Автор: Маслова Юлия Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №6
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Виртуозы-композиторы
Раздел: дополнительное образование
1
Автор:
Преподаватель МБУ ДО ДШИ№6
Маслова Юлия Александровна
г.Ульяновск
ВИРТУОЗЫ -КОМПОЗИТОРЫ
Конец 18-го и начало 19-го века - время бурного развития
Фортепианного
искусства.
Фортепиано
приобретает
широкое
распространение.
Оно
становится
излюбленным
концертным
инструментом. Его используют в домашнем быту и для обучения
музыке.
В это время для судеб фортепианной музыки складывается
благоприятная ситуация. Искусство импровизации еще не исчезает
из концертной практики. хотя и утрачивает свое былое значение.
Сочетание в одном липе композитора и исполнителя продолжает
оставаться типичным для музыканта того времени, однако интерес к
чисто
исполнительскому
мастерству
заметно
повышается.
Характерной
фигурой
для
того
времени
является
уже
не
композитор-импровизатор, а композитор-виртуоз, даже виртуоз-
композитор ( этото оттенок существенен, так как у многих
музыкантов
виртуозное
начало
становится
преобладающим
и
оказывает решающее воздействие на их творчество).
Среди виртуозов того времени были серьезные музыканты,
ставившие в своей композиторской и исполнительской деятельности
подлинно художественные задачи.
Мастерство фортепианных виртуозов начала века находилось
на очень высоком уровне. Во многом оно основывалось еще на
принципах музыкального классицизма, проявлявшихся в ясности,
логичности
исполнения,
отточенности
мельчайших
деталей,
чеканности ритмики.
2
В
крупнейших
европейских
городах,
где
интенсивно
развивалась концертная жизнь, и чаще оседали известные артисты,
постепенно
возникали
центры
музыкально-исполнительской
культуры. Важнейшими из них на рубеже 18-19 веков были Лондон
и Вена. В них сформировались лондонская
и венская школы
фортепианного искусства.
МУЦИО КЛЕМЕНТИ
Первая
из
них
основана
итальянским
композитором
и
виртуозом Муцио Клементи (1752 - 1832). Он принадлежал к
крупнейшим виртуозам своего времени (соперников Моцарта). «Его
техника,
-
пишет
французский
пианист
19
столетия
А.Ф.
Мармонтель, - отличалась удивительной точностью; рука была
неподвижной; лишь пальцы - гибкие, подвижные, независимые,
несравненной ровности извлекали из клавиш звуки гармонические,
полные неизъяснимой прелести. Никто не исполнял с таким
идеальным совершенством произведения Баха, Генделя, Мартини,
Скарлатти; ясность его игры и присущее ей разнообразие оттенков
тонко выявляли все детали этих прекрасных фигурированных пьес».
Современники
особо
отмечали
необыкновенную
виртуозность
пианиста, в частности блестящее исполнение терцовых пассажей.
Клементи - крупнейший фортепианный педагог конца 18-го -
начала 19-го столетия. Исключительно большое внимание уделялось
проблеме виртуозного мастерства.
Основой
для
формирования
техники
ученика
служили
упражнения и этюды. На них стремились, прежде всего, развить
силу, ровность, «независимость» и беглость пальцев. Движение
кисти, использования веса и давления руки считали необходимым
избегать.
3
Начинали обучение с пятипальцевых упражнений. Затем
изучали трели, двойные ноты, октавы и другие технические
формулы. Играть эти упражнения надо долго и систематично. С
помощью их тренировались не только ученики, но и виртуозы.
К наиболее ранним выдающимся образцам инструктивных
этюдов относится сборник Клементи «Ступень к Парнасу» («Gradus
ad Parnassum», первая часть опубликована в 1817 году). Он включил
фуги, каноны, скерцо, каприччио, «драматическую сценку» и много
этюдов. Динамичные, моторные, блестящие пьесы отражают дух
жизнерадостного техницизма. Они явились прообразом многих
этюдов для фортепиано. Эти этюды получили распространение в
педагогической практике (в настоящее время обычно пользуются
сборником из двадцати девяти избранных этюдов под редакцией
К.Таузига).
Этюды Клементи предназначены в первую очередь для
выработки чеканной пальцевой техники позиционного типа. В
основу их положены разнообразные пальцевые последования,
обычно
многократно
повторяемые
-
на
одном
месте
или
секвенционно, в неизменном или варьированном виде, иногда с до-
бавлением выдержанных звуков. Нередко встречаются задания на
укрепления 4-го и 5-го пальцев, на развитие техники двойных нот.
Многие этюды длинные и требуют от исполнителя значительной
выносливости.
ИОАНН БАПТИСТ КРАМЕР
Среди старших учеников Клементи выделяется
Иоганн
Баптист Крамер (1771-1858). Бетховен его ценил более других
виртуозов. В его игре проявлялись черты классицизма. Она
отличалась ясностью, благородной простотой. Вместе с тем была
свойственна лирическая теплота.
4
Его
этюды
до
сих
пор
постоянно
используются
в
педагогическом репертуаре. Впервые они были опубликованы
автором в виде пятой части его «Большой фортепианной школы».
Включенные в нее восемьдесят четыре этюда Крамер впоследствии
дополнил новыми произведениями. В настоящее время обычно
пользуются сборником «60 избранных этюдов» под редакцией
Г.Бюлова.
По своему стилю этюды Крамера близки этюдам Клементи.
Основное внимание в них уделяется выработке пальцевой техники.
Немало встречается заданий на двойные ноты. Этюды Крамера
несколько содержательнее в музыкальном отношении и мелодичнее
этюдов сборника «Ступень к Парнасу». По сравнению со своим
учителем Крамер больше использует фактуру, требующую быстрых
растяжений и сжатий руки, а также постоянных изменений
положения кисти во время игры.
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН
Величайшим представителем венской школы 19-го века,
преемником гениального Моцарта, был Людвиг ван Бетховен
(1770-1827). Его интересовали многие проблемы, стоявшие перед
композиторами того времени, в том числе проблемы дальнейшего
развития фортепианного искусства: поисков в нем новых образов и
выразительных средств. К решению этой задачи Бетховен подходил
с несравненно более широких позиций, чем окружающие его
виртуозы. Неизмеримо значительнее оказались и достигнутые им
художественные результаты.
Несомненно, Бетховен был выдающимся виртуозом. Его игра,
однако, мало походила на искусство модных венских пианистов. В
ней не было галантного изящества и филигранной отточенности. Не
блистал Бетховен и мастерством «жемчужной игры». Он относился
5
к этой модной манере исполнения скептически, считая, что в музыке
«подчас бывают желательны и другие драгоценности».
Исполнение его отличалось широтой и размахом. Оно было
проникнуто мужественной энергией и стихийной силой. Фортепиано
под пальцами Бетховена превращалось в маленький оркестр,
некоторые пассажи производили впечатление могучих потоков,
лавин звучностей.
Представление о виртуозности Бетховена и путях, которыми
он ее развивал, могут дать упражнения, содержащиеся в его нотных
тетрадях
и
книгах
эскизов.
Наряду
с
освоением
общеупотребительных технических формул он тренировался в
извлечении мощного ff (обращает на себя внимание смелая для того
времени аппликатура - сдвоенные 3-й и 4-й пальцы), в достижении
последовательного нарастания и ослабления силы звука, в быстрых
перемещениях руки. Значительное место занимают упражнения для
развития навыков игры legato
и певучих мелодий. Интересно
использование «скользящей» аппликатуры, в те годы еще не
имевшей распространения, как в наше время. Примеры:
6
Приведенные упражнения позволяют сделать вывод, что
Бетховен не разделял господствующей доктрины о необходимости
игры «одними пальцами» и что он придавал большое значение
целостным движениям руки, использованию ее силы и веса.
Слишком смелые для своего времени, эти двигательные принципы
не смогли получить в те годы распространения. В какой-то мере их,
по-видимому, все же восприняли некоторые пианисты венской
школы, прежде всего ученик Бетховена Карл Черни, который в свою
очередь мог передать их своим многочисленным ученикам.