Автор: Раисат Магомедовна Изагахмаева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ РД "Дарада-Мурадинский лицей Гергебильского района"
Населённый пункт: РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН, КУМТОРКАЛИНСКИЙ РАЙОН, с.Дарада-Мурада
Наименование материала: Доклад
Тема: «Особенности подготовки к ВПР на уроках русского языка»
Раздел: среднее образование
«Особенности подготовки к ВПР на уроках русского языка»
В современном школьном образовании помимо таких аббревиатур, как ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая - ВПР (Всероссийские проверочные работы). Много
вопросов вызывает данный вид диагностической работы учащихся. Поскольку ВПР — явление достаточно новое, ни дети, ни учителя, ни родители до конца
не понимают, на что будут влиять результаты этих проверочных. Представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
прокомментировали, что «ВПР — это обычная контрольная работа, которую школьники выполняют каждый год. Но от административных контрольных работ
учебного учреждения, их отличает то, что задания разрабатываются на федеральном уровне, что обеспечивает единство подходов к проведению работ
и их оцениванию, а результаты заносятся в федеральную информационную систему для дальнейшего анализа, который влияет на будущее содержание
ВПР».
Основная функция ВПР для образовательных организаций использование для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов,
регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы
с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях.
На период апробации ВПР учащиеся писали работы в добровольном режиме, каждая школа сама принимала решение, какие предметы сдавать.
Проведение ВПР у многих сначала вызывают шок, панику среди родителей, учащихся и учителей.
Что бы создать благоприятную обстановку и положительное отношение к ВПР, мной выбрана данная тема методического семинара, в помощь учителям,
учащимся и их родителям. Так как информации недостаточно представлено в средствах массовой информации и на педагогических порталах. Мой
методический семинар, носит пояснительное, инструктивное и методическое содержание, на что следует обратить внимание при подготовке к ВПР по
русскому языку.
После отмены выпускных и промежуточных экзаменов (это произошло в нулевые годы) руководители образования лишились возможности делать
сплошной срез знаний школьников. И только в 2016 году, на волне успеха Национальных исследований качества образования, в России решили восполнить
этот пробел с помощью единых для всей страны контрольных. Школам, муниципалитетам и региональным Департаментам образования рекомендовано
проанализировать результаты ВПР и уточнить, соответствуют ли знания школьников федеральным государственным стандартам. Всероссийская
проверочная работа – это не экзамен, а мониторинг, который проводится, чтобы определить уровень подготовки школьников во всех регионах России.
Поэтому ВПР регулируется приказом Минобрнауки РФ от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования».
Это – самое молодое из мониторинговых исследований в образовании. Ему всего два года. Но за это время в нем уже приняло участие 95% всех
российских школьников.
Пояснения по процедуру выполнения ВПР:
Пишут дети контрольные в своих школах, с учителями, которые работают с классом.
На выполнение отводится один или два урока, в зависимости от класса и предмета, проверяются работы в тот же день, коллегиально, учителями школы,
после чего администрация учебных заведений через личные кабинеты вносит результаты в единую информационную систему, с данными которой уже
могут работать эксперты.
Оценки за ВПР выставляются каждому школьнику по особой шкале, разработанной Рособрнадзором РФ. Потом полученные баллы ВПР переводятся в
школьные отметки. Далее результаты Всероссийской проверочной работы можно обсудить в классе (вместе с разбором заданий) и проанализировать
вместе с коллегами в школе. Рособрнадзор не рекомендует школам использовать результаты ВПР для выставления годовых оценок. Однако окончательное
решение остается за региональными Министерствами и Департаментами образования.
Задания единых для школ контрольных составляются в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) с учетом новых государственных
стандартов (ФГОС).
Авторство вариантов ВПР – коллективное: в них участвуют составители учебников, методисты, ученые-исследователи, руководители органов управления
образованием.
Особенности подготовки к ВПР по русскому языку
Одним из самых сложных предметов ВПР является - русский язык. В прошлом году учителя русского языка, готовившие детей к федеральной контрольной,
обнаружили в заданиях для 5 класса вопросы более высокого уровня - по темам 6 и 7 класса, которые школьники еще не проходили.
Ключевыми особенностями ВПР по русскому языку в основной школе являются: соответствие ФГОС; соответствие отечественным традициям преподавания
учебных предметов; учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества; отбор для контроля наиболее
значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения
образования; использование только заданий открытого типа.
Если вы не уверены в знаниях детей, лучше открыть демоверсию ВПР на сайте ФИПИ и познакомиться с заданиями. Русский язык – это тот предмет,
которым никогда не мешает заняться.
Если предмет ВПР признан обязательным, его тоже оценивают школьные учителя. Но в этом случае они должны выставлять баллы строго по критериям,
разработанным Рособрнадзором.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения у учащихся школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень
сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:
Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и
межличностных отношениях.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор
вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и
второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением
недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-
следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Как написать ВПР на отлично?
Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского
литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического
и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.
Почему нужны разные упражнения? ВПР включает большой перечень планируемых результатов, в соответствии с ФГОС. Сама структура работы
не предусматривает задания на абсолютно все темы этих стандартов, иначе проверка бы длилась не меньше трех часов. В демоверсии встречаются
вопросы лишь на некоторые темы. Однако учтем, что составители ВПР имеют полное право менять задания. Любая тема из стандарта абсолютно легитимна
и может появиться в проверочной работе. Это одна из немаловажных причин использовать в подготовке к ВПР разные виды упражнений. Выполнение
однотипных работ по единому шаблону может привести к досадным ошибкам в ответах, потому что ученик привыкает к определенной формулировке
вопросов и перестает вчитываться в задания. Работа с упражнениями на разные темы и с разными уровнями сложности, наоборот, помогает развить
в ребенке внимательность, осознанность. Сложные задания укрепляют знания, становятся основой для диалога и дискуссии учеников с учителем. Кроме
того, они позволяют детям с большим потенциалом проявить свои умения и даже выйти за пределы перечня планируемых результатов.
Перечислим типы заданий и предложим рекомендации по подготовке:
Различение предложений по цели высказывания. Представляем текст (как и в ВПР, он может быть один на несколько заданий). Предлагаем ученику выписать
предложения по одному примеру на 3 вида: повествовательное, вопросительное и побудительное. Хорошо, если в тексте есть сложности, вроде
повествовательно-восклицательного предложения — так мы проверим, не путает ли ребенок цель высказывания с интонацией.
Различение предложения и словосочетания. Выбираем понятное слово — например, лучик — с которым ребенку требуется составить два словосочетания
и одно предложение. Другой вариант задания: нужно вычленить из небольшого предложения три словосочетания, записывая вначале главное слово, потом
вопрос, потом зависимое слово.
Различение предложений по цели высказывания, составление предложений с однородными членами, нахождение главных членов предложения. Проверить
знания сразу по трем темам синтаксиса можно с помощью такого задания: ученик должен составить предложение по определенным сложным
характеристикам. Например, повествовательное по цели высказывания с однородными подлежащими.
Это, помимо прочего, и творческое задание. Школьнику необходимо выразить мысль, а не только соблюсти формальные характеристики.
Разбор слов по составу. Задание в форме таблицы: в шапке представляем несколько схем состава слова, ученик должен выбрать из текста и вписать по два
примера к каждой схеме. Еще один вариант задания — дать 3 схемы и 4 слова, чтобы ученик соединил их по соответствию.
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Предлагаем распределить в две колонки формы одного слова и родственные ему слова.
Например, река. Даем для разбора слова: реченька, речка, речкой, речки, речушка, речками, речку.
Знание фонетики и орфоэпии. Можно объединить проверку нескольких тем этого раздела. Даем слово и расписываем характеристики его звуков,
но с ошибками. От школьника требуется найти эти ошибки, указать, как правильно. Различие звуков. Берем несколько слов и поручаем ребенку выбрать
одно по определенному признаку. Например, предлагаем варианты: ошибка, сцена, очки, вход. Ученик должен выбрать слово, в котором второй звук
твердый непарный, глухой непарный согласный.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Составляем таблицу и предлагаем ученику вписать в нее слова из одного слога, по два
пример на каждое условие: «Звуков больше, чем букв», «Количество звуков равно количеству букв», «Звуков меньше, чем букв». Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Школьнику нужно подчеркнуть в небольшом тексте слова, значение которых он хотел бы выяснить. Использование в текстах
синонимов. Представляем текст, в котором в каждом предложении, раз за разом, повторяется одно и то же слово. Ученику необходимо подобрать
синонимы. Сложность в том, что слова не должны повторяться, нужно вспомнить несколько синонимов.
Знание орфографии. Чтобы проверить в одном упражнении, насколько глубоко учащийся усвоил правила орфографии, предлагаем специальное задание.
В нем необходимо подобрать по два примера слов на определенные орфограммы, например: «Непроизносимые согласные», «Безударные окончания имен
прилагательных», «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Знание пунктуации. Представляем небольшой текст без знаков препинания в конце предложений. Ученик ищет предложение, в котором нужен, например,
восклицательный знак.
Знание морфологии. Даем предложение с омонимией, например: «Матросы заделали течь, но вода продолжала течь». Ученику необходимо записать
грамматические признаки слова «течь» в обоих вариантах. Доказать, что в одном случае это существительное, а в другом — глагол. Создание собственных
текстов. Предлагаем написать 3-4 связных предложения на определенную тему. Есть и более каверзный вариант, когда мы даем в качестве примера текст
на эту же тему и смотрим, воспользуется ли ученик готовой структурой. Умение работать с заглавием текста. Представляем текст и предлагаем придумать
к нему такое заглавие, которое в полной мере выразит основную мысль. Сложность в том, что учащийся должен и определить суть информации, и очень
кратко ее изложить.
Составление планов к текстам. Даем текст и по нему план — но не полный. Ученику требуется вписать недостающие пункты. Это задание сложнее, чем
самостоятельное составление плана (которое, в большинстве случаев, оценивается положительно). Здесь ученик должен определить, к какой части текста
относятся пропущенные пункты, выделить микротему. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Ученику
необходимо составить определение незнакомого слова на основе короткой истории. Например, предлагаем слово березовка и текст о том, как дети пили
березовый сок. Овладение нормами речевого этикета. Отрабатываем эту тему на текстах с пропущенными словами и неправильным употреблением
некоторых слов. Ученик должен вписать обиходные слова (вроде: здравствуйте, спасибо) и заменить неправильные.
Типы заданий для учащихся 5- 6 классов:
Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст,
соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила.
Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно -
языковыми аналитическими умениями: фонетический разбор; морфемный разбор, словообразовательный разбор, морфологический разбор,
синтаксический разбор.
Задание 3 проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном
предложении, определять отсутствующие в указанном предложении изученные части речи; познавательные (осуществлять классификацию) универсальные
учебные действия.
Задание 4 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка, вместе с тем оно
способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).
Задания 5, 6 и 7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение обучающихся (опознавать прямую речь и слова автора,
обращение, сложное предложение); умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать
пунктуационные нормы в процессе письма; объяснять выбор написания (6, 7 задания), в том числе − с помощью графической схемы (задание 5); а также
универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные
(преобразовывать предложение в графическую схему).
В задании 8 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста,
владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются предметные коммуникативные
умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения
предложения и словоупотребления.
Задание 9 предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации,
подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить
речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 10 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации
(познавательные универсальные учебные действия).
Задание 11 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации
подтверждения выдвинутых тезисов.
Задание 12 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного
слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в
другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения),
соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
В задании 13 проверяются: учебно-языковые умения распознавать стилистическую принадлежность заданного слова и подбирать к слову близкие по
значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по
значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях
эффективного речевого общения.
Задание 14 предполагает распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и
собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма, на выявление
уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на
осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты).
Это примерное содержание типов заданий представленных в ВПР по русскому языку для учащихся 5-7 классов. К данным типам заданий учитель вправе
подбирать виды упражнений, заданий для подготовки.
Мной предложены ресурсы, которые использовались для подготовки учащихся 5- 7 классов для написания ВПР. Приложение 1. Так же в семинаре
представлен Обобщенный план вариантов проверочных работ по русскому языку для 5-6 классов Приложение 2.
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В своей работе использую задания из учебника, комплексных проверочных работ, тестовые задания.
В целом комплексная системная подготовка, открытые формы заданий ВПР дают возможность быть ученику успешным, он не боится ВПР, не пугают
задания, есть возможность выбора.