Автор: Парфенова Наталья Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: Нижегородская обл, город Бор
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование игр-драматизации при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Использование игр-драматизации при формировании связной речи у детей
старшего дошкольного возраста»
Игровая
деятельность
детей
старшего
дошкольного
возраста
связана
с
постепенным продвижением современного ребенка – дошкольника в пространстве и
времени игры. Дети с помощью взрослого и самостоятельно осваивают разные виды
индивидуальных и коллективных игр.
Игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его
восприятие, речь, внимание. Согласно теоретическим позициям игра является ведущим
видом деятельности в дошкольном возрасте.
Театрализованная деятельность – это волшебный мир, в котором ребенок радуется,
играя, а играя – познает окружающее. Театрализованные игры помогают успешно решить
многие воспитательно –образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать
художественный вкус развить творческий потенциал. Дети в процессе театрализованной
деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное,
своеобразное. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим
миром через образы, краски, звуки.
Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений
ребенка.
Они
развивают
творческую
самостоятельность
детей,
побуждают
к
импровизации, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные
средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и
жест.
Виды театрализованных игр дошкольников можно разделить на три основные
группы:
1.Настольные театрализованные игры (настольный театр игрушек, настольный
театр рисунков).
2. Стендовые театрализованные игры (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр).
3.
Игры-драматизации
включающие
(пальчиковый
театр,
театр
би-ба-бо,
кукольный, игра драматизация с масками, костюмами).
В играх драматизациях ребенок – артист, самостоятельно создает образ с помощью
комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит
собственные действия исполнения роли.
Игра – драматизация наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает
специфике развития его психических процессов, а также речевой функции; оказывает
большое влияние на речь, ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные
средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их
поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью
ясно, четко, понятно изъяснятся. У него совершенствуется звуковая сторона речи,
грамматической строй, активизируется словарь, улучшается связная речь.
В играх – драматизациях происходит совершенствование диалогов и монологов,
освоение выразительности речи. Ребенок стремится познать собственные возможности, в
поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры –
драматизации,
как
творческой
деятельности,
деятельности
способствовавшей
формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
К
театрализованным
играм
необходимо
проводить
детей
постепенно.
Последовательность работы может быть следующей:
- игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация
основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись,
захлопали в ладоши и т.д.);
- игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей
эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать и т.д.);
- игра – имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (колобок
катится к зайчику и т.д.);
- игра – импровизация под музыку (веселый дождик и т.д.);
- бессловесная игра – импровизация с одним персонажем по текстам стихов и
прибауток, которые читает воспитатель (заинька, попляши и т.д.);
- игра – импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые
рассказывает воспитатель;
- ролевой диалог героев сказок («Рукавичка» и т.д.);
- инсценированные фрагментов сказок о животных («Теремок» и т.д.);
-игра – драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка»)
и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», «Заюшкина избушка» и др).
Дети в старшем дошкольном возрасте происходит углубление интереса к
театрализованным
играм,
его
дифференциация,
заключающаяся
в
предпочтении
определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации
интереса к игре как средству самовыражения. Дети учатся сочетать в роли движение и
текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать
пантомиму. Освоение театрализованной игры, есть возможность расширения игрового
опыта детей.
Также необходимо отметить, что упражнения на развитие речи, дыхания и голоса
совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах
животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать
пластические
возможности
движений.
Дети
становятся
более
раскрепощенными,
общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и связно излагать их
публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Для реализации задач творческой направленности и гармоничного развития
дошкольников, в группе рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и
представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным,
стендовым театром, театров на рукавичках, костюмов.
В уголке располагаются различные виды театров: бибабо, настольный, теневой,
пальчиковый, театр на фланелеграфе. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей:
набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски.
Различные игрушки (разного размера, из разных материалов), можно поместить игрушки,
которые уже не востребованы в другой деятельности.
Театральный уголок будет уместно расположить рядом с литературным уголком, а
также можно объединить с музыкальным уголком. Это поможет детям расширить круг
желаемой деятельности, привлечет интерес к играм – драматизациям.
Таким
образом
игра
–
драматизация
–
это
эффективное
средство
для
художественного, эстетического, нравственного, умственного и речевого развития детей.
Изучив научно – методическую литературу можно сделать выводы, что игры –
драматизации благоприятно воздействуют для формирования связной речи среднего
дошкольного возраста. В ходе игр – драматизаций ребенок усваивает богатство родного
языка, его выразительные средства, различные интонации, соответствующие характеру
героев и их поступкам, старается говорить четко, чтоб его все поняли. У детей
совершенствуется звуковая сторона речи, грамматический строй, активизируется словарь,
совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
Задание 1. «Угадай, кто это?»
Цель: учить составлять высказывание об образе персонажа по деталям костюма.
Детям предлагаются карточки с изображенными на них деталями костюма
персонажа знакомых сказок: косынка внучки (из Репки), хвост мышки (из Теремка),
корзинка Красной Шапочки (из Красной Шапочки), туфелька (из Золушки) и т.д. Ребенок
должен мысленно представить по деталям костюма образ персонажа, назвать его и
обосновать свой выбор в развернутом высказывании.
Задание 2. «Узнай героя сказки».
Цель: учить определять образ персонажа по названным признакам и составлять
развернутое высказывание о нем.
Ученикам предлагается сочетание двух признаков, характеризующих героя сказки:
«большая круглая» (Репка), «зеленая мокрая» (Жаба), «черный гладкий» (Крот»),
«маленькая серая» (Мышь). Ребенок должен мысленно представить образ, назвать его,
обосновать свой выбор в развернутом высказывании.
Задание 3. «Угадай эпизод сказки».
Цель: учить узнавать и рассказывать эпизод сказки по опорным словам.
Дети должны объединить предложенные им слова, представить мысленно эпизод
сказки и пересказать его. Опорные слова: часы, лестница, туфелька, тыква (Золушка).
Задание 4. «Сложи иллюстрацию сказки из разрезных картинок».
Цель: учить составлять целую воображаемую картину — эпизод сказки из
отдельных частей иллюстрации.
Из разрезных картинок по сюжету одной из знакомых сказок ученики составляют
целую иллюстрацию эпизода и пересказывают этот эпизод.