Напоминание

Технологическая карта урока литературного чтения по теме:"Русская народная сказка «Снегурочка». Образ Снегурочки."


Автор: Богданова Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №21"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока литературного чтения по теме:"Русская народная сказка «Снегурочка». Образ Снегурочки."
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Класс, учитель

2Б,Богданова Светлана Юрьевна

Предмет:

литературное чтение

Тема

Русская народная сказка «Снегурочка». Образ Снегурочки.

УМК

Начальная школа XXI века //Учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть),

автор: Л. А. Ефросинина

Тип урока,

форма урока

Урок открытия новых знаний

С элементами групповой технологии.

Цель урока

Создание условий для формирования компонентов учебной деятельности (познавательных,

коммуникативных, регулятивных, личностных) через работу над текстом русской народной сказки

«Снегурочка»; способствовать раскрытию жанра и темы произведения, его основной мысли.

Задачи урока

1.

Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения

2.

Развивать навык выразительного чтения

3.

Организовать наблюдение учащихся, сформулировать выводы

4.

Отрабатывать способы группового взаимодействия

5.

На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать

товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от

собственной, отстаивать собственную точку зрения.

6.

Организовать самооценку обучающихся.

Планируемые результаты

Познавательные УУД – развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение

словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение

договариваться, находить общее решение;

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со

сверстниками, умение не создавать

конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности;

привитие любви к русской литературе.

Предметные:

формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение

выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными

источниками для получения дополнительной информации.

Формы и методы обучения

фронтальная, индивидуальная, групповая; словесный, наглядный, практический, работа в парах

Оборудование

компьютерная презентация, проектор, экран, аудиозапись сказки, словарь Ожегова, сюжетные картинки

к сказке, фразы-подписи к сказке, слоги для составления названия, «листы достижений» группы,

картинка для рефлексии.

ХОД

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Огр момент

1-2 мин

Организует эмоциональный настрой на урок.

Слайд 1

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

( с этими словами учитель опускает снежинку)

Сказка в гости к нам пришла,

в мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем

Свои знания покажем.

Подготовка класса к работе.

Оценивают свою готовность и

настрой на работу

Личностные

II.Актулизац

ия знаний.

5 -6 мин

Слайд 3

-Составьте из букв слово на рабочем листе. Какое слово получилось?

-Почему слово написано с большой буквы? (имя)

-Скажите, с каким произведением вы работали дома?

-Какая это сказка?

-Кто автор?

-Проведём диктант «Да-нет».

1.У стариков было много внуков.

2.Комок снега старик положил в горшочек.

3.Старики обрадовались появлению Снегурочки.

4.Собаку стариков звали Мурзик.

5.Жучка пустила в хлев волка.

6.Старики выгнали из дому Жучку.

7.Снегурочка пошла собирать грибы.

8.Снегурочка пошла домой с медведем.

9.Жучка спасла Снегурочку.

Снегурочка.

-«Девочка Снегурочка»

-_Авторская.

-В. Даль

Выполняют задания.

10.Старики позвали Жучку домой.

-А теперь проверим.

(Ответы:-,-,+,-,+,+,+,-,+,+.)

-Итак, перечислите героев сказки «Девочка Снегурочка».

-Назовите главного героя сказки?

-Почему Снегурочка-главный персонаж?

Взаимопроверка.

-Снегурочка.

-Потому что она находится в

центре событий.

II.Мотивация

к

учебной

деятельности

3-4 мин

1.Определен

ие темы

На уроках литературного чтения мы с вами учимся читать

и

понимать произведения. Что бы хорошо читать – надо много

тренироваться, что мы и делаем на каждом уроке. Сегодня для

тренировки в чтении я приготовила тексты для вас. Сейчас я засекаю 2

минуты, а вы должны прочитать текст.

Проверка понимания прочитанного текста.

Ответьте на вопрос:

-О чём этот текст?

- Что значит русская народная сказка?

-Чему учат сказки?

-Что воспевают?

Жужжащее чтение.

Читают текст.

Народные сказки – это

произведения устного народного

творчества о вымышленных

событиях и героях. Сказки в

нашей жизни возникли давно,

когда ещё не было письменности.

Их не записывали, а передавали

из “ уст в уста”.

Сказки рассказывали в зимние

вечера, когда на улице

потрескивал жгучий мороз, а в

окна скреблась вьюга. Люди

собирались в комнатах около

печек и начинали рассказывать

разные причудливые и забавные

небылицы.

Они учат познавать жизнь,

прививают такие благородные

черты, как мужество,

трудолюбие, воспевают

справедливость, правдивость,

доброту, любовь.

(что узнали о сказках)

Нет автора. Передавалась из уст

в уста. В произведениях

фольклора заключена народная

Познавательные

(осуществлять

поиск и

выделять

необходимую

информацию)

Коммуникативн

ые

(аргументироват

ь свою

позицию)

Познавательные

(логические -

анализ объектов

Слайд 4

2-3 мин

Слайд 5

Слайд 6

-Какое слово мы составляли в начале урока?

Подберите однокоренные слова к слову Снегурочка

А что обозначает слово «снегурочка»? Где можно узнать?

1)Снегу

́

рочка – сказочная снежная девушка, тающая под весенними

лучами солнца.

2)Снегурочка- внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских

новогодних праздников.(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

Рассказ учителя о Снегурочке.

Сегодняшняя Снегурочка – это один из главных персонажей

новогодних праздников – внучка Деда Мороза, его постоянная

помощница. Но такой образ она приобрела только в 1937году, когда

праздник Новый год был официально разрешён в нашей стране (тогда

СССР). А до этого образ сказочной героини Снегурочки

формировался в народном сознании постепенно,

на протяжении веков. Первоначально он возник в русских народных

сказках как образ снежной девочки, которая растаяла весной.

-Почему такой персонаж, как Снегурочка не мог появиться ,например,

в Индии, Бразилии или Африке?

-Есть ли родственники у Снегурочки?

-Назовите тему нашего урока:

мудрость.

-Снегурочка

- Снег, снеговик, снежок,

снежинка, снегопад, снежный

Ребёнок находит в словаре и

зачитывает (работа со словарём)

-Снег, снежинки, снеговик,

Снежная королева, снежная

баба.

«Снегурочка» русская народная

сказка (В обработке Л.Н.

Толстого)

с целью

выделения

признаков)

2.Целеполага

ние

1-2 мин

-Сегодня на уроке мы знакомимся с этой сказкой.

- Мы непросто прочтем сказку Снегурочка. Что мы ещё д/будем

сделать?

- Что мы узнаем?

-Чему научимся?

-Когда мы учимся пересказывать, мы пересказываем по…

Примерные ответы детей

1.Познакомиться с содержанием сказки.

2. Поработать над содержанием сказки

3. Определить героев сказки.

4.Подготовиться к пересказу сказки

5. Оценить свою работу на уроке

Плану.

Регулятивные

(принятие цели и

постановка задач

урока)

Личностные

(установление

связи между

целью учебной

деятельности и её

мотивом)

Регулятивные

(составление

плана и

последовательнос

ти действий)

III.Открытие

новых

знаний

1.Слушание

сказки

(аудиозапись)

4 мин

2.Первичная

проверка

восприятия

3.Работа по

содержанию

текста.

7 минут

4.Словарная

работа

Слайд 7

5.

Физминутка

Слайд 8

- Какая это сказка смешная или грустная?

-Вы прочитали русскую народную сказку в обработке Л. Н.Толстого.

Прочитали, прослушали ,а сейчас будем составлять план сказки.

-Вспомните, как начинается сказка? Прочитайте.

-Какая часть сказки обычно начинается со слов «жили-были»?

-Как можно назвать эту часть сказки?

-Найдите событие, из-за которого происходят все дальнейшие

события.

-Почему старики решили слепить Снегурочку?

-Как можно назвать эту часть?

-Прочитайте, как старики лепили дочку. Какая появилась Снегурочка?

-Как вы думаете, почему ожила Снегурочка?

-Как показана радость стариков?

-Как назовём эту часть сказки?

-Как называется следующая часть сюжета?

-Можно ли передать развитие сюжета с помощью одного заголовка?

-Что мы узнаём о жизни С. у стариков? Зачитайте.

-В какое время описывается жизнь С. в этом эпизоде?

-Какое настроение было у С.?

-Как можно назвать эту часть?

АТЛАСНАЯ (лента)- сорт шелковой гладкой

блестящей ткани.

САФЬЯНОВЫЕ (сапоги)

САФЬЯН - тонкая мягкая окрашенная

обычно в яркие цвета кожа.

В наших тепленьких сапожках

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Слушают сказку и следят по

учебнику.

-Эта часть называется зачин.

-Горе стариков.

-Вот раз зимой выпало снегу по

колено.

-Старики смотрели на соседских

ребятишек, которые..

-Соседские ребятишки.

-Так и сделали…

-Они лепили её с любовью.

Любовь и желание были

настолько велики, что это

помогло С. Ожить.

-Появление Снегурочки.

-Развитие действия.

-Нет. Нельзя, т к происходит

много событий.

-Растёт С. не по дням, а по часам.

-Зимой.

-Она была

весёлая,ласкавая,приветливая.

-Жизнь С.зимой.

Регулятивные

(дополнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания)

Познавательные

(умение

структурироват

ь знания)

Коммуникативн

ые (речевая

1-2 минуты

Работа по

содержанию

текста.

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились.

-Прочитайте следующую часть в развитии действия.

-Какой стала С. с приходом весны? Зачитайте.

-Какие чувства испытывают дед и бабка?

-Как назовём эту часть?

-Что случилось дальше? Зачитайте.

-Выделите главное событие и дайте название пункту плана.

-Какие чувства испытывает С. в этой части?

-Почему же С. пошла в лес подружками?

-А почему старики уговаривают С.?

-Что происходит дальше? Прочитайте последнюю часть.

-Что мы узнали из развязки действий?

-Как назовём эту часть?

-Подумайте, бесследно ли исчезла С.?

-Чем была С. сначала?

-С приходом весны снег становится водой. Во что обратилась С.,

прыгнув через костёр?

-Весной, летом облачко прольётся дождём и на земле распустятся

нежные цветы, похожие на С. А зимой снова пойдёт снег, и старики

смогут снова слепить себе С.

(На доске появляется схема:

Снег-вода-пар-облако-дождь-снег.)

-Как вы думаете, если бы С. не пошла бы в лес, не стала прыгать через

костёр, она смогла бы выжить?

-В результате нашей работы мы составили с вами план сказки:

-Стало солнышко пригревать.

-невесела

-Волнение ,беспокойство.

-Прогулка в лес с подружками?

-Ей по-прежнему невесело.

-Её старики уговорили.

-Они её очень любят,хотят

сделать как лучше.

-Вот и зашло солнышко…

-С.прыгнула через костёр.

-С. растаяла.

-Снегом.

-В тонкое облачко.

-Время снега невечно.

Последний снег тает в лесу

позже, чем на открытой

местности. Но туда рано или

поздно проникают солнечные

лучи.

1.Горе стариков.

2.Соседские ребятишки.

3.Появление Снегурочки.

деятность;

планирование

учебного

сотрудничества)

.

Коммуникативн

ые

(уметь

оформлять свои

мысли в устной

форме, слушать

и понимать речь

других).

IV Домаш.

задание

Слайд 10

-Как вы думаете, зачем мы план составляли?

-Дома подготовьте пересказ сказки, пользуясь планом, составленным

на уроке.

4.Жизнь С.зимой.

5.С. боится тепла.

6.Прогулка в лес с подружками.

7.Снегурочка растаяла.

-Чтобы легче было вспомнить

содержание, пересказать

сказку.

VI.

Рефлексия и

оценка

Слайд 11

Проблемный вопрос.

- Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не

прыгнула через костёр? (Правильно, время снега не вечно. Последний

снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано

или поздно проникают солнечные лучи.)

-Что узнали нового?

-Что больше всего запомнилось?

-Что показалось трудным?

Дорисуйте лицо Снегурочки, что бы оно выражало оценку вашей

сегодняшней работы.

2 -3 ответа

На парте есть шаблон

Снегурочки, на котором уч-ся

рисуют лицо с эмоцией.

Познавательные

(уметь работать

самостоятельно,

уметь

применять

изученные

правила,

выполнять

самопроверку и

самооценку)



В раздел образования