Напоминание

"Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения"


Автор: Иванова Светлана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОЧУ СОШ "Классика"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения"
Раздел: начальное образование





Назад




Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности

процесса обучения

«Создаёт человека природа,

но развивает и образует его общество»

В.Г. Белинский

Актуальность этой темы связана, прежде всего, с потребностями

развития педагогической практики в условиях динамических процессов

обновления образования.

Школа является одним из важнейших социальных институтов общества.

По своему назначению она должна обеспечить будущее развитие, прогресс

общества. Оно во многом зависит от того, какова сегодняшняя школа, как

она работает, какую цель осуществляет.

Роль школы в формировании подрастающего поколения огромна.

Именно в школе получают развитие природные способности детей,

творческая инициатива, их дарования и таланты или, наоборот, гибнут их

лучшие задатки, данные от природы.

Долгое время в отечественной педагогике личностный потенциал

обучаемого направлялся на усвоение определённых стандартов. Причиной

этого являлась жёсткая организация общественной и школьной жизни с

единым учебным планом, программами, что давало учителю ограниченные

возможности учёта личностных особенностей учащихся и не способствовало

их разностороннему развитию. При этом ценностью выступала не сама

личность учащегося, а личность учащегося в контексте усвоения содержания

образования. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а

предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу

ставился набор информации, обязательный для изучения. Динамизм развития

современного

общества

требует

переосмысления

задач

обновления

образования. Во ФГОСах второго поколения акцент был сделан на развитие

универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно

добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с

людьми.

Отличительной особенностью нового Стандарта является его

деятельностный характер, ставящий главной целью всестороннее развитие

личности школьника. Развитие личности, её творческой индивидуальности

становится

главной

линией

системы

образования,

а

личностно-

ориентированный подход -

важным условием эффективности процесса

обучения.

Проблема личностно-ориентированного образования не нова в теории и

школьной

практике.

Необходимость

личностного

подхода

наглядно

обозначилась уже тогда, когда появилась классно-урочная система обучения.

В разные периоды развития общества и школы эта проблема решалась

достаточно своеобразно, охватывая различные её стороны. В современных

условиях личностно-ориентированный подход основывается на принципах

гуманизма, который признаёт ценность человека как личности и ученика, в

частности, его право на свободу, развитие, проявление всех способностей.

Личностный подход в образовании предполагает построение особого

рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием,

технологиями),

который

ориентирован

на

развитие

и

саморазвитие

собственно личностных свойств индивида. Таким образом, функцией

личностно-ориентированного образования становится не формирование

личности с заданными свойствами, а создание благоприятных условий для

полноценного проявления и развития личностных качеств учащегося в

соответствии с его способностями и предпочтениями.

Личностно-ориентированное образование уже можно смело назвать

знамением

современной

педагогики.

Следует

заметить,

что

понятие

«личностно-ориентированное

образование»

тесно

связано

с

такими

категориями, как индивид, индивидуальность (индивидуальный подход) и

личность.

Понятие

«индивидуальный

подход»

вошло

в

педагогику

значительно раньше таких понятий, как «индивидуальность» и «личность».

Так, например, уже в педагогической системе великого чешского педагога

Я.А. Коменского явно обозначены положения о том, что процесс обучения и

воспитания необходимо строить с учётом возрастных и индивидуальных

особенностей

детей,

используя

при

этом

систему

педагогических

наблюдений.

К.Д.

Ушинский в своём труде «Человек как предмет

воспитания» писал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех

отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

Ни одна школа не может дать всех знаний, поэтому главная её задача –

это

научить

ученика

самостоятельно

мыслить,

создать

условия

для

реализации внутренних резервов обучающихся и их способностей.

Так, например, П.П. Блонский, размышляя о различиях хорошего и

плохого учителя, говорил, что для хорошего – все ученики разные,

одинаковых нет, а для плохого учителя все учащиеся абсолютно одинаковые.

Уже тогда П.П. Блонский закладывал основы личностно-ориентированной

педагогики. С.Т. Шацкий же утверждал, что необходимо для каждого

ученика нащупать наиболее целесообразный темп и способ работы – и это

тоже индивидуальный подход.

В разные годы предпринималось множество попыток определить

понятие «личность». Достаточно точная трактовка данного понятия дана

Б.Г. Ананьевым на основе выделения четырёх основных характеристик

(личность,

субъект,

индивидуальность,

индивид)

в

общей

структуре

представления о человеке и взаимосвязи развития его свойств.

Личностно-ориентированное обучение – тип обучения,

предполагающий воспитание учащихся как инициативных и активных,

способных к творчеству субъектов деятельности; обучение, основанное на

учёте психологических и социально-педагогических характеристик личности.

Обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным

продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом

всего процесса. Развитие личности в обучении – духовное и физическое

становление человека, реализация его природных задатков на основе

усвоения всех элементов культуры и социального опыта, включённых в

содержание образования.

Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в

ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие

искажается. Задача учителя – помочь ребёнку раскрыться, реализовать свои

возможности и способности, учитывая его индивидуальные особенности,

темперамент,

характер,

интересы,

склонности,

способности,

уровень

развития мышления, внимания, памяти, воображения, помочь ученику стать

успешным, а главная цель – личностное развитие каждого ученика. Поэтому

знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления

детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.

«Педагогическое кредо каждого настоящего Учителя: открывать

знания вместе с детьми», – считает психолог Е. Мельникова.

Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал

радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и

познавательный интерес. Степень познавательной активности у каждого

своя. Каждый ученик должен быть участником общего дела и чувствовать

«собственное продвижение». Интерес и успешность обучения – вот те

основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и

физиологическое развитие ребёнка, а значит, и качество работы учителя с

детьми.

Эффективным

средством,

позволяющим

раскрыться

и

самореализоваться каждому ребёнку в классе, является творческая работа

детей, которая способствует не только развитию личности, но и глубокому и

прочному усвоению знаний. К одному из перспективных средств относятся

учебные ситуации с личностным контекстом. Они могут быть различного

рода (мировоззренческие, коммуникативные, практикоподобные и т.п.) в

зависимости от целей, поставленных учителем. Однако общим для всех

ситуаций является их жизненная важность для учащегося. Только в этом

случае учащийся включится в их решение,

накапливая тем

самым

личностный опыт.

Личностно-ориентированный подход даёт учителю неограниченные

возможности так организовать процесс обучения, чтобы каждый ученик имел

возможности

для

самообразования,

саморазвития,

самовыражения

(проектная и исследовательская деятельность, нетрадиционные уроки,

дифференцированные и разноуровневые задания, смена видов деятельности,

работа в парах и группах, умение спрограммировать обучение разных групп

учащихся, благожелательное отношение и педагогический такт)

В.А. Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые

струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».



В раздел образования