Автор: Руднева Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №4 г. Ставрополя
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Философские аспекты музыкального творчества А.Н.Скрябина
Раздел: дополнительное образование
Философские аспекты музыкального творчества А.Н.Скрябина
Руднева Н.В., преподаватель музыкально-теоретических
дисциплин МБУДО ДШИ №4 г. Ставрополя
Творчество А.Н.Скрябина представляет один из важнейших этапов
развития
русской
и
мировой
художественной
культуры.
Красота
музыкального
языка
композитора,
глобальность
его
замыслов
и
уникальность мировоззрения не только свидетельствуют об огромной
эстетической ценности всего созданного Скрябиным, но и вызывают
обостренный интерес к его личности, философским взглядам и творческому
методу. Исследуя творчество композитора становится очевидным, что
процесс постижения Скрябиным «тайных смыслов мира» был главным
содержательным стимулом его художественных поисков. По мнению
Б.Шлецера – «Скрябин был мистиком, и мистик в нем определял мыслителя
и
художника:
своеобразие
его
индивидуальности,
философской
и
артистической, сводится к своеобразию его мистических переживаний».
Историческое
значение
А.Н.Скрябина
не
ограничивается
его
деятельностью только как музыканта. Скрябин, подобно Рихарду Вагнеру,
был философствующим художником. Простое сочинительство музыки его не
удовлетворяло - он считал, что музыка «получает смысл и значение, когда
она - в едином плане, в цельности миросозерцания». А эта цельность
достижима с участием другой деятельности - философской, которую
Скрябин пытался объяснить себе не только с эстетической и научной точки
зрения, но также и религиозно-метафизически.
Два гения, вместившие в свой
мятежный дух весь Космос и глубину вселенского мироздания, шли
практически к одной и той же цели. Вагнер стремился к созданию «искусства
будущего», Скрябин - к Теургии - перевоссозданию мира усилием
творческого
духа.
Музыкальная
драма
Вагнера
по
масштабности
и
концептуальности
разного
рода
замыслов
стала
«предшественницей»
скрябинских идей. Мистерия претендовала на значение грандиозного
1
космического Действа, в котором произошло бы слияние всех видов
искусства, при главенстве музыки и поэзии. Вагнер и Скрябин хотели
говорить
со
слушателем
на
всечеловеческом,
мировом
языке.
Они
стремились к преобразованию всего стихийного, хаотического в гармонию
Космоса и творящего человеческого духа. В таком же ключе осмысливали
активную роль художника в нравственной и социальной жизни русские
символисты. Именно символизм в контексте общего умонастроения эпохи
оказался той сложной и тонкой формой выявления идейных запросов
Скрябина, которая соответствовала его философским и художественным
исканиям.
Скрябин стремился создать средствами музыки некую универсальную
метафизику
мироустройства.
В
своих
философских
воззрениях
он
ориентировался на идеализм в самых разнообразных своих проявлениях: от
субъективного психологизма Ницше и Шопенгауэра - до мистических
пророчеств Новалиса и В.Соловьева; от платоновского Эроса до теософских
откровений Е.Блаватской; от буддийского космоса и «тайн» гностицизма до
«символизма» А.Белого и В.Иванова. В освоении всей этой идеалистической
мозаики угадывается стиль подлинного творца: Скрябин ничего и никогда
точно не копировал. Философию он понимал как переживание. Она была для
него частью творческого процесса, удобной моделью для экстраполяции
внутреннего психологического опыта. Такое понимание органично вписыва-
ется в мировоззренческую картину русской духовной мысли начала XX века,
для которой характерна идея взаимопроникновения искусства, философии и
жизни.
Мировоззрение Скрябина складывалось в рамках субъективно-
идеалистической концепции, признававшей реальный внешний мир лишь
порождением индивидуальности сознания. И композитор создает свою
концепцию миропонимания на грани смыкания философского идеализма и
художественной фантазии, поставив в ее центр человека – Творца. Это
связывает Скрябина, с одной стороны, с русской «философией всеединства»
2
(В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский и др.) и символическим
миропониманием
(А.Белый,
В.Иванов,
А.Ф.Лосев),
а
с
другой
–
с
древнеиндуистской космологией. В философских взглядах А.Скрябина,
детерминировавших все его творчество, обнаруживается связь с индийской
культурой. Наиболее близким к поискам Скрябина является учение Шри
Ауробиндо Гхоша. Человеческое сознание как средство трансформации
человека и материального мира сближает композитора с идеями индийского
мистика. «Ключом» мистического опыта Шри Ауробиндо считал «безмолвие
разума».
Это
состояние,
очевидно,
испытывал
и
Скрябин,
о
чем
свидетельствуют его записи: «Я свободен. Я ничто…Я сознание уснувшее.
Разум угасший». Вхождение композитора в измененные состояния сознания
безусловно связано с его музыкальным творчеством. «Музыка,- утверждал
Скрябин,- путь откровения…Вы не можете себе представить, какой это
могущественный метод познания… Все, что я теперь думаю и говорю – все
это я знаю через свое творчество». Знаменитый «прометеевский аккорд»,
открывающий «Поэму огня» передает состояние безмолвного созерцания
глубин бессознательного, внутреннего мира человека. Это соответствует
мысли Ауробиндо, что на самом деле «мир - внутри нас, а не вне нас, как мы
полагаем». Мечта о преображении внутреннего состояния человека-Творца
становится главной идеей его зрелых и поздних сочинений. Из философии
Древней Индии им были восприняты идеи “Мирового Космоса”, взаимосвязи
звука и цвета, воплощенные ярче всего в поэме огня “Прометей”. В
последние годы жизни А.Скрябин работал над эскизами к “Мистерии”.
Знакомство
с
сочинениями
Шопенгауэра,
Ницше,
древнеиндийской
философией, общение с людьми теософского круга явились почвой для
возникновения столь невиданного замысла. Он создал программу особого
“священнодействия”, по которой человечество должно было развиться до
нематериальной субстанции и соединиться с Богом-Творцом. В описании
обстановки
исполнения
“Мистерии”
упоминаются
все
атрибуты
древнеиндийского синкретического искусства.
3
B период работы над «Поэмой экстаза» Скрябин формулирует одну из
своих главных философских идей - идею свободного творчества: «Что же
такое вся наша жизнь? Она только то, чего я желаю и добиваюсь, она игра,
моя свободная игра, она для меня абсолютная ценность.... Если мир есть мое
творчество, то вопрос о познании мира сводится к вопросу о познании
свободного творчества: как я создаю, или прежде, - что значит, что я создаю?
В чем состоит процесс моего творчества?». Действительность понимается
композитором как одна из форм актуального переживания свободы. Главным
ориентиром
скрябинской
«концепции
творчества»
стала
философско-
поэтическая программа «Поэмы экстаза», насквозь пронизанная идеей
творчества. Два понятия - Я и Дух, служили в ней выражением единой
творческой
деятельности,
которые
находятся
в
непрестанной
борьбе
самоутверждения. С точки зрения Скрябина, творческий процесс непременно
включает в себя момент преодоления всех трудностей и слабостей
творческого акта. Понятия свободы, сложного Единства целого, Экстаза и Я
как ее центра составляют от начала до конца единственное содержание
программы. Таким образом, в «Поэме экстаза» мы имеем поэтическое
выражение
диалектики
бытия.
Как
видно
из
анализа
философско-
поэтического содержания программы, идея
Экстаза
составляет зерно
скрябинской
концепции творчества.
Она
своеобразно
аккумулировала
влияния восточной и западной философий, получив конкретную реализацию
в музыке (речь идет не только о «Поэме экстаза», но и о «Божественной
симфонии», «Прометее», фортепианной поэме «К пламени», «Сатанической
поэме» и др.)
Скрябинский Экстаз — явление сложное и многосоставное. Субстанция
экстаза - это результат борьбы, нечто новое в существовании Духа и Я,
освобождающий диалектический момент деятельности. Поэтому Экстаз - это
не столько действие, сколько состояние, это цель и высший смысл
творческой деятельности. Но это состояние не статическое, а вибрирующее
тысячами оттенков эмоционального и психологического переживания.
4
Вселенский Экстаз, о котором идет речь в программе «Поэмы экстаза» и
тексте «Предварительного действа», мыслится Скрябиным как грандиозный
акт миропреображения, т.е. в космогоническом ключе. Его воплощение
должно было осуществиться в главном сочинении – «Мистерии», как синтезе
искусств. Но эта мистериальная идея так и осталась на уровне замысла. Судя
по
законченному
литературному
тексту,
эта
поэма
представлялась
композитору полной динамизма и контрастов типичных для него образов –
символов, с кульминационным светоносным финалом. Среди характерных
скрябинских образов, намеченных в эскизах «Мистерии», встречаются мечта
и смерть, борьба и всепоглощающий танец. Мистерия должна была
обрисовать полный цикл всеобщего движения и развития, должна была
символически
сомкнуться
с
началом,
выявляя
тем
самым
процесс
бесконечности в эволюции мироздания. Мечты Скрябина о Мистерии, о
переустройстве жизни с помощью искусства, были весьма характерны для
русских философов начала XX века и особенно - поэтов-символистов
(А.Белого, К.Бальмонта, В.Иванова). И прежде, чем попасть в орбиту
внимания Скрябина, все модные философские концепции вступали в диалог
с культурной традицией символизма. В таком «отфильтрованном» варианте,
сложно смешиваясь друг с другом, они становились основой скрябинской
философии
и
мифопоэтики.
Музыка
А.Н.Скрябина—само
звуковое
воплощение идеи свободы, силы человеческой мысли и мечты, влияние духа
и творчества. Жизненная значимость скрябинского искусства составляет
причину постоянного интереса к его наследию.
Не преувеличивая роль философии в творчестве композитора, можно
сказать, что не будь той философско-поэтической ауры, особой экзальтации
и веры Скрябина в искренность и истинность собственных убеждений, мы бы
имели дело с иными произведениями, иной музыкальной материей, иным
художником.
5