Авторы: Исхакова Фания Мухаметовна, Фания Мухаметовна Исхакова
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ гимназия №3 им. М.Горького
Населённый пункт: г.Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Презентация
Тема: Звуки
Раздел: полное образование
МАОУ гимназия №3 им. М.
Горького
Мастер-
класс
ЗВУК.
ИСТОЧНИКИ
ЗВУКА
Исхакова Ф.М.
учитель физики
г. Уфа
Республика Башкортостан
2023 г.
Эпиграф
Чтобы получить знание, нужно учиться;
чтобы получить мудрость, нужно наблюдать.
Валентин Суханов, поэт
Цель:
*Показать связь физики и явлений
окружающего мира.
Задачи:
*Познакомить с источниками звука
* Выяснить механизм его возникновения
*Рассмотреть процесс восприятия звуков
человеком.
*Расширить кругозор.
Целевая аудитория: учителя
Английская сказка
На востоке есть сказка: «`Соловей - разбойник поймал трех путников и
согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу. Один
попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку потечь
вспять.
Соловей
шутя
справился
с
этим
и
заколдовал
обоих
путников.
Остался третий путник...»
«...А третий свистнул и сказал: "Пришей к этому пуговицу!” – и соловей -
разбойник был посрамлен».
1. Как вы думаете о чём пойдёт речь?
2. Как вы уже догадались сегодня мы будем говорить, о звуке.
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос…
Откуда звуки возникают,
Что слух нас всюду услаждают?
Пора задуматься всерьёз.
Сегодня мы понять должны
Причину и природу звука,
Что слышим мы то здесь, то там:
Спасибо физике!
Наука поможет разобраться нам!
Мы живем в океане звуков.
*Что представляют собой
звуки?
*Как они образуются?
*Почему невозможно
услышать гул ракетных
двигателей в космосе?
*Почему гром слышится
позже, чем видна вспышка
молнии?
*Для чего в студиях
звукозаписи стены
покрывают слоем
звукопоглощающих
материалов?
*Как в полной темноте
летучие мыши и дельфины
находят добычу?
Попробуем найти ответы на эти вопросы.
М
и
р
з
ву
к
о
в
Звуки
природы
М
у
з
ы
к
а
л
ь
н
ы
е
з
в
у
к
и
Механическ
ие звуки
Человек постоянно находится в звуковой среде
Ежесекундно мы слышим разнообразные звуки:
шелест листьев, крики чаек, музыку, человеческую
речь и шум автомобилей
Звуки
природы
Природа звуками полна,
Поёт в природе даже
тишина
.
А. Латулина
Музыкальные
звуки
Механические
звуки
Задание
Перед вами самая обычная линейка.
Её часто используют на уроках
математики и физики.
Может ли линейка зазвучать?
Один конец линейки прижмите к краю
стола, а второй оттяните вниз и отпустите
— он начнет колебаться, и вы услышите
звук
.
Изменяя длину выступающей части.
Наблюдаем изменение диапазона
звуков.
Звук издают колеблющиеся тела, но не все
Перед вами различные виды колебаний. Какие из них издают звуки?
Задание
У вас на столе оборудование: камертон, молоточек,
теннисный шарик на нити.
При помощи шарика покажите, что ветви звучащего
камертона колеблются.
Подсказка: ударив молоточком по ветвям камертона,
придвиньте к ним шарик, подвешенный на нити.
Звуковая
шкала
Инфразв
ук
0,001-20 Гц
Звук
20 – 20000 Гц
Ультразв
ук
20000 –
Гц
Гиперзву
к
Гц
Гиперзвук
16
20000
1000000000
13
9
10
10
9
10
Диапазон слышимых звуков
Знакомимся с источниками
и приемниками звука
Колебание линейки вызывает сгущение и разрежение
воздуха и как следствие — периодические увеличения и
уменьшения давления в зоне колебаний.
Сжатый воздух, пытаясь расшириться, давит на соседние слои и
сжимает их. Так от линейки во все стороны начинает
распространяться продольная механическая волна, которая в конце
концов достигает вашего уха. В результате давление воздуха вблизи
ушной мембраны периодически изменяется, и мембрана начинает
колебаться.
Конец линейки колеблется с частотой свыше 20 Гц, именно с
такой частотой начинает колебаться и ушная мембрана, а колебания
с частотой 20-20 000 Гц человек воспринимает как звук.
С точки зрения физики – звук – это механическая волна, которая
возникает в результате колебания упругого тела.
Колебания создают воздушную волну, которая действует на нашу
барабанную перепонку, и мы слышим звук.
Как возникает звук при
разговоре
Строение голосового
аппарата
Голосовой аппарат человека имеет строение,
напоминающее удивительный музыкальный инструмент,
одновременно духовой и струнный.
Духовая часть голосового аппарата человека имеет мехи,
нагнетающее воздух. Это – наши лёгкие. От того, как мы
используем мехи, зависит громкость звука нашего голоса.
Лёгкие и грудная клетка могут играть и роль нижнего
резонатора (тогда возникает глубокий грудной голос).
Приёмник звука
Слух – важнейшее из человеческих чувств, но
здоровые люди ценят его меньше, чем зрение.
Но с помощью слуха мы поддерживаем более
тесную
связь
с
окружающим
миром,
чем
с
помощью зрения.
В отличие от зрения, слух действует непрерывно,
даже во сне. Его невозможно «выключить».
Значение слуха
в человеческой жизни
Звуки занимают в жизни человека важное место. С помощью звуков мы
получаем информацию об окружающем мире, что позволяет:
* нам уверенно ориентироваться в пространстве;
* получаем наслаждение от звуков природы и музыки;
* самое главное - речь,
* благодаря звуку, мы общаемся с вами;
* опытный шофер по звуку работающего двигателя может определить
неисправности;
•
* прослушивая с помощью специальных устройств (фонендоскопа)
•
*звуки в организме, можно получить важные сведения о работе
сердца и других органов.
•
Большое значение имеет звук также в искусстве, музыке.
Заключение
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
А.Усачев «Звуки»
Литература
Спасибо за внимание!