Напоминание

Мишель Соньи и его методика преподавания


Автор: Савранская Ирина Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ Детская школа искусств №7
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Мишель Соньи и его методика преподавания
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мишель Соньи — уникальный педагог, композитор и философ

Мишель Соньи (Michel Sogny), французский пианист и композитор венгерского

происхождения, родился в 1947 году. В России его фамилию пишут и произносят по-

разному — от Согни до Сóни — но самым корректным будет «Соньи», с ударением на

последний слог. К сожалению, на русском языке очень мало информации об этом

выдающемся фортепианном мастере. В этой статье я хотела бы поделиться с коллегами

некоторыми фактами о Соньи и его уникальном методе обучения.

Этот удивительный человек соединяет в себе целый фейерверк талантов — он

плодовитый и самобытный композитор, пианист, педагог, при этом имеет степень

магистра в психологии, бакалавра в литературе и докторскую степень в философии. В

мире музыки Мишель Соньи прославился прежде всего своей новаторской методикой

обучения игры на фортепиано, а также созданием фонда SOS Talents.

Список наград и званий Соньи говорит сам за себя: почётный знак Грузии, медаль

мира ООН,

рыцарский крест Ордена за заслуги перед Президентом Литовской

Республики, почётный диплом ЮНЕСКО, и это далеко не все.

Его методику обучения игре на фортепиано назвали «методом Соньи», он внедрён

во многих европейских школах и нашёл десятки тысяч последователей.

Фонд Мишеля Соньи и его миссия

SOS

Talents

был создан в Лихтенштейне в 2000-м году. Миссия проекта —

обучение и поддержка молодых талантливых пианистов из неблагополучных социальных

слоёв. Большинство юных учеников родом из Восточной Европы: из Грузии, Сербии,

Беларуси, Венгрии, Литвы и России. В фонде начинающие пианисты проходят обучение

по авторской методике Соньи — в формате мастер-классов, то есть переезда не требуется.

Молодые таланты параллельно продолжают заниматься по учебным программам у себя

дома. Сегодня имена некоторых выпускников фонда известны каждому, кто интересуется

музыкой — это, например,

Хатия и Гванца Буниатишвили, Элисо Болквадзе, Яна

Васильева, Тамар Берая.

Уже через год после основания SOS Talents Мишель Соньи провёл первый

открытый концерт в Париже, где представил публике своих самых одарённых учеников.

Далее концерты и фестивали следуют один за другим — от театра Елисейских полей до

дворца Монтрё, и далее в Швейцарии, Венгрии, Латвии, по всей Европе.

Фонд продолжает свою деятельность, открывает и поддерживает новые таланты,

проводит грандиозные концерты — например, в парижском Лувре, в штаб-квартире ООН

в Женеве, на саммите Нобелевской премии мира в Польше.

Методика обучения игре на фортепиано

Метод обучения Соньи неразрывно связан с его философией. По этой концепции,

музыка понимается как «биение жизни, жизненный импульс». Перед тем как переходить к

техническим упражнениям ученику предлагается почувствовать внутренний резонанс с

миром звуков и гармоний, разбудить творческий потенциал. Сложнейший процесс

обучения игре на фортепиано превращается в нечто захватывающее и мотивирующее.

Ученик с первых шагов привыкает получать больше удовольствия от процесса «общения с

инструментом», чем от конечного результата — например, выученной пьесы.

Обучение начинается с освоения сборника Соньи «Пролегомены к музыкальной

эйдетике»* — это более 300 произведений, написанных для развития воображения

исполнителя, для погружения в «звуковую Вселенную, пробуждающую чувства».

Следующий этап — цикл фортепианных этюдов Мишеля Соньи. С одной стороны,

каждый этюд развивает определённый технический навык, с другой — обладает

художественным замыслом, музыкальной эстетикой.

Отдельно стоит отметить взрослых учеников Соньи. Самый яркий пример —

Мишель Пари (Michel Paris), профессор литературы, которая начала обучение игре на

фортепиано в 26 лет. За 4 года Мишель достигла такого уровня, что исполняла

произведения Листа на концерте в Театре Елисейских полей. Мишель Пари называют

«взрослым вундеркиндом», её случай широко обсуждался в прессе и в профессиональных

музыкальных сообществах.

Другой пример ученицы, пришедшей к Соньи во взрослом возрасте, — Клодин

Зевако. Как и Мишель Пари, она добилась высокого уровня исполнительского мастерства,

занимаясь по методике Соньи.

Успехи обеих пианисток оценила не только публика, но и представители мира

классической музыки. Например, в 1984 году Дьёрдь Циффра пригласил Пари и Зевако

выступить в концертном зале своего фонда Cziffra Foundation в Санлисе.

Кстати, именно Циффре посвящены сборники «Этюдов в венгерском стиле»

Мишеля Соньи. Применительно к нашей системе музыкального образования, этюды

рассчитаны на средние и старшие классы ДМШ. В своей практике я даю их

перспективным

детям

с

третьего-четвертого

года

обучения,

а

также

студентам

музыкального училища, для которых фортепиано не является профильным предметом.

__

*

Пролегомена

(греч.

προλεγόμενα

— предисловие,

введение)

это

рассуждения,

формулирующие исходное понятие и дающие предварительные сведения о предмете обучения;

разъясняющее введение в изучение той или иной науки.

** Эйдетика (от греческого «эйдос» — образ) — это методика развития образного мышления,

которая позволяет воспринимать большие объёмы информации.

Список использованных источников

La musique en question ; entretiens avec Monique Philosenko (изд. Michel de maule)

Etudes dans le style hongrois в четырех сборниках (изд. DURAND)



В раздел образования