Напоминание

Взаимодействие на уроках труда и межпредметные связи с целью обмена опытом и повышении педагогического мастерства.


Автор: Назаров Александр Викторович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГКОУ «Урюпинская школа»
Населённый пункт: город Урюпинск Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие на уроках труда и межпредметные связи с целью обмена опытом и повышении педагогического мастерства.
Раздел: среднее образование





Назад




Взаимодействие на уроках труда и межпредметные связи с целью обмена

опытом и повышении педагогического мастерства.

«Всё, что находится во взаимной связи, должно

преподаваться в такой же связи».Коменский Я.А.

Уроки технологии призваны сформировать уобучающихся нашей школы знания,

умения и навыки в практическом аспекте их жизни. Краеугольная задача обучения

детей с особенностями интеллектуального развития – адаптация их к жизни в

социуме, социализация. «Технология» - интегрированная образовательная область,

синтезирующая научные знания естественных, социальных, техническо -

технологических наук и показывающая, как их использовать в жизни человека,

практической деятельности, пониманию связей между явлениями в природе,

обществе и мире в целом, то есть универсальное средство формирования

метапредметных компетенций.

К метапредметным результатам относится ряд важных для выстраивания

межличностных отношений навыков: умение формулировать, аргументированно

отстаивать свою точку зрения; способность выражать свои чувства и потребности;

умение сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации и др.

Наряду с этим обучающиеся должны овладеть универсальными учебными

действиями, позволяющими эффективно работать с информацией, осваивать новые

знания, а именно: определять понятия, обобщать данные, устанавливать аналогии и

причинно-следственные связи между явлениями и событиями, определять критерии

для классификации, делать логические рассуждения и выводы; создавать и

использовать модели, схемы, символы; понимать смысл прочитанного текста; четко

и доступно излагать свои мысли; использовать ИКТ.

Учитель технологии оказывается в наиболее выгодной ситуации, так как для

творческой деятельности учащихся требуется совместная работа ума и рук. Цель

очевидна - развить в процессе обучения умение не только «думать руками», но и

выражать целенаправленную и упорядоченную систему деятельности по

осмысленному применению учащимися полученных знаний. Одновременно

происходит развитие рационального мышления учащихся, повышение их интереса к

знаниям и труду, к работе с техникой. Существует ряд дидактических приёмов,

которые могут быть использованы учителем технологии при построении системы по

осмысленному востребованию знаний, полученных ранее, для их реализации на

занятиях по технологии.

Часто используются вопросы из смежных дисциплин с целью активизации

восприятия учащихся на уроке. Непростые понятия основываются на уже

имеющихся знаниях, получающих дополнительную подпитку, это всегда

оборачивается глубоким пониманием и уверенным использованием их на практике.

При создании изделия, детали, отработке навыков работы с оборудованием мы

обращаемся за знаниями к математике. Расчёты для построения чертежа детали и

само построение требуют хороших вычислительных навыков, знаний свойств

геометрических фигур и умений их строить. Удачно перекликаются математика,

черчение с технологией практически во всех темах, где необходимо сделать чертеж,

произведя необходимые вычисления.Связь с математикой используется при

расчётах и замерах в столярном деле. Особенно при масштабировании и

составлении схем и планов.

Связь с биологией прослеживается при рассмотрении особенности древесины

различных пород деревьев. Здесь уместно вспомнить строение ствола дерева и

особенности произрастания данных деревьев. Целесообразно связать особенности

древесины с местом произрастания данных деревьев. Кроме того всегда уместно

упоминание о гигиене человека, анатомии и особенностях физиологии при

рассмотрении техники безопасности на уроках труда.

Связь с русским языком и литературой можно рассмотреть, когда дается описание

изделий. Можно провести своеобразную презентацию с элементами рекламы (в

рамках проектной деятельности).

История уместна при рассмотрении предметов домашнего обихода. Можно

рассказать, как люди изобрели то и иное изделие. Привести примеры исторического

применения данных изделий.

Включение межпредметних связей в учебный процесс придаёт качественную

специфику всем компонентам учебно-познавательной деятельности ученика:

ощутимо проявляется единство общих и конкретных предметных целей обучения;

интерес к смежным предметам значительно обогащает мотивы учебной

деятельности;содержание деятельности становится более обобщённым, объектами

познания выступают общие для ряда предметов процессы и явления, идеи, теории,

законы, понятия, факты и связи между ними; действия, способы оперирования

знаниями обобщаются на базе межпредметного содержания, активизируются

продуктивные процессы познания; успешно реализуется единство образовательных,

развивающих и воспитательных целей обучения, системность знаний способствует

усвоению их мировоззренческой значимости, овладению продуктивными методами

познания, развитию широких интересов.

К.Д. Ушинский считал идею межпредметных связей одной из важнейших в

формировании целостных и системных знаний. Таким образом, используя

межпредметные связи на уроках технологии мы помогаем детям

получитьметапредметные результаты в соответствие с требованиями ФГОС.

А метапредметные компетенции позволят им быть более успешными в будущей

жизни, лучше адаптироваться к непростым условиям и вызовам современного мира.



В раздел образования