Напоминание

"Родственные слова"


Автор: Харитонова Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№7
Населённый пункт: г.Вышний Волочёк,Тверская обл.
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: "Родственные слова"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




План – конспект

урока по русскому языку во 2 классе

по теме: «Что такое родственные слова?»

УМК «Школа Росси» с точки зрения реализации основных

идей ФГОС НОО.

Харитонова Т.Д.., учитель начальных классов МОБУ СОШ №7

Цель урока:

− Формировать умение видеть и образовывать родственные слова,

находить корень слова.

Задачи урока:

− Формировать умение выделять корень в слове;

− Развивать умение находить в тексте родственные слова, отличать

их от слов с синонимичными корнями;

− Развивать орфографическую зоркость, умения анализировать и

обобщать;

− Формировать умения работать индивидуально и в паре;

− Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся

− положительно относиться к русскому языку;

− действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать

процесс и результаты своей деятельности;

− самостоятельно создавать способы решения проблем поискового

характера, рассуждать логически;

− вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками,

сотрудничать.

Оборудование: Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский

язык», толковый словарь, напечатанный текст с пословицей,

карточки для индивидуальной работы, наглядный материал,

мультимедиа.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятель-ность

уча-

щегося

Форми-

рование

УУД

1.Организацио

нный момент.

Мотивация к

работе.

-Здравствуйте ребята!

Начинается урок

Он пойдёт ребята впрок

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать

-Повернитесь к гостям, поздоровайтесь

улыбкой и тихонько садитесь.

-Ребята открываем тетради, запишите

число и классная работа.

Проверяют

готовность к

уроку.

Положи-

тельное

отношен

ие к

учению,

познава-

тельной

деятель-

ности (Л.)

2.

Актуализация

знаний.

- Ребята на доске перед вами

предложение давайте прочитаем

УМ ДА РАЗУМ НАДОУМЯТ СРАЗУ

-Скажите, что сейчас прозвучало?

-А что такое пословица?

-А как вы понимаете смысл этой

пословицы?

- Давайте узнаем из толкового словаря,

что означает слово- РАЗУМ?

-А теперь запишите эту пословицу в

тетрадь, соблюдая правила

каллиграфии.

-Ребята пусть эта пословица будет

девизом нашего урока.

-Давайте найдем в пословице

синонимы?

-Подчеркните их одной чертой

-Докажите что это синонимы?

пословица

народная

мудрость

умный,

грамотный

человек

справиться с

любым

заданием

читают

значение в

толковом

словаре

дети

записывают

пословицу в

тетрадь

УМ,РАЗУМ

Дети говорят

правило

Умение

обосно-

вывать

свои

сужде-

ния(П).

Умение

слушать

собесед-

ника.

Правиль-

нодоно-

сить

свою

мысль до

слу-

шателей,

вступать

в учеб-

ное сот-

рудни-

чество(К)

3.Самоопредел

ение темы

4.Работа по

теме.

- А сейчас ребята послушайте одну

интересную историю.

-Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. А

навстречу им ползёт гусеница. Гусь

спрашивает:

-О, Здравствуйте! Вы кто?

-А я ваша родственница- гусеница.

-Ребята, а права ли гусеница?

-Почему? Докажите?

-Кого мы называем родственниками?

-А кто тогда в нашей истории

родственники?

-Давайте выясним? Докажите?

- Как вы думаете, какие это слова?

-Кто герои рассказа друг другу?

-О чём сегодня пойдет речь на уроке?

-На какой вопрос мы должны ответить

на уроке?

-Давайте вместе откроем учебник на

стр.58, и сверим наши предположения.

-Прочитайте вопрос, на который мы

должны ответить.

-Докажем наше мнение, обратимся к

упр.77,выполняем устно.

-Прочитайте текст.

-А теперь назовите только выделенные

слова? Что их объединяет?

-Рассмотрите рисунок ,кого вы видите?

-Назовите?

-А как надо относиться к родителям?

-Поднимите руки у кого есть дедушки?

Прадедушки?

-А теперь сделаем вывод, прочитайте,

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ.

-Что мы узнали?

-Как мы ответим на вопрос, что такое

родственные слова?

На доске

слайд с

изображением

:гусь, гусыня,

гусят, гусеница

Нет,

родственники

это те кто

живут вместе,

одна семья

Высказывания

детей

Гусь, гусыня,

гусята

Родственные

слова

Родственники

Высказывания

детей

Что такое

родственные

слова?

Род,

родственники,

родня

Высказывания

детей

С

уважением

,любовью,

заботиться о

них помогать

Родственные

Оформ-

лять свои

мысли

в устной

форме(К)

слова – близки

по смыслу и

имеют общую

часть

5.Закрепление

изученного

материала.

6.Физминутка

-Вот теперь давайте вернёмся к

нашим словам: ГУСЬ, ГУСЫНЯ,ГУСЯТА

-Запишите их в тетрадь.

-Какие это слова? Докажите?

-Что в них общего?

-А теперь обратите особое внимание

на их написание, что вы заметили?

-Давайте выделим эту общую часть –

ГУС- дугой сверху над словом, вот

так(показ на доске),а в дальнейшем

будем называть корень, я на доске а

вы в тетради карандашом.

-Назовите ещё раз по каким признакам

будем узнавать родственные слова?

(проводится под музыку, выполняя

движения)

-А теперь давайте обратимся к

учебнику на стр.59,упр.78

-Прочитайте слова первого столбика!

-Что объединяет эти слова?

-Давайте запишем эти слова в тетрадь,

а один учащийся запишет на доске

-А второй и третий столбики

записываем по вариантам, а затем

взаимопроверку в парах.

Родственные,

близки по

смыслу

У них общая

часть –ГУС-

Работа в

тетради

Близки по

смыслу и у них

общая часть

(дети встали и

выполняют

физминутку)

Они близки по

смыслу, общая

часть

Самостоятельн

ая работа,

взаимопровер

ка

Умение

опреде-

лять

цели и

задачи

усвоения

новых

знаний.

(Р.)

Умение

обосно-

вывать

свои

сужде-

ния

(П.)

В сотруд-

ничестве

с учите-

лем уме-

ние

ставить

новые

задачи

(Р.)

7.Самостоятель

ная работа с

самопроверкой

по эталону.

-Ребята, следующее задание на

карточках в конвертах: прочитайте

стихотворение и подчеркните в них

родственные слова, а также выделите

общую часть.

-Давайте проверим ,читайте

стихотворение:

Жили -были серый ёж

И его ежиха

(дети

работают на

карточках)

Ёж,

Поиск и

выделе-

ние

необхо-

димой

инфор-

мации,

установ-

ление

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже

И ребёнок был у них

Очень тихий ёжик

-Назовите родственные слова,

докажите.

-А теперь давайте вернёмся к нашему

девизу, посмотрите внимательно,

какие там слова?

-Почему? Докажите?

-Назовите их!

-Давайте в них выделим общую часть,

один ученик к доске.

-Ребята, а что общего у синонимов и

родственных слов?

ежиха,

ёжик

(проверка на

доске,

выделяют

общую часть)

родственные,

близки по

смыслу и

общая часть

УМ,РАЗУМ,НА

ДОУМЯТ

Общая часть

причин-

но-след-

ственных

связей

(П.)

Способн

ость к

самооце

нке на

основе

критерия

успешнос

ти

учебной

деятельн

ости (Л)

8.Дом.задание.

9.Итог

- Ребята дома вам предстоит

выполнить аналогичное задание

упр.80,определить какие слова

родственные, записать и выделить

общую часть.

-Что интересного вы узнали сегодня на

уроке?

-Что запомнили с урока?

Высказывания

детей

Выраже-

ние

собствен

ного

мнения,

владение

Мологи-

Ческой

формой

речи в

соответс-

вии

грам-

матичес-

кими и

синтакси

ческим

и

нормами

языка,

культура

поведе-

ния в

учебном

диалоге

(К.)

Контро-

лирова-

ние

своей

деятель-

ности по

резуль-

тату, сох-

ранению

заданной

цели(Р.)

10.Рефлексия

учебной

деятельности.

-Ребята, у вас на столе лежат яблочки:

зелёные, желтые, красные.

-Если вы со всеми заданиями успешно

справились, то возьмите в руки

зелёное яблоко.

-Если встретились трудности, возьмите

желтое яблоко.

-А если у вас осталось много

непонятных вопросов –красное

яблоко.

-А за яблочками прибежали семья

ёжиков, покормите их.

-Посмотрите, каких яблок больше.

-Ребята всем спасибо за хорошую

работу, молодцы!

-Урок окончен.

Ребята

выполняют

самооценку и

анализируют.

Строить

собствен

ные рас-

сужде-

ния на

тему

высказы-

вания(П.)

Способ-

ность

Преодо-

левать

труднос-

ти, пони-

мать

перс-

пективы

дальней

шей ра-

боты (Р.)

Умение

выделять

нравст-

венный

аспект

поведе-

ния.

Объектив

ная

оценка

резуль-

татов

деятель-

ности(Л.)



В раздел образования