Напоминание

"Подкаст как эффективное средство обучения иностранному языку"


Автор: Додина Мария Валерьевна
Должность: учитель иностранного (английского) языка
Учебное заведение: МОУ СШ № 73
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Подкаст как эффективное средство обучения иностранному языку"
Раздел: среднее образование





Назад




Автор: Додина Мария Валерьевна, учитель МОУ СШ № 73, г. Волгоград

Подкаст как эффективный способ воздействия на эмоциональную сферу учащихся с целью

повышения их интереса к изучению языка

В статье рассматривается опыт использования подкастов при обучении английскому языку

в среднем звене. Анализируется влияние содержания подкаста на эмоциональную сферу

учащихся и как следствие этого влияния повышение интереса обучающихся к изучению

иностранного (английского) языка.

Ключевые слова: подкаст (аудиоподкаст, видеоподкаст), ИКТ-технологии, аутентичный

материал, информатизация

Современный

мир,

где

идеалом

стали

«алгоритмичность,

однозначность,

точность,

надежность,

универсальность»

(1,с.19)

открыл

человеку

новые

возможности

для

образования, снабдив его огромным количеством доступной информации в различных

формах и видах. В этих условиях традиционное образование, «продуцирующее знания,

умения и навыки, а не личностное развитие» (2,с.11), становится неспособным отвечать

целям, поставленным перед ним.

Обучая и воспитывая человека сегодня, педагог стремится к образовательной ситуации,

при

которой

все

элементы

ее

содержания

направлены

на

«становление

человека,

обретение

им

себя,

своего

образа;

неповторимой

индивидуальности,

духовности,

творческого начала» (2,с.12). Другими словами, по замечанию американских педагогов, -

«одна из целей современного образования – это научить ребенка делать что-то новое, а не

только воспроизводить уже известные правила» (3). Такой подход дает ребенку не только

постигать окружающую действительность, но и познать себя внутри ее: в нем происходит

развитие физическое, моральное, эстетическое, социальное.

Процесс преподавания, как и любая другая социальная система – есть совокупность

разнообразной

информации,

имеющая

научную

и

практическую

основу.

Информация

сегодня поступает к нам не только из письменных источников, но и посредством процесса

информатизации, который прочно вошел в систему образования с его ИКТ-технологиями.

Внедрение все новых и новых средств в преподавании предмета расширяет его границы:

обучающемуся теперь гораздо проще объяснить, зачем ему нужно то или иное знание, как

оно ему может пригодиться в жизни.

Одним из таких средств в преподавании иностранного языка является подкаст - «аудио-

или

видеозапись,

созданная

на

иностранном

языке

в

соответствии

с

языковым

и

тематическим содержанием учебной программы и размещенная на сервере подкастов для

дальнейшего

использования

в

учебном

процессе»

(4,с.40).

Подкастом

может

быть

абсолютно

любой

материал

отрывок

из

кинофильма,

лекция

знаменитого

ученого,

отрывок

из

передачи

о

природе,

знаменитая

песня,

ток-шоу,

сериал.

Доступность

подкастов благодаря Интернету позволяет не только давать задания разного уровня, но и

работать ребенку в его собственном ритме: скачав нужный материал, ребенок волен

прослушать или просмотреть его столько раз, сколько посчитает нужным, в любое время и

в любом месте. Таким образом, материал может быть освоен им без дополнительных

трудностей (боязнь ошибиться при классе, неуверенность в своем ответе).

Отмечено, что при регулярном использовании подкастов на уроках и в домашнем задании,

учащиеся лучше понимают английскую речь, а также гораздо быстрее переходят на

следующий уровень употребления языка во всех его видах. Несомненно, не любой видео

или

аудио

материал

может

стать

обучающим

подкастом

только

благодаря

его

аутентичности.

Основными

критериями

при

выборе

подкаста

для

учителя

являются

следующие моменты:

1) доступность для всех учеников и отсутствие запрещенной информации (всплывающие

рекламы);

2) речь диктора: естественный темп, отсутствие дефектов в произношении, выразительная

интонация.

(Это

помогает

ученику

понять

больше

информации

в

увиденном

или

прослушанном и не испугаться заданий подобного плана далее при самостоятельной

работе дома);

3)

соответствие

уровню

и

возрасту

учащегося:

лексический

материал,

интересная

тематика.

Следует заметить, что основным преимуществом данного средства обучения является его

способность воздействовать на основные органы чувств, что позволяет обучающимся

лучше запомнить материал.

В

ходе

преподавания

с

использованием

подкастов

был

отмечен

рост

интереса

к

иностранному языку, учащиеся с удовольствием смотрят и слушают аутентичные медиа,

что позволяет выйти на более высокий уровень их результатов. Яркие и игровые подкасты

в начальной школе отвечают требованиям их возрастных психологических особенностей

двигаться, играть, повторять, в то время как с учащимися среднего звена подкасты носят

более информативный характер: это и знания об окружающем мире, и о грамматических

явлениях

языка,

и

просто

подкасты

развлекательного

характера,

которые

не

только

информируют и развивают, но и способны разрядить атмосферу в классе.

Примером,

аудиоподкаста

может

послужить

фонетическая

зарядка

с

отрывками

из

современных

песен,

в

которых

обязательным

условием

является

не

только

наличие

материала

для

отработки

произношения,

но

и

его

лексическая

и

грамматическая

наполняемость.

Так, известная песня Kadebostany «Castle in the snow» была взята в виде фонетической

разминки в 5 классе при изучении темы «Weather and Seasons». В результате, слова и

грамматические конструкции из песни без особого труда вошли в активный вокабуляр

учащихся.

Такой

способ

использования

аудиоподкаста

на

уроке

отвечает

следующим

моментам:

1.

у

учащихся

возрастает

интерес

к

изучению

современного

английского

языка

(использование современных аудиотреков);

2.

ученики быстрее и качественнее запоминают новые слова в сочетаемости с другими

(повторяемость);

3.

в легкой форме повторяются грамматические правила (ситуативная грамматика);

4.

на

уроке

присутствуют

элементы

релаксации,

что

отвечает

требованиям

здоровье-

сберегающей технологии (музыка, танцы, движения).

Являясь обучающим материалом на уроке подкаст, не только воздействует на учебную

сферу деятельности учащихся, но и в то же время воспитывает цельную и многогранную

личность. Правильно подобранный медиаматериал становится незаменимым помощником

учителю в достижении воспитательной цели урока. Затрагивая струны души ребенка,

учитель тем самым достает до недр его сознания и вкладывает знание как нечто давно

существующее там: чем эмоциональнее отобранный материал, тем больше вероятности

успеха данного конкретного урока.

В рамках изучения темы «Global problems of the world» в качестве дополнительного

материала в 8 – 9 классе ежегодно проводится занятие «There’s a hero in everybody’s heart»,

посвященное мировым болезням, от которых страдает большой процент населения Земли.

Изучение новой лексики, задания по чтению, сменяются работой над текстом песни,

посвященной людям с диагнозом «рак». Прослушивание песни, выполнение заданий на

аудирование

и

предпросмотр

видео

воздействует

на

память

учащихся

лишь

схематически: они пытаются освоить новый лексический материал. Ситуацию меняет

просмотр видеоклипа на данную песню: работа над текстом уже проведена, и учащиеся

понимают, что все эти люди настоящие пациенты больниц США. После просмотра, в тот

самый момент, когда у детей затронуты все важные чувства – слух, зрение и эмоции, и у

них

появляются

противоречия

внутри:

учитель

прибегает

к

рефлексии.

В

беседе

о

проблеме человечества принимают участие даже ученики с невысокими достижениями в

предмете.

В

качестве

домашнего

задания

предлагается

написать

эссе-размышление

«Believe in miracle even if it’s hard to live», которое начиналось бы со слов «I am just a

student

who

has

a

usual

life».

Подкаст,

воздействуя

на

чувства

детей,

помогает

им

сосредоточиться на проблеме, высказаться по ней и использовать новые слова, при этом

искреннее желание выполнить это задание есть минимум у 90 процентов учащихся. Что

еще

раз

доказывает:

эмоциональная

составляющая

подкаста

ключевой

момент

к

успешному изучению английского языка.

Таким образом, подкаст как средство обучения, будучи также и аутентичным материалом,

не

только

способствует

легкому

запоминанию,

повышению

интереса

к

изучению

иностранного языка, разнообразию форм и методов преподавания, но и при правильном

отборе

материала

воспитывает

гармоничную,

полноценную

личность,

способную

ориентироваться

в

современном

высокотехнологичном

мире,

не

забывая

о

духовной

гармонии с ним.

Список литературы

1.

Белова С.В. Педагогика диалога – М.: АПКиППРО, 2006. – 380 с.

2.

Бондаревская

Е.В.

Гуманистическая

парадигма

ориентированного

образования

//

Педагогика 1997,№ 4 С.11-17.

3.

Новые

педагогические

и

информационные

технологии

в

системе

образования:

Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат,

М.Ю. Бухаркина и т.д. – М.: Изд. центр «Академия». 2001. – 272 с.

4.

Соломатина,

А.

Г.

Методика

развития

умений

говорения

и

аудирования

учащихся

посредством учебных подкастов: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Соломатина А. Г. –

Тамбов, 2011. – 158 с.



В раздел образования