Автор: Лелло Анжелика Александровна
Должность: преподаватель высшей категории
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им.П.И.Чайковского
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
города Калининграда
"Детская школа искусств им. П.И. Чайковского"
Методическое сообщение на тему:
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»
Автор Лелло А.А. – преподаватель теоретических дисциплин
2022 год
С 1994 года в МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского открыто и много лет
успешно работает отделение раннего эстетического развития, на котором
обучаются дети 4-6 лет.
Автор данного методического сообщения предложила концепцию
обучения, разработала учебный план и провела большую методическую
работу с преподавателями отделения по разработке образовательных
программ.
Коллектив
преподавателей
под
руководством Лелло А.А.,
вооружившись методиками обучения и развития детей дошкольного возраста
отечественных
и
зарубежных
педагогов
–
новаторов,
изучив
труды
выдающихся психологов, создал две образовательные программы:
«Раннее эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет»
«Раннее эстетическое развитие детей от 5 до 6 лет».
Цели обучения:
•
Формирование активной творческой личности.
•
Подготовка наиболее способных и заинтересованных учащихся к
дальнейшему обучению в ДШИ.
Задачи обучения:
•
Удовлетворение интеллектуальных потребностей ребёнка, обогащение
его духовного мира.
•
Диагностика и развитие способностей ребёнка.
•
Овладение навыками учебной деятельности.
•
Преодоление трудностей в развитии.
Вышеизложенные цели и задачи определили следующие учебные предметы
образовательной программы: развитие музыкальных способностей, хор,
ритмика, рисование, хореография, английский язык, развитие речи, логика.
Занятия по каждому предмету проходят в форме группового урока,
наполняемость группы - 10 обучающихся. Продолжительность одного
занятия – 30 минут.
2
Рабочая программа по предмету «Развитие музыкальный способностей»
направлена на воспитание гармонично развитой, творческой личности
посредством музыкального искусства и ставит следующие задачи:
1.
развить музыкальные способности ребёнка;
2.
овладеть музыкальным языком и научиться общаться на этом языке;
3.
развить творческую фантазию, воображение.
Процесс обучения включает несколько направлений:
1.
освоение музыкальной грамоты (музыкального языка). Понятийное
мышление;
2.
воспитание интонационных навыков;
3.
воспитание чувства метроритма, метроритмическое мышление;
4.
развитие музыкального слуха.
Понятийное мышление
«Игра, Рисунок и Стишок в стране Понятий – посошок!» Музыка, как
любой вид искусства, имеет свой понятийный язык, то есть терминологию.
Чтобы освоить этот язык, ребенку необходима доступная форма. С
помощью сказочных образов, стихов и картинок мир таких сложных
понятий и «чужих» слов делается для ребенка понятным и интересным.
«Иглами богато острое стаккато» или «Мир звуков поэтичных открыл нам
ключ скрипичный» (С. В. Белецкий, лото «Азбука музыки», вып.1). В
настоящее время выпущено много музыкальных азбук, музыкальных
букварей
различных
авторов,
в
которых
музыкальная
терминология
передана через стихи, сказки и картинки: В. В. Кирюшин «Музыкальные
мифы», 5 книг и 3 книги сказок, Е. А. Королева «Музыка в сказках, стихах и
картинках»,
Н.
Кончаловская,
П.
Синявский
«Уроки
музыки»,
М.
Покровская,
Н.
Константинова
«Нотная
азбука»,
И.
Кошмина
«Музыкальный букварь», Т. П. Ларионова «Я учу нотную грамоту», Т.
3
Первозванская «Теория музыки» - учебник-сказка, вып. I-II и другие.
Если представить гамму до мажор музыкальным королевством, где
есть
король
«до»,
королева
«ми»,
принцесса
«соль»
и
их
слуги
(неустойчивые ступени), которые всегда стремятся на помощь королю (I),
королеве (III), принцессе (V) и даже водят их на прогулку с песнями
(опевания), то обычное пение гаммы, опеваний, разрешение неустоев в
устои можно превратить в увлекательное путешествие, которое можно даже
увидеть на карточках ступеней и музыкальной лесенке. Секунда, терция,
октава - такие «чужие» слова - становятся вдруг такими близкими и
понятными, если они превращаются в мышку, зайчика, жирафа, которых
можно не только услышать, но и увидеть на карточках интервалов и на
музыкальной лесенке. Как интересно, когда мажорные и минорные
трезвучия вдруг превращаются в веселого и грустного клоунов, которые
начинают дразнить друг друга. Таким образом, ребенок осваивает большое
количество понятий уже в столь раннем возрасте. А обучение для него
становится радостью познания.
Воспитание интонационных навыков
Пение - один из основных видов деятельности на уроке. И одна из
главных задач - научить ребенка правильно и выразительно петь. Для этого
необходимы упражнения на правильное вокальное и речевое дыхание,
упражнения на дикцию: считалки, скороговорки, стихи на правильное
произнесение гласных и согласных. Каждый урок начинается с упражнений
на дыхание, артикуляцию, распевки (звукоподражание голосам животных и
птиц, песни-попевки на одном звуке). Песни, разучиваемые на уроках,
делятся на две группы: песни-попевки на различные комбинации ступеней и
длинные куплетные песни. Большая часть учебных пособий по
сольфеджио
для дошкольников опирается на систему релятивной сольмизации. В данной
программе
предлагается
сочетать
ладовые
отношения
ступеней
и
4
абсолютную высоту звуков.
Мелодии попевок показываются на музыкальной лесенке и на
карточках ступеней, исполняются на металлофоне, определяются на слух.
Постепенно предлагаются песенки-попевки с более сложным мелодическим
рисунком и ритмом, расширяется диапазон, вводится пение канонов.
Воспитание чувства метроритма. Метроритмическое мышление
Обучение
музыке
невозможно
без
воспитания
чувства
метроритма.
Вводятся
понятия
кратких
и
долгих
звуков
(четверти,
восьмые).
Упражнения
различны:
пение
с
прохлопыванием
ритма
мелодии,
прохлопывание ритма песни по памяти, повторение ритма по слуху - игра
«эхо», пение песен с ритмическим остинато | |, П П, | П, П |, чтение
ритмических карточек, выбор этих карточек по слуху. Постепенно вводятся
половинная и шестнадцатые длительности, усложняется ритмический
рисунок песен, пение песен с прохлопыванием ритма и тактированием,
дирижированием, ритмическое остинато на 2, 3, 4 партии, чтение
ритмических карточек в размере 2/4, 3/4, включая половинную, четверти,
восьмые, шестнадцатые, триоли, пунктир; ритмическая импровизация в
указанных выше размерах. Ритмическая гимнастика по руке Л.И. Белецкой
позволяет ребенку в этом возрасте освоить не только четверти, восьмые и
шестнадцатые, но и такие их сочетания, как пунктир, синкопу, группы
восьмая две шестнадцатые и наоборот, а также триоли.
Развитие музыкального слуха
Дети
получают
навыки
первичного
слухового
анализа
музыкальных
произведений.
При
прослушивании
музыкальных
произведений
обучающиеся определяют лад, регистр, штрихи, темп, тембр, музыкальная
форма как средства музыкальной выразительности, с помощью которых
создается тот или иной музыкальный образ. На занятиях уделяется внимание
по развитию звуковысотного слуха (устные диктанты, определение на слух
попевок – звуковых моделей, интервалов), развитию тембрового слуха.
5
Результаты
освоения
образовательной
программы
учащиеся
демонстрируют на утренниках и концертах отделения, которые завершают
каждую учебную четверть.
Занятия по развитию музыкальных способностей в группах раннего
эстетического развития дают ощутимый результат. Дети, прошедшие курс
обучения и поступившие в дальнейшем на музыкальное отделение школы
гораздо
качественнее
и
легче
осваивают
школьную
программу,
занимаются с желанием и интересом и, как правило, не бросают школу.
Помимо творческих способностей у детей развиваются такие качества как
работоспособность и терпение, внимание и память, логика и воображение,
которые в дальнейшем помогут ребёнку раскрыть себя как личности в
любом виде деятельности.
Литература
1.
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. Методическое
пособие. М., «Советский композитор», 1991г.
2.
Белецкий С. 7+5=12 Омск, 1996г.
3.
Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М.,
«Советский композитор», 1991г.
4.
Вейс П. Ступеньки в музыку. М., «Советский композитор», 1987г.
5.
Домогацкая И. Методика отбора детей в группы раннего эстетического
развития. М., 1994г.
6.
Домогацкая
И.
Программа
по
предмету
развития
музыкальных
способностей в группах раннего эстетического развития. М. «Росмэн»,
2003 г.
7.
Кирюшин В. Методическое пособие по сольфеджио. М., 1992г.
8.
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике, вып. 1, 2. М., «Музыка»,
1972, 1964г.
9.
Котляровская-Крафт М., Батхан Л., Москалькова И. Сольфеджио для
подготовительных групп. М., «Музыка», 1984г.
10.Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах
6
детских музыкальных школ. М., «Музыка», 1998г.
11.Равчеева
И.П.
Настольная
книга
музыкального
руководителя,
М.,2014
12.Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Части I,
II. М., «Музыка», 1998г.
13.Цейтлин Б. По ступенькам музыкальных знаний. М., 1994г.
14.ЭДМШ - школа новых технологий. Омск, 1999г.
7