Напоминание

Животные в зимнем лесу


Авторы: Ольга Александровна Лесина, Татьяна Витальевна Коновалова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №22"
Населённый пункт: Иваново
Наименование материала: конспект занятия по родному слову
Тема: Животные в зимнем лесу
Раздел: начальное образование





Назад




Родное слово:

Над чем работаем: -развитие фонематического слуха (звуковой анализ-соотнесение

слова со звуковой схемой; соотнесение слова с буквенной формой, различение

твёрдого и мягкого согласных с опорой на слух и знак в звуковой схеме);

-учим читать открытый слог, принимая во внимание букву гласного – командира

твёрдости или мягкости)

- развитие логического мышления (универсальные способы мышления:

классификация, распределение. обобщение, выделение общего и частного, анализ-

синтез, логические цепи и умозаключения);

- развитие речи (коммуникация, вычленение из текста загадки слов, на основе которых

выделяются признаки предмета-отгадки; расширение представлений об окружающей

действительности, расширение словарного запаса);

- развитие психических свойств (внимание, память, мышление).

1.

Узнай героя. Введение в тему «Животные в зимнем лесу»

-На слайде две книжки: «Винни-Пух и все-все» А.Милна и герой сказки

К.И.Чуковского «Краденое солнце»

-Как вы думаете, из какой книжки этот герой? Как вы догадались? (Добиваемся

точных доказательств: это Винни-Пух, так как на обложке мы видим похожего

медвежонка, он положительный герой, добрый, а герой сказки «Краденое

солнце»- отрицательный герой, злой, он проглотил солнце. Замечание: так учим

работать с обложкой книги и предполагать, какие герои встретятся).

-Винни-Пух обращается к ребятам: мой герой живёт в летнем лесу. Но сейчас, я

знаю, в ваших краях зима. Скажите, пожалуйста, какой зимний месяц наступил?

Правильно ли я думаю, что это разгар зимы? Раньше этот месяц называли

«лютень», а вот почему, никак не могу понять. Может, вы, ребята, объясните?

(Дети объясняют, связывая название с лютыми (очень сильными) морозами).

-Винни-Пух (обеспокоенно): а как же мои и моих друзей сородичи живут в лесу

в такие холода?

- Не переживай, Винни-Пух, твои сородичи приспособились к морозам, а вот

как, мы тебе сегодня расскажем.

2.

Работа с текстами загадок, упражнения в словообразовании и лексической

сочетаемости слов.

(Учитель обращается к Винни-Пуху):

-Я знаю, что ты пришёл с заданием для ребят. Они очень любят разгадывать

загадки. Какие загадки ты принёс?

-Винни –Пух: Я принёс вам загадки из сборника «Лесная семейка». Вы должны

послушать загадку, отгадать, о ком идёт речь и запомнить, по каким словам,

догадались об отгадке.

Алгоритм работы для учителя (учим смысловой обработке текста)

1.

Прочитать загадку.

2.

Послушать отгадку, показать зверя.

3.

Задать вопрос на смысловое образование или словообразование.

4.

При затруднении остановиться на словах текста загадки

Загадка 1.

Зверь по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубок.

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибок?

(Это белка).

Белка – зверёк какой? Ловкий (ловко скачет).

А ещё какой? Запасливый (на зиму прячет орехи, сушит грибы).

Загадка 2.

Что за страшный зверь лесной

Встал под старою сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

(Это заяц. По какому признаку догадались? (У зайца большие уши).

Если у него длинные уши, значит, он какой? – длинноухий.

А действительно ли заяц страшный зверь? Почему? (Он не хищник. Он

травоядное животное).

Загадка 3.

На собаку он похож,

Каждый зуб – как острый нож.

Зарычал, оскалил пасть,

На овцу хотел напасть.

(Это волк.) Какой волк? (каждый зуб – как острый нож) –зубастый.

Это какой зверь? (на овцу хотел напасть) – хищный.

Загадка 4

Кто в лесу глухом живёт

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест он сладкий мёд,

А зимой сосёт он лапу?

(Это медведь.) О каких особенностях этого зверя говорится в загадке? Что

значит в глухом лесу? (густом, где можно устроить берлогу, спрятать

медвежат, прокормиться). Медведь большой. Тяжёлый, кажется неуклюжим.

Но это не так. Например, он может ловко залезть по стволу дерева, чтобы

достать летом мёд из гнезда лесных пчёл. Зимой медведь залегает в спячку,

накопленный жир помогает ему выжить.

3.

Графический диктант (план на слайде)

Чтобы убедиться в том, каким бывает медведь, выполним графический диктант.

Самооценка при сверке с образцом (+, если получилось, ?, если не

получилось).

4.

Заучивание строк (словарь, развитие памяти)

Под корягой в буреломе спит медведь,

Как будто в доме.

Положил он лапу в рот,

И, как маленький, сосёт.

(Алгоритм работы:

Предложить прочитать детям, которые читают целыми словами.

Объяснить значение слова «бурелом» (использовать иллюстрацию)

Заучить строчки

Рассказать хором.)

5.

Работа с иллюстрацией.

-Каких лесных зверей мы видим? Как назвать их одним словом? (Дикие звери).

Почему их так называют? (Они живут в дикой природе, сами добывают себе

пищу).

-Почему люди зимой мёрзнут, а животные нет? (меховые шубы, подкожный

жир, быстро двигаются).

-Как изобразил художник зайца и белку? Что он хотел подчеркнуть? (Эти

зверьки не хищники, у них есть враги).

-Почему заяц и белка зимой не боятся медведя? (Медведя в зимнем лесу не

увидишь, он залегает в спячку. Можно принять от ребят и такой ответ: как

хищник, медведь поедает рыбу, мелких грызунов).

Учитель дополняет: Опасен только тот медведь, который проснулся и ходит в

поисках пищи. Его называют шатуном.

6.

Развитие речи: дополнение рассказа «Как заяц приспособился к жизни в лесу»

(развитие речи, лексическая сочетаемость).

-Давайте составим рассказ про зайца, а Винни-Пух потом расскажет этот рассказ

своему другу по книжке А.Милна. Я буду начинать каждое предложение, а вы

заканчивать.

Заяц меняет шубку два раза в год. Летом он …(серый), а зимой -…(белый). Это

для того, чтобы быть для хищника (каким?)…(незаметным). У него много

врагов: (с опорой на картинку на слайде)…(волки, лисицы, рыси, совы). Но

нелегко догнать зайца. От врагов его спасают чуткие …(уши), быстрые …(ноги),

косые …(глаза). Бежит заяц, петляет, следы свои …(запутывает). (Пояснить,

почему у зайца косые глаза: они позволяют видеть и то, что впереди, и то, что по

бокам).

-Какие интересные сведения о зайце вы узнали?

-(С опорой на фотографию) Чьи следы на снегу? (Заячьи – проговорить по

слогам). Как догадались? (По петлям (произносим с ударением на первый слог).

7.

Работа со звуковыми схемами.

(На слайде изображения животных: лось, лиса, рысь, кабан, бурундук, ёжик,

косуля, летучая мышь)

-Кто из этих животных так же, как и медведь, засыпает на зиму? (ёжик,

бурундук, летучая мышь).

Учитель дополняет: зимняя спячка спасает животных от гибели в голодную

пору.

Винни-Пух: я хочу узнать, как ваши ребята научились работать со звуковыми

домиками.

На доске несколько звуковых схем:

-

0

=

/

=

0

-

0

/

-

0

-

-

0

-В каком звуковом домике живёт слово «лиса»? (Доказываем чтением)

-К какому слову подходит первая схема? (доказываем, называя звуки: р, ы, с

или л.о.с

)

-Назовите названия животных, в словах которых есть звук (к) (кабан,

косуля).

- Назовите название животного, в котором три одинаковых гласных звука

(бурундук)

-В каких словах нет звука у (кабан, лось, лиса, ёжик)

-Можно ли утверждать, что третья схема – это звуковой домик слова

«мышка»? (Проверяем чтением).

- Кто запишет буквы под звуками? (Дети могут выполнять в тетради, тогда

схема им дана на листе или в тетради)

-А если вместо буквы ы поставить букву и, как изменится звуковая схема?

(Первый согласный звук будет мягким). (Выполняется схема слова «мишка» и

подписываются под звуками буквы)



В раздел образования