Автор: Савранская Ирина Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ Детская школа искусств №7
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Мишель Соньи и его методика преподавания
Раздел: дополнительное образование
Мишель Соньи — уникальный педагог, композитор и философ
Мишель Соньи (Michel Sogny), французский пианист и композитор венгерского
происхождения, родился в 1947 году. В России его фамилию пишут и произносят по-
разному — от Согни до Сóни — но самым корректным будет «Соньи», с ударением на
последний слог. К сожалению, на русском языке очень мало информации об этом
выдающемся фортепианном мастере. В этой статье я хотела бы поделиться с коллегами
некоторыми фактами о Соньи и его уникальном методе обучения.
Этот удивительный человек соединяет в себе целый фейерверк талантов — он
плодовитый и самобытный композитор, пианист, педагог, при этом имеет степень
магистра в психологии, бакалавра в литературе и докторскую степень в философии. В
мире музыки Мишель Соньи прославился прежде всего своей новаторской методикой
обучения игры на фортепиано, а также созданием фонда SOS Talents.
Список наград и званий Соньи говорит сам за себя: почётный знак Грузии, медаль
мира ООН,
рыцарский крест Ордена за заслуги перед Президентом Литовской
Республики, почётный диплом ЮНЕСКО, и это далеко не все.
Его методику обучения игре на фортепиано назвали «методом Соньи», он внедрён
во многих европейских школах и нашёл десятки тысяч последователей.
Фонд Мишеля Соньи и его миссия
SOS
Talents
был создан в Лихтенштейне в 2000-м году. Миссия проекта —
обучение и поддержка молодых талантливых пианистов из неблагополучных социальных
слоёв. Большинство юных учеников родом из Восточной Европы: из Грузии, Сербии,
Беларуси, Венгрии, Литвы и России. В фонде начинающие пианисты проходят обучение
по авторской методике Соньи — в формате мастер-классов, то есть переезда не требуется.
Молодые таланты параллельно продолжают заниматься по учебным программам у себя
дома. Сегодня имена некоторых выпускников фонда известны каждому, кто интересуется
музыкой — это, например,
Хатия и Гванца Буниатишвили, Элисо Болквадзе, Яна
Васильева, Тамар Берая.
Уже через год после основания SOS Talents Мишель Соньи провёл первый
открытый концерт в Париже, где представил публике своих самых одарённых учеников.
Далее концерты и фестивали следуют один за другим — от театра Елисейских полей до
дворца Монтрё, и далее в Швейцарии, Венгрии, Латвии, по всей Европе.
Фонд продолжает свою деятельность, открывает и поддерживает новые таланты,
проводит грандиозные концерты — например, в парижском Лувре, в штаб-квартире ООН
в Женеве, на саммите Нобелевской премии мира в Польше.
Методика обучения игре на фортепиано
Метод обучения Соньи неразрывно связан с его философией. По этой концепции,
музыка понимается как «биение жизни, жизненный импульс». Перед тем как переходить к
техническим упражнениям ученику предлагается почувствовать внутренний резонанс с
миром звуков и гармоний, разбудить творческий потенциал. Сложнейший процесс
обучения игре на фортепиано превращается в нечто захватывающее и мотивирующее.
Ученик с первых шагов привыкает получать больше удовольствия от процесса «общения с
инструментом», чем от конечного результата — например, выученной пьесы.
Обучение начинается с освоения сборника Соньи «Пролегомены к музыкальной
эйдетике»* — это более 300 произведений, написанных для развития воображения
исполнителя, для погружения в «звуковую Вселенную, пробуждающую чувства».
Следующий этап — цикл фортепианных этюдов Мишеля Соньи. С одной стороны,
каждый этюд развивает определённый технический навык, с другой — обладает
художественным замыслом, музыкальной эстетикой.
Отдельно стоит отметить взрослых учеников Соньи. Самый яркий пример —
Мишель Пари (Michel Paris), профессор литературы, которая начала обучение игре на
фортепиано в 26 лет. За 4 года Мишель достигла такого уровня, что исполняла
произведения Листа на концерте в Театре Елисейских полей. Мишель Пари называют
«взрослым вундеркиндом», её случай широко обсуждался в прессе и в профессиональных
музыкальных сообществах.
Другой пример ученицы, пришедшей к Соньи во взрослом возрасте, — Клодин
Зевако. Как и Мишель Пари, она добилась высокого уровня исполнительского мастерства,
занимаясь по методике Соньи.
Успехи обеих пианисток оценила не только публика, но и представители мира
классической музыки. Например, в 1984 году Дьёрдь Циффра пригласил Пари и Зевако
выступить в концертном зале своего фонда Cziffra Foundation в Санлисе.
Кстати, именно Циффре посвящены сборники «Этюдов в венгерском стиле»
Мишеля Соньи. Применительно к нашей системе музыкального образования, этюды
рассчитаны на средние и старшие классы ДМШ. В своей практике я даю их
перспективным
детям
с
третьего-четвертого
года
обучения,
а
также
студентам
музыкального училища, для которых фортепиано не является профильным предметом.
__
*
Пролегомена
(греч.
προλεγόμενα
— предисловие,
введение)
—
это
рассуждения,
формулирующие исходное понятие и дающие предварительные сведения о предмете обучения;
разъясняющее введение в изучение той или иной науки.
** Эйдетика (от греческого «эйдос» — образ) — это методика развития образного мышления,
которая позволяет воспринимать большие объёмы информации.
Список использованных источников
La musique en question ; entretiens avec Monique Philosenko (изд. Michel de maule)
Etudes dans le style hongrois в четырех сборниках (изд. DURAND)