Напоминание

Роль ОБЖ в профориентации учащихся


Автор: Степанова Вера Леонидовна
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МОУ СШ № 10
Населённый пункт: город Фурманов
Наименование материала: методический материал
Тема: Роль ОБЖ в профориентации учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Роль ОБЖ в профориентации учащихся

Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии на уроках ОБЖ

нужно

знакомить

школьников

с

различными

видами

труда

и

профессиями,

определять

склонности, способности и интересы учащихся. Это может быть достигнуто через личностно-

ориентированный подход к обучающимся.

Целью такого обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей

учащихся, нравственных ценностей, чтобы по окончании школы выпускник был способен к

самореализации, самостоятельному мышлению и принятию важных решений.

Эффективность

такой

работы

зависит

от

преподавания

и

включение

профориентационного материала на уроке.

На

урок

падает

часть

работы

по

профориентации

учащихся,

осуществляемой

преимущественно путем профессионального просвещения и воспитания.

Здесь

очень

важно

умение

учителя

связать

профориентационный

материал

с

программным материалом.

Планируя профориентационную работу на уроке, необходимо иметь в виду следующие

направления:

Формирование научного мировоззрения.

Усиление

связи

теории

с

практикой,

повышение

политехнической

направленности

курсов и формирование у обучающихся умений, навыков и черт характера, необходимых для

будущей профессиональной деятельности.

Широкое использование принципа историзма (ознакомление учащихся на уроках ОБЖ с

историей создания системы безопасности жизнедеятельности в нашей стране и за рубежом).

Использование

краеведческого

принципа

в

обучении

(ознакомление

учащихся

с

природными условиями и современными достижениями и перспективами развития местных

промышленных и сельскохозяйственных предприятий, с особенностями и условиями труда на

них, с деятельностью различных специалистов и т. д.).

Формирование у обучающихся социально значимых мотивов учения, основанных на

устойчивом интересе к предмету и понимании важности приобретаемых знаний и умений для

сознательного выбора ими будущей профессии.

В

такой

работе

можно

применять

словесный,

наглядный,

практический

методы

обучения.

Содержание многих уроков ОБЖ позволяет включить в урок сведения о различных

профессиях:

пожарный,

спасатель,

врач,

полицейский,

военный-

это

не

полный

список

профессий,

на

который

мы

заостряем

внимание

на

уроках.

Такие

профессии

как

геологоразведчик, сейсмолог, охотовед и другие вызывают у ребят желание узнать о них

побольше.

Часто даю задание по выбору – рассказ о профессии, для этого предлагаю использовать

следующий план:

Значение

профессии

и

ее

место

в

общей

системе

производства,

охрана

труда

на

производстве; продукция, материалы и технология производства.

Основные операции, приемы, действия, которые должен выполнять работник данной

профессии.

Общеобразовательные

и

политехнические

знания,

необходимые

для

качественного

выполнения трудовых функций.

Общетрудовые и политехнические умения и навыки, необходимые для выполнения

работы.

Требования, предъявляемые к работнику, качества личности человека, которые имеют

значение для повышения производительности труда; требования к возрасту и здоровью,

необходимые для успешного овладения профессией.

Система

подготовки

к профессии;

пути получения

профессии;

условия повышения

производственной квалификации.

Такой вид домашнего задания развивает интерес к конкретным профессиям, наиболее

интересные работы остаются в кабинете как методические пособия.

Немалую

роль

играет

просмотр

учебных

фильмов,

записи

телепередач,

в

которых

учащиеся видят людей-профессионалов в действии.

Любая учѐба, как и профессия не может быть успешной, если человек не обладает

такими качествами как: трудолюбие, аккуратность, терпение. Нужно об этом напоминать

ребятам, но не навязчиво и нудно. В этом случае на помощь приходит устное народное

творчество, часто во время учебного процесса использую пословицы:

Не ленись за плужком - будешь с пирожком;

Семь раз отмерь - один раз отрежь;

Без труда - не вынешь и рыбку из пруда;

Не котел варит, а стряпуха.

Ребята ищут пословицы по теме и объясняют их значение.

При проведении практических занятий по темам: «Автономное выживание», «Первая

доврачебная помощь», «Гражданская оборона» и др.ученики получают элементарные умения

и навыки по оказанию первой медицинской помощи, учатся обращаться с техническими

средствами, оружием, средствами индивидуальной защиты. На практических работах по

курсу

ОБЖ

обучающиеся

приобретают

элементарные

умения

определения

химического

состава веществ, получают умения и навыки оказания первой помощи; учатся работе с

техническими средствами и оборудованием, овладевают методикой проведения элементарных

физиологических, экологических исследований и др.

Все эти умения и навыки могут пригодиться в трудовой деятельности на протяжении

всей жизни.

Важную роль в профориентационной работе играет оснащение и оформление кабинета

ОБЖ.

Наш

кабинет

отвечает

всем

современным

требованиям

и

ежегодно

участвует

в

районном конкурсе-смотре кабинетов ОБЖ, занимая призовые места, что позволяет развивать

материально техническую базу. Кабинет входит в структурное подразделение Точка роста.

При изучении в старших классах раздела ОВС, юноши ежегодно проходят военные

сборы

с

выездом

в

действующую

военную

часть,

где

непосредственно

видят

работу

военнослужащих,

общаются

с

ними.

Военный

комиссариат

ежегодно

предоставляет

информацию о военно-учебных заведениях, правилах и сроках для поступления в них. В

кабинете ОБЖ на специальном стенде размещена данная информация.

И конечно же, в этом плане очень важна внеурочная деятельность. При подготовке и

выезде на различные соревнования и мероприятия ученики приобретают жизненно важный

опыт и навыки, которые могут найти применение в профессиональной деятельности после

окончания учебного заведения любого вида.

Интерес

вызывают

и

такие

ежегодные

школьные

мероприятия,

как

соревнования

туристический слет, соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, что дает возможность

окунуться в профессии спортивного судьи, тренера и профессионального спортсмена.

Все виды профессий, с которыми ребята знакомятся на уроках ОБЖ требуют от них

хорошей

физической

подготовки,

это

мотивирует

их

на

серьѐзные

занятия

физической

культурой и спортом.

Урок

ОБЖ

имеет

огромные

возможности

для

профориентационной

работы

с

обучающимися, но эффективность еѐ зависит от системности и целенаправленности.



В раздел образования