Напоминание

Философские аспекты музыкального творчества А.Н.Скрябина


Автор: Руднева Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №4 г. Ставрополя
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Философские аспекты музыкального творчества А.Н.Скрябина
Раздел: дополнительное образование





Назад




Философские аспекты музыкального творчества А.Н.Скрябина

Руднева Н.В., преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин МБУДО ДШИ №4 г. Ставрополя

Творчество А.Н.Скрябина представляет один из важнейших этапов

развития

русской

и

мировой

художественной

культуры.

Красота

музыкального

языка

композитора,

глобальность

его

замыслов

и

уникальность мировоззрения не только свидетельствуют об огромной

эстетической ценности всего созданного Скрябиным, но и вызывают

обостренный интерес к его личности, философским взглядам и творческому

методу. Исследуя творчество композитора становится очевидным, что

процесс постижения Скрябиным «тайных смыслов мира» был главным

содержательным стимулом его художественных поисков. По мнению

Б.Шлецера – «Скрябин был мистиком, и мистик в нем определял мыслителя

и

художника:

своеобразие

его

индивидуальности,

философской

и

артистической, сводится к своеобразию его мистических переживаний».

Историческое

значение

А.Н.Скрябина

не

ограничивается

его

деятельностью только как музыканта. Скрябин, подобно Рихарду Вагнеру,

был философствующим художником. Простое сочинительство музыки его не

удовлетворяло - он считал, что музыка «получает смысл и значение, когда

она - в едином плане, в цельности миросозерцания». А эта цельность

достижима с участием другой деятельности - философской, которую

Скрябин пытался объяснить себе не только с эстетической и научной точки

зрения, но также и религиозно-метафизически.

Два гения, вместившие в свой

мятежный дух весь Космос и глубину вселенского мироздания, шли

практически к одной и той же цели. Вагнер стремился к созданию «искусства

будущего», Скрябин - к Теургии - перевоссозданию мира усилием

творческого

духа.

Музыкальная

драма

Вагнера

по

масштабности

и

концептуальности

разного

рода

замыслов

стала

«предшественницей»

скрябинских идей. Мистерия претендовала на значение грандиозного

1

космического Действа, в котором произошло бы слияние всех видов

искусства, при главенстве музыки и поэзии. Вагнер и Скрябин хотели

говорить

со

слушателем

на

всечеловеческом,

мировом

языке.

Они

стремились к преобразованию всего стихийного, хаотического в гармонию

Космоса и творящего человеческого духа. В таком же ключе осмысливали

активную роль художника в нравственной и социальной жизни русские

символисты. Именно символизм в контексте общего умонастроения эпохи

оказался той сложной и тонкой формой выявления идейных запросов

Скрябина, которая соответствовала его философским и художественным

исканиям.

Скрябин стремился создать средствами музыки некую универсальную

метафизику

мироустройства.

В

своих

философских

воззрениях

он

ориентировался на идеализм в самых разнообразных своих проявлениях: от

субъективного психологизма Ницше и Шопенгауэра - до мистических

пророчеств Новалиса и В.Соловьева; от платоновского Эроса до теософских

откровений Е.Блаватской; от буддийского космоса и «тайн» гностицизма до

«символизма» А.Белого и В.Иванова. В освоении всей этой идеалистической

мозаики угадывается стиль подлинного творца: Скрябин ничего и никогда

точно не копировал. Философию он понимал как переживание. Она была для

него частью творческого процесса, удобной моделью для экстраполяции

внутреннего психологического опыта. Такое понимание органично вписыва-

ется в мировоззренческую картину русской духовной мысли начала XX века,

для которой характерна идея взаимопроникновения искусства, философии и

жизни.

Мировоззрение Скрябина складывалось в рамках субъективно-

идеалистической концепции, признававшей реальный внешний мир лишь

порождением индивидуальности сознания. И композитор создает свою

концепцию миропонимания на грани смыкания философского идеализма и

художественной фантазии, поставив в ее центр человека – Творца. Это

связывает Скрябина, с одной стороны, с русской «философией всеединства»

2

(В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский и др.) и символическим

миропониманием

(А.Белый,

В.Иванов,

А.Ф.Лосев),

а

с

другой

с

древнеиндуистской космологией. В философских взглядах А.Скрябина,

детерминировавших все его творчество, обнаруживается связь с индийской

культурой. Наиболее близким к поискам Скрябина является учение Шри

Ауробиндо Гхоша. Человеческое сознание как средство трансформации

человека и материального мира сближает композитора с идеями индийского

мистика. «Ключом» мистического опыта Шри Ауробиндо считал «безмолвие

разума».

Это

состояние,

очевидно,

испытывал

и

Скрябин,

о

чем

свидетельствуют его записи: «Я свободен. Я ничто…Я сознание уснувшее.

Разум угасший». Вхождение композитора в измененные состояния сознания

безусловно связано с его музыкальным творчеством. «Музыка,- утверждал

Скрябин,- путь откровения…Вы не можете себе представить, какой это

могущественный метод познания… Все, что я теперь думаю и говорю – все

это я знаю через свое творчество». Знаменитый «прометеевский аккорд»,

открывающий «Поэму огня» передает состояние безмолвного созерцания

глубин бессознательного, внутреннего мира человека. Это соответствует

мысли Ауробиндо, что на самом деле «мир - внутри нас, а не вне нас, как мы

полагаем». Мечта о преображении внутреннего состояния человека-Творца

становится главной идеей его зрелых и поздних сочинений. Из философии

Древней Индии им были восприняты идеи “Мирового Космоса”, взаимосвязи

звука и цвета, воплощенные ярче всего в поэме огня “Прометей”. В

последние годы жизни А.Скрябин работал над эскизами к “Мистерии”.

Знакомство

с

сочинениями

Шопенгауэра,

Ницше,

древнеиндийской

философией, общение с людьми теософского круга явились почвой для

возникновения столь невиданного замысла. Он создал программу особого

“священнодействия”, по которой человечество должно было развиться до

нематериальной субстанции и соединиться с Богом-Творцом. В описании

обстановки

исполнения

“Мистерии”

упоминаются

все

атрибуты

древнеиндийского синкретического искусства.

3

B период работы над «Поэмой экстаза» Скрябин формулирует одну из

своих главных философских идей - идею свободного творчества: «Что же

такое вся наша жизнь? Она только то, чего я желаю и добиваюсь, она игра,

моя свободная игра, она для меня абсолютная ценность.... Если мир есть мое

творчество, то вопрос о познании мира сводится к вопросу о познании

свободного творчества: как я создаю, или прежде, - что значит, что я создаю?

В чем состоит процесс моего творчества?». Действительность понимается

композитором как одна из форм актуального переживания свободы. Главным

ориентиром

скрябинской

«концепции

творчества»

стала

философско-

поэтическая программа «Поэмы экстаза», насквозь пронизанная идеей

творчества. Два понятия - Я и Дух, служили в ней выражением единой

творческой

деятельности,

которые

находятся

в

непрестанной

борьбе

самоутверждения. С точки зрения Скрябина, творческий процесс непременно

включает в себя момент преодоления всех трудностей и слабостей

творческого акта. Понятия свободы, сложного Единства целого, Экстаза и Я

как ее центра составляют от начала до конца единственное содержание

программы. Таким образом, в «Поэме экстаза» мы имеем поэтическое

выражение

диалектики

бытия.

Как

видно

из

анализа

философско-

поэтического содержания программы, идея

Экстаза

составляет зерно

скрябинской

концепции творчества.

Она

своеобразно

аккумулировала

влияния восточной и западной философий, получив конкретную реализацию

в музыке (речь идет не только о «Поэме экстаза», но и о «Божественной

симфонии», «Прометее», фортепианной поэме «К пламени», «Сатанической

поэме» и др.)

Скрябинский Экстаз — явление сложное и многосоставное. Субстанция

экстаза - это результат борьбы, нечто новое в существовании Духа и Я,

освобождающий диалектический момент деятельности. Поэтому Экстаз - это

не столько действие, сколько состояние, это цель и высший смысл

творческой деятельности. Но это состояние не статическое, а вибрирующее

тысячами оттенков эмоционального и психологического переживания.

4

Вселенский Экстаз, о котором идет речь в программе «Поэмы экстаза» и

тексте «Предварительного действа», мыслится Скрябиным как грандиозный

акт миропреображения, т.е. в космогоническом ключе. Его воплощение

должно было осуществиться в главном сочинении – «Мистерии», как синтезе

искусств. Но эта мистериальная идея так и осталась на уровне замысла. Судя

по

законченному

литературному

тексту,

эта

поэма

представлялась

композитору полной динамизма и контрастов типичных для него образов –

символов, с кульминационным светоносным финалом. Среди характерных

скрябинских образов, намеченных в эскизах «Мистерии», встречаются мечта

и смерть, борьба и всепоглощающий танец. Мистерия должна была

обрисовать полный цикл всеобщего движения и развития, должна была

символически

сомкнуться

с

началом,

выявляя

тем

самым

процесс

бесконечности в эволюции мироздания. Мечты Скрябина о Мистерии, о

переустройстве жизни с помощью искусства, были весьма характерны для

русских философов начала XX века и особенно - поэтов-символистов

(А.Белого, К.Бальмонта, В.Иванова). И прежде, чем попасть в орбиту

внимания Скрябина, все модные философские концепции вступали в диалог

с культурной традицией символизма. В таком «отфильтрованном» варианте,

сложно смешиваясь друг с другом, они становились основой скрябинской

философии

и

мифопоэтики.

Музыка

А.Н.Скрябина—само

звуковое

воплощение идеи свободы, силы человеческой мысли и мечты, влияние духа

и творчества. Жизненная значимость скрябинского искусства составляет

причину постоянного интереса к его наследию.

Не преувеличивая роль философии в творчестве композитора, можно

сказать, что не будь той философско-поэтической ауры, особой экзальтации

и веры Скрябина в искренность и истинность собственных убеждений, мы бы

имели дело с иными произведениями, иной музыкальной материей, иным

художником.

5



В раздел образования