Автор: Григорьева Виктория Анатольевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"№4 г. Челябинска
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование
Григорьева В.А.
Преподаватель теоретических
дисциплин МБУДО
« ДШИ №4» г.Челябинска
Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках
сольфеджио в ДШИ.
Изучение учебных планов ДШИ позволяет сделать вывод, что наряду с
освоением навыков игры на инструменте, на протяжении всех лет обучения
дети изучают сольфеджио. Важность этого предмета подчеркивается тем,
что он выносится на итоговую аттестацию, а также при поступлении в
музыкальные средние и высшие учебные заведения включается в список
вступительных экзаменов.
Программа курса сольфеджио включает следующие разделы:
1
Вокально-интонационные навыки.
2
Сольфеджирование и пение с листа.
3
Воспитание чувства метроритма.
4
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух).
5
Музыкальный диктант.
6
Воспитание творческих навыков.
7
Теоретические сведения.
Все формы работы, предусмотренные программой, находятся между
собой в тесной взаимосвязи. Так, например, раздел «воспитание чувства
метроритма» связан с сольфеджированием, чтением с листа, музыкальным
диктантом, воспитанием творческих навыков – сочинение, импровизация
(ритмическая организация), анализом музыкальных произведений (наряду
со всеми средствами выразительности анализируется и ритм). Исходя из
выше сказанного, следует отметить чрезвычайно важное значение имеет
воспитание чувства ритма.
В музыкальной педагогике очень распространено убеждение о том, что
чувство ритма мало поддается воспитанию. Большинство педагогов склонно
в этом отношении проводить различие между музыкальным слухом и
чувством ритма, считая, что последнее развивается гораздо труднее, чем
музыкальный
слух,
что
наглядно
демонстрирует
высказывание
А.Б.
Гольденвейзера: «Этого (развития музыкально-ритмического чувства) так
же трудно добиться, как, скажем, добиться, чтобы у человека был длинный
нос. В моей практике бывали случаи, когда ученики с очень слабым ритмом
развивались и делались ритмически полноценными, но все же я должен
сказать, что достигалось это огромным трудом».
Проблема развития чувства ритма в настоящее время очень актуальна.
Давно назрела потребность в новой методике преподавания сольфеджио, в
общем, и развития чувства ритма, как наиболее проблемного материала, в
частности. Сольфеджио – предмет наиболее трудный, т.к. имеет очень
много разделов, по которым дети должны приобрести знания, умения и
навыки, а количество времени (1,5 часа в неделю, 51 час в год) не позволяет
качественно осваивать всю программу, поэтому необходимо вводить
интенсивные
методы
обучения.
Следует
также
учесть,
что
продолжительность урока
70 минут, особенно для детей младшего
школьного возраста, дает большую нагрузку, которая снижает уровень
восприятия,
поэтому
необходимо
развивать
интерес
к
предмету
сольфеджио,
максимально
разнообразить
урок,
используя
различные
музыкально-дидактические игры.
В современной педагогике всё более популярными становятся
развивающие методы обучения, делающие акцент на самостоятельной
деятельности ученика.
Новые тенденции музыкальной педагогики можно сформулировать так:
1.
Ориентация
на
младший
школьный
возраст,
как
наиболее
благоприятный в плане развития восприятия средствами музыки;
2.
Опора на игровую деятельность, как преобладающую в этом возрасте;
3.
Стремление к синтезу различных видов искусства,
4.
Разработка методических пособий, направленных на положительную
мотивацию и интерес к музыкальному обучению.
К
вопросу
развития
музыкально-ритмического
чувства
у
учащихся
обращались
многие
педагоги-музыканты.Достаточно
вспомнить
таких
исследователей, как К. Сишор, Г. Ревеш, Б. М. Теплов, В. И. Петрушин, Н. А.
Ветлугина, О. П. Радынова и др.
Прежде
чем
обратится
к
истории
исследования
музыкальных
способностей, и ритма в частности, необходимо выяснить, что означает сам
термин «ритм».
Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда
жизненно важный для музыкального искусства. За многовековую историю
музыки суждений о ритме сложилось немало. Б.М. Теплов рассматривает:
«Ритм как всеобъемлющее понятие, по-видимому, характеризуется только
одним весьма неопределенным признаком: временной или пространственный
порядок
предметов,
явлений,
процессов.
Исходя
из
такого
малосодержательного понятия, едва ли можно придти к психологическому
анализу ритмического чувства» (7.233).
Активная, двигательная природа музыкально-ритмического чувства был
прекрасно понята Жаком Далькрозом и в этом, конечно, главная причина тех
замечательных успехов в отношении воспитания чувства ритма, которых ему
удалось
достигнуть.
Нельзя
не
согласиться
полностью
с
такими
положениями его: «Всякий ритм есть движение». «В образовании и развитии
чувства ритма участвует все наше тело». «Без телесных ощущений ритма …
не может быть воспринят ритм музыкальный» (4.15).
Музыкально-ритмическое
чувство,
т.е.
способность
активно
(двигательно)
переживать
музыку,
чувствовать
эмоциональную
выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. В
раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что
слышание музыки, совершенно непосредственно, сопровождается теми или
другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими
ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности,
которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода
музыкального движения.
Чувство ритма рождено движением. Важнейшее свойство движения –
сила, скорость, направление и общий характер запечатлены в музыкальном
ритме. Эти фундаментальные свойства движения чувства ритма фиксирует
совместно
с
интонационным
слухом:
чувство
ритма
прорастает
из
интонационного
слуха,
занимаясь
детализацией
и
структуированием
обобщенного «портрета движения», полученного от интонационного слуха.
Музыкальные способности ребёнка начинают формироваться ещё в
дошкольном возрасте и включают целый ряд компонентов: музыкальный
слух (мелодический и гармонический), чувство метроритма, музыкальную
память, воображение. Музыкальные способности тесно связаны с общими
свойствами личности, такими как внимание, память, восприятие, мышление.
Речь,
воображение,
которые
в
результате
обучения
и
воспитания
дифференцируются,
обеспечивая
успешность
выполнения
одного
специального вида деятельности.
Работа над развитием чувства ритма ведётся на протяжении всего курса
сольфеджио. Возможности для этого имеются в каждом виде работы
(сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более
успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и
отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в
изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические
упражнения:
1.простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии;
2.повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом
( простукивание хлопками, карандашом или на ударных инструментах);
3. простукивание ритмического рисунка, записанного на доске, специальных
карточках, по нотной записи;
4.проговаривание ритмического рисунка ритмослогами с тактированием или
без него;
5.ритмическое остинато, аккомпанемент к песням;
6. двух и трёхголосные ритмические упражнения, ритмические каноны с
текстом, без текста;
7. чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных
инструментах;
8. ритмические диктанты;
9. ритмизация текстов;
10. движение под музыку;
11.речевые упражнения;
12. ритмические импровизации.
Все эти упражнения можно выполнять в разных темпах и размерах.
Педагог может сам составить варианты таких упражнений и придумывать
новые. Необходимо помнить, что каждая новая ритмическая фигура, оборот
должны быть, прежде всего, восприняты эмоционально,
практически
проработаны и лишь затем им дано творческое обоснование.
Важно помнить, что освоение метроритма связано с активным
использованием
двигательных
способностей
детей.
При
подборе
первоначальных ритмических упражнений, следует опираться на то, что
восприятие ритма у детей связано
именно с двигательной реакцией –
движение под музыку, ходьба, бег.
Именно
с
этими
движениями
ассоциируется
первоначальные
представления детей о длительностях: четверь-шаг, восьмые – бег. Приведём
высказывание Б.М.Теплова: «Чувство музыкального ритма имеет не только
моторную, но и эмоциональную природу, восприятие ритма является
процессом слуходвигательным»(7,36). Как известно, основой ритмического
чувства
является
ощущение
равномерной
метрической
пульсации
и
акцентуации. Отсюда первые упражнения:
- метризация двух и трёхсложных слов,
- выявление и показ в них акцентированных слогов,
- прохлопывание, простукивание, вышагивание метрических долей.
Затем подключаются различного рода движения, связанные с отражением
ритмического рисунка мелодии. Осознание ритмического рисунка на самом
раннем этапе обучения оказывается возможным и эффективным благодаря
использованию
ритмослогов.
Подготовительная
работа
проходит
в
следующих формах:
- пение песни с прохлопыванием
или вышагиванием её ритмического
рисунка или метрических долей;
- чтение ритмического рисунка с хлопками;
- тактирование под музыку.
Эти задания должны выполняться в характере песни (торжественном,
спокойном, лёгком), восьмые длительности должны исполняться с опорой на
сильную долю. Не следует забывать и о динамических оттенках, связанных с
выразительностью текста песен. Такая подготовка позволяет перейти к более
сложным заданиям:
1. чтение ритмического рисунка с выстукиванием метрических долей;
2. смена заданий по ходу исполнения (прохлопывание то ритмического
рисунка, то метрических долей);
3.
одновременное
выстукивание
ритмического рисунка
одной
рукой,
метрических долей – другой.
Ритм является одним из важных выразительных средств музыки, поэтому
при выполнении любых музыкально-ритмических заданий, преследующих
дидактические цели, следует учить детей выполнять их в характере музыки.
Прослушав музыку, педагог предлагает детям самостоятельно отобразить её
характер в движениях. Это даёт ему возможность выявить отношение детей к
данному произведению, а также определить их творческие возможности.
Педагог обращает внимание учеников на более удачное исполнение. Иногда
лучшие варианты
повторяются всеми детьми. Так часто создаются
сочинённые ими совместно с педагогом игровые упражнения.
Таким образом, развитие ритмического чувства у младших школьников на
уроках сольфеджио в детской школе искусств является важнейшей задачей
педагога. Важно то, что формирование и дальнейшее развитие этой
важнейшей
музыкальной
способности
при
целенаправленном
педагогическом
руководстве
способствует
развитию
всего
комплекса
музыкальных способностей учащихся, музыкальности учащихся, а главное
закладывает
фундамент
музыкальной
культуры,
которая
тесно
взаимодействует с общей духовной культурой.
Список литературы:
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л. : Музыка, 1971.
2. Вахромеев В. Методики преподавания сольфеджио. М.: «Музыка»,
1978.
3. Давыдова, Е. В. Методика преподавания сольфеджио : учеб. пособие. М. :
Музыка, 1986.
4.Жак-Далькроз Э. « Ритм» : «Классика XXI века», 2006.
5. Петрушин, В. И. Музыкальная психология 3-е изд. – М. : Пассим, 1997.
6.Синяева Л. Воспитание метроритмических навыков на уроках
сольфеджио. М.: «Музыка», 1988.
7.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» Москва 1961 г.