Автор: Омарова Ирина Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 46 им. И,М,Дзусова
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: Прощание с Азбукой.
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 им. И.М. Дзусова
Сценарий открытого мероприятия:
«Прощание с
Азбукой»
Подготовила: учитель начальных классов
Омарова Ирина Николаевна
Прощание с Азбукой
Цели:
1. В увлекательной игровой форме способствовать повторению и
систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по курсу
«Обучение грамоте»; поддерживать у учащихся интерес к знаниям.
2. Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда,
развивать творческие способности учащихся.
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению;
уважительного отношения к одноклассникам, родителям.
Учитель: Дорогие ребята! Дорогие наши гости! Сегодня у наших
первоклассников праздник « Прощание с Азбукой!» Давайте поздравим их с
успешным окончанием Азбуки и пожелаем им в дальнейшем хорошо
учиться, быть добрыми, честными и умными.
Песня « Чему учат в школе»
Ведущий
Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка,
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Стихотворения.
1 ученик
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
2 ученик
Я с этой книжкой в первый раз
Пришёл в свой первый, светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
3 ученик
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
4 ученик
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Частушки
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи,
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы успешно
Изучили алфавит.
Знаем буквы по порядку,
Мы запишем их в тетрадку.
Азбука нам говорит:
«Это, дети, - алфавит!».
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем,
Эти буквы мы поем!
Нам слова даются трудно
Научились мы читать.
Эх, еще бы научиться
Без ошибок их писать
Двести слов в минуту нынче
Как машинка я строчу,
Я любую вашу книжку
Одним махом проглочу.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И «Спасибо!» десять раз
Дружно хором скажем!
АЗБУКА–ЗАПОМИНАЙКА
На подушку прыгнул зайка,
Лезет кукла на кровать,
Просит маму дочка Тайка
На ночь сказку почитать.
Мама стала спорить с Тайкой:
— Сколько лет тебе? Ах, пять?
Стыдно, дочка, быть Незнайкой.
И пора самой читать!
Только фыркнула лентяйка,
Отвернулась к стенке дочь.
Азбука-запоминайка
Ей приснилась в эту ночь.
Клоун Тайке корчил рожи,
Как ужасный Бармалей:
— Буковки на что похожи?
Догадайся! Ну, смелей!
Узнавать учил он Тайку
В каждой буковке предмет.
Превратилась Тая в Знайку!
Встала Таечка чуть свет.
Не узнать сегодня Тайку,
У неё счастливый вид.
Азбуку-запоминайку
Вам на память повторит.
* * *
АКак запомнить букву эту?
А похожа на ракету!
Б
Клоун вышел на арену,
Будто музыкант на сцену
И играет на трубе.
Сел как йог, стал буквой Б.
В
Буква В, как мотылёк,
Что уселся на цветок.
Г
Буква Г как кран подъёмный,
Груз поднимет многотонный!
Д
Буква Д, как будто дом,
Но всего с одним окном.
Е
Буква Е — большая полка.
Вон, на ней предметов сколько!
Ё
Полка — Ё! Но не с цветами,
А вверху с двумя мячами.
Ж
Посмотри-ка на снежинки:
В каждой — Ж посерединке.
З
На обед дал клоун Гоша
Листья фикуса козе.
Откусила та. И что же?
Фокус-покус! — Буква З.
И Сквозь ограду лезет пёс,
Доски все наперекос.
Оторвал одну. Гляди,
Получилась буква И!
Й
Пролетит над И синица,
И в Й сразу превратится.
Если птичка есть над ней,
Пой и смейся веселей!
К
Клоун вверх подбросил мяч,
Крутит обруч. Вот циркач!
Если так стоит пока,
Он похож на букву К.
Л
В шалаше – букве Л —
Мышка будет спать в метель.
М
Буква М — горбы верблюда!
Это разве ли не чудо?
Н
На лесенке у Наденьки
Сломались перекладинки,
И лесенка от перемен
Вдруг превратилась в букву Н.
О
Буква О — моё колечко,
Вот в шкатулке, посмотри.
Только буква без сердечка
И без камешка внутри.
П
Зарядку делать кот привык
На букве П, ведь П — турник!
Р
Кто сложил колечком руки?
Это что ещё за трюки?
Клоун показал пример,
Как нам сделать букву Р.
С
К зубкам бублик поднеси
И немного откуси,
Но, смотри, не скушай весь!
Что осталось? Буква С!
Т
Т напоминает грабли,
Но без зубчиков, не так ли?
У Не могу я пиджачок
В шкаф повесить на крючок.
Отвалился! Прикручу
Я шурупом букву У!
Ф
Клоун Гоша руки
Быстро сунул в брюки
Клоун был смешон.
Буквой Ф стал он.
Х
Тяни за ножницы, пока
Они не станут буквой Х.
Ц
Глянь, ступенька на крыльце!
С ней крылечко — буква Ц!
Ч
Кончен день. Пришёл к нам вечер.
Лампы нет? Зажгите свечи!
На подставки — по свече,
Весь подсвечник — буква Ч!
Ш
Хотела сынка причесать мама Люба,
Расчёску взяла, а в расчёске — три зуба.
Ей не удалось причесать малыша,
В расчёске узнал малышок букву Ш!
Щ
Два зайца кастрюлю скребут сообща:
Один чистит щёткой, другой — буквой Щ!
Ъ
Если клоун встанет так,
Будет буква – твёрдый знак.
Ы
Клоун двор метёт метлой.
Детвора сказала: «Стой!»
На глазах у детворы
Клоун Гоша — буква Ы.
Ь
Выгнул спину клоун так,
Получился мягкий знак.
Э
Парад-алле! Парад-алле!
Прыжок! И клоун — буква Э!
Ю
Клоун рыжий на арене.
Я всех клоунов люблю!
Пятки вместе, врозь колени —
Он похож на букву Ю!
Я
Пляшет весело гопак
Клоун, маленький Илья.
Руку — в бок, а ножку – так,
Получилась буква Я!
* * *
В азбуке-запоминайке
Буквы все знакомы Тайке —
Клоун дал урок хороший.
За него спасибо Гоше!
Песня « Дружба с Букварём».
Учитель. Вот какие дружные буквы русского алфавита, но не всегда буквы
были такими. Не всегда мирно жили и крепко дружили. Хотите узнать, что с
ними однажды произошло?
Дети (вместе). Хотим!
Ведущий. Ну, так слушайте рассказ.
Буквы в азбуке у нас
Жили, не тужили.
Весело дружили.
Где никто не ссорится -
Там и дело спорится.
Только раз всё дело стало
Из-за страшного скандала.
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я».
- Я, сказала буква «Я»,-
Главная, заглавная!
Буква Я. Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояло «Я».
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Ведущий. Говорят ей:
Встань на место!
Отвечает …
Буква Я. Не пойду.
А ведь я не просто буква,
Я - местоимение!
Вы в сравнении со мной - недоразумение.
Не более, ни менее!
Ведущий. Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф. Фу - ты, ну - ты!
Ведущий. Фыркнул «Эф».
От обиды покраснев.
Буква С. Срам.
Ведущий. Сердито «Эс» сказала.
Буква В. (кричит) Воображала! Это всякий так бы смог!
Мягкий знак. Попробуй, потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый.
Ведущий. Вдруг промямлил мягкий знак,
А сердитый твердый знак
Молча, показал кулак.
Буква и. Тише, буквы!
Стыдно, знаки!
Ведущий. Закричали гласные.
Буква А. Не хватало только драки,
А еще согласные.
Буква О. Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться.
Буква У. Мы же грамотный народ!
Буква «Я» сама поймет.
Буква Н. Разве мыслимое дело
Всюду «Я» вперед совать
Буква Э. Ведь никто в таком письме
Не поймет ни «бэ», ни «мэ».
Буква Я. Не хочу водиться с вами!!!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Ведущий. Тут все буквы улыбнулись.
Меж собой переглянулись,
И ответил дружный хор.
Буквы. Хорошо, идем на спор!
Буква Р. Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку.
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я. Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а «Я».
Ведущий. Буква «Я» взялась за дело.
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела,
Написать она сумела только «я,я,я,я»
Буквы. Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха.
Ведущий. «О» от смеха покатилась,
«А» за голову схватилась.
«В» и «Б» поджали рот.
Буква «Я» сперва крепилась.
А потом как заревёт.
Буква Я. Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы «Ю».
Буква Х. Что ж, решил весь алфавит.
Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все от «А» до «Я»
Жили, как одна семья.
Ведущий. Буква «Я» всегда была всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы «Я».
Отныне и навсегда буквы - наши верные друзья и помощники.
Учитель: Нам прислали телеграммы сказочные герои. Давайте
отгадаем, кто это.
Дорогие наши дети!
Я пишу вам письмецо!
Я прошу вас: мойте чаще
Ваши уши и лицо. ( Мойдодыр)
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
Круглый и румяный бок,
А зовусь я … ( Колобок)
Серый волк за братьями гонялся.
В лапы ни один ему не дался!
Весело живут, смеются звонко
В домиках своих … ( Три поросёнка)
Я очень расстроена,
нечаянно разбила
золотое яичко. ( Курочка Ряба)
Все закончилось благополучно,
только хвост остался в проруби. ( Волк )
Дорогие гости, помогите,
Паука –злодея погубите. ( Муха- Цокотуха)
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
Сказки чаще вы читайте
И уроки извлекайте!
(задание: отгадать название сказки)
-Снежная принцесса (Снежная королева)
-Желтая кепочка (Красная шапочка)
-Илья-царевич и бурый волк (Иван-царевич и серый волк)
-Мальчик и Карлсон (Малыш и Карлсон)
-Спящая бабушка (Спящая красавица)
-Стойкий железный солдатик ( Стойкий оловянный солдатик)
-Гадкий цыпленок (Гадкий утенок)
-Сказка о рыбаке и рыбачке (Сказка о рыбаке и рыбке)
-Луковый мальчик (Чипполлино)
-Свеколка (Репка)
Отгадайте слово.
Ч Б К У Е Н И
Л Е З В Е Р Т И О
П Р Т Ф Е О Л Ь
М А О К О Н С В Т
М А О К О Н С В Т
Ребусы.
Стихотворения
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам, постепенно,
К миру сказок нас ведут.
Мы теперь читаем сами.
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: «Спасибо!
Расставаться нам пора!»
До свиданья, до свиданья!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придет.
Мы хотим тебе сказать: «Спасибо!»
Мы за все тебя благодарим!
Говорим тебе мы «До свиданья!»
«Здравствуй!» новой книге говорим.
Песня «Расстаёмся с букварём».
Вед.: Ребята сегодня мы прощаемся с вашей первой книгой «Азбукой».
Теперь вам интересно будет знакомиться и читать новые книги. И сегодня
они у вас появятся, но прежде чем вы их получите, я хочу в последний раз
вас испытать сегодня. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «Нет» или «Да».
Азбука дала вам знания,
Они с вами навсегда.
Помнить будете, вы? (Да)
Впереди ребята ждут вас книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет)
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет)
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да)
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите, вы? (Нет)
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
Дети:
Мы Азбуку прошли до корки,
Нам по чтению – пятерка!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У- ДО-СТО-ВЕ-РЕ-НИЯ!!!
В том, что Азбуку прочли
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
(выдаются удостоверения)
Ведущий.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!
Вед.: В добрый путь по дороге знаний! Подружитесь с новой книгой,
читайте, растите умными детьми.