Автор: Акопова Карина Кареновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Роль классного руководителя в современной школе
Раздел: среднее образование
Роль классного руководителя в современной школе.
За
последние
годы
функции
классного
руководителя
были
принципиально переосмыслены.
Как же меняются задачи и функции классных руководителей в современной
школе? Какие профессиональные качества выходят сегодня на первый план?
Раньше классное руководство было своего рода приставкой к основной
нагрузке учителя. Сейчас изменились подходы к классному руководству
вообще: оно стало системообразующим элементом взаимодействия как
внутри школы, так и школы с семьей. Ссылаясь на программу воспитания,
классный руководитель выполняет три большие функции: это функции
координатора, коммуникатора и организатора.
Воспитание
обучающихся
в
современных
условиях
отвечает
актуальным задачам реализации нового поколения ФГОС, которые включают
в себя воспитательный компонент: программу воспитания, социализации и
духовно-нравственного
развития,
в
которой
охарактеризованы
воспитательные ценности, цели и задачи воспитания, его примерное
содержание,
механизмы,
формы
и
методы,
подходы
к
оценке
результативности воспитательного процесса. В соответствии с Федеральным
Законом
Российской
Федерации
«Об
образовании»
воспитание
рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на
создание условий для формирования духовно - нравственной личности,
интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования
человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и
нацеленного
на
совершенствование
этого
общества.
«Современный
национальный
воспитательный
идеал
—
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации».
Работа с классным коллективом: установить и упрочить доверительные
отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе, все это достигается.
Индивидуальная работа с обучающимися:
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных
проблем
(налаживание
взаимоотношений
с
одноклассниками
или
педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего
образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
обучающегося, которую они совместно стараются решить;
Работа с учителями-предметниками в классе:
регулярные
консультации
классного
руководителя
с
учителями-
предметниками,
направленные
на
формирование
единства
мнений
и
требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания,
на
предупреждение
и
разрешение
конфликтов
между
учителями-
предметниками и обучающимися.
Работа
с
родителями
обучающихся
или
их
законными
представителями:
регулярное информирование родителей о школьных успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между участниками образовательного
процесса: обучающимися, их родителями или законными представителями,
администрацией школы и учителями-предметниками.
Считаю, что классный руководитель
является одной из ключевых
фигур в воспитательном процессе. Его работа должна представлять собой
целенаправленную, системную и планируемую деятельность, только тогда
можно будет говорить об эффективности воспитательного процесса. Педагог
– это творец, создающий сегодня будущее: свое и других поколений, и от его
ежедневной работы зависит, каким оно будет. «Жить – вот ремесло,
которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет –
соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником: он будет,
прежде всего, человеком…» - Жан Жак Руссо.
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом
которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание,
деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это
пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет
гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя –
поддерживать «огонь» в каждом ребенке.