Напоминание

«Особенности подготовки к ВПР на уроках русского языка»


Автор: Раисат Магомедовна Изагахмаева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ РД "Дарада-Мурадинский лицей Гергебильского района"
Населённый пункт: РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН, КУМТОРКАЛИНСКИЙ РАЙОН, с.Дарада-Мурада
Наименование материала: Доклад
Тема: «Особенности подготовки к ВПР на уроках русского языка»
Раздел: среднее образование





Назад




«Особенности подготовки к ВПР на уроках русского языка»

В современном школьном образовании помимо таких аббревиатур, как ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая - ВПР (Всероссийские проверочные работы). Много

вопросов вызывает данный вид диагностической работы учащихся. Поскольку ВПР — явление достаточно новое, ни дети, ни учителя, ни родители до конца

не понимают, на что будут влиять результаты этих проверочных. Представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

прокомментировали, что «ВПР — это обычная контрольная работа, которую школьники выполняют каждый год. Но от административных контрольных работ

учебного учреждения, их отличает то, что задания разрабатываются на федеральном уровне, что обеспечивает единство подходов к проведению работ

и их оцениванию, а результаты заносятся в федеральную информационную систему для дальнейшего анализа, который влияет на будущее содержание

ВПР».

Основная функция ВПР для образовательных организаций использование для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов,

регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы

с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях.

На период апробации ВПР учащиеся писали работы в добровольном режиме, каждая школа сама принимала решение, какие предметы сдавать.

Проведение ВПР у многих сначала вызывают шок, панику среди родителей, учащихся и учителей.

Что бы создать благоприятную обстановку и положительное отношение к ВПР, мной выбрана данная тема методического семинара, в помощь учителям,

учащимся и их родителям. Так как информации недостаточно представлено в средствах массовой информации и на педагогических порталах. Мой

методический семинар, носит пояснительное, инструктивное и методическое содержание, на что следует обратить внимание при подготовке к ВПР по

русскому языку.

После отмены выпускных и промежуточных экзаменов (это произошло в нулевые годы) руководители образования лишились возможности делать

сплошной срез знаний школьников. И только в 2016 году, на волне успеха Национальных исследований качества образования, в России решили восполнить

этот пробел с помощью единых для всей страны контрольных. Школам, муниципалитетам и региональным Департаментам образования рекомендовано

проанализировать результаты ВПР и уточнить, соответствуют ли знания школьников федеральным государственным стандартам. Всероссийская

проверочная работа – это не экзамен, а мониторинг, который проводится, чтобы определить уровень подготовки школьников во всех регионах России.

Поэтому ВПР регулируется приказом Минобрнауки РФ от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования».

Это – самое молодое из мониторинговых исследований в образовании. Ему всего два года. Но за это время в нем уже приняло участие 95% всех

российских школьников.

Пояснения по процедуру выполнения ВПР:

Пишут дети контрольные в своих школах, с учителями, которые работают с классом.

На выполнение отводится один или два урока, в зависимости от класса и предмета, проверяются работы в тот же день, коллегиально, учителями школы,

после чего администрация учебных заведений через личные кабинеты вносит результаты в единую информационную систему, с данными которой уже

могут работать эксперты.

Оценки за ВПР выставляются каждому школьнику по особой шкале, разработанной Рособрнадзором РФ. Потом полученные баллы ВПР переводятся в

школьные отметки. Далее результаты Всероссийской проверочной работы можно обсудить в классе (вместе с разбором заданий) и проанализировать

вместе с коллегами в школе. Рособрнадзор не рекомендует школам использовать результаты ВПР для выставления годовых оценок. Однако окончательное

решение остается за региональными Министерствами и Департаментами образования.

Задания единых для школ контрольных составляются в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) с учетом новых государственных

стандартов (ФГОС).

Авторство вариантов ВПР – коллективное: в них участвуют составители учебников, методисты, ученые-исследователи, руководители органов управления

образованием.

Особенности подготовки к ВПР по русскому языку

Одним из самых сложных предметов ВПР является - русский язык. В прошлом году учителя русского языка, готовившие детей к федеральной контрольной,

обнаружили в заданиях для 5 класса вопросы более высокого уровня - по темам 6 и 7 класса, которые школьники еще не проходили.

Ключевыми особенностями ВПР по русскому языку в основной школе являются: соответствие ФГОС; соответствие отечественным традициям преподавания

учебных предметов; учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества; отбор для контроля наиболее

значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения

образования; использование только заданий открытого типа.

Если вы не уверены в знаниях детей, лучше открыть демоверсию ВПР на сайте ФИПИ и познакомиться с заданиями. Русский язык – это тот предмет,

которым никогда не мешает заняться.

Если предмет ВПР признан обязательным, его тоже оценивают школьные учителя. Но в этом случае они должны выставлять баллы строго по критериям,

разработанным Рособрнадзором.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения у учащихся школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень

сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:

Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и

межличностных отношениях.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное

построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор

вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и

второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением

недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-

следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Как написать ВПР на отлично?

Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского

литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического

и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.

Почему нужны разные упражнения? ВПР включает большой перечень планируемых результатов, в соответствии с ФГОС. Сама структура работы

не предусматривает задания на абсолютно все темы этих стандартов, иначе проверка бы длилась не меньше трех часов. В демоверсии встречаются

вопросы лишь на некоторые темы. Однако учтем, что составители ВПР имеют полное право менять задания. Любая тема из стандарта абсолютно легитимна

и может появиться в проверочной работе. Это одна из немаловажных причин использовать в подготовке к ВПР разные виды упражнений. Выполнение

однотипных работ по единому шаблону может привести к досадным ошибкам в ответах, потому что ученик привыкает к определенной формулировке

вопросов и перестает вчитываться в задания. Работа с упражнениями на разные темы и с разными уровнями сложности, наоборот, помогает развить

в ребенке внимательность, осознанность. Сложные задания укрепляют знания, становятся основой для диалога и дискуссии учеников с учителем. Кроме

того, они позволяют детям с большим потенциалом проявить свои умения и даже выйти за пределы перечня планируемых результатов.

Перечислим типы заданий и предложим рекомендации по подготовке:

Различение предложений по цели высказывания. Представляем текст (как и в ВПР, он может быть один на несколько заданий). Предлагаем ученику выписать

предложения по одному примеру на 3 вида: повествовательное, вопросительное и побудительное. Хорошо, если в тексте есть сложности, вроде

повествовательно-восклицательного предложения — так мы проверим, не путает ли ребенок цель высказывания с интонацией.

Различение предложения и словосочетания. Выбираем понятное слово — например, лучик — с которым ребенку требуется составить два словосочетания

и одно предложение. Другой вариант задания: нужно вычленить из небольшого предложения три словосочетания, записывая вначале главное слово, потом

вопрос, потом зависимое слово.

Различение предложений по цели высказывания, составление предложений с однородными членами, нахождение главных членов предложения. Проверить

знания сразу по трем темам синтаксиса можно с помощью такого задания: ученик должен составить предложение по определенным сложным

характеристикам. Например, повествовательное по цели высказывания с однородными подлежащими.

Это, помимо прочего, и творческое задание. Школьнику необходимо выразить мысль, а не только соблюсти формальные характеристики.

Разбор слов по составу. Задание в форме таблицы: в шапке представляем несколько схем состава слова, ученик должен выбрать из текста и вписать по два

примера к каждой схеме. Еще один вариант задания — дать 3 схемы и 4 слова, чтобы ученик соединил их по соответствию.

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Предлагаем распределить в две колонки формы одного слова и родственные ему слова.

Например, река. Даем для разбора слова: реченька, речка, речкой, речки, речушка, речками, речку.

Знание фонетики и орфоэпии. Можно объединить проверку нескольких тем этого раздела. Даем слово и расписываем характеристики его звуков,

но с ошибками. От школьника требуется найти эти ошибки, указать, как правильно. Различие звуков. Берем несколько слов и поручаем ребенку выбрать

одно по определенному признаку. Например, предлагаем варианты: ошибка, сцена, очки, вход. Ученик должен выбрать слово, в котором второй звук

твердый непарный, глухой непарный согласный.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Составляем таблицу и предлагаем ученику вписать в нее слова из одного слога, по два

пример на каждое условие: «Звуков больше, чем букв», «Количество звуков равно количеству букв», «Звуков меньше, чем букв». Выявление слов, значение

которых требует уточнения. Школьнику нужно подчеркнуть в небольшом тексте слова, значение которых он хотел бы выяснить. Использование в текстах

синонимов. Представляем текст, в котором в каждом предложении, раз за разом, повторяется одно и то же слово. Ученику необходимо подобрать

синонимы. Сложность в том, что слова не должны повторяться, нужно вспомнить несколько синонимов.

Знание орфографии. Чтобы проверить в одном упражнении, насколько глубоко учащийся усвоил правила орфографии, предлагаем специальное задание.

В нем необходимо подобрать по два примера слов на определенные орфограммы, например: «Непроизносимые согласные», «Безударные окончания имен

прилагательных», «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Знание пунктуации. Представляем небольшой текст без знаков препинания в конце предложений. Ученик ищет предложение, в котором нужен, например,

восклицательный знак.

Знание морфологии. Даем предложение с омонимией, например: «Матросы заделали течь, но вода продолжала течь». Ученику необходимо записать

грамматические признаки слова «течь» в обоих вариантах. Доказать, что в одном случае это существительное, а в другом — глагол. Создание собственных

текстов. Предлагаем написать 3-4 связных предложения на определенную тему. Есть и более каверзный вариант, когда мы даем в качестве примера текст

на эту же тему и смотрим, воспользуется ли ученик готовой структурой. Умение работать с заглавием текста. Представляем текст и предлагаем придумать

к нему такое заглавие, которое в полной мере выразит основную мысль. Сложность в том, что учащийся должен и определить суть информации, и очень

кратко ее изложить.

Составление планов к текстам. Даем текст и по нему план — но не полный. Ученику требуется вписать недостающие пункты. Это задание сложнее, чем

самостоятельное составление плана (которое, в большинстве случаев, оценивается положительно). Здесь ученик должен определить, к какой части текста

относятся пропущенные пункты, выделить микротему. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Ученику

необходимо составить определение незнакомого слова на основе короткой истории. Например, предлагаем слово березовка и текст о том, как дети пили

березовый сок. Овладение нормами речевого этикета. Отрабатываем эту тему на текстах с пропущенными словами и неправильным употреблением

некоторых слов. Ученик должен вписать обиходные слова (вроде: здравствуйте, спасибо) и заменить неправильные.

Типы заданий для учащихся 5- 6 классов:

Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст,

соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила.

Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно -

языковыми аналитическими умениями: фонетический разбор; морфемный разбор, словообразовательный разбор, морфологический разбор,

синтаксический разбор.

Задание 3 проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном

предложении, определять отсутствующие в указанном предложении изученные части речи; познавательные (осуществлять классификацию) универсальные

учебные действия.

Задание 4 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка, вместе с тем оно

способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).

Задания 5, 6 и 7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение обучающихся (опознавать прямую речь и слова автора,

обращение, сложное предложение); умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать

пунктуационные нормы в процессе письма; объяснять выбор написания (6, 7 задания), в том числе − с помощью графической схемы (задание 5); а также

универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные

(преобразовывать предложение в графическую схему).

В задании 8 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста,

владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются предметные коммуникативные

умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения

предложения и словоупотребления.

Задание 9 предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации,

подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить

речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 10 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации

(познавательные универсальные учебные действия).

Задание 11 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации

подтверждения выдвинутых тезисов.

Задание 12 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного

слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в

другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения),

соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

В задании 13 проверяются: учебно-языковые умения распознавать стилистическую принадлежность заданного слова и подбирать к слову близкие по

значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по

значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях

эффективного речевого общения.

Задание 14 предполагает распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и

собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма, на выявление

уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на

осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты).

Это примерное содержание типов заданий представленных в ВПР по русскому языку для учащихся 5-7 классов. К данным типам заданий учитель вправе

подбирать виды упражнений, заданий для подготовки.

Мной предложены ресурсы, которые использовались для подготовки учащихся 5- 7 классов для написания ВПР. Приложение 1. Так же в семинаре

представлен Обобщенный план вариантов проверочных работ по русскому языку для 5-6 классов Приложение 2.

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В своей работе использую задания из учебника, комплексных проверочных работ, тестовые задания.

В целом комплексная системная подготовка, открытые формы заданий ВПР дают возможность быть ученику успешным, он не боится ВПР, не пугают

задания, есть возможность выбора.



В раздел образования