Автор: Гордеева Ольга Михайловна
Должность: Учитель математики.
Учебное заведение: МБОУ Коноплинская средняя школа Ухоловского муниципального района Рязанской области.
Населённый пункт: с. Коноплино, Рязанская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Решение практико-ориентированных задач в 5-6 классах
Раздел: среднее образование
МБОУ Коноплинская средняя школа
Ухоловского муниципального района Рязанской области
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ
ПО МАТЕМАТИКЕ
В 5-6 КЛАССАХ
Учитель математики Гордеева О.М.
Содержание
Введение
1.Практико-ориентированные задачи в школьном курсе обучения математики
1.1 Практико-ориентированное обучение как необходимая составляющая при
обучении математике в условиях введения обновлённых ФГОС.
1.2 Организация практико-ориентированного обучения
2. Использование практико-ориентированных задач на уроках в 5-6 классах
Заключение
Введение
Современное общество меняет взгляд на содержание математического
образования. Основное внимание направлено на развитие способности
учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных
ситуациях.
Сегодня
нужны
функционально
грамотные
выпускники,
способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться
и функционировать в ней.
В системе современного образовании на всех ступенях обучения
осуществляется новый подход. Педагоги отказываются от репродуктивного
метода обучения и применяют развивающие технологии и компетентностный
подход. Эти технологии призваны формировать наряду с предметными
знаниями, универсальные учебные действия у учащихся. На уроках
математики реализация компетентностного подхода осуществляется за счет
применения практико-ориентированных задач, а также деятельностных и
компетентностно- ориентированных заданий.
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников
математике
является
решение
задач.
Изложение
учебного
материала
в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них
мало заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности
учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении
полученных знаний и умений.
Реализация
этого
требования
предусматривает
ориентацию
образовательных систем на развитие у учащихся качеств, необходимых для
жизни
в
современном
обществе
и
осуществлению
практического
взаимодействия с объектами природы, производства, быта. Важная роль в
системе подготовки учащихся к применению приобретаемых знаний в
практических целях принадлежит изучению школьного курса математики,
поскольку универсальность математических методов позволяет отразить
связь теоретического материала с практикой на уровне общенаучной
методологии. Это определяет значимость математики в формировании у
учащихся умений решать задачи, возникающие в процессе практической
деятельности человека. В этом и заключается актуальность рассматриваемой
темы.
Как сказал Конфуций "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я
запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь"
.
1.Практико-ориентированные задачи в школьном курсе обучения математики
Российское фундаментальное образование создавалось на знаниевой
парадигме. Образовательный процесс в системе общего и профессионального
образования строился на дедуктивной основе в соответствии с дидактической
триадой «Знания – умения – навыки». Причем основное внимание уделялось
усвоению знаний. Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает
развивающим
потенциалом,
именно
в
процессе
обучения
должны
формироваться необходимые умения и навыки. Достаточно вспомнить
теорию развивающего обучения В.В. Давыдова. Но многолетняя практика
выявила существенные минусы такого подхода. В рамках знаниевой
парадигмы всегда актуальной была проблема разрыва знаний от умений их
применять.
Практико-ориентированное
образование
предполагает
изучение
традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в
сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной
направленности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в
сохранении
фундаментальной
науки,
развитии
прикладных
наук,
необходимых для устойчивого развития российского общества.
Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности
добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим
умением
развивать
и
поддерживать
познавательные
интересы
детей,
создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности
и заинтересованности в успехах одноклассников. Поиски путей побуждения
этого интереса – одна из главных задач математиков-педагогов. Учебный
процесс в значительной мере должен побуждать учеников к применению
полученных знаний и умений в нестандартных, новых ситуациях.
Современные исследования показывают, что для решения проблемы
подготовки учащихся к практической деятельности следует использовать
новые подходы. В настоящее время разрабатывается концепция, основной
идеей
которой
является
усиление
практического
аспекта
подготовки
школьников за счет интеграции процессов формирования теоретических
знаний и развития практических умений, что, безусловно, должно повысить
действенность приобретаемых учащимися знаний. Эта концепция нашла
отражение в теории практико-ориентированного обучения (И.Ю. Калугина,
Н.В. Чекалева и др.), сущность которого заключается в обеспечении единства
приобретения
знаний
и
формирования
практического
опыта
их
использования при решении жизненно важных задач. Основной целью
практико-ориентированного обучения является подготовка учащихся к
решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и
формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе
своей жизнедеятельности. Концептуальные положения теории практико-
ориентированного обучения могут быть положены в основу создания
методики,
реализация
которой
должна
обеспечить
взаимосвязь
и
взаимообусловленность процессов формирования знаний и развития умений
с целью приобретения учащимися опыта практической деятельности. При
этом возникает вопрос о том, какие дидактические средства следует
использовать
для
эффективной
реализации
подхода
практико-
ориентированного обучения математике. (Сластенин В.А. Педагогика 2009. -
576 с.)
Большими
возможностями
для
реализации
целей
практико-
ориентированного обучения обладают задачи с практическим содержанием.
Однако, использование таких задач в качестве средства реализации практико-
ориентированного обучения математике до настоящего времени является
мало используемым. Это связано в связи с бурным развитием науки и
техники
и
малой
обновляемостью
учебных
материалов.
Содержание
учебников устаревает с каждым годом. Актуальным остается только
изложение материала исторического содержания. Проблема учебника, в том
числе,
возможностей
их
адаптации
в
условиях
современных
гуманистических идей и тенденций в образовании.
Обучение с использованием практико – ориентированных задач
приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают
ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих
заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи)
вызывают
повышенный
интерес
учащихся,
способствуют
развитию
любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам
процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать
логическое и ассоциативное мышление обеспечивают развитие личности
ученика:
наблюдательности,
умения
воспринимать
и
перерабатывать
информацию, делать выводы образного и аналитического мышления; умение
применять
полученные
знания
для
анализа
наблюдаемых
процессов;
развитие творческих способностей учащихся; раскрытие роли математики в
современной цивилизации; помощь выпускникам школы в определении
профиля их дальнейшей деятельности.
За время обучения в школе каждый из школьников, благодаря усилиям
учителей математики, решает огромное число разных учебных задач. Но
однажды многие из нас задают себе вопрос: «Зачем мы тратим столько
времени и сил на обучение детей их решениям?»
С одной стороны, умение решать задачи является одним из основных
показателей уровня развития школьников, глубины освоения учебного
материала. Поэтому любой «экзамен» математике, любая проверка знаний
содержит в качестве основной – решение задач. И эта цель, с переменным
успехом, достигается, причем, при обучении любой из программ в любой
образовательной системе. В необходимости обучению решению задач есть и
другая «сторона» (помимо развивающей) - прикладная. Сторона, связанная
со способностью «применять приобретенные знания и умения в реальных
жизненных ситуациях», «прикладная» направленность образования.
Учителя многих регионов от Дальнего Востока до Прибалтики,
выделяют как основную цель современного образования - «прикладную»
направленность обучения. Но именно прикладная направленность, перевод
«жизненной» ситуации в предметную область, для детей и составляет
основную трудность при решении задач.
1.1 Практико-ориентированное обучение как необходимая составляющая при
обучении математике в условиях введения обновлённых ФГОС.
В настоящее время существует необходимость создания системы
профессионального
обучения,
ориентированной
на
индивидуализацию
обучения и социализацию учащихся с учетом реальных потребностей рынка.
При
создании
такой
системы
математике,
как
фундаментальной
общеобразовательной дисциплине, отводится особая роль в формировании
профессиональной направленности обучения.
В отдельных случаях преподавание математики может рассматриваться
как связующая дисциплина общеобразовательных и профессиональных
знаний. Особенно это верно при формировании с помощью математики
профессионального мышления. Такое профессиональное мышление можно
условно
обозначить
как
техническое
мышление
или
социально-
экономическое мышление в зависимости профессиональной направленности
студентов.
Само
формирование
мышления
может
происходить
как
непосредственно через прикладной характер курса математики, так и
опосредованно через обучение процессам математического моделирования и
математизации произвольных ситуаций.
Практико-ориентированная технология обучения позволяет ученика из
пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного
субъекта
учебно-познавательной
деятельности.
Основным
средством
реализации практико-ориентированной (прикладной) направленности курса
математики специально подобранная система задач.
Дидактические цели практико-ориентированных заданий:
- Закрепление и углубление теоретических знаний.
- Овладение умениями и навыками по учебной дисциплине.
- Формирование новых умений и навыков.
- Приближение учебного процесса к реальным жизненным условиям.
- Изучение новых методов научных исследований.
- Овладение общеучебными умениями и навыками.
- Развитие инициативы и самостоятельности.
Виды практико-ориентированных заданий:
- Аналитические (определение и анализ цели, выбор и анализ условий и
способов решения, средств достижения цели);
- Организационно-подготовительные (планирование и организация
практико-ориентированной работы);
-
Оценочно-коррекционные
(формирование
действий
оценки
и
коррекции
процесса
и
результатов
деятельности,
поиск
способов
совершенствования, анализ деятельности).
Исторически сложились две стороны назначения математического
образования:
практическая,
связанная
с
созданием
и
применением
инструментария, необходимого человеку в его деятельности, и духовная,
связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом
познания и преобразования мира математическим методом.
Практическая
полезность
математики
обусловлена
тем,
что
ее
предметом
являются
фундаментальные
структуры
реального
мира:
пространственные формы и количественные отношения – от простейших,
усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных,
необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных
математических знаний затруднено понимание принципов устройства и
использования
современной
техники,
восприятия
научных
знаний,
восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической,
политической информации, малоэффективна повседневная практическая
деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять
достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой,
находить
в
справочниках
и
применять
нужные
формулы,
владеть
практическими приемами геометрических измерений и построений, читать
информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать
вероятностный
характер
случайных
событий,
составлять
несложные
алгоритмы и др.
1.2 Организация практико-ориентированного обучения
В
дальнейшем
становится
актуальной
организация
практико-
ориентированной деятельности учащихся на уроках математики.
Практико-ориентированная
деятельность
–
это
деятельность,
направленная на осуществление связи школьного курса с практикой, что
предполагает формирование у учащихся умений, необходимых для решения
средствами математики практических задач. А так как в основе их решения
лежит математическое моделирование, то для реализации прикладной
направленности математики необходимо организовать обучение школьников
элементам моделирования, так как до настоящего времени ни в программах,
ни в учебниках практически не говорится о математических моделях, а
учитель математики и учащиеся на каждом уроке оперируют с ними.
Известно, что процесс математического моделирования состоит из трех
этапов: 1) формализации, перевода предложенной задачи с естественного
языка на язык математических терминов, т.е. построение математической
модели; 2) решение задачи внутри модели; 3) интерпретации полученного
решения, т.е. перевода полученного результата (математического решения)
на язык, на котором была сформулирована исходная задача.
В школе в основном уделяется внимание работе над вторым этапом
моделирования, в то время как формализация и интерпретация остаются
недостаточно раскрытыми. Важным средством обучения всем указанным
элементам моделирования являются сюжетные задачи. Сюжетной задачей
называют задачу, описывающую реальную или приближенную к реальной
ситуацию на неформально-математическом языке. С этой точки зрения
любая задача, возникающая на практике, является сюжетной, однако часто
она может не содержать достаточных для решения числовых данных. Такие
задачи называют задачами-проблемами. Для построения их математической
модели нужно найти достаточное количество числовых данных. Отметим,
что школьные учебники почти не содержат задач-проблем. Учащимся, как
правило,
сразу
предъявляется
словесная
модель
задачи,
поэтому
представления о характере отражения математикой явлений, описываемых в
сюжетных
задачах,
часто
оказываются
весьма
примитивными.
Это
происходит вследствие того, что этап формализации при решении школьных
сюжетных задач оказывается представлен слишком узко. Задача-проблема
должна удовлетворять следующим требованиям: 1) вопрос должен быть
поставлен в таком виде, в каком он обычно ставится на практике (решение
должно иметь практическую значимость); 2) искомые и данные величины
(если они заданы) должны быть реальными, взятыми из практики.
Необходимо выделить три основные умения, которые необходимы для
решения прикладной задачи: 1) выделение системы основных характеристик
задачи;
2)
нахождение
системы
существенных
связей
между
характеристиками; 3) нахождение системы необходимых ограничений,
накладываемых на характеристики. Методике решения прикладных задач
уделено
большое
внимание
в
работах
Ю.М.Колягина,
В.В.Фирсова,
Л.М.Фридмана др.
Задача
учителя
математики
–
показать,
как
используются
математические понятия для понимания явлений и процессов, изучаемых
науками в природе и обществе. Для этого необходимо:
а) определить темы курса математики, в которых наиболее характерно
выступают мировоззренческие основы;
б) вычленить темы из курсов химии, физики и других дисциплин,
наиболее пригодные для использования в них математического аппарата;
в)
отобрать
и
выработать
методы
обучения,
соответствующие
поставленной цели;
г) наметить формы применения математических методов и понятий в
других дисциплинах.
Для развития прикладных математических навыков при подборе
упражнений необходимо формировать следующие умения и навыки:
-
целеустремленное составление и анализ математических моделей
реальных задач и развитие соответствующей интуиции на доступном
учащимся уровне;
-
отбор
данных,
нужных
для
решения
задачи,
прикидка
их
необходимой точности;
-
выбор заранее не заданного метода исследования;
-
составление задач, решение с помощью предварительного вывода
аналитических зависимостей;
-
составление задач, требующих для своего решения знаний из
различных разделов курса;
-
доведение решения задач до практически приемлемого результата;
-
применение справочников и таблиц;
-
прикидки, оценки порядков величин;
-
действия с различными величинами;
-
методы контроля правильности решения.
Однако следует иметь в виду, что задачи с практическим содержанием
не могут составить единой самостоятельной дидактической системы задач,
которая обеспечила бы закрепление всего теоретического материала,
изучаемого на уроках математики.
Для жизни в современном обществе важным является формирование
математического
стиля
мышления,
проявляющегося
в
определенных
умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенале
приемов
и
методов
человеческого
мышления
естественным
образом
включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и
синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.
Объекты
математических
умозаключений
и
правила
конструирования
вскрывают
механизм
логических
построений,
вырабатывают
умения
формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают
логическое мышление. Следует отметить, что математике принадлежит
ведущая роль
в формировании алгоритмического мышления. А также,
воспитание умений действовать по заданному алгоритму. В ходе решения
задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются
творческая и прикладная стороны мышления.
2. Использование практико-ориентированных задач на уроках в 5-6 классах
С введением ФГОС основного общего образования изменяются структура и
сущность
результатов
образовательной
деятельности,
содержание
образовательных программ и технологии их реализации, методология,
содержание и процедуры оценивания результатов освоения. В настоящее
время системно-деятельностный подход, положенный в основу новых
федеральных государственных образовательных стандартов, определил три
группы требований к формулированию целей образования как планируемых
результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и
личностных) (Аксенова, 2012). Метапредметные
требования включают в
себя: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных
учебных
действий
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной
практике,
самостоятельность
планирования
и
осуществления
учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и
сверстником, построение индивидуальной образовательной траектории. Для
получения таких результатов в процессе обучения математике необходим
переход от ее освоения как отдельного учебного предмета к обучению на
межпредметной основе. Это значит – рассматривать математические понятия
не только на формально-абстрактном уровне, но и межпредметном и
практико-ориентированном. Основное содержание курса математики 5- 6
классов вполне позволяет это делать. В этой связи актуализируется задача
поиска методических приемов обучения математике,
направленных на
достижение метапредметных результатов, так как традиционных методов
оказывается недостаточно.
Именно решение задач ведет к развитию
способности
самостоятельно
и
логически
мыслить,
учит
строить
математические модели реальных ситуаций, возникающих при практической
трудовой деятельности людей. Решение задач – основной вид деятельности
на уроках математики и, поэтому, интересное содержание задач делает
актуальными для учащихся математические знания. «Числа не управляют
миром, но показывают, как управляется мир».
2.1 Практико-ориентированные задачи
1. Мама решила приготовить салат из огурцов, помидоров и редиски. Вся
масса салата должна составить 400 г. Сколько нужно положить помидор,
если масса огурцов составляет 150 г., а масса редиски в 2 раза меньше массы
огурцов?
2. Семья собрала 17 кг брусники. Сколько получится свежевыжатого сока,
если сок составляет 80% от массы всех ягод?
3. Купили 15 кг груш. На компот решили истратить 40% все груш, а
остальное пошло на варенье. Сколько кг сахара нужно купить для варенья,
если на 1 кг свежих груш нужно 800 г. сахара?
4. Для приготовления летнего салата для семьи нужно 500г помидор по цене
25 руб. за 1 кг, 300 г огурцов по цене 40 руб. , 30 г зеленого лука по цене 6
руб., 50 г майонеза по цене 50 руб. за упаковку массой 200 г. Какова будет
стоимость салата?
5. На шоколадную фабрику привезли 2 ящика какао-бобов. В первом ящике
было в 10,5 раз больше какао-бобов, чем во втором. После того как из
первого ящика взяли 16 кг, а во второй добавили 22 кг, какао-бобов стало
поровну. Сколько какао-бобов было первоначально в каждом ящике?
6. В магазин привезли 400 кг апельсинов. В первый день продали 15%, а во
второй день 0,5 оставшихся апельсинов. Сколько осталось апельсинов в
магазине?
7. В школьной столовой напекли пирожков. Ученикам старших классов
выдали 120 пирожков, что составило 48% всего количества. Сколько всего
напекли
пирожков?
Сколько
пирожков
выдали
ученикам
младших
классов, если 17 пирожков осталось?
8. Для строительства гаража можно использовать один из двух типов
фундамента: бетонный или фундамент из пеноблоков. Для фундамента из
пеноблоков необходимо 5 м
3
пеноблоков и 2 мешка цемента. Для бетонного
фундамента
необходимы
4
т
щебня
и
40
мешков
цемента. 1
м
3
пеноблоков стоит 2400 руб., щебень стоит 640 руб. за 1 тонну, а мешок
цемента стоит 240 руб. Сколько будет стоить материал, если выбрать
наиболее дешевый вариант?
Наиболее дорогой вариант?
9. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г. 3 раза в день
в течение 8 дней. В одной упаковке 8 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого
наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
10. Клиент взял в банке кредит 18000 руб. на год под 12% годовых. Он
должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег,
с тем, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с
процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?
11. Водителю выдали американский автомобиль, на спидометре которого
скорость измеряется в милях в час. Какова скорость автомобиля в
километрах в час, если спидометр показывает 26 мили/час? Ответ округлить
до целого числа. Американская миля равна 1609 м.
12. В летнем лагере 245 детей и 29 воспитателей. В автобус помещается не
более 46 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из
лагеря в город?
13. В школьной столовой питается 86 человек. На каждого полагается 15 г.
масла в день. Сколько упаковок масла по 250 г. понадобится на 1 день?
14. Таксист за месяц проехал 10000 км. Стоимость 1 л. бензина 42 руб.
Средний расход бензина на 100 км составляет 7 литров. Сколько рублей
потратил таксист на заправку автомобиля?
15. Для приготовления асфальта берется 43,06% щебня, 40,19 % песка
дробленого, 4,78 % песка природного, 4,31 % битума, 7,66 % минерального
порошка. Сколько надо взять каждого вещества, чтобы сварить 15 т
асфальта?
16. Группа студентов отправилась на экскурсию на Ленские столбы. На
сколько мм.рт.ст. изменится атмосферное давление, если они поднялись на
высоту 850 метров над уровнем моря, если у подножия горы атмосферное
давление было нормальным? Каким будет атмосферное давление на
вершине?
Решение:
1)
850:10,5= 80,95≈819(р) столько раз по 10,5 м или снижение давления в
мм.рт.ст
2)
760 – 81= 679( мм.рт.ст) атмосферное давление на высоте 850 м над
уровнем моря
17. Атмосферное давление при подъеме вверх снижается на каждые 10,5 м
на 1 мм.рт.ст. Нормальное атмосферное давление на широте 45◦ при
температуре 0◦С равно 760 мм.рт.ст. У поверхности земли атмосферное
давление составляет 740 мм.рт.ст. Рассчитайте атмосферное давление на
высоте 200 м. над уровнем моря.
Решение:
1)
200: 10, 5=19,04≈19(раз) столько раз по 10,5 м или снижение давления в
мм.рт.ст
2)
740-19= 721( мм.рт.ст) атмосферное давление на высоте 200 м над
уровнем моря.
18. В городе Тюмени у жителей появилась возможность подняться на
воздушном
шаре.
Какое
атмосферное
давление
будут
испытывать
воздухоплаватели на высоте 400м, если на земле оно было нормальным?
Решение:
1)
400: 10,5= 38, 09≈38(раз) столько раз по 10,5 м или снижение давления
в мм.рт.ст
2)
760 – 38= 722( мм.рт.ст) атмосферное давление на высоте 400м.
19. Атмосферное давление воздуха составляло утром 720мм.рт.ст , а вечером
760мм.рт.ст. Как и на сколько изменилось атмосферное давление в данном
населённом пункте?
Решение:
760- 720= 40 (мм.рт.ст) на столько повысилось давление
20. Какое атмосферное давление будет считаться нормальным на высоте 1000
м над уровнем моря? Изменение давления примите за 1мм. рт. ст на каждые
10м.
Решение
1)1000: 10=100(р) столько раз по 10,5 м или снижение давления в
мм.рт.ст
2) 760-100= 660( мм.тр.ст) нормальное атмосферное давление на высоте
1000м над уровнем моря.
21. На сколько мм. изменятся показания барометра – анероида, если группа
геологов поднялась с высоты 200м. на высоту 900м. над уровнем моря?
Решение:
1)
900-200= 700(м) изменение высоты
2)
700:10,5= 66,66…≈67( мм.рт.ст)на столько изменились показания
барометра
22. Определите атмосферное давление на вершине горы, если атмосферное
давление у подножия равно 720мм.рт.ст., а высота 1800м. над уровнем моря.
Решение:
1)1800: 10,5= 171,42≈171(р) столько раз по 10,5 м или снижение
давления в мм.рт.ст
2)720 – 171=549( мм.рт.ст) атмосферное давление на высоте 1800м над
уровнем моря
23. Отрезку на карте, длина которого 4,7см соответствует расстояние на
местности в 94 км. Каково расстояние между городами, если на карте оно
изображен отрезком 12,6см?
Решение:
94 км=9400 000см
1)
9400 000: 4,7= 2000 000(р) во столько раз уменьшено расстояние на
карте
2)
12,6× 2000 000=126×200 000=25 200 000см=252(км) расстояние
между городами
24. Длина железной дороги между поселками Беркакит и Томмот составляет
300 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на
карте сделанной в масштабе 1:10 000 000?
Решение:
Данный масштаб показывает, что на карте расстояния уменьшены в 100 000
раз, 1км =100 000см, то есть в 1см карты содержится 100 км на местности.
300 : 100=30(см) длина линии на карте.
25. На плане местности изображена спортивная площадка прямоугольной
формы. Какова площадь спортивной площадки на местности, если на плане
его длина 3 см, а ширина 2 см? Масштаб плана 1: 1000.
Решение:
1000см =10м, то есть в 1см на плане – 10м на местности
1)
3×10 =30(м) длина стадиона на местности
2)
2× 10= 20(м) ширина стадиона на местности
3)
30× 20= 600(кв.м.) площадь стадиона
26. Расстояние от села Антоновка до села Убоян примерно 2000 м. На карте
оно соответствует 5 см. Определите масштаб карты.
Решение:
2000 = 200000см
1)
200 000:5 = 40 000(раз) во столько раз уменьшено изображение на
карте
1:40 000 масштаб карты
27. Расстояние по прямой между городами Якутск и Нюрба по трассе
составляет 788 км. Каков масштаб, если на карте автомобильных дорог
данное расстояние показано отрезком 24см?
Решение:
792 км = 79 200 000см
79 200 000:24 = 3 300 000 во столько раз уменьшены расстояния на карте,
значит масштаб 1:3 300 000.
28. Длина железной дороги между станциями Томмот и Нижний Бестях
Якутии составляет 439 км. Каким отрезком изображено это расстояние на
карте, масштаб которой 1:10 000 000.
Решение:
Данный масштаб соответствует именованному масштабу – в 1см 100км
439: 100 = 4,39 (см) длина искомого отрезка.
29. Расстояние от истоков Лены до его устья на карте равно 4см. Масштаб
физической карты 1: 100 000 000. Найдите примерную протяженность реки
Лена.
Решение:
В 1см 1000км – именованный масштаб
4×1000 = 4000(км) примерная протяженность Лена.
30.
Из жести сделан бак без крышки. Он имеет форму прямоугольного
параллелепипеда. Бак нужно покрасить снаружи и изнутри. Какую площадь
надо покрасить, если бак имеет следующие размеры: а=1 м, в=0,5 м, с=1 м.
Сколько потребуется краски, если на 1 кв. метр расходуется 0,2 кг краски?
31. Кабинет математики имеет форму прямоугольного параллелепипеда.
Сколько потребуется зеленой краски, чтобы покрасить стены кабинета, если
кабинет имеет следующие размеры: а=6м, в=5м, с=3м. Сколько нужно
заплатить за краску, если 1 кг краски стоит 110 рублей?
32. Пол комнаты класса, имеющий форму прямоугольника со сторонами 5 м
и 6 м, нужно покрыть ламинатом прямоугольной формы. Длина каждой
штуки ламината равна 150 см, а ширина – 15 см. Сколько потребуется таких
ламинатов?
33. Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной
15 см, чтобы облицевать ими стену школьной столовой, имеющую форму
прямоугольника со сторонами 3 м и 2,7 м?
34. Рассчитайте расход горючего при вспашке трактором поля площадью
27 га, если норма расхода солярки составляет 1,3 кг на один гектар.
Заключение
В настоящее время разработана концепция, основной идеей которой
является усиление практического аспекта подготовки школьников за счет
интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития
практических умений, что, безусловно, должно повысить действенность
приобретаемых учащимися знаний. Эта концепция реализуется в идее
практико-ориентированного обучения.
Основной
целью
практико-ориентированного
обучения
является
подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической
деятельности человека, и формирование у них готовности к применению
знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.
Для эффективной реализации подхода практико-ориентированного
обучения
математике
большими
возможностями
обладают
задачи
с
практическим содержанием.
Обучение
с
использованием
практико-ориентированных
заданий
приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают
ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих
заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи)
вызывают
повышенный
интерес
учащихся,
способствуют
развитию
любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам
процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать
логическое и ассоциативное мышление.
Наполнение учебных материалов, задачами, приближенными к жизни
требует, с одной стороны, содержательной разработки таких задач, с другой
создание специальных методик работы с ними.