Автор: Харитонова Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№7
Населённый пункт: г.Вышний Волочёк,Тверская обл.
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: "Родственные слова"
Раздел: среднее профессиональное
План – конспект
урока по русскому языку во 2 классе
по теме: «Что такое родственные слова?»
УМК «Школа Росси» с точки зрения реализации основных
идей ФГОС НОО.
Харитонова Т.Д.., учитель начальных классов МОБУ СОШ №7
Цель урока:
− Формировать умение видеть и образовывать родственные слова,
находить корень слова.
Задачи урока:
− Формировать умение выделять корень в слове;
− Развивать умение находить в тексте родственные слова, отличать
их от слов с синонимичными корнями;
− Развивать орфографическую зоркость, умения анализировать и
обобщать;
− Формировать умения работать индивидуально и в паре;
− Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся
− положительно относиться к русскому языку;
− действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать
процесс и результаты своей деятельности;
− самостоятельно создавать способы решения проблем поискового
характера, рассуждать логически;
− вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками,
сотрудничать.
Оборудование: Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский
язык», толковый словарь, напечатанный текст с пословицей,
карточки для индивидуальной работы, наглядный материал,
мультимедиа.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятель-ность
уча-
щегося
Форми-
рование
УУД
1.Организацио
нный момент.
Мотивация к
работе.
-Здравствуйте ребята!
Начинается урок
Он пойдёт ребята впрок
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать
-Повернитесь к гостям, поздоровайтесь
улыбкой и тихонько садитесь.
-Ребята открываем тетради, запишите
число и классная работа.
Проверяют
готовность к
уроку.
Положи-
тельное
отношен
ие к
учению,
познава-
тельной
деятель-
ности (Л.)
2.
Актуализация
знаний.
- Ребята на доске перед вами
предложение давайте прочитаем
УМ ДА РАЗУМ НАДОУМЯТ СРАЗУ
-Скажите, что сейчас прозвучало?
-А что такое пословица?
-А как вы понимаете смысл этой
пословицы?
- Давайте узнаем из толкового словаря,
что означает слово- РАЗУМ?
-А теперь запишите эту пословицу в
тетрадь, соблюдая правила
каллиграфии.
-Ребята пусть эта пословица будет
девизом нашего урока.
-Давайте найдем в пословице
синонимы?
-Подчеркните их одной чертой
-Докажите что это синонимы?
пословица
народная
мудрость
умный,
грамотный
человек
справиться с
любым
заданием
читают
значение в
толковом
словаре
дети
записывают
пословицу в
тетрадь
УМ,РАЗУМ
Дети говорят
правило
Умение
обосно-
вывать
свои
сужде-
ния(П).
Умение
слушать
собесед-
ника.
Правиль-
нодоно-
сить
свою
мысль до
слу-
шателей,
вступать
в учеб-
ное сот-
рудни-
чество(К)
3.Самоопредел
ение темы
4.Работа по
теме.
- А сейчас ребята послушайте одну
интересную историю.
-Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. А
навстречу им ползёт гусеница. Гусь
спрашивает:
-О, Здравствуйте! Вы кто?
-А я ваша родственница- гусеница.
-Ребята, а права ли гусеница?
-Почему? Докажите?
-Кого мы называем родственниками?
-А кто тогда в нашей истории
родственники?
-Давайте выясним? Докажите?
- Как вы думаете, какие это слова?
-Кто герои рассказа друг другу?
-О чём сегодня пойдет речь на уроке?
-На какой вопрос мы должны ответить
на уроке?
-Давайте вместе откроем учебник на
стр.58, и сверим наши предположения.
-Прочитайте вопрос, на который мы
должны ответить.
-Докажем наше мнение, обратимся к
упр.77,выполняем устно.
-Прочитайте текст.
-А теперь назовите только выделенные
слова? Что их объединяет?
-Рассмотрите рисунок ,кого вы видите?
-Назовите?
-А как надо относиться к родителям?
-Поднимите руки у кого есть дедушки?
Прадедушки?
-А теперь сделаем вывод, прочитайте,
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ.
-Что мы узнали?
-Как мы ответим на вопрос, что такое
родственные слова?
На доске
слайд с
изображением
:гусь, гусыня,
гусят, гусеница
Нет,
родственники
это те кто
живут вместе,
одна семья
Высказывания
детей
Гусь, гусыня,
гусята
Родственные
слова
Родственники
Высказывания
детей
Что такое
родственные
слова?
Род,
родственники,
родня
Высказывания
детей
С
уважением
,любовью,
заботиться о
них помогать
Родственные
Оформ-
лять свои
мысли
в устной
форме(К)
слова – близки
по смыслу и
имеют общую
часть
5.Закрепление
изученного
материала.
6.Физминутка
-Вот теперь давайте вернёмся к
нашим словам: ГУСЬ, ГУСЫНЯ,ГУСЯТА
-Запишите их в тетрадь.
-Какие это слова? Докажите?
-Что в них общего?
-А теперь обратите особое внимание
на их написание, что вы заметили?
-Давайте выделим эту общую часть –
ГУС- дугой сверху над словом, вот
так(показ на доске),а в дальнейшем
будем называть корень, я на доске а
вы в тетради карандашом.
-Назовите ещё раз по каким признакам
будем узнавать родственные слова?
(проводится под музыку, выполняя
движения)
-А теперь давайте обратимся к
учебнику на стр.59,упр.78
-Прочитайте слова первого столбика!
-Что объединяет эти слова?
-Давайте запишем эти слова в тетрадь,
а один учащийся запишет на доске
-А второй и третий столбики
записываем по вариантам, а затем
взаимопроверку в парах.
Родственные,
близки по
смыслу
У них общая
часть –ГУС-
Работа в
тетради
Близки по
смыслу и у них
общая часть
(дети встали и
выполняют
физминутку)
Они близки по
смыслу, общая
часть
Самостоятельн
ая работа,
взаимопровер
ка
Умение
опреде-
лять
цели и
задачи
усвоения
новых
знаний.
(Р.)
Умение
обосно-
вывать
свои
сужде-
ния
(П.)
В сотруд-
ничестве
с учите-
лем уме-
ние
ставить
новые
задачи
(Р.)
7.Самостоятель
ная работа с
самопроверкой
по эталону.
-Ребята, следующее задание на
карточках в конвертах: прочитайте
стихотворение и подчеркните в них
родственные слова, а также выделите
общую часть.
-Давайте проверим ,читайте
стихотворение:
Жили -были серый ёж
И его ежиха
(дети
работают на
карточках)
Ёж,
Поиск и
выделе-
ние
необхо-
димой
инфор-
мации,
установ-
ление
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже
И ребёнок был у них
Очень тихий ёжик
-Назовите родственные слова,
докажите.
-А теперь давайте вернёмся к нашему
девизу, посмотрите внимательно,
какие там слова?
-Почему? Докажите?
-Назовите их!
-Давайте в них выделим общую часть,
один ученик к доске.
-Ребята, а что общего у синонимов и
родственных слов?
ежиха,
ёжик
(проверка на
доске,
выделяют
общую часть)
родственные,
близки по
смыслу и
общая часть
УМ,РАЗУМ,НА
ДОУМЯТ
Общая часть
причин-
но-след-
ственных
связей
(П.)
Способн
ость к
самооце
нке на
основе
критерия
успешнос
ти
учебной
деятельн
ости (Л)
8.Дом.задание.
9.Итог
- Ребята дома вам предстоит
выполнить аналогичное задание
упр.80,определить какие слова
родственные, записать и выделить
общую часть.
-Что интересного вы узнали сегодня на
уроке?
-Что запомнили с урока?
Высказывания
детей
Выраже-
ние
собствен
ного
мнения,
владение
Мологи-
Ческой
формой
речи в
соответс-
вии
грам-
матичес-
кими и
синтакси
ческим
и
нормами
языка,
культура
поведе-
ния в
учебном
диалоге
(К.)
Контро-
лирова-
ние
своей
деятель-
ности по
резуль-
тату, сох-
ранению
заданной
цели(Р.)
10.Рефлексия
учебной
деятельности.
-Ребята, у вас на столе лежат яблочки:
зелёные, желтые, красные.
-Если вы со всеми заданиями успешно
справились, то возьмите в руки
зелёное яблоко.
-Если встретились трудности, возьмите
желтое яблоко.
-А если у вас осталось много
непонятных вопросов –красное
яблоко.
-А за яблочками прибежали семья
ёжиков, покормите их.
-Посмотрите, каких яблок больше.
-Ребята всем спасибо за хорошую
работу, молодцы!
-Урок окончен.
Ребята
выполняют
самооценку и
анализируют.
Строить
собствен
ные рас-
сужде-
ния на
тему
высказы-
вания(П.)
Способ-
ность
Преодо-
левать
труднос-
ти, пони-
мать
перс-
пективы
дальней
шей ра-
боты (Р.)
Умение
выделять
нравст-
венный
аспект
поведе-
ния.
Объектив
ная
оценка
резуль-
татов
деятель-
ности(Л.)