Напоминание

Звуки


Авторы: Исхакова Фания Мухаметовна, Фания Мухаметовна Исхакова
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ гимназия №3 им. М.Горького
Населённый пункт: г.Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Презентация
Тема: Звуки
Раздел: полное образование





Назад




МАОУ гимназия №3 им. М.

Горького

Мастер-

класс

ЗВУК.

ИСТОЧНИКИ

ЗВУКА

Исхакова Ф.М.

учитель физики

г. Уфа

Республика Башкортостан

2023 г.

Эпиграф

Чтобы получить знание, нужно учиться;

чтобы получить мудрость, нужно наблюдать.

Валентин Суханов, поэт

Цель:

*Показать связь физики и явлений

окружающего мира.

Задачи:

*Познакомить с источниками звука

* Выяснить механизм его возникновения

*Рассмотреть процесс восприятия звуков

человеком.

*Расширить кругозор.

Целевая аудитория: учителя

Английская сказка

На востоке есть сказка: «`Соловей - разбойник поймал трех путников и

согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу. Один

попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку потечь

вспять.

Соловей

шутя

справился

с

этим

и

заколдовал

обоих

путников.

Остался третий путник...»

«...А третий свистнул и сказал: "Пришей к этому пуговицу!” – и соловей -

разбойник был посрамлен».

1. Как вы думаете о чём пойдёт речь?

2. Как вы уже догадались сегодня мы будем говорить, о звуке.

Мир звуков так многообразен,

Богат, красив, разнообразен,

Но всех нас мучает вопрос…

Откуда звуки возникают,

Что слух нас всюду услаждают?

Пора задуматься всерьёз.

Сегодня мы понять должны

Причину и природу звука,

Что слышим мы то здесь, то там:

Спасибо физике!

Наука поможет разобраться нам!

Мы живем в океане звуков.

*Что представляют собой

звуки?

*Как они образуются?

*Почему невозможно

услышать гул ракетных

двигателей в космосе?

*Почему гром слышится

позже, чем видна вспышка

молнии?

*Для чего в студиях

звукозаписи стены

покрывают слоем

звукопоглощающих

материалов?

*Как в полной темноте

летучие мыши и дельфины

находят добычу?

Попробуем найти ответы на эти вопросы.

М

и

р

з

ву

к

о

в

Звуки

природы

М

у

з

ы

к

а

л

ь

н

ы

е

з

в

у

к

и

Механическ

ие звуки

Человек постоянно находится в звуковой среде

Ежесекундно мы слышим разнообразные звуки:

шелест листьев, крики чаек, музыку, человеческую

речь и шум автомобилей

Звуки

природы

Природа звуками полна,

Поёт в природе даже

тишина

.

А. Латулина

Музыкальные

звуки

Механические

звуки

Задание

Перед вами самая обычная линейка.

Её часто используют на уроках

математики и физики.

Может ли линейка зазвучать?

Один конец линейки прижмите к краю

стола, а второй оттяните вниз и отпустите

— он начнет колебаться, и вы услышите

звук

.

Изменяя длину выступающей части.

Наблюдаем изменение диапазона

звуков.

Звук издают колеблющиеся тела, но не все

Перед вами различные виды колебаний. Какие из них издают звуки?

Задание

У вас на столе оборудование: камертон, молоточек,

теннисный шарик на нити.

При помощи шарика покажите, что ветви звучащего

камертона колеблются.

Подсказка: ударив молоточком по ветвям камертона,

придвиньте к ним шарик, подвешенный на нити.

Звуковая

шкала

Инфразв

ук

0,001-20 Гц

Звук

20 – 20000 Гц

Ультразв

ук

20000 –

Гц

Гиперзву

к

Гц

Гиперзвук

16

20000

1000000000

13

9

10

10

9

10

Диапазон слышимых звуков

Знакомимся с источниками

и приемниками звука

Колебание линейки вызывает сгущение и разрежение

воздуха и как следствие — периодические увеличения и

уменьшения давления в зоне колебаний.

Сжатый воздух, пытаясь расшириться, давит на соседние слои и

сжимает их. Так от линейки во все стороны начинает

распространяться продольная механическая волна, которая в конце

концов достигает вашего уха. В результате давление воздуха вблизи

ушной мембраны периодически изменяется, и мембрана начинает

колебаться.

Конец линейки колеблется с частотой свыше 20 Гц, именно с

такой частотой начинает колебаться и ушная мембрана, а колебания

с частотой 20-20 000 Гц человек воспринимает как звук.

С точки зрения физики – звук – это механическая волна, которая

возникает в результате колебания упругого тела.

Колебания создают воздушную волну, которая действует на нашу

барабанную перепонку, и мы слышим звук.

Как возникает звук при

разговоре

Строение голосового

аппарата

Голосовой аппарат человека имеет строение,

напоминающее удивительный музыкальный инструмент,

одновременно духовой и струнный.

Духовая часть голосового аппарата человека имеет мехи,

нагнетающее воздух. Это – наши лёгкие. От того, как мы

используем мехи, зависит громкость звука нашего голоса.

Лёгкие и грудная клетка могут играть и роль нижнего

резонатора (тогда возникает глубокий грудной голос).

Приёмник звука

Слух – важнейшее из человеческих чувств, но

здоровые люди ценят его меньше, чем зрение.

Но с помощью слуха мы поддерживаем более

тесную

связь

с

окружающим

миром,

чем

с

помощью зрения.

В отличие от зрения, слух действует непрерывно,

даже во сне. Его невозможно «выключить».

Значение слуха

в человеческой жизни

Звуки занимают в жизни человека важное место. С помощью звуков мы

получаем информацию об окружающем мире, что позволяет:

* нам уверенно ориентироваться в пространстве;

* получаем наслаждение от звуков природы и музыки;

* самое главное - речь,

* благодаря звуку, мы общаемся с вами;

* опытный шофер по звуку работающего двигателя может определить

неисправности;

* прослушивая с помощью специальных устройств (фонендоскопа)

*звуки в организме, можно получить важные сведения о работе

сердца и других органов.

Большое значение имеет звук также в искусстве, музыке.

Заключение

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук.

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину.

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

А.Усачев «Звуки»

Литература

Спасибо за внимание!



В раздел образования