец придумала, но без ласточкиной помощи ничего не получится."
Вопрос: О каком человеческом качестве говорится в сказке "Квакша"?
Слайд 7
Ответ: На добро надо всегда отвечать добром.
Слайд 8
3. "Стёпа засмеялся, а Акулина сказала:
– Будя мальчику сказки рассказывать. Он и впрямь поверит.
– И пусть его верит, – ответил Пётр. – От сказки не только ребятам, а даже
бойцам одно удовольствие".
Вопрос: о чем была сказка, рассказанная Петром своему сыну Стёпе?
Слайд 9
Ответ: о похождениях жука-носорога, которого перед расставанием подарил
маленький Стёпа своему отцу.
Слайд 10
4.
"– Вот и неправда! – пробормотала Маша. – От радости смеются.
– От маленькой радости смеются, – ответила мама, – а от большой – плачут.
А теперь спи!"
Вопрос: от какой радости плакала мама Маши?
Слайд 11
Ответ: Воробей забрал у вороны украденный хрустальный букет и принес ей
в клюве во время выступления.
Слайд 12
5. "Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и
теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница
работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.
Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и
хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. «Да ну
вас! Проклятые!» – кричал он на мышей, но мыши в сё лезли из подпола.
Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал
причитания бабки."
Вопрос: От чего, по версии бабушки Фильки, по земле "стрясся мороз".
Слайд 13
Ответ: – От злобы людской, – ответила бабка. – Шёл через нашу деревню
старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный,
крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а
швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!». – «Мне хлеб с полу поднять
невозможно, – говорит солдат. – У меня вместо ноги деревяшка.» – «А ногу
куда девал?» – спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в
турецкой баталии», – отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный –
подымешь, – засмеялся мужик. – Тут тебе камердинеров нету». Солдат
покряхтел, изловчился, поднял корку и видит – это не хлеб, а одна зелёная
плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул – и враз сорвалась
метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил
лютый мороз. И мужик тот помер.
(Ответы примерные, возможны варианты, близкие по смыслу).
Жюри подводит итог
Слайд 14
2 ТУР
Во втором туре командам необходимо узнать произведение по отрывку.
Слайд 15
1) "Варя приоткрыла дверь во двор и загляделась – под сосной с натугой
пилили сухую хвою бородатые мужички, каждый ростом с маленькую
еловую шишку. Сосновые иглы мужички клали для распилки на козлы,
связанные из чисто обструганных щепочек."
Слайд 16
Ответ: "Артельные мужички"
Слайд 17
2) "Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались
по утрам: когда же запоет за кустами его рожок? Сначала они привыкли к
Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнезд,
не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не
травил рыбу едучей известью....
...Все звери и птицы знали, что живет за рекой, в большом лесу, старый
медведь и прозвище у того медведя Дремучий. Его шкура и вправду была
похожа на дремучий лес: вся в желтых сосновых иглах, в давленой бруснике
и смоле. И хоть старый это был медведь и кое-где даже седой, но глаза у него
горели, как светляки, – зеленые, будто у молодого."
Слайд 18
Ответ: "Дремучий медведь"
Слайд 19
3) "Варюша думала было надеть перстенек на указательный палец, чтобы
повидать белый свет со всеми его чудесами, но посмотрела на все эти цветы,
на липкие березовые листочки, на ясное небо и жаркое солнце, послушала
перекличку петухов, звон воды, пересвистывание птиц над полями – и не
надела перстенек на указательный палец.
«Успею, – подумала она. – Нигде на белом свете не может быть так хорошо,
как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма
говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли
на белом свете!»"
Слайд 20
Ответ: "Стальное колечко"
Слайд 21
4) "Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд
разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил
раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, –
ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.
Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная
пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и
картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника.
Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его
колдуном."
Слайд 22
Ответ: "Теплый хлеб"
Жюри подводит итог
Слайд 23
3ТУР
В третьем туре вам предстоит узнать сказку по картинке.
Слайд 24-25.
"Артельные мужички"
Слайд 26-27.
"Дремучий медведь"
Слайд 28-29
«Заботливый цветок»
Слайд 30-31
«Квакша»
Слайд 32-33
«Похождения жука-носорога»
Слайд 34-35
«Растрёпанный воробей»
Слайд 36-37
"Стальное колечко"
Слайд 38-39
"Теплый хлеб"
Жюри подводит итог
Если после проведения 3 туров счет у команд одинаковый. Проводится
дополнительный тур. Слайд 40.
3. Заключительное слово учителя литературы о пользе чтения.
Ни для кого не секрет, что чтение книг имеет для человека большое
значение! Тот, кто читает книги, интересный собеседник. Тот, кто читает
книги, много знает. Тот, кто читает книги, красиво говорит! А для учащихся
школы чтение книг – это верный путь к хорошим оценкам, особенно по
литературе!
Награждение команд.