Автор: Степанова Вера Леонидовна
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МОУ СШ № 10
Населённый пункт: город Фурманов
Наименование материала: методический материал
Тема: Роль ОБЖ в профориентации учащихся
Раздел: среднее образование
Роль ОБЖ в профориентации учащихся
Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии на уроках ОБЖ
нужно
знакомить
школьников
с
различными
видами
труда
и
профессиями,
определять
склонности, способности и интересы учащихся. Это может быть достигнуто через личностно-
ориентированный подход к обучающимся.
Целью такого обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, нравственных ценностей, чтобы по окончании школы выпускник был способен к
самореализации, самостоятельному мышлению и принятию важных решений.
Эффективность
такой
работы
зависит
от
преподавания
и
включение
профориентационного материала на уроке.
На
урок
падает
часть
работы
по
профориентации
учащихся,
осуществляемой
преимущественно путем профессионального просвещения и воспитания.
Здесь
очень
важно
умение
учителя
связать
профориентационный
материал
с
программным материалом.
Планируя профориентационную работу на уроке, необходимо иметь в виду следующие
направления:
Формирование научного мировоззрения.
Усиление
связи
теории
с
практикой,
повышение
политехнической
направленности
курсов и формирование у обучающихся умений, навыков и черт характера, необходимых для
будущей профессиональной деятельности.
Широкое использование принципа историзма (ознакомление учащихся на уроках ОБЖ с
историей создания системы безопасности жизнедеятельности в нашей стране и за рубежом).
Использование
краеведческого
принципа
в
обучении
(ознакомление
учащихся
с
природными условиями и современными достижениями и перспективами развития местных
промышленных и сельскохозяйственных предприятий, с особенностями и условиями труда на
них, с деятельностью различных специалистов и т. д.).
Формирование у обучающихся социально значимых мотивов учения, основанных на
устойчивом интересе к предмету и понимании важности приобретаемых знаний и умений для
сознательного выбора ими будущей профессии.
В
такой
работе
можно
применять
словесный,
наглядный,
практический
методы
обучения.
Содержание многих уроков ОБЖ позволяет включить в урок сведения о различных
профессиях:
пожарный,
спасатель,
врач,
полицейский,
военный-
это
не
полный
список
профессий,
на
который
мы
заостряем
внимание
на
уроках.
Такие
профессии
как
геологоразведчик, сейсмолог, охотовед и другие вызывают у ребят желание узнать о них
побольше.
Часто даю задание по выбору – рассказ о профессии, для этого предлагаю использовать
следующий план:
Значение
профессии
и
ее
место
в
общей
системе
производства,
охрана
труда
на
производстве; продукция, материалы и технология производства.
Основные операции, приемы, действия, которые должен выполнять работник данной
профессии.
Общеобразовательные
и
политехнические
знания,
необходимые
для
качественного
выполнения трудовых функций.
Общетрудовые и политехнические умения и навыки, необходимые для выполнения
работы.
Требования, предъявляемые к работнику, качества личности человека, которые имеют
значение для повышения производительности труда; требования к возрасту и здоровью,
необходимые для успешного овладения профессией.
Система
подготовки
к профессии;
пути получения
профессии;
условия повышения
производственной квалификации.
Такой вид домашнего задания развивает интерес к конкретным профессиям, наиболее
интересные работы остаются в кабинете как методические пособия.
Немалую
роль
играет
просмотр
учебных
фильмов,
записи
телепередач,
в
которых
учащиеся видят людей-профессионалов в действии.
Любая учѐба, как и профессия не может быть успешной, если человек не обладает
такими качествами как: трудолюбие, аккуратность, терпение. Нужно об этом напоминать
ребятам, но не навязчиво и нудно. В этом случае на помощь приходит устное народное
творчество, часто во время учебного процесса использую пословицы:
Не ленись за плужком - будешь с пирожком;
Семь раз отмерь - один раз отрежь;
Без труда - не вынешь и рыбку из пруда;
Не котел варит, а стряпуха.
Ребята ищут пословицы по теме и объясняют их значение.
При проведении практических занятий по темам: «Автономное выживание», «Первая
доврачебная помощь», «Гражданская оборона» и др.ученики получают элементарные умения
и навыки по оказанию первой медицинской помощи, учатся обращаться с техническими
средствами, оружием, средствами индивидуальной защиты. На практических работах по
курсу
ОБЖ
обучающиеся
приобретают
элементарные
умения
определения
химического
состава веществ, получают умения и навыки оказания первой помощи; учатся работе с
техническими средствами и оборудованием, овладевают методикой проведения элементарных
физиологических, экологических исследований и др.
Все эти умения и навыки могут пригодиться в трудовой деятельности на протяжении
всей жизни.
Важную роль в профориентационной работе играет оснащение и оформление кабинета
ОБЖ.
Наш
кабинет
отвечает
всем
современным
требованиям
и
ежегодно
участвует
в
районном конкурсе-смотре кабинетов ОБЖ, занимая призовые места, что позволяет развивать
материально техническую базу. Кабинет входит в структурное подразделение Точка роста.
При изучении в старших классах раздела ОВС, юноши ежегодно проходят военные
сборы
с
выездом
в
действующую
военную
часть,
где
непосредственно
видят
работу
военнослужащих,
общаются
с
ними.
Военный
комиссариат
ежегодно
предоставляет
информацию о военно-учебных заведениях, правилах и сроках для поступления в них. В
кабинете ОБЖ на специальном стенде размещена данная информация.
И конечно же, в этом плане очень важна внеурочная деятельность. При подготовке и
выезде на различные соревнования и мероприятия ученики приобретают жизненно важный
опыт и навыки, которые могут найти применение в профессиональной деятельности после
окончания учебного заведения любого вида.
Интерес
вызывают
и
такие
ежегодные
школьные
мероприятия,
как
соревнования
туристический слет, соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, что дает возможность
окунуться в профессии спортивного судьи, тренера и профессионального спортсмена.
Все виды профессий, с которыми ребята знакомятся на уроках ОБЖ требуют от них
хорошей
физической
подготовки,
это
мотивирует
их
на
серьѐзные
занятия
физической
культурой и спортом.
Урок
ОБЖ
имеет
огромные
возможности
для
профориентационной
работы
с
обучающимися, но эффективность еѐ зависит от системности и целенаправленности.