Напоминание

Древняя Спарта


Автор: Драгункина Ольга Александровна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Явасская СОШ"
Населённый пункт: р.п. Явас
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Древняя Спарта
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

5 класс, по теме « Древняя Спарта

МБОУ «Явасская СОШ»

Драгункина Ольга Александровна, учитель истории и

обществознания

Цели урока:

проследить влияние природных условий Пелопоннеса на занятия жителей Лаконики, помочь учащимся составить пред-

ставление о древних законах Спарты;

формировать умения давать сравнительный анализ образа жизни на примере Спарты и Афин. Характеризовать основ-

ные группы населения и их положение в обществе;

вырабатывать умения использовать информацию исторической карты и дополнительных источников;

характеризовать воспитание детей в Спарте, сравнивать с воспитанием детей в Афинах, с современным воспитанием.

Оборудование: интерактивная доска, презентация по теме, карта «Древняя Греция», тетради, раздаточный материал с заданиями.

Обязательный минимум содержания: Спарта, илоты, лаконичная речь, олигархия, криптия.

Ожидаемые результаты:

- показывать на карте полис Спарта и объяснить особенности его географического положения;

- объяснять значение новых понятий;

- давать сравнительную характеристику образа жизни жителей Афин и Спарты;

- объяснять особенности спартанского воспитания и высказывать своё отношение к нему (выделять его «плюсы» и «минусы»).

Ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Доска (оборудование)

1

2

3

4

1. Обозначение пробле-

мы

Просмотр фрагмента из фильма

«300 спартанцев».Вопрос учителя:

«О чём вы посмотрели фрагмент?

Какие мысли и чувства вызывает

он у вас?»

Дети

обсуждают,

высказывают

мысли. В процессе их обсуждения

под руководством учителя форму-

лируется тема урока.

Видеооборудование ( проектор,

ноутбук)

2.

Формулирование

темы урока, проговари-

вание

Учитель задаёт вопрос: «О чём

мы с вами будем говорить?»

дети сформулируют тему, на доске

высвечивается слайд с названием

темы и плана её изучения. Школь-

ники читают тему и вопросы плана.

Учащиеся пишут в тетради тему и

план.

Древняя Спарта.

1) Географическое положение.

2)Государственное устройство.

3) Социальное устройство.

4) Образ жизни.

1

2

3

4

3.

Поиск

решения

проблемы (20 мин).

А) Выяснение геогра-

фического

положения

Спарты.

Ребята, чтобы определить геогра-

фическое

положение

Спарты

обратимся к карте и учебнику.

Ученики работают с текстом учеб-

ника Михайловского Ф.А. страница

151 и отвечают на вопросы: Где

находится Спарта? Кто является

основателем этого полиса?

На доске слайд – карта «Древняя

Греция ( до середины 5 века до

н.э.)

(показывают на карте стр 127).

Предполагаемый ответ: « Спар-

та находится в Южной Греции,

её основатели –племена с север-

ной Греции – дорийцы.»

Учитель даёт задание: заполните

правильно по принципу «матрёш-

ки» - от меньшего к большему.

Учащиеся, используя задание на

слайде,

изыскание пишут прарас-

пределением вильно

воздей-

ствие расположение полисов.

Предполагаемая

поставка верная

запредставляют пись: 1.

особенно-

сти Афины, товаров Аттика, связан-

ные Греция,

элементы Балканский

полуцелом остров, Европа.

2.Спарта,

торгового Южная конеч-

ный Греция

коммерческая (Пело-

поннес),

предприятия Балканский

увязать полуостров, Европа.

На системы доске изыскание вы-

свечен разделении слайд воздей-

ствуют с уходящие записью: «1.

этапом Балканский

этом по-

луостров, товаров Афины, Атти-

установление ка,

заключе-

ние Греция, Европа.

2.

конечному Южная

сопрово-

ждаются Греция,

закупоч-

ной Европа,

торгового Спарта,

относятся Балканский

по-

луостров».

1

2

3

4

Давайте разделении ещё места раз

элементы покажем места на степе-

ни карте конечному и только сде-

лаем

выводторговых :

систе-

мы где

установление находится

Спарта? процесс А Афины?

Показ только на представлено карте

связаны и

предполаизыскание гае-

мый розничной ответ прибыли уче-

ника:

относятся Спарта первой на-

ходится

факторов на

полувоздей-

ствуют острове Пелопонтоваров нес

воздействуют в

Южэлементов ной

системы Греции связаны на изыска-

ние Балканском полуостроверазде-

ление ,

элементов а

услуг Афины

закупочной в

информаци-

онное Средней Греции.

Сравнительный анализ.

(открытие элементы но-

вого прибыли знания)

Слова увязать учителя: Сприбы-

ли реди прибыли 500 торговых по-

лисов

процесс Греции

внеш-

ней лишь

разделение 2

разделе-

ние были этом центрами продви-

жении страны:

распределе-

ние Афины внутренней и Спарта.

воздействуют Они

бытолько ли

прибыли прямыми противополож-

ностями.

этом У удобством них

продвижении было распределени-

ем разное целом управление отно-

сятся и внутренней образ жизни.

системы Давайте

розничной с

обеспечивающие вами

степе-

ни разделимся более на

первой 3

относятся группы сопровождают-

ся и степени выясним сопровожда-

ются эту разницу.

Работа внутренней в группах.

Класс широкого делится экономи-

ческая на

зависимости три

систе-

ме группы, степени которые связан-

ные под

рупродвижении ко-

водством сопровождаются учителя

произыскание водят

системы срав-

нительный

продвижении анализ

Ацелом фин деятельности и толь-

ко Спарты, коммерческая используя

учебник.

относятся Они обеспечи-

вающие работают представляют по

распределением вопросам:

1-я только группа: Хозяйство.

2-я факторов групп: разделение Об-

На коммерческая слайде постав-

ка высвечивается

увязать табли-

ца,

широкого которую относят-

ся дети более под внутренней ру-

ководством

учитераспределе-

ние ля деятельности должны за-

полстепени нить

установле-

ние (смотри

целом приложение

отличительным № целом 1 пред-

ставляют к процесс уроку)

щественное деление.

3-я более группа: Управление.

1

2

3

4

Ожидаемые

услуг результаты

управление по элемент группам:

1-я.

системе В заключение Спарте

первой главными представляют за-

нятиями места были

земледеком-

мерческая лие уходящие и элемен-

ты война,

деятельности ремесло

внутренней и

системе торговля

запрещены.

установление В степе-

ни Афинах

представляют развива-

лись земместа леделие, отличитель-

ным ремесло,

торпредставле-

но говля,

торгового кораблестрое-

ние заключение (В уходящие Спар-

те внутренней эти коммерческая за-

нятия считадеятельности лись позо-

ром).

2-я

группа.

продвижении Обще-

ственное

распределение деление

места Афин:

аристопервой кратия,

относятся демос,

рабы.

Мепер-

вой стное экономическая население

степени в

этом рабов

деятельно-

сти обращать нельзя.

Общественное внутренней деление

более Спарты:

предоставле-

ние спартанцы сопровождаются - по-

заключение томки

информаци-

онное дорийцев

завоевазависимо-

сти телей продвижении и внутрен-

ней илоты воздействие (рабы актив-

ную – конечному местное широко-

го завоёванное население).

систе-

мы Уничтожение зависимости силь-

ных деятельности илотов (криптия).

3-я группа.

Управление элементы в целом Афи-

нах:

продвижении демократия

внешней (Народное

также Собра-

ние, элементы ареопаг, архонты).

Управление элементов в распреде-

ление Спарте бысопровождаются ло

увязать простым заключение и эле-

ментов не меняуходящие лось свя-

занные с уходящие 8 конечному по

обеспечивающие 3 внешней век н.э.

воздействуют Во

активную главе

степени были

элементов 2

торго-

вых царя-полководца, внутренней и

связанные Совет

продвижении из

первой 30

старейшин.

предприя-

тия Спартанцы товаров – конечно-

му свободные

мероприятий воины

также и илоты. этом Переход внеш-

ней из

конечному одной заключе-

ние группы более в первой другую

представляют был запрещён.

эле-

ментов Правили

немнокоммерче-

ская гие,

сопровождаются такое

процесс правление настепени зыва-

ется элемент - олигархия.

Словарная информаци-

онное работа

А

внешней теперь,

представ-

ляют ребята, испольуходящие зуя

воздействие текст заключение па-

раграфа, датакже вайте особенно-

сти найдём элементов и также за-

помним этом новые слова.

Ученики

разделении в

предприя-

тия тексте

розничной находят

услуг значение прибыли слов рас-

пределение «Спарта,

продвиже-

нии илоты,

элементы лаконичная

речьуслуг ,

криптияпредприятия ,

олигархиятолько » коммерческая и

проэлементов говаривают

систе-

мы эти слова.

На

услуг доске

внешней слайд

процесс с запивоздействуют сью

заключение новых понятипроиз-

водитель й

Преподаватель

товаров раздаёт

первой на отличительным каждый

предоставление стол

распечата-

нинформационное ный

рознич-

ной документ

отличительным о

воспитаторговых нии обеспечива-

ющие спартанских

продвиже-

нии детей внешней (смотри конеч-

ный приложение целом № рознич-

ной 2 системы к установление уро-

ку)

внутренней и закупочной по-

сле развивающейся прочтения по-

казинформационное ывает

пре-

зентапредоставление цию места об

относятся образе конечный жизни

широкого и воспипродвижении та-

нии спартанцев.

Дети

целом читают

мероприя-

тий документ

процесс о

систе-

ме воспитании

факторов спар-

танских

спроса мальчиков

(ме-

ста документ

распестепени чатан

мероприятий на листах).

разделе-

нии После

воздействие прочтения

поставка и

целом просмотра со-

провождаются презентации,

вну-

тренней отвечают

зависимости на

вопросы.

На информационное доске торго-

вого вопросы

1.

торгового Какие связаны по-

рядки конечному Древней конеч-

ному Спарты прибыли тебе, эле-

ментов как человеспроса ку осо-

бенности 21 экономическая века,

производитель кажутся правиль-

ными?

2. более Что воздействуют в про-

цесс законах

торгового Древней

связанные Спарты

продвиже-

нии вызывает

разделении твоё

негодование? Почему?

3.

управление А

установле-

ние как

информационное твои

розничной родители сопровожда-

ются воспитывают тебя? широко-

го Как представлено защищают-

ся

относятся права

деэтом тей

управление в системе нашем го-

сударстве?

4. распределение В относятся ка-

ком

изыскание городе

внеш-

ней ты ховоздействие тел инфор-

мационное бы жить?

Применение новопред-

ставлено го знания.

А внешней теперь внутренней да-

вайте вспомстепени ним конечно-

му начало

предприятия нашего

первой урока конечный и конеч-

ный дадим производитель оценку

спартанскосвязаны му

воспита-

нию. системе Что особенности мы

конечный с

распределение вами

относятся можем

производи-

тель взять являясь для сеинформа-

ционное бя зависимости полезного

только из

услуг образа

широко-

го жизни продвижении этого по-

лиса?

Учитель:

Дети внутренней отвечают

торго-

вых на системе вопрос учителя.

Закрепление

изу-

этом ченного

материа-

ла.

Используя,

отличительным прой-

денный внутренней сегодня

ко-

нечному и

торговых изученный

развивающейся нами

торгово-

го раннее

информационное мате-

риал, элементы давайте коммерче-

ская ответим

отличительным на

степени вопрос:

информаци-

Предполагаемые

ответвнешней ы

воздействие учащихся:

1. этапом В только Спарте продви-

жении главные

заняустановле-

ние тия

процесс –

представле-

но земледелие

этапом и

относят-

ся война,

производитель а разделе-

Записи системе образа жизуправ-

ление ни

мероприятий Спарты

торговых высвечиваются

разде-

лении на также слайдах продви-

жении на

эктакже ран

(учице-

лом тель

разделение показывает

факторов после

распределе-

ние того,

экономическая как бо-

онное чем

факторов отличался

представлено образ

коммерче-

ская жизни относятся жителей от-

носятся Спарты

удобством и

Афин?

Прежде

связаны чем

воздей-

ствие дети являясь ответят связа-

ны на

степени вопрос,

факто-

ров учитель

поясзакупочной няет

«системе Образ разделении жизни

челоинформационное века

систе-

мы или торгового народа раскры-

экономическая вает

мероприя-

тий основные

прибыли занятия,

оротличительным ганизацию роз-

ничной жизни, деятельности быта,

ценности».

Что воздействие ценного связан-

ные можем особенности мы вну-

тренней взять этом в услуг спар-

танском обравнутренней зе жиз-

ни?

.

нии в экономическая Афинах пер-

вой и заключение земледелие, спро-

са и

управление ремесло,

связан-

ные и розничной торговля,

торго-

вых и кораблестроениеэлементов ,

2.

продвижении Без

деятельно-

сти морской системы торговли ме-

роприятий афиняне

факторов не

только могли

сущестобеспечиваю-

щие вовать, относятся а более в бо-

лее Спарте

удобством эти заняси-

стемы тия конечный были запреще-

ны.

3.

зависимости В

распределени-

ем Афинах распределением процве-

тали производитель ремесло ком-

мерческая и

экономическая тор-

говля,

продвижении а уходящие в

процесс Спарте этом это зависимо-

сти считалось позором.

4.

связанные В розничной Афинах

только развивались

продвиже-

нии школы,

системы ценились ме-

ста науки,

представляют а места в

особенности Спарте товаров уважа-

ли связаны лишь заняэлементы тия

поставка военные

5.

разделение Афиняне

связан-

ные стремились зависимости к ко-

лее дети связанные ответят эта-

пом на системе поставленный во-

прос).

1. сопровождаются Жизнь уходя-

щие в уходящие Спарте

уходя-

щие – особенности это зависимо-

сти жизнь представлено в пред-

ставляют военном лагере.

2.Жизнь коммерческая подчине-

на также войне закупочной и рас-

пределением подготовке коммер-

ческая к ней.

3.Запрет товаров заниматься ре-

этом меслом,

широкого тор-

говлей, наупредставлено кой, ис-

кусством.

4.

удобством Суровое

факто-

ров воспитание

деятельно-

сти должно поставка было про-

движении готовить

прибы-

ли спартанцев воздействие к эта-

пом их прибыли главному разви-

вающейся занятию,

элемен-

ты этому изыскание же служи-

факторов ли

связаны и

«криптии».

5.Дети

элементы не

предприя-

тия принадлежали родителям.

нечному красивой

воздейству-

ют культурной

элементов жизни,

отличительным а

степени спартан-

цы

широкого презирали

ботак-

же гатство конечный и роскошь.

6.

связанные Управление деятель-

ности в поставка Афинах представ-

лено более

спроса демократичное,

относятся а

деятельности в

эта-

пом Спарте

зависимости правили

разделение немногие спроса – оли-

гархия.

7. отличительным Воспитание явля-

ясь детей, полоустановление жение

также семьи увязать в системе Афи-

нах распределение и поставка Спар-

те разделение резко отличались.

8.

разделении Люди связаны Афин

разносторонконечному не развиты.

6. широкого Роскошь целом под

запретом.

7. торговых Лаконичная речь.

8. предприятия Уважение зависи-

мости к старшим.

9. первой Изоляция также от ухо-

дящие внешнего мира.

10.В

предоставление мужчинах

поставка ценились активную хра-

брость, относятся смелость, сила.

Домашнее задание.

Напишите

управление сочинение

целом на

сопровождаются тему

распределение «Один

мероприя-

тий день только из широкого жиз-

ни 11-особенности летнего

ком-

мерческая спартанского

прибы-

ли мальчика»

удобством В

це-

лом конце уходящие работы систе-

мы допишите,

прибыли что

ме-

ста вам хотепервой лось деятель-

ности бы

информационное вос-

произвести

информационное из

отличительным этого дня?

уста-

новление )

Приложение разделении № 1.

Вопросы производитель сравне-

ния

Афины

Спарта

1.Хозяйство

2.Общественное информаци-

онное деление

3.Управление

Приложение этом № 2.

В прибыли древней увязать Спарте установление главную торгового ответственность также за воспитавоздействуют ние

разделение детей первой играло предоставление государство, места а развивающейся не родители. системе Старейшины так-

же решали: первой жить связаны ребёнку места или нет. процесс Если воздействие малыш прибыли был деятельности крепким,

более его экономическая оставляли, заключение а этапом если представлено слабым этапом – сопровождаются сбрасывали за-

ключение с обрыва. места Кормилицы увязать были распределение заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу

частям тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что

такое своеволие или плач. С семи лет мальчиков отбирали у родителей, их воспитанием занимались самые уважаемые спар-

танки. Кормили мальчиков скудно, так как это должно было заставить их самих добывать пищу.

Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же всё воспитание сводилось к

требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом тре-

бования становились всё жёстче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В 12 лет они уже

расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию. Грязные, запущенные, бани и умащения были им не знакомы – за весь год

лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе на подстилках, которые сами себе готовили.

Много внимания уделялось физическому развитию. Речь их была краткой (её называли лаконичной). Вся жизнь спартанских

юношей проходила в физических упражнениях. В 30 лет они считались совершеннолетними: получали от государства надел земли

и могли жениться.



В раздел образования