Автор: Ирина Борисовна Зарубина
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ сош № 25
Населённый пункт: г. Уссурийск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеллектуальная игра с использованием оборудования медкласса «Мир медицины»
Раздел: полное образование
Интеллектуальная игра с использованием оборудования
медкласса «Мир медицины»
Цель: формирование устойчивого интереса к будущей профессии, раскрытие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
В игре принимают участие 2 сборные команды 10 – 11 классов.
Команда должна придумать название, соответствующее теме игры.
Игра состоит из 6 этапов, в них будут представлены вопросы и
задания из разных областей медицины. На каждом этапе необходимо
выполнять задания, после успешного прохождения которых команда
получает кодовые слова. В конце игры команда из данных слов должна
собрать высказывание великого врача (7 этап). Первая, собравшая фразу,
получает 10 баллов. Вторая – 5 баллов.
В первом туре команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый
правильный ответ команда получает 1 балл.
Если команда не дает ответа,
право ответить получают соперники.
На обдумывание ответа 15 сек.
Для проведения игры нужны двое ведущих. Один задает вопросы,
комментирует
ответы.
Другой
контролирует
время,
проверяет
маршрутные листы, ведёт подсчёт баллов, объявляет результаты.
При прохождении этапов 2 – 6 с командами работают волонтеры
(подготовленные ученики 9 – 11 классов)
Этап 1. Профессиональная разминка (Презентация)
1. Кто из врачей отвечает за человеческий «мотор»? (Кардиолог)
2. Какого врача по праву можно назвать «крововед»? (Гематолога)
3. Какому врачу частенько приходится извлекать корень? (Стоматологу)
4. Какой врач никогда не задает больному вопрос: «Что у вас болит?»
(Ветеринар)
5.
Какое слово с латыни буквально переводится как «терпящий»?
(Пациент)
6. Какое латинское слово буквально переводится как «дающий»? (Донор)
7. Какое латинское слово буквально переводится как «ножичек»?
(Скальпель)
8. Скажите по-латыни «яд». (Вирус)
9. Назовите лечебное учреждение для стационарных больных, которое
получило свое название от греческого слова «постель». (Клиника)
1
10.Как называется наука о лечении болезней без хирургического
вмешательства. (Терапия)
11.Какое заболевание бывает сахарным и несахарным? (Диабет)
12.Название магазина «Гастроном» и заболевания «гастрит» происходит
от
греческого
наименования
анатомического
органа.
Какого?
(Желудок)
13.Какой орган человеческого тела покрыт корой? (Мозг)
14.Шотландский ученый в 1929 году Александер Флеминг нашел
простейший живой организм — плесневый грибок, который убивает
другие живые организмы-бактерии. За это открытие в 1945 году он
получил Нобелевскую премию. Как он его назвал? (Пенициллин)
2 – 6 этап команды проходят, следуя по маршрутному листу. После
прохождения каждого этапа команды получают часть высказывания
великого медика.
Этап 2. Лаборатория судмедэкспертизы.
Рассматривание под микроскопом препаратов крови человека и
лягушки.
В лабораторию поступили пробы крови с предполагаемого места
преступления. Определить возможную жертву.
Команда может получить 2 балла. По 1 баллу за каждый верный
ответ.
Этап 3. Анатомический театр.
Команды должны показать на столе «Пирогов» указанные ведущим
органы и системы, ответить на вопросы.
Команда может получить 5 баллов. По 1 баллу за каждый верный
ответ.
Этап 4. Процедурный кабинет.
Команда
должна
продемонстрировать
технику
проведения
внутримышечной инъекции (на фантоме) по алгоритму.
Команда может получить 5 баллов.
Этап 5. Ситуационная задача.
2
Команда выбирает и решает ситуационную задачу. За полное решение – 5
баллов.
Ситуация 1.
В школьной столовой у ученицы 6 класса во время торопливой еды и
разговора появился
судорожный
кашель,
затруднение
дыхания.
Её
беспокоит боль в области гортани. Пациентка растеряна, говорит с трудом,
испытывает страх. Лицо цианотично. Осиплость голоса. Периодически
повторяются
приступы
судорожного
кашля
и
шумное
дыхание
с
затруднением вдоха.
Задания
1. Определите неотложное состояние пациента.
2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
3. Продемонстрируйте технику проведения приема Геймлиха.
Эталон ответа
Диагноз: инородное тело верхних дыхательных путей.
Алгоритм оказания неотложной помощи
а) с помощью третьего лица вызвать бригаду “скорой медицинской помощи”;
б)
попытаться
удалить
инородное
тело
с
помощью
пальцев.
При
неэффективности применить прием Геймлиха или придать пострадавшей
дренажное положение с использованием вибрационного массажа грудной
клетки;
г) срочная госпитализация в ЛОР отделение.
Экзаменуемый демонстрирует на фантоме проведение приема Геймлиха
согласно алгоритму.
Прием Геймлиха.
Порядок действий при оказании помощи поперхнувшемуся:
1. Необходимо встать за спиной пострадавшего (если он еще на ногах и не
потерял сознания), обхватив его руками.
2. Сжать одну руку в кулак и той стороной, где большой палец, положить ее
на живот пострадавшего на уровне между пупком и реберными дугами (в так
называемую эпигастральную область живота).
3. Ладонь другой руки кладется поверх кулака, быстрым толчком вверх кулак
вдавливается в живот. Руки при этом нужно резко согнуть в локтях, но
3
грудную клетку пострадавшего не сдавливать.
4. При необходимости прием повторить несколько раз, пока дыхательные
пути не освободятся.
Если дыхательные пути освободились, у человека восстановится дыхание и
появится нормальный цвет лица.
Ситуация 2.
У девочки 12 лет при заборе крови из вены отмечается бледность,
потливость, расширение зрачков. Затем потеря сознания.
Задания
1. Определите неотложное состояние пациента.
2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
3. Продемонстрируйте технику определения ЧСС, измерения АД.
Эталон ответа
В результате чувства страха у девочки возникло обморочное состояние.
Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) придать больной горизонтальное положение с приподнятыми ногами для
улучшения мозгового кровообращения;
б) вызвать скорую помощь;
в) расстегнуть воротник, расслабить пояс для улучшения дыхания;
г) поднести тампон, смоченный раствором нашатырного спирта, к носу с
целью рефлекторного воздействия на центральную нервную систему (ЦНС);
д) обрызгать лицо холодной водой, похлопать по лицу ладонями, растереть
виски, грудь с целью рефлекторного изменения тонуса сосудов;
е) периодически контролировать пульс и наблюдать за пациентом до
прибытия скорой помощи;
ж) выполнить назначение врача.
3. Экзаменуемый демонстрирует технику определения ЧСС, измерения АД.
Этап 6. Десмургия.
Команда должна продемонстрировать технику наложения повязки Варежка с
использованием системы «Теле-Ментор».
Команда может получить 5 баллов.
Этап 7. Высказывание великого врача.
Команда собирает из фрагментов, полученных на каждом этапе, фразу.
4
Первая, собравшая фразу, получает 10 баллов. Вторая – 5 баллов.
Высказывание 1.
Высказывание 2.
5