Напоминание

"Основные свойства ткани с примесью лавсана и капроновых"


Автор: Фазилова Татьяна Николаевна
Должность: Учитель швейного дела
Учебное заведение: КОУ ВО"Руднянская школа-интернат"
Населённый пункт: с.Рудня
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Основные свойства ткани с примесью лавсана и капроновых"
Раздел: полное образование





Назад




КОУ ВО "Руднянская школа- интернат для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья"

Тема урока:

Лен. Льняное волокно. Получение и

свойства льняных тканей.

6 класс

Выполнила: Фазилова Татьяна Николаевна

Учитель трудового обучения.

Тема урока: Лен. Льняное волокно. Получение и свойства льняных

тканей.

Цель урока: Сформировать понятие о виде текстильного льняного волокна ,

получение и свойств льняных тканей.

Задачи:

Обучающие – сформировать представления учащихся о льне, его видах,

её изготовлении, познакомить с изделиями из льняной ткани и

правилами по уходу; расширить кругозор учащихся.

Коррекционно - Развивающие - развивать умение сравнивать и делать

выводы посредством выполнения индивидуальной работы с карточкой;

развивать связную речь способствовать приобретению знаний о здоровом

образе жизни через изучение полезных свойств льняной ткани.

Воспитывающие - способствовать развитию интереса к предмету;

воспитывать уважение к труду старших поколений.

Оборудование и материалы:

Видиофильм «Производство льна»

образцы изделий из льняных тканей

раздаточный материал

термины

лоскутки льняной ткани

выставка льняной ткани

Ход урока.

1.

Организационный момент.

1.

Подготовка рабочего места к уроку.

2.

Проверить внешний вид учащихся.

2.Актулизация опорных знаний.

1.Девочки, давайте вспомним какие текстильные волокна вы знаете?

Ответ: текстильные волокна делятся на две группы: натуральные и химические.

2.Что такое натуральное волокно?

Натуральные волокна – те, которые образуются в природе без вмешательства

человека.

3.Что такое химическое волокно?

Химические волокна- те, которые люди производят искусственным путем на

промышленных предприятиях.

4.Какие натуральные волокна растительного происхождения мы с вами уже

изучили? (хлопок Из)

5.Какие простейшие переплетения вы знаете?

Ответ: ткань получается в результате переплетения нитей на ткацких станках.

Полотняное, сатиновое, саржевое переплетение.

3.Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, с первых дней появления на свет человек сталкивается с различными

тканями. Из ткани были сшиты ваши пелёнки и распашонки, одеяла и чепчики.

Вы подросли, и вся одежда, которая на вас, тоже изготовлена из ткани. Ткань в

жизни человека занимает огромное место. Мы настолько привыкли к ней, что

даже не задумываемся, как получают ткани и из какого сырья.

Мы сегодня вспоминали о волокнах не случайно. Изучив самые

распространенные ткани полотняного переплетения- хлопчатобумажные ткани,

мы переходим к следующей группе ткани из натуральных волокон

растительного происхождения. А что это за растение, мы узнаем отгадав

загадку.

Голубой глазок, золотой стебелёк,

Скромный на вид, на весь мир знаменит.

Кормит, одевает и весь дом украшает.

( лён)

Тема урока:

«

Лён. Льняное волокно. Получение и свойства льняных тканей.».

-

Запишите тему урока в тетрадь:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с растением- лен , со свойствами

льняного волокна, этапами производства льняных тканей.

4.

Изучение нового материала.

- А кто знает, что такое лён? (это растение, из которого изготавливают

льняную ткань)

-А из какого ещё растения делают ткани? (из хлопчатника)

Показ видео.

Показ льняной соломы и волокна (демонстрационный материал).

- Рассмотрите льняное волокно и скажите, какое оно? Тёмно серого цвета,

жёсткое, колючее, и даже не верится, что из такого толстого волокна может

получиться тонкая ткань.

Игра: «Волшебный мешочек».

- Сейчас мы с вами проведём игру «волшебный мешочек». У меня на столе

лежит синтетическое волокно, волокно льна и хлопка. Рассмотрите и

потрогайте эти волокна. Чем они отличаются? (Волокно льна жёсткое,

хлопковое волокно мягкое, синтетическое – скользкое). Я все эти волокна

сложу в мешочек. Ваша задача на ощупь определить льняное волокно.

Молодцы! Все справились.

- Ребята, что же делают из волокна на прядильной фабрике? Правильно -

льняные нити, или пряжу.

(Беседа о просмотренном фильме).Работа с коллекцией. Лен.

На прядильной фабрике поступившие кипы льна сначала теребят, получают

рыхлую волокнистую массу. Затем это волокно чешут и вытягивают на

специальных чёсальных машинах. В результате этого удаляются остатки

твёрдого стебля и получается льняная лента. Потом эту ленту слегка

скручивают, получая ровницу. На прядильных машинах ровницу вытягивают и

скручивают в пряжу. Полученную пряжу наматывают в виде початков или

бобин.

Показ бобин.

Новые слова на доску (льняная лента, ровница, пряжа).

- « Прядение – это процесс получения пряжи из волокна».

-Ребята, давайте рассмотрим льняную нить. Какая она? Гладкая, серая,

неравномерная по толщине и очень прочная. Попробуйте её разорвать руками.

Не рвется. Скорее можно порезать руки, чем разорвать.

-А как вы думаете, куда везут бобины с пряжей? Правильно, на ткацкую

фабрику.

- Что делают на ткацкой фабрике? Ткут ткани.

«Ткачество – это процесс изготовления тканей».

- Ткань изготавливают на ткацких станках путём переплетения долевых и

поперечных нитей.

Ткацкие цеха обычно большого размера. В них стоит много ткацких станков.

Одна ткачиха следит за работой нескольких станков, меняет пустые бобины и

связывает оборвавшиеся нити. В таких цехах очень шумно, поэтому ткачихам в

них работать очень тяжело.

- Ткань, которая сходит с ткацкого станка, называется СУРОВОЙ. Она

некрасива на вид, жёсткая, имеет цвет волокон.

Показ суровой ткани.

-Чтобы ткань превратилась в красивую, разноцветную и мягкую, ей придётся

пройти ещё несколько этапов отделки.

«Отделка – это улучшение внешнего вида ткани»

Прежде всего, ткань надо отбелить в специальном растворе. Затем ткань

окрашивают в однотонный цвет, путём опускания её в краситель. Потом ткань

проходит процесс печатания. На отбеленную или окрашенную ткань

специальными валиками наносят рисунок. В результате печатания получают

ткани с печатным рисунком.

Показ образцов суровой, отбеленной, гладкокрашенной и с рисунком

ткани.

Как же получают ткань?

- Коротко это можно записать так:

Получение волокна – прядение – ткачество – отделка.

Физминутка

На физминутке мы вспомним основные линии фигуры человека . Упражнение

№ 1. «Линия шеи».

Исходное положение — стоя в проходе около парты так, чтобы не мешать друг

другу.

1.Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед

— отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями,

преодолевая сопротивление рук.

Упражнение № 2. «Линия груди».

Исходное положение — стоя в проходе около парты так, чтобы не мешать друг

другу.

1.Поднять руки перед собой на уровне груди.

2.Развести руки в разные стороны, чтобы сократились мышцы спины и лопатки

соприкоснулись.

3.Возвратить руки в исходное положение на уровне линии груди.

4.Опустить руки вниз.

Повторить 3-4 раза.

Упражнение № 3. «Линия талии».

Исходное положение — стоя в проходе около парты так, чтобы не мешать друг

другу, руки на поясе (талии).

1.Максимальный прогиб туловища назад.

2.Наклон туловища вперёд.

Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение № 4. «Линия бёдер».

Исходное положение — стоя в проходе около парты так, чтобы не мешать друг

другу, руки на бёдрах.

1.Поворот туловища вправо раскачивающими движениями.

2.Поворот туловища влево.

Повторить 3 – 4 раза.

4.Практическая работа:

«Изучение свойств льняных тканей».

- Для того, чтобы лучше познакомиться с льняной тканью и определить, какие

изделия из неё можно сшить, нужно изучить её свойства. Сейчас мы будем

выполнять практическую работу, которая называется: «Свойства льняных

тканей».

Для практической работы вам понадобятся образцы тканей, лупы,

инструкционные карты, таблицы. Проверьте, всё ли есть у вас на столах.

Порядок выполнения работы вы найдете в инструкционной карте. Прежде чем

приступить к работе, не забудьте правильно организовать свое рабочее место и

соблюдать на нём порядок.

Выполнение работы обучающимися с помощью инструктажа учителя.

(Приложение 1)

Проверка правильности выполнения работы.

СВОЙСТВА ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

Назван

ие

ткани

Блеск

Гладкост

ь

Мягкос

ть

Прочнос

ть

Сминае

мость

Скольже

ние

Осыпае

мость

Льняная Нет

Гладкая

Мягкая

Малая

Малая

Малое

Большая

ткань

Слабы

й

Средн

ий

Сильн

ый

Шерохова

тая

Жесткая Средняя

Большая

Средняя

Большая

Среднее

Большое

(5 нитей)

Средняя

(3–4)

Малая

(1–2)

(Ответы – Приложение 2).

- Подведём итог практической работы. Какими же свойствами обладает

льняная ткань? Она приятная на ощупь, жёстковатая, с неярким блеском.

Льняную одежду можно носить и зимой, и летом: в жаркую погоду льняной

материал «холодит», а в прохладную – греет. Помимо этого, ткань легко

стирается, быстро впитывает влагу, быстро сохнет, очень гигиенична и

долговечна. Лён обладает очень высокой прочностью. Льняные ткани

выдерживают самую высокую температуру нагрева утюга. При утюжке

терморегулятор утюга нужно ставит на три точки.

- А есть ли отрицательные свойства у льняной ткани? Конечно, есть.

Какие они? Очень сильная сминаемость. Как бы хорошо мы её не отутюжили,

стоит слегка помять её в руках, и ткань становится мятой. Второе

отрицательное свойство – это сильная осыпаемость срезов, что доставляет

определённое неудобство при пошиве. И последнее – льняная ткань очень

плохо утюжится. Поэтому льняные вещи после стирки нельзя пересушивать, и

утюжить влажными.

Работа с карточками.

- Сейчас следующее задание. Вы получили карточки, на которых перечислены

свойства льняных тканей. Вам нужно выбрать и подчеркнуть те свойства,

которые особенно полезны для здоровья человека.

Задание – из всех перечисленных свойств льняной ткани, выбрать и

подчеркнуть те свойства, которые особенно полезны для здоровья.

Приятная на ощупь, гладкая, благоприятно влияет на чувства человека,

долговечная, имеет блеск, хорошо впитывает влагу, быстро сохнет,

хорошо пропускает воздух, льняная одежда имеет охлаждающий эффект

при ношении, сильно мнётся, выдерживает большее количество стирок, без

потери качеств, срезы сильно осыпаются.

5. Знакомство с изделиями из льняной ткани.

- Посмотрите внимательно на стенд с образцами льняных тканей и скажите,

какие изделия можно из них сшить?

Льняные ткани очень износоустойчивые, поэтому они хорошо

подходят для пошива постельного белья, т. к. постельное бельё

подвергается повышенному истиранию, особенно простыни.

Благодаря высокой прочности, из льняной ткани шьют много

столового белья. Какие изделия относятся к столовому белью?

Это шторы, скатерти, салфетки, фартуки, полотенца, т. е. всё то, что

мы используем на кухне. Льняная ткань прекрасно впитывает влагу, и

это незаменимое качество для кухонных полотенец, которыми мы

вытираем руки и посуду.

Кроме постельного и столового белья из льняных тканей шью много

разной одежды, особенно для лета. В одежде изо льна человек

чувствует себя очень комфортно, ощущая прохладу даже при

высоких температурах. В жаркую погоду подо льном температура на

4-5- градусов ниже, чем под любой другой тканью.

Кроме сарафанов, из льняной ткани шьют нарядные костюмы. Украшают

льняные изделия вышивкой, пуговицами, контрастной окантовкой,

карманами.

Достойное место среди льняных изделий занимает мужская одежда.

Льняная ткань хороша для пошива мужских сорочек, пиджаков и

костюмов. Учёными доказано, что льняная ткань подавляет излучение,

поэтому она полезна для всех, кто долго сидит за компьютером.

Льняная ткань очень хорошо подходит для пошива детской одежды.

На неё не бывает аллергии, тело ребёнка подо льном дышит.

6. Закрепление нового материала.

Из всего сказанного на уроке можно утверждать, что лен - это самый

старинный материал для изготовления полотна, а льняная ткань - самая первая,

которую научились получать наши предки. Льняная ткань самая прочная из

натуральных тканей.

Вопросы:

1.

Из чего производят льняные ткани?

2.

В какой части растения находится волокно льна?

3. Назовите основные процессы производства ткани.

4. Что такое прядение?

5. Что такое ткачество?

6. Какие виды отделки применяют при обработке готовой ткани?

7. Назовите положительные свойства льняной ткани (называют по цепочке)

- приятная на ощупь;

- благоприятно влияет на чувства человека;

- долговечная;

- хорошо впитывает влагу;

- быстро сохнет;

- хорошо пропускает воздух;

- льняная одежда имеет охлаждающий эффект при ношении;

- вещи изо льна экологичны и безвредны для здоровья,

- выдерживает большее количество стирок, без потери качеств.

8.Назовите отрицательные свойства льняной ткани.

- сильно мнутся;

- жестковатые;

- срезы сильно осыпаются;

- плохо утюжится.

- А сейчас такое задание: нужно сопоставить термины с правильным

определением. Под одной скрепкой собраны термины, под другой –

определения. Выложите цепочки у себя на столах, потом будем проверять.

Льняная солома – стебли без семенных коробочек.

Пряжа – тонкая нить, выработанная из волокна на прядильной фабрике.

Суровая ткань – ткань, снятая с ткацкого станка.

Печатание – нанесение рисунка на ткань.

Отделка – это улучшение внешнего вида ткани.

Прядение – это процесс получения пряжи из волокна.

Ткачество – это процесс получения ткани из пряжи.

Релаксация.

Давайте с вами создадим свое цветущее поле. В коробочке лежат заранее

приготовленные цветы вырезанные из ткани разных цветов и оттенков. Дети

выбирают цветы по отношению к уроку и прикрепляют на зеленую ткань

(поле).

7. Итог урока, выставление оценок.

Приложение 1

Инструкционная карта

«Изучение свойств льняных тканей»

О б о р у д о в а н и е : образцы тканей, лупы.

Х о д р а б о т ы

У ч а щ и е с я п о о ч е р е д и з а ч и т ы в а ю т п у н к т ы

и н с т р у к ц и о н н о й к а р т ы .

1.

Положить перед собой таблицу «Свойства льняных тканей».

2. Рассмотреть образец льняной ткани через лупу и определить блеск,

подчеркнуть правильный ответ в таблице.

3. Определить на ощупь гладкость образца, подчеркнуть правильный ответ в

таблице.

4. Определить на ощупь мягкость образца, подчеркнуть правильный ответ в

таблице.

5. Отделить от образца 3–4 нити и попытаться их разорвать, подчеркнуть

правильный ответ в графе «Прочность».

6. Определить сминаемость, сжав образец в руках на 10–15 секунд, а затем

распрямив его.

7. Сложить образец вдвое и определить, скользят ли поверхности,

подчеркнуть правильный ответ в таблице.

8. Для определения осыпаемости постарайтесь выдернуть иглой сразу 5

нитей из образца, если не получилось, то 4 нити, затем 3, 2, 1, подчеркнуть

правильный ответ в таблице.

9. Для определения гигроскопичности капнуть на образец несколько капель

воды, и понаблюдать, быстро ли ткань впитает влагу. Подчеркнуть правильный

ответ в таблице.

10. Проверить, все ли ответы в таблице отмечены.

Приложение 2.

СВОЙСТВА ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

(правильный вариант)

Названи

е

ткани

Блеск

Гладкость

Мягкос

ть

Прочнос

ть

Сминае

мость

Скольж

е

ние

Осыпае

мость

Льняная

Нет

Гладкая

Мягкая

Малая

Малая

Малое

Большая

(5

ткань

Слабы

й

Средн

ий

Сильн

ый

Шерохова

тая

Жестка

я

Средняя

Больша

я

Средняя

Больша

я

Средне

е

Большо

е

нитей)

Средняя

(3–4)

Малая

(1–2)



В раздел образования