Напоминание

"Использование игр-драматизации при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Парфенова Наталья Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: Нижегородская обл, город Бор
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование игр-драматизации при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Использование игр-драматизации при формировании связной речи у детей

старшего дошкольного возраста»

Игровая

деятельность

детей

старшего

дошкольного

возраста

связана

с

постепенным продвижением современного ребенка – дошкольника в пространстве и

времени игры. Дети с помощью взрослого и самостоятельно осваивают разные виды

индивидуальных и коллективных игр.

Игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его

восприятие, речь, внимание. Согласно теоретическим позициям игра является ведущим

видом деятельности в дошкольном возрасте.

Театрализованная деятельность – это волшебный мир, в котором ребенок радуется,

играя, а играя – познает окружающее. Театрализованные игры помогают успешно решить

многие воспитательно –образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать

художественный вкус развить творческий потенциал. Дети в процессе театрализованной

деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное,

своеобразное. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим

миром через образы, краски, звуки.

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений

ребенка.

Они

развивают

творческую

самостоятельность

детей,

побуждают

к

импровизации, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные

средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и

жест.

Виды театрализованных игр дошкольников можно разделить на три основные

группы:

1.Настольные театрализованные игры (настольный театр игрушек, настольный

театр рисунков).

2. Стендовые театрализованные игры (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр).

3.

Игры-драматизации

включающие

(пальчиковый

театр,

театр

би-ба-бо,

кукольный, игра драматизация с масками, костюмами).

В играх драматизациях ребенок – артист, самостоятельно создает образ с помощью

комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит

собственные действия исполнения роли.

Игра – драматизация наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает

специфике развития его психических процессов, а также речевой функции; оказывает

большое влияние на речь, ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные

средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их

поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью

ясно, четко, понятно изъяснятся. У него совершенствуется звуковая сторона речи,

грамматической строй, активизируется словарь, улучшается связная речь.

В играх – драматизациях происходит совершенствование диалогов и монологов,

освоение выразительности речи. Ребенок стремится познать собственные возможности, в

поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры –

драматизации,

как

творческой

деятельности,

деятельности

способствовавшей

формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

К

театрализованным

играм

необходимо

проводить

детей

постепенно.

Последовательность работы может быть следующей:

- игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация

основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись,

захлопали в ладоши и т.д.);

- игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей

эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать и т.д.);

- игра – имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (колобок

катится к зайчику и т.д.);

- игра – импровизация под музыку (веселый дождик и т.д.);

- бессловесная игра – импровизация с одним персонажем по текстам стихов и

прибауток, которые читает воспитатель (заинька, попляши и т.д.);

- игра – импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые

рассказывает воспитатель;

- ролевой диалог героев сказок («Рукавичка» и т.д.);

- инсценированные фрагментов сказок о животных («Теремок» и т.д.);

-игра – драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка»)

и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», «Заюшкина избушка» и др).

Дети в старшем дошкольном возрасте происходит углубление интереса к

театрализованным

играм,

его

дифференциация,

заключающаяся

в

предпочтении

определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации

интереса к игре как средству самовыражения. Дети учатся сочетать в роли движение и

текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать

пантомиму. Освоение театрализованной игры, есть возможность расширения игрового

опыта детей.

Также необходимо отметить, что упражнения на развитие речи, дыхания и голоса

совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах

животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать

пластические

возможности

движений.

Дети

становятся

более

раскрепощенными,

общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и связно излагать их

публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Для реализации задач творческой направленности и гармоничного развития

дошкольников, в группе рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и

представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным,

стендовым театром, театров на рукавичках, костюмов.

В уголке располагаются различные виды театров: бибабо, настольный, теневой,

пальчиковый, театр на фланелеграфе. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей:

набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски.

Различные игрушки (разного размера, из разных материалов), можно поместить игрушки,

которые уже не востребованы в другой деятельности.

Театральный уголок будет уместно расположить рядом с литературным уголком, а

также можно объединить с музыкальным уголком. Это поможет детям расширить круг

желаемой деятельности, привлечет интерес к играм – драматизациям.

Таким

образом

игра

драматизация

это

эффективное

средство

для

художественного, эстетического, нравственного, умственного и речевого развития детей.

Изучив научно – методическую литературу можно сделать выводы, что игры –

драматизации благоприятно воздействуют для формирования связной речи среднего

дошкольного возраста. В ходе игр – драматизаций ребенок усваивает богатство родного

языка, его выразительные средства, различные интонации, соответствующие характеру

героев и их поступкам, старается говорить четко, чтоб его все поняли. У детей

совершенствуется звуковая сторона речи, грамматический строй, активизируется словарь,

совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

Задание 1. «Угадай, кто это?»

Цель: учить составлять высказывание об образе персонажа по деталям костюма.

Детям предлагаются карточки с изображенными на них деталями костюма

персонажа знакомых сказок: косынка внучки (из Репки), хвост мышки (из Теремка),

корзинка Красной Шапочки (из Красной Шапочки), туфелька (из Золушки) и т.д. Ребенок

должен мысленно представить по деталям костюма образ персонажа, назвать его и

обосновать свой выбор в развернутом высказывании.

Задание 2. «Узнай героя сказки».

Цель: учить определять образ персонажа по названным признакам и составлять

развернутое высказывание о нем.

Ученикам предлагается сочетание двух признаков, характеризующих героя сказки:

«большая круглая» (Репка), «зеленая мокрая» (Жаба), «черный гладкий» (Крот»),

«маленькая серая» (Мышь). Ребенок должен мысленно представить образ, назвать его,

обосновать свой выбор в развернутом высказывании.

Задание 3. «Угадай эпизод сказки».

Цель: учить узнавать и рассказывать эпизод сказки по опорным словам.

Дети должны объединить предложенные им слова, представить мысленно эпизод

сказки и пересказать его. Опорные слова: часы, лестница, туфелька, тыква (Золушка).

Задание 4. «Сложи иллюстрацию сказки из разрезных картинок».

Цель: учить составлять целую воображаемую картину — эпизод сказки из

отдельных частей иллюстрации.

Из разрезных картинок по сюжету одной из знакомых сказок ученики составляют

целую иллюстрацию эпизода и пересказывают этот эпизод.



В раздел образования