Автор: Потапова Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 452
Населённый пункт: г. Екатеринбурга
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье описывается одно из направлений работы по
патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями
здоровья
в
дошкольной
образовательной
организации.
Обоснована
актуальность
проблемы
патриотического
воспитания
дошкольников,
рассмотрены
определения
понятий
«патриотизм»
и
«патриотическое
воспитание дошкольников». На основе анализа методической литературы
определяется содержание патриотического воспитания детей дошкольного
возраста с ОВЗ, его основной принцип. В статье рассказывается об
организации некоторых мероприятий по патриотическому воспитанию
дошкольников с ОВЗ, в которых реализуется принцип «от близкого к
далекому».
Ключевые слова: патриотическое воспитание; дошкольники; дети с
ограниченными возможностями здоровья; нарушения речи.
PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH
DISABILITIES IN A PRESCHOOL ORGANIZATION
Abstract.
The article describes one of the areas of work on patriotic
education of children with disabilities in a preschool educational organization. The
relevance of the problem of patriotic education of preschool children is justified,
the definitions of the concepts «patriotism» and «patriotic education of preschool
children»are considered. Based on the analysis of the methodological literature, the
content of patriotic education of preschool children with disabilities, its basic
principle, is determined. The article describes the organization of some events for
the patriotic education of preschoolers with disabilities, which implement the
principle of "from near to far".
Keywords:
patriotic education; preschoolers; children with disabilities;
speech disorders.
Патриотизм сегодня рассматривается как один из основных ориентиров
в
воспитании.
Нормативные
документы
Правительства
Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации (Закон РФ
«Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного
образования,
«Национальная
доктрина
образования
в
Российской Федерации до 2025 г.», «Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания гражданина России», «Концепция патриотического
воспитания граждан РФ», Государственная программа «Патриотическое
воспитание
граждан
РФ
на
2016-2020
годы»,
«Стратегия
развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года») определяют
нравственно-патриотическое воспитание детей с самого раннего возраста
условием стабильного развития общества и государства.
Отечественным мыслителям, педагогам свойственно отношение к
патриотизму как важному нравственному чувству, добродетели. Патриотизм
– это чувство любви к Отечеству, деятельность, направленная на его благо и
на его развитие. «Педагогический энциклопедический словарь» дает такое
определение: «Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей
культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как
природного чувства соединяются его нравственное значение как обязанности
и добродетели. Ясное осознание своих обязанностей по отношению к
отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма,
которая издревле имела и религиозное значение» [5, с. 185].
В методической литературе (Р.С. Буре [2], С.А. Козлова [3],
Н.В. Микляева [4] и др.) отмечается, что патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста выстраивается в логике «от близкого к далекому»: от
любви к родному дому, родителям, к детскому саду, к улице, родному городу
до любви к родной стране.
В процессе воспитания у детей постепенно складывается образ своего
дома с его традициями, стилем взаимоотношений, укладом. Дошкольник
принимает и любит свой дом таким, каков он есть. Существующие в семье
правила, привычки (вместе встречать Новый год, дарить подарки ко дню
рождения, устраивать традиционные культпоходы и др.) постепенно входят в
социальный опыт ребенка. Укреплению его привязанности к родному дому,
семье
способствует
и
общий
труд,
трудовые
обязанности.
Чувство
«родительского дома» становится основой любви к Родине [3]. Таким
образом,
первой
ступенью
в
патриотическом
воспитании
ребенка
дошкольного возраста является его любовь к родителям, к своей семье, а за
тем уже – к народу и Отечеству.
Формирование у дошкольников патриотизма опирается на их знания и
представления. Очень важно, чтобы информация, с которой знакомят детей,
вызывала у них эмоции и побуждала к практической деятельности.
Дошкольников
знакомят
с
символикой
страны,
ее
природой
и
достопримечательностями.
Детям
рассказывают
о
людях,
которые
прославили Россию – писателях, художниках, композиторах, ученых. На
примерах конкретных людей дают представление о чертах характера
российского
народа:
гостеприимстве,
умелости,
смелости,
стойкости.
Необходимо познакомить дошкольников с примерами защитников Отечества
(русских богатырях, героях разных войн), их готовностью встать на защиту
Родины, не жалеть своей жизни. При этом воспитатель использует
художественную
литературу,
кино,
изобразительное
искусство,
краеведческую информацию.
Н.В. Микляева [4] называет одним из направлений патриотического
воспитания детей дошкольного возраста приобщение их к традициям народа,
народному творчеству, т.к. в них исторически сохраняются присущие народу
черты характера. Исследователи говорят также о больших возможностях
организации деятельности детей дошкольного возраста в целях нравственно-
патриотического воспитания. Это может быть деятельность по оформлению
помещения
к
празднику,
художественно-творческая
деятельность,
туристическая и краеведческая деятельность; элементарная природоохранная
деятельность и др.
Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями
здоровья – дети с различными нарушениями речи. Этих детей отличает ряд
особенностей:
‒
различные нарушения речевой деятельности;
‒
снижение работоспособности;
‒
невысокий уровень познавательной активности;
‒
неустойчивость и малый объем внимания;
‒
недостаточная продуктивность деятельности;
‒
низкий уровень социально-личностного развития;
‒
незрелость эмоциональной сферы;
‒
несформированность мотивации и произвольного поведения;
‒
пониженная самооценка, тревожность, агрессивность.
Данные особенности детей с нарушениями речи определяют специфику
работы по патриотическому воспитанию. Прежде всего, важна совместная
деятельность
учителя-логопеда,
педагога-психолога,
воспитателя,
музыкального
работника.
Эта
деятельность
носит
согласованный
комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими
профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе
общих
педагогических
принципов.
Таким
образом,
общие
усилия
специалистов
детского
сада
позволяют
одновременно
корректировать
речевые нарушения детей и заниматься их патриотическим воспитанием.
Основными видами деятельности по патриотическому воспитанию
детей с ОВЗ являются игровая и познавательная деятельность. Принимая во
внимание
особенности
детей
с
нарушениями
речи,
педагоги
чаще
используют групповую и индивидуальную форму организации деятельности.
Это позволяет учитывать возможности и желания каждого ребенка.
Взаимодействие с родителями воспитанников помогает повысить мотивацию
детей к участию в различных мероприятиях. С помощью семьи ребенок легче
справляется с трудностями, испытывает радость от общения с близкими.
Среди таких мероприятий можно назвать экскурсии, конкурсы рисунков и
стихов, совместные детско-родительские проекты, патриотические акции.
Педагоги нашего детского сада широко используют возможности для
патриотического воспитания детей с ОВЗ, открывающиеся каждый год в ходе
подготовки и проведения торжеств к Дню Победы в Великой Отечественной
войне.
Так, дети ежегодно участвуют во Всероссийском конкурсе чтецов
«Весна Победы», в районном конкурсе патриотической песни для детей
«Катюша».
Конечно,
участие
детей
с
нарушениями
речи
в
таких
мероприятиях требует огромной подготовки. Педагоги проводят с детьми
беседы, просмотры мультфильмов по теме, рассматривают иллюстрации,
разучивают стихи и песни. В работе нам очень помогает районная детская
библиотека. Экскурсии в библиотеку, посещение мероприятий, посвященных
Великой Отечественной войне и Победе, очень интересны и привлекательны
для детей с ОВЗ. Они дают дошкольникам много новой информации и
активизируют деятельность детей.
Каждый год в День Победы педагоги приводят дошкольников к
Мемориалу воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, все вместе
возлагают
цветы.
Такие
шествия
становятся
ярким
событием
для
дошкольников, воздействуют на чувства детей с ОВЗ, развивают их
эмоциональную сферу.
К 75-летию Великой Победы наши воспитанники вместе с родителями
подготовили
поздравления
участникам
войны.
Видеозаписи
этих
поздравлений размещены на сайте детского сада. Удивительно трогательно
звучат слова поздравлений, в которых дети старательно выговаривают
трудные для них звуки и слова! Ребята держат в руках открытки, сделанные
своими руками для ветеранов войны и плакаты с портретами своих
родственников, отдавших жизнь за Родину. При подготовке к этой акции
перед малышами впервые открываются страницы истории их семьи, дети
узнают о вкладе семьи в героическое прошлое Родины.
Для детей старших групп в детском саду совместно с родителями
проведен проект «Герой моей семьи» в рамках городского конкурса
«Внучата-дошколята». Дошкольники делали рисунки и поделки о войне,
взрослые рассказывали детям об их родных – участниках боев за победу и
тружениках тыла. Так у детей рождается любовь к своей семье, гордость за
своих родных. Так, через любовь и уважение к семье, воспитывается любовь
и уважение к своей Родине, готовность к ее защите и труду на ее благо.
Приобщение к истории Великой Отечественной войны – лишь одно из
направлений работы по патриотическому воспитанию дошкольников с ОВЗ.
Работы по другим направлениям в детском саду проводится также по
принципу «от близкого к далекому».
Итак, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста есть
процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого
ценностно-смыслового пространства, направленный на формирование у
детей патриотических ценностей на основе чувства любви к родным и
близким людям, привязанности к семье и родному дому [1]. Формы, методы,
приемы патриотического воспитания дошкольников с ОВЗ отличаются
своеобразием, связанным с особенностями таких детей. При организации
процесса патриотического воспитания детей важно взаимодействие всех
специалистов детского сада и родителей.
Литература
1.
Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности : дис.
… канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. Н. Бородина ; Урал.гос. пед. ун-т. –
Екатеринбург, 2016. – 241 с.
2.
Буре,
Р.
С.
Воспитание
нравственных
чувств
у
старших
дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д.
Шатова ; под ред. А. М. Виноградовой. – Москва : Просвещение, 1989. – 96 с.
3.
Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с
социальной действительностью : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / С. А. Козлова. – Москва : Издательский центр «Академия», 1998.
– 160 с.
4.
Микляева,
Н.
В.
Дошкольная
педагогика
:
учебник
для
академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А.
Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. ‒ Москва : Издательство
Юрайт, 2018. ‒ 411 с.
5.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-
Бад; ‒ Москва : Большая Российская энциклопедия, 2008. ‒ 528 с.